Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Овладение воспитанниками навыками культуры поведения и общения»
материал ( класс) на тему

Пирматова Зинаида Васильевна

Модульная анкета обобщения передового педагогического опыта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._opyt_raboty_2014.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа - интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района

Модульная анкета обобщения передового педагогического опыта по теме:

«Овладение воспитанниками навыками культуры поведения и общения»

Воспитатель школы – интернат

Пирматова Зинаида Васильевна

Блок 1. Общие сведения

  1. Адрес передового опыта муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района        

  1. Сведения об авторе передового опыта:

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания

Пирматова Зинаида Васильевна

Воспитатель

Высшее

10 лет

Почётная грамота Главы МО село Самбург, 2011 год.

Блок 2. Теоретическая интерпретация опыта

2.1. Наименование темы опыта - «Овладение воспитанниками навыками культуры поведения и общения»

2.2. Объект передового опыта: процесс воспитания культурного поведения и общения.

2.3. Актуальность проблемы опыта:

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к осмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения и общения на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Культура поведения – это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.

Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.

Культура поведения важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и  каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных

навыков оказания им помощи, приветливых форм общения), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.

Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.

Культурные люди подчиняются дисциплине, т.е. самоконтролю и самокритике. Важно, чтобы дети поняли, что следуя принципу: «Я хочу и буду делать то, что хочу, не считаясь ни с кем», они никогда не узнают, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. Такие личности никому не в радость. С честными, благородными, верными данному слову, уважающими других, радушными и гостеприимными людьми нам всегда хочется общаться, это доставляет нам истинную радость, обогащает нас духовно. Культурные люди держат под контролем свои эмоции, управляют ими.

Цель данного опыта: воспитание культуры поведения воспитанников интерната используя различные методы и приемы в работе.

Задачи:

  • Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;
  • Формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;
  • Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым, напоминать о необходимости здороваться, прощаться, называть работников интерната по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
  • Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;
  • Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам;
  • Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом;
  • Развивать умение в свободное время занимать себя интересной деятельностью;
  • Учить объединять в игре, стремиться к согласованности действий; закреплять правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;
  • Учить правилам общения, умению ласково обращаться с младшими, проявлять терпение, ласку; учить замечать состояние и настроение окружающих и правильно реагировать на него.

2.4. Условия функционирования опыта: интернат, неурочная деятельность, воспитанники.

Блок 3. Практико-прикладная интерпретация опыта

3.1. Описание сущности опыта

Культура поведения и культура общения неразрывно связаны между собой. В культуру общения входят формы обращения, соответствующий словарный запас, вежливое поведение с взрослыми и сверстниками. Культура общения учит чувствовать ситуацию, каким образом себя вести в данный момент – кричать, бегать, смеяться, говорить какие-то слова или следует от этого воздержаться. Если ребенок научился определять состояние людей и поступает в соответствии с ним, значит, в нем просыпается чувство уважения к окружающим. Это первый шаг к приобретению такого немаловажного качества как общительность. Без культуры речи нет общей культуры человека. Важно научить ребенка говорить с достаточным запасом слов, лаконично, спокойно, правильно строить простые фразы. Объяснить ребенку, что к взрослым применимо только  обращение на «Вы» и по имени и отчеству.

Действенным примером при воспитании культуры поведения у детей является пример самого воспитателя. Здесь важно все – как он выглядит внешне, тон его разговора, как поступает и рассуждает, справедлив или нет к окружающим, особенно к детям. Дети – первые наши свидетели и судьи. И станет ли воспитатель примером для подражания, будет зависеть только от него. Но не все задачи воспитания культуры поведения решаются личным примером. Педагог внимательно отслеживает поведение своих воспитанников, определяя глубину  личного воздействия и влияния. И если возникают проблемы в освоении положительных  навыков поведения, можно своевременно скорректировать этот процесс. Во время наблюдения важно определить, как часто ребенок повторяет неблаговидный проступок – грубо разговаривает, небрежно кушает, отказывается убрать игрушки и т.д., а также заметить, что нового и правильного приобрел он.

Важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий.

Эти приемы помогают осознанию детьми правил культуры поведения с позиций общепринятых норм. Воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживаю у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек культуры поведения.

Таким образом, для формирования привычек культуры поведения у детей использую следующие методы:

1. Беседа. Беседуя с детьми,  побуждаю их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, даю ребятам высказаться. Это позволяет мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д.

2. Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности включаю детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.

