Главные вкладки

    Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО
    статья по теме

    Зверева Ирина Геннадиевна

    В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в целом, но и методической деятельности в школе. В рамках деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Построение внутришкольной системы оценки деятельности учителя как главной составляющей внутришкольной системы оценки качества образования» (2009-2013г.г.) методической службой нашей школы была разработана и апробирована карта достижений и успехов учителя и классного руководителя – Диагностическая карта учителя / Диагностическая карта классного руководителя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

    Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО

    В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в целом, но и методической деятельности в школе.

    В рамках деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Построение внутришкольной системы оценки деятельности учителя как главной составляющей внутришкольной системы оценки качества образования» (2009-2013г.г.) методической службой нашей школы была разработана и апробирована карта достижений и успехов учителя и классного руководителя – Диагностическая карта учителя / Диагностическая карта классного руководителя (Приложение 1, 2).

    В основу Диагностических карт легли требования «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», а также новые требования к аттестации педагогических работников на высшую и I квалификационные категории, вступившие в силу с 1 января 2011г.

    Первоначальный анализ Диагностических карт по результатам 2010/2011 учебного года показал следующее.

    Диагностических карт учителей начальной школы: из 8 учителей, работавших в 2010/2011 учебном году, только 1 учитель показал высокий уровень (13%), (для сравнения: высшую категорию имеют 5 учителей (62%), I квалификационную категорию – 2 учителя  (25%), не имеет кв. категории только 1 учитель); хороший уровень – 6 учителей (75%); 1 учитель – средний уровень (13%).

    Диагностических карт учителей средней и старшей школы: из 27 учителей, работавших в 2010/2011 учебном году, только 2 учителя показал хороший уровень (7%), (для сравнения: высшую категорию имеют 7 учителей (26%), I квалификационную категорию – 9 учителей  (33%), II кв. категорию – 7; не имеет кв. категории только 2 учителя); 16 учителей – средний уровень (59%), 9 учителей – низкий уровень (33%). Высокий уровень не показал ни один учитель.

    Диагностических карт классных руководителей. В 2010/2011 уч. году с 1 по 11 класс был 21 класс-комплект. Согласно анализу Диагностических карт воспитательная работа на высоком уровне проводилась только в 1 классе (5%), в 13 – на хорошем уровне (62%), в 7 – на среднем уровне (33%).

    По каждому критерию был выставлен средний балл, таким образом были выявлены западающие моменты в деятельности учителей и классных руководителей в 2010/2011 учебном году, выявлены проблемы в деятельности методической службы школы в целом, вынесены предложения по исправлению сложившейся ситуации, скорректирован план методической работы школы на 2011/2012 учебный год. Результаты анализа Диагностических карт доведены до сведения педагогического коллектива на совещании при директоре в октябре 2011г., обсуждены в коллективе, вывешены на информационном стенде в учительской школы.

    В течение 2011/2012 и 2012/2013 учебных годов методической службой школы была проделана большая работа по ликвидации проблем, выявленных в ходе анализа Диагностических карт учителей и классных руководителей. Удалось не только изменить саму систему методической работы в школе, но и отношение учителя к своей деятельности: возросла активность учителей (открытые уроки для учителей школы, открытые внеклассные мероприятия для учителей/родителей теперь проводятся в системе и не один раз в год), возросла результативность участия в конкурсах различного уровня и учителей, и учащихся, больше стало учителей с I и высшей категорией (учителя зримо увидели свои проблемы и своевременно их ликвидировали, перестали бояться аттестоваться).

    Деятельность школы в рамках муниципальной экспериментальной площадки показала, что данная система оценки деятельности учителя достаточно эффективна:

    •  учителю позволяет самостоятельно проанализировать собственную деятельность, увидеть свои сильные и слабые стороны и своевременно внести коррективы;
    •  администрации школы позволяет увидеть проблемные зоны в системе управления качеством образования на уровне образовательного учреждения, скоординировать и скорректировать деятельность административного совета школы, своевременно принять соответствующие управленческие решения.


    Приложение 1

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ

    Критерий

    Показатели

    Оценка в баллах

    Баллы

    1. Образовательные достижения учащихся

    (по итогам учебного года)

    1. 1. Обученность учащихся.

