ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
проект по теме

Развитие познавательной активности дошкольников - одно из самых значимых направлений на современном этапе педагогики. Для развития поиско­вой деятельности детей большую роль играет знакомство с окружающим его миром и социальной действительностью. Ребенок с рождения задается вопросами: зачем и почему происходит то или иное явление, и здесь большая роль отводится педагогам и родителям. 

Проблема развития у детей познавательного интереса, способствующего познавательной активности, определяется тем, что дошкольный возраст - важный период в жизни каждого человека. В этом возрасте формируется личность ребенка, создаются предпосылки для его физического, умственного, нравственного развития. Плохо, если познавательная активность не развивается, если родители ребенка не прививают интерес к книгам, к своей истории, традициям, миру окружающих его людей.

Для дошкольника не характерна наблюдательность, но он стремится к взаимодействию с окружающей его средой, а педагоги и родители должны ему в этом помочь. Мы должны создать такие условия, при которых ребенок станет субъектом познавательной активности. Очень важно поддерживать стремление детей самостоятельно думать, искать ответы на поставленные вопросы, чувствовать, и тогда многие свои проблемы он постарается решить самостоятельно, а это очень важно при дальнейшем обучении в школе.

Как помочь ребенку развить интерес к окружающему миру, к культуре и традициям своего народа? Что поможет придать процессу познания окружающего мира и социальной действительности яркую эмоциональную окраску? С помощью чего воздействовать на чувства детей, их воображение и фантазию? Ведь только при условии гармоничного развития двух основных сфер - интеллектуальной и эмоциональной возможна гармония личности.

Для этого необходимо внести в работу педагога что-то новое, ранее не изученное и необычное, то, что не соответствовало прежним представлениям об образовании. При таком обучении включаются процессы, которые заставляют интересоваться предметом изучения, наблюдать, запоминать, сравнивать, искать объяснения и, в конечном итоге, гордиться своими успехами.

Так какие формы взаимодействия с ребенком выбрать? Одна из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых  - это проектная деятельность.

Проектную деятельность как новый подход к образованию педагоги нашего детского сада рассматривали как «вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности» [3].

Иными словами, педагог создает такие условия, при которых дети самостоятельно или со взрослым ищут информацию, анализируют ее, приобретая тем самым опыт для будущей взрослой жизни.

Проектная деятельность - это такое средство стимулирования познавательного развития ребенка, которое формирует его личностные качества. Здесь ребенок чувствует себя инициатором процесса, получает возможность быть самостоятельным,  ответственным за свои поступки и решения.

Метод проектов дает стимул ребенку стремиться погрузиться в поставленную перед ним проблему, а одна из главных задач педагога - поддержание интереса детей к решению этих проблем и нахождению способов ее решения. 

В основе проектной деятельности лежит:

·                   развитие познавательных интересов детей;

·                   восполнение недостающих знаний, приобретение умений;

·                   умение ориентироваться в информационном пространстве;

·                   развитие критического мышления;

·                   умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях;

·                   воспитание чувства ответственности, сопричастности, сотрудничества, бережного отношения к результатам общего труда.

Деятельность, которую исполняют дети, должна вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Для этого педагогу нужно обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Любое действие, выполняемое детьми индивидуально или по группам при поддержке педагога, должно быть спланировано, выполнено, проанализировано и оценено.

Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой [1] мы решили использовать в своей работе для повышения уровня познавательной активности детей метод проектов. Участвуя в реализации муниципального проекта «Дети в русском музее», в нашем детском саду №31 «Жемчужинка» в одной из групп по инициативе детей и взрослых был создан один из мини-музеев «Национальный

костюм».

   Цель работы над проектом: узнать, как одевались в старину русские люди, приобщить дошкольников к изучению национальной культуры, ее традиций и особенностей. Мы стремились сформировать представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Разработанная нами система работы состояла из трех этапов. Первый этап - подготовительный. На этом этапе стояла задача создать развивающую среду для исследования элементов национальной одежды.  В качестве продукта проектной деятельности был создан музей из кукол в национальных костюмах, папка-передвижка со скопированными и вырезанными из журналов иллюстрациями с элементами русской народной одежды, обуви, головных уборов.

Основу музея составили различные предметы, принесенные из различных мест, участие в его создании приняли родители и воспитатели. В качестве продукта проектной деятельности мамами нашей группы были сделаны безликие куклы-«берегини» из ткани, куклы-«стригушки»  из соломы,  куклы-новобрачные, принесен кокошник, вышита крестиком женская рубаха.

На втором этапе стояла задача дать детям представление о русском национальном костюме, формировать умение получать информацию из разных источников, использовать ее в своей деятельности, развить готовность детей к социальному взаимодействию, создать условия для творческого самовыражения воспитанников, а также воспитывать интерес к русской народной культуре и традициям. Детей разделили на две творческие группы. Дети одной из них искали информацию о женском костюме, а дети второй группы – о мужском.

На третьем этапе работы прошла презентация мини-музея для детей соседних групп.

В результате работы над проектом у детей появился интерес к музеям города. Некоторые воспитанники посетили «Школу ремесел» и познакомились с  историей создания и возникновения кукол, многое узнали

 о русском народном костюме. Зимой в январе на рождественской неделе некоторые наши ребята побывали на вертепном фестивале в культурном центре «Лига», познакомились с ансамблем «Измайловская слобода», поучаствовали в шествии по городу с колядками, посетили рождественские кукольные спектакли камерных театров России.

    Главное, мы достигли своей главной цели: как во время создания нашего мини-музея, так и после этого многие родители заинтересовались нашим проектом и по мере возможности посещали и собираются посетить с детьми «настоящие» музеи. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада «Жемчужинка».

Детство - это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему, что их окружает, настроены на познание явлений действительности, предметов, их свойств. И в заключение, можно сказать, что проектная деятельность способствует развитию познавательной активности детей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1.                От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.

2.                Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: мозаика-синтез, 2010.

3.                В.А. Деркунская. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013. - 144 с.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль метода проектов в развитии познавательной активности личности.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышлени...

Метод проектов как средство познавательной активности и креативности в обучении и воспитании учащихся.

Метод проектов является прогрессивной методикой обучения и развития, так как эта технология относится к технологиям, предусматривающим, прежде всего, умение ориентироваться и адапти...

Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры

В основе теории развивающего обучения положено понятие деятельности. Именно деятельность определяет самостоятельность и ответственность ребёнка в собственном развитии и даёт возможность педагогу отчёт...

Буклет для родителей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Знакомство родителей с экспериментально-поисковой деятельностью, проводимой в детском саду....