3. Игра. Известно, что  наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми  используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

Использовались такие игры и упражнения:

-направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»);

-  направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»);

- направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были – вам не скажем, а что делали - покажем»);

-  направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями);

-  направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают») и др.

4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт  взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.

Привитие детям умений понимать значение эмоций, поз, мимики, жестов персонажей сюжетных картинок, умение имитировать действия с любимыми игрушками:

1. Дидактическая игра: «Угадай эмоцию, выраженную мимикой»

Цель: выяснить знания детей о мимике, эмоциях.

Материал: карточки с изображением различных эмоций(грусти, отвращения, заинтересованности, злости, удивления, удовольствия, гордости и др.).

2. Дидактическая игра: «Оживи картинку».

Цель: выявить умения детей воспринимать и использовать жестовую речь.

Задание: детям предлагалось показать с помощью жестов такие движения как, «отдай», «не покажу», «прислушиваться», «тонкий», «толстый».

3. Этюды: «Примерка новой шапки», «Меня хвалят».

Цель: выявит умение правильно вести себя, используя неречевые средства общения.

4. Дидактическая игра: «Расскажи и покажи, какими жестами люди пользуются на картинках»

Цель: выявить умение определять значение жестов на картинках.

Умения применять вербальные и невербальные средства общения в игровых ситуациях:

1. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие».

Цель: провести наблюдение за навыками культурного общения в игровой ситуации, установить, как часто дети используют при общении различные жесты, вежливые слова; исследовать словарный запас вежливых слов.

Материал: постройка автобуса из детских стульчиков, «билеты», фуражка для водителя, шапочка для кондуктора.

2. Рассматривание иллюстраций к книге В. Осеевой «Волшебное слово», с последующей беседой.

Цель: выявить знания детей о значении вежливых слов для культурного общения.

Материал: Иллюстрированная книга В. Осеевой «Волшебное слово».

Вопросы: Почему мальчик оказался в такой ситуации, что ему все отказывали в просьбе? Что неправильно сделал мальчик?, Что заставило брата, сестру и бабушку всё – таки выполнить просьбу мальчика?, Какие это слова? Перечислите их.

3. Занятие – тест «Культурный человек».

Цель: выявить знания детей о том, что входит в понятие культурный человек, умеют ли дети применять правила речевого этикета, характеризовать культурного человека; узнавать культурного человека по его поступкам и манере общения.

Материал: аудиозапись песни «Если добрый ты» муз. Пляцковского, сл. Савельева; видеозапись мультфильма «Кот Леопольд»; загадки.

3.2. Результативность опыта.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1. Констатирующий этап, на котором выявлен уровень представлений о культуре поведения и общения.

2. Формирующий этап, направленный на формирование у детей навыков культуры поведения и общения с применением различных приемов и методов.

3. Контрольный этап, который позволил оценить эффективность предложенных методов и приемов.

Констатирующий этап исследования. Обследование культурных навыков общения в первый год работы над данной темой показал, что навыки культурного поведения и общения находятся в основном на низком и среднем уровнях сформированности, необходимо пополнять у детей словарный запас, знакомить их правилами хорошего тона. По результатам констатирующего эксперимента была построена дальнейшая работа по формированию навыков культуры общения.

 Формирующий этап. На данном этапе были созданы все условия для эффективного обучения культуре общения. В групповой комнате была оформлена карта «Азбука вежливых слов», где дети флажками разного цвета обозначали вежливые слова в соответствии с ситуациями. Пополнили групповую библиотеку новыми книгами, рассказами, аудиозаписями, иллюстрациями и др. наглядным материалом. Педагогический процесс был выстроен таким образом, чтобы во всех видах деятельности обогащался словарь детей различными вежливыми словами, речевыми оборотами, соответствующими требованиям этики. Например, каждое занятие включало в себя программу по развитию речи и речевой культуры, при этом осуществлялся индивидуальный подход к каждому ребёнку. Айваседо Нина, Айваседо Валя, Сегой Роза, Сегой Лиля им необходимо было пополнить словарный запас, учить их грамматически правильно строить предложения в простой и распространённой форме, обдумывать фразу, прежде чем произнести её, избавлять от привычки употреблять слова-сорняки, отвечать внятно и достаточно громко.

Проводилась систематическая целенаправленная работа по развитию речи не только на занятиях, но и во всех видах деятельности, в повседневной жизни детей. Этому способствовала содержательная жизнь в интернате, побуждающая детей к обмену впечатлениями, к объединению в совместной деятельности, и условия, в которых ребёнок постоянно общается с детьми и воспитателем. 