    Ниже в сравнении с прошлым учебным годом.

    На уровне прошлого учебного года.

    Выше в сравнении с прошлым учебным годом или 100%.

    0

    1

    2

    1.2. Качество знаний всех учащихся (сравнивается класс с классом, предмет с предметом).

    Ниже в сравнении с прошлым учебным годом.

    На уровне прошлого учебного года.

    Выше в сравнении с прошлым учебным годом.

    0

    1

    2

    1.3. Результаты государственной (итоговой) аттестации учащихся.

    (выбирается средний показатель)

    Ниже в сравнении со средним показателем по району.

    На уровне среднего показателя по району.

    Выше среднего показателя по району и/или есть 80 баллов и выше.

    0

    1

    2

    1.3. Результаты промежуточной аттестации.

    Имеются неудовлетворительные отметки.

    Ниже в сравнении с годовыми оценками.

    На уровне годовых оценок.

    0

    1

    2

    1.3. Результаты административных

    контрольных работ.

    Имеются неудовлетворительные отметки.

    Ниже в сравнении с четвертыми оценками.

    На уровне четвертных оценок.

    0

    1

    2

    Итого:

    6

    2. Организация и результативность внеурочной деятельности по предмету

    (согласно анализу методической работы) 

    2.1. Систематичность внеурочной деятельности по предмету.

    Внеурочная деятельность по предмету отсутствует.

    Единичные внеурочные мероприятия в течение учебного года, не требующие длительной подготовки, план внеурочной деятельности у учителя отсутствует.

    Наличие плана внеурочной деятельности по предмету, внеурочная деятельность обоснованна и систематична.

    0

    1

    2

    2.2. Количество учащихся, ежегодно вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету.

    Ниже в сравнении с прошлым учебным годом.

    На уровне прошлого учебного года.

    Выше в сравнении с прошлым учебным годом (или 100%).

    0

    1

    2

    2.3. Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях по предмету.

    Учащиеся не принимают участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по предмету.

    Учащиеся принимают участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по предмету на школьном уровне.

    Учащиеся принимают участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по предмету на муниципальном (и выше) уровне.

    0

    1

    2

    2.4. Результативность участия учащихся в олимпиадах и конкурсах по предмету.

    Особых достижений учащихся нет.

    Учащиеся являются победителями/призерами олимпиад, конкурсов, соревнований школьного уровня.

    Учащиеся являются победителями/призерами олимпиад, конкурсов, соревнований муниципального / республиканского (или выше) уровней.

    0

    1

    2

    2.5. Участие учащихся в научно-практических конференциях (с 3 класса).

    Учащиеся не принимают участия в научно-практических конференциях.

    Учащиеся принимают участие в научно-практических конференциях на школьном уровне.

    Учащиеся принимают участие в научно-практических конференциях на муниципальном (и выше) уровне.

    0

    1

    2

    2.6. Результативность участия учащихся в научно-практических конференциях (с 3 класса).

    Особых достижений учащихся нет.

    Учащиеся являются победителями /призерами школьной научно-практической конференции.

    Учащиеся являются победителями /призерами научно-практических конференций муниципального / республиканского (или выше) уровней.

    0

    1

    2

    Итого:

    12

    3. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса

    (согласно аналитическим справкам, анализу посещенных уроков, приказам по школе)

    3.1. Создание психологического климата на уроке.

    Низкий уровень (имеются проблемы с дисциплиной на уроке).

    Средний уровень (учитель иногда прибегает к помощи классного руководителя/администрации школы).

    Высокий уровень (учитель решает все вопросы по организации урока самостоятельно).

    0

    1

    2

    3.2. Оснащенность урока (готовность доски, карты, плакаты, дидактический материал, ТСО).

    Низкий уровень (подготовка к уроку учителем осуществляется на уроке).

    Средний уровень подготовки к уроку.

    Высокий уровень (урок всегда подготовлен, наглядность продуманна и целесообразна).

    0

    1

    2

    3.3. Взаимодействие учителя и ученика на уроке (наличие обратной связи с учащимися, индивидуальной работы с учащимися, организация коллективной деятельности).

    Низкий уровень (обратная связь практически отсутствует).

    Средний уровень (взаимодействие учителя и ученика осуществляется эпизодически).

    Высокий уровень (активность учащихся на уроке высокая, на уроке все работают, осуществляется дифференцированный подход).

    0

    1

    2

    3.4. Уровень работы учителя со школьной документацией (классные журналы, журналы факультативов и др.).

    Низкий уровень (имеются замечания по ведению школьной документации).

    Средний уровень (имеются незначительные замечания по ведению школьной документации и/или школьная документация ведется несвоевременно).

    Высокий уровень (замечания отсутствуют).

    0

    1

    2

    3.5. Уровень работы учителя с тетрадями учащихся.

    Низкий уровень (имеются замечания по работе с тетрадями, тетради учащихся не проверяются).

    Средний уровень (тетради проверяются несвоевременно).

    Высокий уровень (замечания отсутствуют).

    0

    1

    2

    3.6. Работа по сохранению школьного имущества и инвентаря.

    Имеются замечания по сохранению школьного имущества и инвентаря.

    Отсутствуют замечания по сохранению школьного имущества и инвентаря.

    Учителем проводится работа по улучшению материально-технической базы школы.

    0

    1

    2

    3.7. Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе

    Низкий уровень использования данных технологий в образовательном процессе.

    Средний уровень представленности показателя.

    Высокий уровень представленности показателя.

    0

    1

    2

    3.8. Использование ИКТ в образовательном процессе

    Работа по данному направлению отсутствует или слабовыражена.

    Использование ИКТ сводится к мультимедийной презентации как современному средству наглядности;

    Представлено разнообразные формы ИКТ, используемые учителем (презентации, интернет-ресурсы, электронные справочники, тесты и т. д.).

    0

    1

    2

    3.9. Результаты работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

    Работа по данному направлению отсутствует или слабовыражена.

    Учитель оптимизирует учебный процесс с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся.

    Представлены оригинальные методики используемые учителем для укрепления здоровья учащихся /использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

    0

    1

    2

    3.10. Выполнение учебных программ (почасовое).

    86% и ниже.

    87% - 90%.

    91 - 100%

    0

    1

    2

    3.11. Сохранение контингента учащихся.

    Низкий уровень (учащиеся уходят из школы из-за неудовлетворенности уровнем преподавания предмета, имеются обоснованные жалобы со стороны учащихся, отсутствия психологического климата на уроке и т.п.).

    Средний уровень (средняя степень удовлетворенности).

    Высокий уровень (высокая степень удовлетворенности).

    0

    1

    2

    Итого:

    22

    4. Профессиональное развитие учителя

    (согласно анализу методической работы)

    4.1. Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

    Курсовая подготовка за последние 5 лет отсутствует.

    Курсовая подготовка учителем осуществляется вовремя.

    Учитель участвует в работе проблемных семинаров, курсов.

    0

    1

    2

    4.2. Наличие индивидуального плана профессионального развития педагога (план самообразования).

    План самообразования отсутствует.

    Выступление с результатами самообразования на заседании МО.

    Выступление с результатами самообразования на уровне школы (педсовет, ШПНПК), на заседания РМО.

    0

    1

    2

    4.3. Систематичность методической работы.

    Систематическая методическая работа отсутствует (пассивное участие в работе школьного МО, педсоветах).

    Активное участие в работе МО, педсоветах (доклады, выступления, обобщение опыта работы).

    Активное участие в методической работе района /республики

    (выступает с докладами на РМО, проводит муниципальные мероприятия, является экспертом ЕГЭ, организатором по проведению ЕГЭ, ГИА; является руководителем РМО, членом районной творческой группы, членом жюри по проверке олимпиадных работ, активным членом творческой группы по подготовке к муниципальным педагогическим конкурсам).

    0

    1

    2

    4.4. Наличие открытых уроков и внеклассных мероприятий.

    Открытые уроки и внеклассные мероприятия учителем не проводились.

    Открытые уроки и внеклассные мероприятия были даны на уровне школы.

    Открытые уроки и внеклассные мероприятия были даны на уровне района/республики.

    0

    1

    2

    4.5. Организация работы с родителями.

    Систематическая работа с родителями отсутствует / имеются обоснованные жалобы со стороны родителей.

