РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья

Фалина Антонина Васильевна

В статье идет речь об условиях, созданных в гимназии в условиях реализации ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_falinoy_a.v.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕСОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Фалина Антонина Васильевна

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

    Если мы будем учить сегодня так,

 как  мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

В современной  жизни происходят большие изменения, которые  требуют от  человека социальной  активности, толерантности, стремления к самообразованию. Цель педагога при этом - разработать новый подход к обучению школьников, ведь помимо  содержания учебных предметов необходимо, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования,  который с 1 сентября 2013 года вошел в педагогическую практику, научить школьников применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях, формировать универсальные учебные действия.

Содержание предметов «Русский язык» и «Литература» также обусловлено общей нацеленностью образовательной деятельности на достижение личностных, метапредметных и предметных целей, что возможно на основе деятельностного подхода, который предполагает предъявление материала в деятельностной форме. Только успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.

Работая по стандартам нового поколения, пройдя курсовую подготовку по программе «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения», составив рабочие программы по предметам  всоответствии с требованиями ФГОС, я поняла, что должна использовать в своей практике  современные образовательные технологии для формирования познавательной и творческой активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

В своей практике я использую такие  педагогические технологии, как технологию проблемного обучения, технологию проектов и  информационно-коммуникационные технологии.

Технология проблемного обучения  эффективна при обучении русскому языку и  литературе.  Л.С. Выготский доказал, что обучение лишь тогда будет успешным, когда оно будет не только ориентироваться на уже достигнутый уровень развития, но и немного «забегать вперед», предъявляя к логическому мышлению несколько завышенные требования. Необходимо добиться того, чтобы ученики не получали знания в готовом виде, а пытались приобрести их самостоятельно. Известно, что «плохой учитель сообщает истину, хороший - учит ее находить» (А. Дистервег). Поэтому  в своей работе я отхожу от традиционной передачи готового знания ученику, стремлюсь включать каждого ребенка  на каждом этапе урока в познавательную учебную деятельность, используя различные педагогические ситуации.

Так, обучая пятиклассников формулированию темы и проблемы  урока, целеполаганию, ввожу в урок проблемный диалог, позволяющий создать проблемную ситуацию «знания – незнания».  В классе создается атмосфера сотрудничества. Ученики учатся уважать точку зрения другого, слушать, обосновывать свое утверждение; воспитывается культура дискуссии и общения в целом.

 На этапе введения в тему и целеполагания обучающиеся, выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера в группе или индивидуально, определяют тему урока; пользуясь опорной схемой, формулируют проблему и цели урока, создают себе установку на их реализацию; актуализируют имеющиеся знания и применяют их в новой ситуации. Например, на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Буквы ё, о после букв шипящих в корне слова»» я предложила обучающимся  проблемную ситуацию: прочитать слова(б_чка, м_д, л_дка, т_плый, ч_лка, ш_лк, щ_тка, ж_лтый), вставить букву Ё или О, ответить на вопросы: «В каких словах возникла проблема выбора букв?», «Что общего в словах и чем они различаются?». На основе наблюдений они сами  формулируют тему,  проблему и цели   урока.Значит, создание проблемной ситуации на уроке  является одним из  эффективных средств, способствующих формированию УУД. При этом развивается познавательная активность обучающихся.

На этапе овладения новыми знаниями обучающиеся учатся  формулировать  новое правило на основе анализа предложенного учителем материала. Например, при изучении темы «Буквы з и с на конце приставок» обучающиеся работают  в парах. На интерактивной  доске предлагается материал для наблюдения. Пятиклассники должны  расположить слова в два столбика и установить закономерность. Обсуждая учебную проблему в группе, они приходят к выводу о написании буквы «з» или «с» на конце приставок, озвучивают свои выводы,  сравнивают их с формулировкой правила в учебнике. Таким образом, идет работа, направленная на формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.

На этапе закрепления изученного материала  обучающиеся  самостоятельно выполняют упражнение, комментируя и поясняя свои действия. Так, при изучении темы «Лексическое значение слова.  Активный и пассивный словарный запас» в 5 классе им предлагается провести небольшой эксперимент: записать 10 слов, которые чаще всего используете в речи, дома составить презентацию. В классе сравнить свои слова с теми, которые записали ребята. В результате наблюдения учащиеся приходят к выводу, что  большинство слов повторяется, так как они обозначают предметы, действия нашей повседневной жизни (активный словарный запас), а другие слова нам приходится употреблять довольно редко (пассивный словарный запас). В процессе работы они анализируют предложенный учебный материал, осмысленно выполняют те задания, которые  способствуют достижению поставленной цели.

Таким образом, главными «деятелями» на уроке становятся учащиеся. Обучающиеся учатся сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать свое мнение, выстраивать сотрудничество. Важно, чтобы собственные находки воспринимались детьми как ценный результат урока и становились стимулом дальнейшего  развития творческой и познавательной активности.

Обязательным этапом каждого урока является рефлексия. Ученик должен вспомнить весь ход урока, проанализировать свою деятельность и деятельность одноклассников и сформулировать собственные впечатления. Вопросы учителя могут быть разными. От самого простого: «Что такое выделительные знаки препинания?» до выполнения небольшого творческого задания: «Составь схему «Группы знаков препинания по их функции» (Урок по теме «Роль знаков препинания в письменной речи»).Анализируя свою работу,обучающиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации.  

Технологию проблемного обучения я применяю и в старшей школе. Это способствует формированию индивидуального стиля учебных навыков и мотивационного интереса обучающихся к учебной деятельности, что  повлияло на стабильно высокие результаты освоения образовательных программ моими обучающимися.Стабильно высоки результаты освоения образовательных программ по итогам  мониторингов. 100%  учащихся успешно осваивают программы, по литературе на «4» и «5» - от 75% до 85% учащихся, по русскому языку – от 75% до 80%. Это свидетельствует о сформированности универсальных учебных действий у моих учащихся, они ориентируются в нравственных ценностях, у них высок уровень познавательной мотивации, что позволяет выявить  сформированная система мониторинга.

Моих выпускников 9-х и 11-х классов отличает самостоятельность, креативность мышления, высокий уровень познавательных и нравственных интересов, поэтому они успешны на ЕГЭ и ОГЭ, демонстрируют стабильно высокие и хорошие результаты государственной итоговой аттестации. Высокий уровень учебных достижений выпускников подтверждается результатами независимой экспертной оценки.

Средний балл ЕГЭ 11А класса по русскому языку  в  2014-2015 учебном году  составил 77,29 баллов, что на 11,39 баллов выше, чем в Российской Федерации,  и на 6 баллов выше,  чем в  Свердловской области. Доля выпускников, набравших от 70 до 80 баллов  составила – 35,29% , от 80 до 90 баллов – 11,76%, от 90 до 100 баллов  – 23,53% .  В 2016-2017учебном году  средний балл 11 А, Б (33 человека) классовсоставил – 79,6, что на 9,69 выше, чем в Свердловской области (Свердловская область - 69,91).  Количество и доля выпускников от минимальной границы до 60 баллов – 1 человек (3%). Количество и доля выпускников, набравших 61-80 баллов – 15 человек (45%). Количество и доля выпускников, набравших 81-99 баллов – 17 человек (52%). Медиана первичного балла 11 а класса -87, 11 б класса – 71. Медиана  первичного балла обоих классов – 81. Динамика с предыдущим выпуском составила +2,4 балла. Место гимназии в перечне образовательных организации, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по русскому языку, – 52 из 733. Достаточно высокие результаты моих выпускников по преподаваемому мной предмету позволяет быть им конкурентно способными при поступлении в престижные вузы.

Результаты ОГЭ 9Б класса (17 человек)  по русскому языку  в 2016- 2017 учебном году: экзамен сдали 100% моих выпускников,  средний балл ОГЭ 9Б класса по русскому языку  - 33,4 баллов.   На «4» и «5» сдали 15 человек, что составляет 88 %. 53% выпускников (9 человек) набрали от 34 до 39 баллов, что соответствует отметке «5». Медиана отметки – 5, медиана первичного балла – 34.  В 2017-2018 учебном году сдавали экзамен учащиеся 9а и 9в классов (41 человек). Все 100% учащихся справились с заданиями ОГЭ по русскому языку. Средний балл 9а класса – 4,6 (первичный 34,6), 9в класса – 4.4 (первичный 32,7). 95% моих выпускников сдали экзамен на «4» и «5»;  61% выпускников (25 учащихся) набрали от34 до 39 баллов, что соответствует отметке «5».Медиана отметки  в обоих классах - 5,  медиана первичного балла в 9а классе  - 35,5,  в 9в классе – 34. Результаты стабильно высоки

Средний балл ЕГЭ 11А по литературе в 2014-2015 учебном году составил 73 балла, что на 11,75 баллов выше, чем в Свердловской области, и на 15,9 баллов выше, чем в Российской Федерации. В 2016-2017 учебном году средний балл в 11 А, Б классах составил 62,5 балла, что на 3.27 балла выше, чем в Свердловской области (59,23).Количество и доля выпускников от минимальной границы до 60 баллов – 1 человек (25%). Количество и доля участников ЕГЭ, набравших 61-80 баллов -  75% (3 ученика). Медиана первичного балла – 66. В 2017-2018 учебном году экзамен по литературе сдавали 2 человека, медиана отметки – 4, медиана первичного балла – 25.

Современная школа ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, которые Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, считаю метод проектной деятельности. Он нацелен на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, данный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки коммуникативного и делового сотрудничества, то есть способствует развитию и совершенствованию информационно-коммуникативной культуры учащихся. Метод проекта направлен на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, искать информацию и анализировать, четко планировать действия, принимать решения.

