Формирование и развитие УУД в ходе реализации ФГОС.
статья на тему

Кулешова Татьяна Николаевна

Доклад 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             

                                                          

  «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.          

Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в школе.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

 Главной целью образования – развитие личности обучающихся.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа.

   Цели реализации данной программы: создание условий для развития и воспитания личности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;

    Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один 1 десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

 Важнейшей задачей каждого учителя нашей школы при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учётом деятельностного подхода. С целью освоения учителями новых требований к уроку в школе организованы обучающие семинары, педагогические советы и консультации.

При  введении ФГОС ООО учителя школы, работающие в 5-м классе, должны были пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Содержание подготовки школьников на ступени основного общего образования определяется с учётом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. Поэтому основные способы получения знаний – это самостоятельная работа с информацией и решение учебно-практических и учебно-познавательных задач.

С этого года мы работаем в 5 классе по новым ФГОС. На заседаниях педагогического  совета, заседаниях ШМО мы рассмотрели и обсудили много вопросов, связанных с введением Стандарта. Практика показала, что на этапе введения ФГОС учителям необходимо уяснить смысл понятия «универсальные учебные действия (УУД)».  И мы пришли к выводу, что  в этом учебном году особое внимание необходимо уделить именно этому вопросу – формированию УУД.  Методическая проблема, над которой работает коллектив в этом учебном году так и звучит.       

   ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично запоминают.

  Учебной ситуацией может стать задание составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или  практическая работа и т.д.                                                                  

 Как уже известно, на сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».  Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

. На   уроках и внеурочных занятиях учителя нашей школы применяют и  формируют УУД: личностные - умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор, регулятивных  - умения организовывать свою деятельность, познавательные - умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире, коммуникативные – умения общаться, взаимодействовать с людьми.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её.

В связи с этим изменяется структура и действия учителя и ученика. С точки зрения деятельностного подхода ученик и учитель становятся партнёрами в 3 образовательном процессе. 

Так преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Таким образом, в ходе проектирования современного урока раскрываются  такие компетенции, а именно: - компетентность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса - компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития учащихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Теперь учитель – это навигатор, тьютор, помощник, который должен чаще отвечать на вопрос учащегося «Не знаю, посмотри в учебнике, найди информацию, попробуй сам». Способность к импровизации на уроке становится важной составляющей профессиональной компетенции учителя.

Учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения. В связи с этим самой оптимальной формой проектирования современного урока является Технологическая карта. Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты. Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования. ТК -это Проект урока, составленный учителем с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока). Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

 • в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

 • должны быть указаны операции, их составные части.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.

Однако, можно выделить основные блоки: 1. блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); 2. инструментальный блок (какими средствами это достижимо); 3. организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

Одним из важных  моментов в работе по формированию УУД является создание условий для проведения урочных, внеурочных занятий в соответствиями с требованиями Стандарта.  

    УУД в основной школе формируются в рамках использования возможностей современной информационной образовательной среды.

     В  нашей школе  компьютер  широко используется учителями на уроках в т.ч. и для тестирования, контроля знаний,  система голосования позволяет сделать этот процесс не только эффективным, но и увлекательным. В нашей школе 4 компьютера. У наших  учителей есть возможность проводить занятия,  используя ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке. Большинство учащихся сегодня являются продвинутыми пользователями Интернета и  пользуются возможностями информационного пространства в учебной деятельности.

              Все современные педагогические технологии, способствующие формированию и развитию УУД, несомненно, всем хорошо знакомы. Наиболее эффективными  являются технологии деятельностного типа: проблемное обучение, работа в парах и группах, проектная деятельность и другие.

              На наш взгляд, среди технологий, методов и приёмов развития УУД в  5 классе основной школы особое место занимает учебно -  исследовательская деятельность. Она позволяет развивать все виды УУД,  Те или другие в большей или меньшей степени, в зависимости от форм ее организации и проектная деятельность.

В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.

Мы применяем такие формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях, как: урок – лаборатория, урок- мастерская, урок - творческий отчет, урок- презентация, урок-исследование, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок- экспертиза, урок открытых мыслей и т.п. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях у нас следующие: интеллектуальный  марафон, образовательные экскурсии, исследовательская практика, работа над учебным или социальным проектом.

         Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – еще и оценке. Вывести обучающихся на высокий метапредметный и личностный результат можно только в результате постоянной целенаправленной  работы над формированием универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей в основной школе. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути формирования УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.

     В школе ведется работа по  созданию системы мониторинга  уровня сформированности УУД, создается банк диагностических методик с целью отслеживания динамики.                            

 Метапредметные результаты мы отслеживаем при помощи:

  • анализа результатов   тематических контрольных работ, в которые обязательно включаются задания на определение уровня сформированности УУД;  
  • анализа результатов комплексной метапредметной работы, которая проводится в начале и в конце учебного года; (результаты обучающихся 5 класса  показывают положительную динамику, причем, наряду со средними показателями по классу,  мы отслеживаем динамику результатов каждого обучающегося).
  • защита  проекта, которая является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов  и  отражает уровень  сформированности навыков работы с информационными источниками; исследовательскую деятельность; перенос предметных знаний в практику собственной жизни; навыки в области презентации полученных знаний. В течение 2014-15 учебного года каждый обучающийся  1-4 классов принял участие в подготовке и защите нескольких крупных проектов. Это учебные проекты, такие как, «Мое счастливое детство», «Моя родословная»,  творческие проекты, индивидуальные и групповые, краткосрочные и долгосрочные. В этом учебном году пятиклассники продолжают работать с учебными проектами
  • отчетов педагогов о проведении неаудиторных занятий по учебным предметам, таких как дискуссия, викторина, конкурс.
  • портфолио – как накопительная система  достижений обучающихся. Оно содержит информацию не только об участии в творческих конкурсах, но и результаты интеллектуального труда).

Оценка применяется для получения данных о текущем состоянии дел ученика,  для определения ближайших шагов в направлении улучшения этого состояния, такое оценивание называется «формирующим» оцениванием.  Личностные результаты каждого обучающегося  отслеживаются при помощи:

  • анкетирования обучающихся, бесед с учителями,  обучающимися и родителями;
  • отчетов классных руководителей о результатах участия обучающихся в общественной жизни;
  • психологических  методик, с помощью которых выявляется уровень сформированности универсальных учебных действий параллельно с педагогической диагностикой.                            

Эти данные фиксируются классными руководителями, чтобы потом посмотреть их в динамике, относительно каждого обучающегося.

Очень актуальны сейчас  слова : «Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения». Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

  Проверка реализации требований ФГОС к современному уроку в нашей школе показывает, что в большинстве наши учителя  понимают сущность изменений, которые привнес новый Стандарт в   проведение урока и реализуют на практике требования к проведению современного урока. Но бывают и неудачи, не всегда получается реализовать задуманное. Мы только в начале пути, и нам еще предстоит много работать в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный аспект в ходе реализации ФГОС (презентация)

Презентация к проведению педагогического совета "Воспитательный аспект в ходе реализации ФГОС. Программа воспитания и социализации обучающихся."...

Публичный отчет о введении и ходе реализации ФГОС НОО в 2011-2015гг.

 Публичный отчет о введении и ходе реализации ФГОС НОО в МБОУ СОШ с.Работки 2011-2015гг. содержит информацию об этапах выполнения условий для обеспечения перехода начальной ступени на...

Выступление на МО по теме: "Повышение эффективности образовательной модели школы в ходе реализации ФГОС"

 Вопрос качества, а значит, современности урока волнует всех. Все понимают, что современный урок соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптима...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Повышение эффективности образовательной модели школы в ходе реализации ФГОС"

«Обучение должно приносить радость познания, радость общения.Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха.              ...

Использование междисциплинарных связей и формы контроля по разделу «Военно-подготовка» в ходе реализации ФГОС СПО по дисциплине «Физическая культура"

Междисциплинарные связи и формы контроля по разделу «Военно-подготовка» в ходе реализации ФГОС СПО по дисциплине «Физическая культура"...

Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».

Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся  с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...

Проектная технология в ходе реализации ФГОС ООО

Проектная технология в ходе реализации ФГОС ООО...