Программа индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС
статья на тему

Молева Ольга Вацлавна

Введение ФГОС в средней общеобразовательной школе ставит перед педагогическим сообществом новые задачи, одна из которых - повышение профессиональной компетентности, личностного и профессионального потенциала. Я  разработала индивидуальную программу развития своей  профессиональной компетентности. При составлении программы опиралась на задачи педагогической деятельности учителя на этапе введения ФГОС, результаты самооценки своей деятельности, выявленные проблемы и затруднения, на педагогический мониторинг.

Из основных общих затруднений педагогов на этапе введения ФГОС я выделяю следующие: 

  • низкая информированность о содержании ФГОС;

  • упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;

  • сложившаяся за предыдущие  годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;  

  • отсутствие готовности учителей к планированию и организации образовательного процесса в школе в соответствии с требованиями ФГОС;

  •  принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных); 

  • отсутствие опыта  участия в создании школьного учебного плана в его части, формируемой участниками образовательного процесса и участия в рабочей группе по разработке программы развития УУД (как раздела основной образовательной программы школы).

На основе же проведённых диагностик своей готовности к работе по новым ФГОС, я выявила некоторые свои педагогические трудности, такие как:

  • недостаточность опыта экспериментальной деятельности и работы по формированию УУД;

  • владение не в полной мере технологией накопительной оценки «Портфель достижений»;

  • недостаточное знание и понимание концепции ФГОС и основных требований к результатам образования, содержанию и организации образовательного процесса;

  • редкое транслирование собственного положительного опыта в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах);

  • недостаточное знание психологии и психофизиологии познавательных процессов ребенка.

 

Что делать? С чего начать?

Цель данной программы: создание системы работы по повышению уровня профессиональной компетентности учителя в условиях введения ФГОС.

 

Задачи программы:

  • получение теоретических знаний в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ребенка;

  • изучение документов и методической литературы по ФГОС;

  • обновление знаний в области преподаваемого предмета, приобретение новых методов и приемов работы с целью ориентации в современных исследованиях по предмету и владения методиками преподавания предмета;

  • приведение своей педагогической деятельности в соответствие с новыми образовательными стандартами;

  • передача собственного положительного опыта в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах) и осуществление сотрудничества с коллегами; 

самореализация в профессиональной деятельности: результативность собственного труда: учитель - качество образования, данного обучающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_individualnogo_razvitiya_pedagoga.zip985.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 поселка Беркакит Нерюнгринского района

Программа индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС.

Составила учитель английского языка

Молева Ольга Вацлавна

  1. Пояснительная записка

Введение ФГОС в средней общеобразовательной школе ставит перед педагогическим сообществом новые задачи, одна из которых - повышение профессиональной компетентности, личностного и профессионального потенциала. Я  разработала индивидуальную программу развития своей  профессиональной компетентности. При составлении программы опиралась на задачи педагогической деятельности учителя на этапе введения ФГОС, результаты самооценки своей деятельности, выявленные проблемы и затруднения, на педагогический мониторинг.

Из основных общих затруднений педагогов на этапе введения ФГОС я выделяю следующие:  

  • низкая информированность о содержании ФГОС;
  • упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
  • сложившаяся за предыдущие  годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;  
  • отсутствие готовности учителей к планированию и организации образовательного процесса в школе в соответствии с требованиями ФГОС;
  •  принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
  • отсутствие опыта  участия в создании школьного учебного плана в его части, формируемой участниками образовательного процесса и участия в рабочей группе по разработке программы развития УУД (как раздела основной образовательной программы школы).

На основе же проведённых диагностик своей готовности к работе по новым ФГОС, я выявила некоторые свои педагогические трудности, такие как:

  • недостаточность опыта экспериментальной деятельности и работы по формированию УУД;
  • владение не в полной мере технологией накопительной оценки «Портфель достижений»;
  • недостаточное знание и понимание концепции ФГОС и основных требований к результатам образования, содержанию и организации образовательного процесса;
  • редкое транслирование собственного положительного опыта в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах);
  • недостаточное знание психологии и психофизиологии познавательных процессов ребенка.

Что делать? С чего начать?

Цель данной программы: создание системы работы по повышению уровня профессиональной компетентности учителя в условиях введения ФГОС.

Задачи программы:

  • получение теоретических знаний в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ребенка;
  • изучение документов и методической литературы по ФГОС;
  • обновление знаний в области преподаваемого предмета, приобретение новых методов и приемов работы с целью ориентации в современных исследованиях по предмету и владения методиками преподавания предмета;
  • приведение своей педагогической деятельности в соответствие с новыми образовательными стандартами;
  • передача собственного положительного опыта в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах) и осуществление сотрудничества с коллегами;
  • самореализация в профессиональной деятельности: результативность собственного труда: учитель - качество образования, данного обучающимся.