    Учитель посещает родительские собрания, проводит индивидуальные беседы/консультации с родителями.

    Учитель использует разнообразные формы организации работы с родителями (в т.ч. открытые уроки для родителей).

    0

    1

    2

    4.6. Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (в форме мастер-классов, семинаров, методических учеб).

    Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта отсутствует.

    Работа по данному направлению проводится на уровне школы.

    Работа по данному направлению представлена на уровне района и выше / является наставником молодого специалиста.

    0

    1

    2

    4.7. Участие в конкурсах педагогического мастерства.

    Учитель не участвует в конкурсах педагогического мастерства.

    Участие в конкурсах педагогического мастерства на уровне школы.

    Участие в конкурсах педагогического мастерства на уровне района и выше.

    0

    1

    2

    4.8. Наличие особых достижений у учителя.

    Особые достижения отсутствуют.

    Учитель является победителем/призером на школьном уровне.

    Учитель является победителем/призером на муниципальном уровне и/или выше.

    0

    1

    2

    Итого:

    16

    5. Уровень исполнительской дисциплины

    (согласно протоколам совещаний, справкам, приказам)

    5.1. Своевременность посещения учебных занятий, производственных совещаний.

    Низкий уровень (имеются опоздания на урок, неявка на производственные совещания без уважительной причины).

    Средний уровень.

    Высокий уровень (замечания отсутствуют).

    0

    1

    2

    5.2. Дежурство по школе.

    Низкий уровень (имеются замечания).

    Средний уровень.

    Высокий уровень (замечания отсутствуют).

    0

    1

    2

    5.3. Подготовка и оформление отчетов и документов (в т.ч. РУП, планов работы, самообразования и т.п.).

    Низкий уровень (несвоевременное выполнение работы).

    Средний уровень (имеются замечания).

    Высокий уровень (своевременное выполнение работы).

    0

    1

    2

    5.4. Уровень культуры общения со всеми участниками образовательного процесса.

    Низкий уровень.

    Средний уровень.

    Высокий уровень.

    0

    1

    2

    Итого:

    8

    Максимальный балл – 64.

    100% - 90% - высокий уровень (58 - 64 балла)

    89% - 75% - хороший уровень (48 – 57 баллов)

    74% - 50% - средний уровень (32 – 47 баллов)

    менее 50% - низкий уровень (менее 32 баллов)


    Приложение 2

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

    Крите-рий

    Показатели

    Оценка в баллах

    Баллы

    Эффективность работы классного руководителя

    (согласно анализу воспитательной работы)

    1. Систематичность воспитательной работы в классе.

    Систематическая работа в классе отсутствует / отсутствует план воспитательной работы в классе.

    Есть план воспитательной работы на учебный год, работа осуществляется согласно плану работы.

    Имеется программа воспитательной работы на ступень, работа осуществляется согласно программе.

    0

    1

    2

    2. Организация самоуправления учащихся в классе (с 3-4 класса).

    Органы самоуправления в классе не созданы / созданы, но не функционируют.

    Органы самоуправления в классе созданы, но учитель регулирует процесс самоуправления.

    Органы самоуправления класса самостоятельно решают задачи при минимальном участии учителя.

    0

    1

    2

    3. Уровень участия класса в жизни школы и района.

    Пассивное участие класса в школьных делах.

    Представлено активное участие класса в жизни школы.

    Представлено участие класса в жизни города, района и др.

    0

    1

    2

    4. Уровень занятости учащихся в кружках, секциях и др.

    Ниже в сравнении с прошлым учебным годом.

    На уровне прошлого учебного года.

    Выше в сравнении с прошлым учебным годом.

    0

    1

    2

    5. Показатель уровня воспитанности.

    Ниже в сравнении с прошлым учебным годом.

    На уровне прошлого учебного года.

    Выше в сравнении с прошлым учебным годом.

    0

    1

    2

    6. Доля обучающихся, стоящих на внутришкольном контроле.

    Выше в сравнении с прошлым учебным годом.

    На уровне прошлого учебного года.

    Ниже в сравнении с прошлым учебным годом / не стоят на внутришкольном учете.

    0

    1

    2

    7. Уровень работы классного руководителя с дневниками учащихся (со 2 класса).