Уже с 5 класса учащиеся включаются в проектную деятельность, что позволяет мне на уроках и во внеурочной деятельности активно развивать мотивацию к личностному развитию ученика.  Данную работу я организую  следующим образом. В конце изучения темы предлагаю защиту проекта, объясняю цель данного задания. Учащиеся изучают пошаговую инструкцию, затем формирую группы учащихся с учетом их психологической совместимости, распределяю задания. Следующий этап – самостоятельная работа в группах или индивидуальная, завершающаяся защитой проекта.  При использовании метода проекта я выступаю в роли консультанта, помощника, наблюдателя, координатора.

Я постоянно работаю над созданием условий, способствующих выявлению и развитию способностей учащихся к интеллектуальной, творческой,  физкультурно-спортивной деятельности, а также их участию в олимпиадах, конкурсах, фестивалях разного уровня. Это подтверждают результаты муниципальных олимпиад: по русскому языку – 2 место (2014-2015 учебный год), 1,2,3 места (2015-2016учебный год), 1, 2 места (2016-2017 учебный год) и литературе – 1,2 места (2014-2015 учебный год), 1,2 места - (2015-2016 учебный год), 1,2 места (2016-2017 учебный год), 1 место (2017-2018 учебный год);интеллектуальных и творческих  конкурсов: конкурс-форум «Мы – уральцы» 3 место, конкурс видеороликов «Сыны Великие России» -2 место (2015-2016 учебный год), игра-конкурс «Русский язык - язык русской литературы» - 1 место (2015-2016 учебный год), областной социально-педагогический проект «Будь здоров!» - 1 место (2015-2016), литературный конкурс «Музей одного литературного произведения» - 1 место (2016-2017 учебный год), муниципальный конкурс «Филологический квест» - 1 место (2017-2018 учебный год), «Живая классика» (2017-2018 учебный год).

Мои учащиеся - победители и призеры олимпиад и творческих конкурсов регионального и международного уровней: Международной игры-конкурса «Русский Медвежонок - языкознание для всех» (2013-2014 учебный год - 3 место; 2014-2015 учебный год – 2 место; 2015-2016 учебный год – 1,2,3места), Международного «Молодежного чемпионата  по русскому языку и языкознанию» (2013-2014 учебный  год - 1,2,3 места в регионе, 2014-2015 учебный год – 2,3 места;2015-2016 учебный год – 1,2 места),  Международной дистанционной олимпиады по русскому языку и литературе «Инфоурок» (2016-2017 учебный год – диплом 3 степени), Международной онлайн - олимпиады «Знанио» (2017-2018 учебный год – 1,2,3 места), Международной онлайн-олимпиады «Фоксфорд» (2015-2016 год – 1,2,3 места, пять победителей; 2016-2017 год – 3 диплома 2 степени; 2017-2018 год – 2 диплома 2 степени).

Использование метода проекта  позволяет реализовать межпредметные связи при изучении русского языка, литературы, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, что  позволяет учащимся быть  активными участниками не только муниципальных, но и региональных,  всероссийских, международных игр-конкурсов, чемпионатов. У школьников формируется  высокий мотивационный интерес к обучению.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Список литературы:

1. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2012. - 160 c.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2012. - 272 c.

3. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: моногр. / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2012. - 192 c.

ФИО (полностью)

Фалина Антонина Васильевна

Место работы

МАОУ Гимназия № 1

Должность

Учитель русского языка и литературы

Ученая степень, ученое звание

нет

Контактные телефоны

8-906-811-55-88

E-mail

antoninafalina2@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО

Отличие стандартов нового поколения от действующих. Отличительная черта ФГОС нового поколения - так называемые " Три Т". В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания л...

Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО

В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...

Индивидуальный план профессионального развития в условиях введения и реализации ФГОС ООО в деятельность ОУ c учетом темы самообразования

Индивидуальный план профессионального развития в условиях подготовки введения и реализации ФГОС ООО в деятельность ОУ с учетом темы самообразования «Использование информационно- коммуникативных т...

РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Обучение иностранному языку предполагает формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетентности. Понятие коммуникативной компетентности определяется как знание психологических, страноведчес...

«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО: Метапредметные результаты обучения - важнейшее средство достижения качества образования»

Это статья о том, как важно научить ребят преобразовывать текстовую информацию из учебника в схематичную или табличную форму,проводить интеграцию с другими предметами, такими ка география, история, ис...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Мониторинг сформированности УУД Формирование универсальных учебных действий при при освоении программы по химии на уровне среднего общего образования в условиях введения ФГОС СОО

Одним из объектов внимания, связанных с вопросами преемственности и интеграции стандартов школьных ступеней образования, является проблема освоения учащимися универсальных учебных действий (УУД). ...