Развитие профессиональных компетенций педагога через различные формы анализа урока
учебно-методический материал на тему

Плотникова Ольга Петровна

Компетентностным считается тот труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая дечтельность, педагогическое общение, реализуются лучшие качества личности, достигаются хорошие результаты обученности и воспитанности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_pedagoga_cherez_analiz.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие профессиональных компетенций педагога через различные формы анализа урока

Плотникова Ольга Петровна- педагог

Пластовского технологического филиала ГБПОУ Копейского политехнического колледжа имени С.В. Хохрякова

        Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

            Для того, чтобы успешно реализовываться в профессии, человек должен быть компетентным. Для этого нужно обладать определенным набором компетенций, которые должны развиваться в процессе жизни и трудовой деятельности.

            Компетентным  считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяются также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны.  (Маркова А.К.)

            Компетентность - это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.   (Митина Л.М.)

            Сегодня многими эти понятия воспринимаются как одно и то же. Хуторской А.В. поясняет, что под компетенцией следует понимать нормативные требования к профессиональной подготовке учителя, а под компетентностью – уже сложившиеся, состоявшиеся его качества.  Так как на сложившиеся качества мы повлиять не можем, но  можем развивать те качества, которые еще  не сформированы в полной мере и могут меняться, а значит, можем развивать профессиональные компетенции.

        Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:

  • Социально-психологическая компетенция,  связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе, в режиме развития.
  • Профессионально-коммуникативная компетенция,  определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
  • Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к  развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности;  знания основ педагогики.
  • Предметная компетенция в сфере предметной специальности:               знания в области преподаваемого предмета,  методики его преподавания.
  • Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели,  планировать и организовывать деятельность.
  • Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной   педагогической деятельности.
  • Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
  • Компетенция в сфере инновационной деятельности,   характеризующая учителя как экспериментатора.
  • Креативная компетенция, т. е. умение учителя выводить деятельность на творческий,  исследовательский уровень.

            Каждый педагог, проводя анализ своей педагогической деятельности, растет в профессиональном плане и развивает свои компетенции, выводя их на новый уровень. Из такого анализа каждый учитель должен узнать, что в работе следует закрепить, а что устранить, каким путем избежать повторения ошибок. Лишь кропотливый анализ собственного и чужого опыта, изучение необходимой литературы могут привести педагога к высокому профессиональному уровню мастерства.

             А развиваются ли профессиональные компетенции через различные формы анализа и самоанализа проведенных уроков?

            Рассмотрим формы анализа урока:

        Краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

        Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей учащихся.

        Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования УУД учащихся, усвоения ими способов учения.

        Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока , содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.

        Структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

        Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

        Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности развивающего типа).

        Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация  принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения, дидактическая обработка учебного материала урока, руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.).

        Аспектный  анализ  -  это  детальная  оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельностиобучащихся.

Примеры аспектов анализа:

-реализация триединой задачи урока;

-использование развивающих методов на уроке;

-изучение способов активизации ПД учащихся;

-формирование общеучебных умений и навыков обучащихся;

-проверка и оценка ЗУН учащихся;

-организация проблемного обучения на уроке.

        Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия  (чаще всего системы занятий ).

            Изучив профессиональные компетенции учителя, рассмотрев различные формы анализа уроков, мы можем сказать что, педагог, проводя полный анализ урока, всегда скрупулезней присматривается к тем аспектам, в которых, по его мнению, не был достигнут предполагаемый результат.  Например, те ли методы и приемы обучения были использованы, какова была их активность на уроке, доведено ли новое до каждого ученика. Не для кого ни секрет, что планируемые действия не всегда могут оправдаться в той мере, которую мы ожидаем, и тогда учитель прибегает к поиску новых форм, методов и приемов, развивая свою предметную компетенцию, совершенствуясь в методике преподаваемого предмета.

     Например, сейчас с реализацией ФГОС мы должны четко знать, чему научился ученик на каждом уроке, а для этого мы должны ставить адекватные цели, достижение которых можно измерить на каждом уроке.

      Психологический анализ занятия позволяет нам развивать профессионально-коммуникативную и креативную компетенцию. Ведь немало важно установить при помощи общения на уроке благоприятный психологический климат (создать хорошее настроение у учащихся, найти эмоциональный отклик на происходящее на занятии). Насколько творчески развит педагог и как это творчество проявляется в ходе урока, настолько интереснее и разнообразнее формы, методы и средства подачи информации и какие условия будут  созданы для развития творческого мышления обучающихся.

         Для расположения обучающихся к себе педагог должен быть сам открыт для диалога, с ним должно быть интересно, он должен владеть педагогическим тактом и быть готовым отвечать на любые вопросы.

    Для повышения интереса к своему предмету мне всегда хочется находить и придумывать что - то новое, чтобы молодежи было интересно работать и выполнять монотонные  упражнения.

        По средствам краткого анализа, который характеризуется решением образовательной, воспитательной и развивающей задачами, дает оценку их реализации. На современном этапе образования мы говорим, что учить как раньше мы не можем, потому что теоретические знания не имеют никакой ценности. И тогда встает вопрос об основных способах подачи информации, деятельностном подходе, где студенты сами добывают информацию, а для этого учитель должен переработать все новое, что ему предлагает методическая литература, таким образом развивается компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая педагога как экспериментатора.

       Работая по всем уже известным новым технологиям, это и игровая и здоровье сберегающая, где мы должны контролировать процесс со стороны, давая детям возможность добывать, формулировать, выполнять самостоятельно, опираясь на свой опыт. Это формулировка темы учащимися, выполнения ОРУ. Выполнять упражнения после наглядного просмотра обучающего видео (ТБ; техника упражнения; правила игры и т.д.). Разбор ошибок самим учеником или одноклассниками.

     И конечно любая форма анализа подскажет педагогу, что нельзя владеть ни одной инновационной деятельностью сегодня без развития информационно-коммуникативной компетенции т. е. владением  ИКТ и интернет - технологиями. Это разнообразные вебинары, интернет - сообщества, участие в конкурсах, публикации статей и выкладывание своих методических разработок в так называемые методические банки. Ведь делясь своим опытом и исследуя чужой, человек несомненно растет и развивается в личностном плане.

    Таким образом, компетентного педагога можно охарактеризовать как человека, который: овладевает нормами профессии; успешно осуществляет свою трудовую деятельность; достигая мастерства, самостоятельно строит сценарий своей профессиональной жизни; устойчив к внешним препятствиям; стремится к развитию своей личности средствами профессии; обогащает опыт профессии творческим вкладом; способствует повышению социального престижа данной профессии в обществе, интересу к ней.

   Чтобы выпустить востребованную в обществе личность, нужно самому постоянно развиваться, шагая в ногу со временем и детьми. Быть готовым к любым переменам!

Список  используемой литературы.

1. Воронина Ю.В. Об основных подходах к анализу современного урока

 (сообщение для семинара-совещания для заведующих районными методическими кабинетами «Управление модернизационными процессами», 14 декабря 2013 г.)

2. Зимняя, И.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. - М., 2004. – 381с. 3. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.

4. Кульневич С.В. , Лакоцетина Т.П. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК Изд. 2-е, доп., –  Ростов-на-Дону: Учитель, 2012.

5.Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2011.

6. Интернет – ресурсы
http://videotutor-rusyaz.ru/uchitelyam/metodichka/14-analizuroka.html
http://www.uroki.net/docdir/docdir4.htm
http://www.zavuch.info/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО

В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...

Развитие профессиональных компетенций учителя через различные формы анализа урока.

Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учител...

Методическая разработка «Формирование и развитие профессиональных компетенций учащихся через проблемно - развивающие педагогические технологии»

Методическая разработка «Формирование и развитие профессиональных компетенций учащихся через проблемно - развивающие педагогические технологии»...

Статья РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья посвящена профессиональному развитию компетенций, характеризующих инновационную активную личность педагога. Автор рассматривает методическую систему работы по формирова...

»Развитие профессиональной компетенции педагога через совершенствование приемов педагогической техники « Мешковой Валентины Николаевны

Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени.Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прием письменно...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....