    Низкий уровень (имеются замечания по работе с дневниками, дневники учащихся не оформлены согласно Положению о дневниках, классный руководитель проверяет дневники формально и эпизодически).

    Средний уровень (дневники проверяются несвоевременно, есть замечания).

    Высокий уровень (замечания отсутствуют).

    0

    1

    2

    8. Организация работы с родителями.

    Работа с родителями проводится эпизодически, посещаемость родительских собраний менее 50%.

    Высокая посещаемость родительских собраний (не менее 80% от числа семей), учитель использует разнообразные формы организации работы с родителями в течение учебного года.

    Родители принимают активное участие в проведении воспитательных мероприятий  в классе (+ содержание предыдущего пункта).

    0

    1

    2

    9. Методическая работа классного руководителя.

    Систематическая методическая работа отсутствует (пассивное участие в работе школьного МО классных руководителей).

    Активное участие в работе МО классных руководителей (доклады, выступления, обобщение опыта работы).

    Активное участие в методической работе района / республики (выступает с докладами на конференциях, семинарах).

    0

    1

    2

    10. Полнота воспитательной работы.

    План воспитательной работы выполнен на 50% и менее.

    План воспитательной работы выполнен не менее чем на 70%.

    План воспитательной работы выполнен на 100%.

    0

    1

    2

    11. Уровень удовлетворенности работой классного руководителя.

    Уровень удовлетворенности на низком уровне / имеются обоснованные жалобы со стороны родителей.

    Уровень удовлетворенности на среднем уровне.

    Уровень удовлетворенности на высоком уровне.

    0

    1

    2

    12. Организация горячего питания в классе.

    Ниже в сравнении с прошлым учебным годом.

    На уровне прошлого учебного года.

    Выше в сравнении с прошлым учебным годом.

    0

    1

    2

    13. Мероприятия, направленные на сохранение физического и психического здоровья учащихся.

    Работа по данному направлению отсутствует.

    Классный руководитель проводит тематические классные часы по данному направлению.

    Работа по данному направлению систематична и разнообразна (имеется раздел в программе воспитательной работы).

    0

    1

    2

    14. Уровень содержания и оформления кабинета.

    Работа по содержанию и оформлению кабинета находится на низком уровне.

    Работа по содержанию и оформлению кабинета находится на среднем уровне (замечания отсутствуют).

    Работа по содержанию и оформлению кабинета находится на высоком уровне (отмечен администрацией школы в ходе ежегодной проверки классных кабинетов).

    0

    1

    2

    15. Уровень работы классного руководителя со школьной документацией (классные журналы, личные дела обучающихся и др.).

    Низкий уровень (имеются замечания по ведению школьной документации).

    Средний уровень (имеются незначительные замечания по ведению школьной документации и/или школьная документация ведется несвоевременно).

    Высокий уровень (замечания отсутствуют).

    0

    1

    2

    ИТОГО:

    30

    Максимальный балл –30 баллов.

    100% - 90% - высокий уровень (27 - 30 баллов)

    89% - 75% - хороший уровень (23 – 26 баллов)

    74% - 50% - средний уровень (15 – 22 баллов)

    менее 50% - низкий уровень (менее 14 баллов)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС

    Процессы  введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. В статье сдела...

    Психолого-педагогическое сопровождение педагога в условиях введения и реализации ФГОС ОО

     Введение ФГОС общего образования требует учителя иного уровня квалификации, готовности  к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде, обе...

    Индивидуальный план профессионального развития в условиях введения и реализации ФГОС ООО в деятельность ОУ c учетом темы самообразования

    Индивидуальный план профессионального развития в условиях подготовки введения и реализации ФГОС ООО в деятельность ОУ с учетом темы самообразования «Использование информационно- коммуникативных т...

    Статья Развитие профессиональных компетенций педагога – основа реализации ФГОС

    Статья посвящена актуальным вопросам развития профессиональных компетенций педагога в свете реализации ФГОС....

    Программа индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС

    Введение ФГОС в средней общеобразовательной школе ставит перед педагогическим сообществом новые задачи, одна из которых - повышение профессиональной компетентности, личностного и профессионального пот...

    Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения

    В данном докладе представлен опыт работы по теме "Совершенствование  профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения"...