Таким образом, в ходе формирующего этапа экспериментальной работы был использован целый комплекс мероприятий, методов и приёмов воспитательной работы. Необходимо отметить важность взаимосвязи используемых видов деятельности, их интеграцию в коммуникативную деятельность, что является важным условием успешности и эффективности  педагогического процесса.

На контрольном этапе поведение детей значительно изменилось. Они вели себя более уверенно, раскованно, использовали речевые обороты, связанные с этикетом общения, быстро и эмоционально реагировали на поставленную перед ними ситуацию или задание. Дети умело передавали характерное поведение заданного персонажа с помощью различных выразительных движений тела. Если на начальном этапе Артем и Таисия С. проявляли стеснение при выполнении заданий, то в конечном итоге они с лёгкостью определяли значение мимики, жестов, поз по сюжетным картинкам, общение с взрослыми во время диагностирования не вызывало у них затруднений.

Некоторые дети (Влад С., Валентина А., Артем С.) значительно улучшили свои результаты. Если они раньше не проявляли культуру общения в игровых ситуациях и в реальной обстановке, хотя и понимали значение этого, то к концу эксперимента дети овладели умением применять речевые обороты в конкретных ситуациях. А самое главное, что они стали понимать, как это умение влияет на их взаимоотношения с окружающими их сверстниками и взрослыми людьми. Кроме того, межличностные ссоры стали возникать всё реже, речь детей – богаче.

В результате повторной диагностики и наблюдений за детьми в сюжетно-ролевых играх и за поведением в реальной окружающей обстановке выявлено, что Айваседо Нина, Айваседо Валя, Сегой Роза, Сегой Лиля. стали свободно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми: они высказывали своё согласие или несогласие, негодование или радость, просьбы, уважение, симпатию, могли поддержать разговор с незнакомыми людьми.

Таким образом, в результате контрольного эксперимента отмечен следующий уровень сформированности навыков культурного общения у детей:

Высокий – 9 человек;

Средний – 5 человек;

Низкий – 0человек.

В процентном выражении это составляет:

Высокий уровень – 58,4 %;

Средний уровень – 4,2 %;

Низкий уровень – 0 %.

Таким образом, можно говорить, что формирование культуры поведения и общения у детей может осуществляться во всех видах деятельности: игровой, трудовой, практической, на занятиях, в свободной бытовой деятельности. Результаты  показали, что система всех видов деятельности, является эффективным средством.

Используемая литература

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М., 1987.
  2. Безруких М.М., Я и другие или правила поведения для всех, - М., 1991.
  3. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - М., 1989г.
  4. Грибова Л.А. О культуре поведения. - Киев, 1983г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы Осташевской школы по распространению и обобщению передового педагогического опыта"

Педагогическая наука часто называет передовой педагогический опыт новаторством учителя, которое напрямую связано с умением педагога наблюдать и видеть необычное в обычных будничных вещах, это мастерст...

обобщения передового педагогического опыта

Уровень опыта по заключается в комбинации традиционной и развивающей системы обучения, которая прививает интерес к удивительной науке химии, формирует научное мировоззрение, расширяет кругозор учащихс...

обобщения передового педагогического опыта

Уровень опыта по заключается в комбинации традиционной и развивающей системы обучения, которая прививает интерес к удивительной науке химии, формирует научное мировоззрение, расширяет кругозор учащихс...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Технология организации и проведения совместных занятий с дошкольниками и их родителями, способствующих формированию здорового образа жизни»

Предлагаю ознакомиться с обобщением многолетнего опыта работы  с детьми и родителями в объединении дошкольников "Азбик", которое осуществляет свою деятельность во Дворце творчества детей и ...

Памятка по обобщению передового педагогического опыта

Памятка  по  обобщению  передового педагогического опыта(рекомендации педагогам)...

Модель обобщения передового педагогического опыта работы

Данный материал содержит МОДЕЛЬ обобщения  передового педагогического опыта (ОППО) работы Клементьевой Н.В. по проблеме «Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках ...

обобщение передового педагогического опыта "Приобщение детей к народной культуре через фольклор"

Более 20-ти лет назад, появился  ансамбль народной песни «Зоренька». Цель этого коллектива – изучение народного фольклора, подбор народных песен и песен современных авторов о Кубани, старинных ру...