I. Основное содержание программы

Направление деятельности

Задачи  деятельности

Формы и методы работы по повышению профессиональной компетентности

Использование в своей педагогической  деятельности

I. Развитие акмеологической компетентности. (Способность к постоянному профессиональному совершенствованию).

1. Формирование способности к постоянному профессиональному совершенствованию и развитие творческой инициативы.

2. Самостоятельное  управление своим профессиональным развитием.

3. Выбор необходимых направлений и форм деятельности для профессионального роста.

4. Оптимальное  вхождение учителя в систему ценностей современного образования.

1. Обучение на курсах повышения квалификации.

2. Участие в работе школьного компетентностно-ориентированного методического семинара "Проектирование системных изменений на этапе введения в ФГОС".

3. Прямое и дистанционное обучение, вебинары, консультационные, проблемные, аналитические, «пользовательские», разработческие и методические семинары.

4. Методические практикумы по модельно-проогностическим методикам, разработка сценариев устойчивого и безопасного развития, создание и разрешение критических ситуаций и др.

5. Дистанционный консалтитнг и обучение, целевые телеконференции, диспуты, деловые игры в дистанционном режиме и др.

6. Участие в районных семинарах.

7. Посещение уроков коллег.

8. Изучение опыта лучших учителей своей школы, района, округа, как напрямую, так и через Интернет.

Приведение своей педагогической деятельности в соответствие с новыми образовательными стандартами.

II. Изучение новых стандартов, методической, психолого – педагогической литературы

1. Создание теоретической базы для организации процесса обучения в рамках системно-деятельностного подхода.

2. Получение теоретических знаний, обоснование собственных умозаключений и создание наилучших возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

  1. Изучение и анализ литературы, составление рекомендаций.
  2. Участие в работе педконсилиумов.
  3. Проведение психолого-педагогической  диагностики.

Литература, планируемая для изучения:

  1. ФГОС основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).
  2. ФГОС основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО).
  3. ФГОС основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (ООП С(П)ОО).
  4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.
  5. Выготский Л.С. Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода.
  6. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. Проблема деятельности в советской психологии.
  7. Занков Л.В. Развитие творческих способностей учащихся при системно-деятельностном подходе.
  8. Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов. Деятельностный подход в обучении.

Разработка программно-методического обеспечения; определение и совершенствование технологий, форм, методов и приемов работы с обучающимися.

III. Участие в методической работе (школы, района, республики).

1. Участие в создании основной образовательной программы школы.

1. Способствование самореализации, решению личных профессиональных проблем.

2. Обеспечение профессионального саморазвития.

3. Достижение желаемого профессионального статуса и признания в коллективе.

1. Участие в профессиональных конкурсах, как дистанционных, так и очных.

2. Участие в методической неделе по английскому языку.

3. Посещение уроков коллег.

4. Обобщение опыта.

1. Разработка и коррекция рабочих программ и КТП.

2. Разработка программ элективных курсов.

3. Подготовка обучающихся к предметным олимпиадам и проведении научно-исследовательских работ с обучающимися.

4. Активизация обучающихся для участия в конкурсах разных уровней.

5. Подготовка обучающихся к Всероссийским конкурсам по английскому языку.

 6. Прохождение аттестации.

2. Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.

Планирование, организация, проведение и анализ собственного педагогического эксперимента по внедрению инноваций.

1. Изучение литературы о внедрении педагогических инноваций.

2. Анализ собственного педагогического опыта и организация своего педагогического эксперимента по внедрению инноваций.

3. Участие в творческих мастерских.

1. Создание собственного педагогического проекта по английскому языку.

2. Проведение мониторинга результатов экспериментальной, инновационной деятельности.

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

1. Повышение уровня своей профессиональной компетентности.

2. Самореализация в профессиональной деятельности: результативность собственного труда: учитель - качество образования, данного ученикам.

3. Развитие владения управленческими технологиями.

1. Изучение методической литературы (разработки уроков, методические журналы).

2. Анализ и корректировка результатов учебного процесса.

3. Педагогический анализ ресурсов.

4. Участие в профессиональных конкурсах.

5. Написание статей, докладов, конспектов уроков, рекомендаций.

1. Прохождение аттестации.

2. Выбор форм, методов и приемов работы на уроках.

3. Составление календарно-тематического планирования.

4. Составление методических разработок.

5. Проведение мастер-классов, педагогических мастерских, открытых уроков.

6. Публикации, как в печатных изданиях, так и в сети Интернет.

IV. Разработка программно – методического обеспечения образовательного процесса и системы нормативно-методического сопровождения введения ФГОС.

1. Разработка нормативного сопровождения.

1. Изучение новой системы требований к структуре основной образовательной программы.

2. Отбор и освоение образовательных технологий деятельностного типа (ТРИЗ, исследовательских, проектных и др.).

3. Выявление и отбор способов и средств формирования УУД обучающихся.

1. Участие в создании школьного учебного плана в его части, формируемой участниками образовательного процесса.

2. Участие в рабочей группе по разработке программы развития УУД (как раздела основной образовательной программы школы).

3. Участие в формирование модели системы оценки результатов ООП в рамках предмета «английский язык».

4. Корректировка паспорта кабинета английского языка с учетом новых требований ФГОС к техническому оснащению образовательного процесса.

В содержании образовательной программы школы и своей рабочей программе.

2. Разработка инструментального сопровождения.

1. Формирование системы оценивания результатов  освоения образовательной программы учащимися по английскому языку.

2. Изменение содержания и методов контроля планируемых результатов по предмету «английский язык».

3. Выбор критериев и показателей результата образования.

4. Разработка диагностического инструментария оценки результативности.

Изучение и отбор методов оценивания для создания внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов.

1. Введение трех видов результатов: (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования).

2. Введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер оценки (портфолио учащихся).

3. Разработка (отбор) контрольных материалов для оценки предметных планируемых результатов образования.

4. Составление (выбор) комплексных проверочных работ.

5. Обработка результатов диагностических и комплексных проверочных работ.

3. Разработка технологического и информационно-методического сопровождения.

1. Создание наилучших возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

2. Обновление знаний, приобретение новых способов мышления, новых методов и приемов работы.

3. Обновление методов и содержания образования по английскому языку.

4. Освоение педагогических технологий  и выстраивание собственной методической системы.

5. Приведение своей педагогической деятельности в соответствие с новыми образовательными стандартами.

1. Изучение и анализ теоретической и методической литературы (научные статьи, разработки уроков, предметные журналы, опыт коллег).

2. Изучение педагогических технологий и  учебных модулей.

3. Анализ  УМК и ЦОР.

1. Составление рабочих программ по учебному предмету.

2. Разработка календарно-тематического планирования.

3. Разработка рабочих программ элективных курсов по английскому языку в 10-11 классах «Углубленное изучение английского языка. Подготовка к ЕГЭ» и в 5-9 классах «Углубленное изучение английского языка. Английский в информационной среде».

4. Составление технологических карт уроков.

5. Формирование учебного оборудования.

6.  Подбор дидактического материала по английскому языку и материала по подготовке к ГИА и ЕГЭ: тесты; упражнения.

7. Создание персонального сайта и его ежемесячное пополнение.

8. Создание собственного УМК лучших разработок урока, интересных приемов и находок на уроке.

9. Внедрение в образовательный процесс таких педагогических технологий как: проектная технология;

игровые технологии; информационно - коммуникативные технологии; дидактическая многомерная технология; групповые технологии; личностно-ориентированный подход;

дифференцированное, развивающее,  коммуникативное обучение.

10. Составление рекомендаций по проектированию учебного процесса.

  1. Ожидаемый результат.

Результатом данной программы повышения квалификации является профессиональная готовность учителя к реализации ФГОС.

  • обеспечение  оптимального вхождения учителя в систему ценностей современного образования;
  •  принятие  учителем идеологии ФГОС общего образования;
  •  освоение учителем новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке итогов образовательной деятельности обучающихся;
  • овладение  учителем учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
  1. Список литературы, рекомендуемой для изучения.
  1. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС. Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/305985.
  2. Л. Лазарева. Новым стандартам - нестандартный подход. Издательство: Перспектива. 2012 г.
  3. Буткин Г.А., Ермонская Д.Л., Кислюк Г.А. К проблеме индивидуально-психологических различий в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Проблемы управления учебно-воспитательным процессом.
  4.  Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. Проблема деятельности в советской психологии.
  5. Маркова А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности ребенка.
  6. Зимняя И.Я. Формирование личностного отношения учащихся к знаниям при коммуникативной деятельности. Личностно – деятельностный подход.
  7. Зимняя И.Я. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО"

Выступление на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС основного общего образования" 26.02.2016., доклад заместителя директора по УВР Мартьянововй О.В....

Профессиональная компетентность педагогов в условиях введения ФГОС.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно ...

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...

Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения

В данном докладе представлен опыт работы по теме "Совершенствование  профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения"...

«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения...