Профессиональная компетентность педагогов в условиях введения ФГОС.
статья на тему

Шайхуллина Зиля Мухарамовна

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

МБОУ «СШ №29»

Шайхуллина Зиля Мухарамовна

учитель химии и биологии.

Профессиональная компетентность педагогов

в условиях введения ФГОС

В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС».

Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю, способному воспитать достойного гражданина России. Он должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания.

Опытные учителя утверждают, что любимый предмет усваивается в десять раз продуктивнее, чем нелюбимый. Однако для педагога важны не только специальная подготовка, но и гибкость мышления, умение творчески подходить к решению познавательных и практических задач. Возможность следить за мыслями преподавателя вырабатывает у школьников культуру мышления. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий   компетентность. Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

В педагогической науке сущность понятия «профессиональная компетентность» рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда; объем навыков, с помощью которых субъект может адекватным образом выполнять задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс профессиональных знаний и профессионально-значимых личностных качеств;

Внедрение новых стандартов образования реализуется по следующим направлениям: планирование и организация образовательного процесса и его ресурсное обеспечение; проектирование и организация индивидуальной и групповой деятельности; мониторинг и фиксация хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья обучающихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки и хранения информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

На основании этого у педагогических работников должны быть сформированы основные компетенции, которые необходимы для реализации требований Стандарта, а также следующие умения: давать рекомендации по поиску дополнительных источников информации, организовывать и сопровождать проектную и учебно-исследовательскую деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуальных проектов, использовать информационно-коммуникационные технологии.

Педагогические компетентности представляют собой совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, относятся к функциям педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетентности.

Главный показатель качества профессиональной подготовки – способность  и готовность применять полученные знания в профессиональной деятельности, что позволяет говорить об интегративной природе компетентности, которая образуется из диалектически связанных частей (знаний, структур, способов деятельности, личностных качеств). Компетентность не существует в готовом виде. Каждый субъект должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития.

Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. Особенно высоки требования к учителям старшей школы.

Таким образом, обобщая вышесказанное, профессиональная компетентность педагога – это способность педагога к эффективному осуществлению профессиональной деятельности.

Список литературы:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [Текст] // Российская газета. - № 5812. – 2012, 21 июня.

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» /[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф /, свободный. – Загл . с экрана

 3. Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность педагога / С.Г. Молчанов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

"Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО"

Выступление на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС основного общего образования" 26.02.2016., доклад заместителя директора по УВР Мартьянововй О.В....

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...

Программа индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС

Введение ФГОС в средней общеобразовательной школе ставит перед педагогическим сообществом новые задачи, одна из которых - повышение профессиональной компетентности, личностного и профессионального пот...

Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения

В данном докладе представлен опыт работы по теме "Совершенствование  профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения"...

«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения...