Педагогические, теоретические и практические аспекты выполнения заданий повышенного уровня С2
презентация к уроку ( класс) на тему
Педагогические, теоретические и практические аспекты выполнения заданий повышенного уровня С2
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Темы для которых создаются проверочные задания С 2 в ЕГЭ. Прямые и плоскости в пространстве: взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, перпендикуляр и наклонная, параллельное проектирование, изображение пространственных фигур. 2. Измерение геометрических величин: угол между прямыми, прямой и плоскостью, двумя плоскостями в пространстве; расстояние от точки до прямой, от точки до плоскости; расстояние между прямыми и плоскостями. 3. Векторно-координатный метод: векторы и операции над ними; простейшие задачи, решаемые векторно-координатным методом.
Умения, которые должны быть сформированы у учащихся решать стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, расстояний, углов, площадей, объемов); 2) использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; 3) проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами.
Распространенные методы решения стереометрических задач. Векторно-координатный метод. 2. Поэтапно-вычислительный или геометрический. 3. Метод площадей и объемов. 4. Метод преобразований: осевая симметрия, симметрия относительно плоскости, центральная симметрия, гомотетия, поворот.
Типичные ошибки построения чертежей . ( Очень важно, чтобы объемное тело на вашем чертеже выглядело действительно объемным . )
Параллельное проецирование . 1 Проекцией круга в общем случае окажется эллипс. 2 Проекцией прямоугольника — параллелограмм. 3 Проекцией отрезка будет отрезок. 4 Вот как выглядит проекция куба на плоскость: Здесь передняя и задняя грани параллельны плоскости проекции
Традиционный метод решения 1. В школьном курсе стереометрии упор делается на дополнительные построения, которые позволяют выделить искомый угол, а затем рассчитать его величину. 2. Здесь можно вспомнить задачи на построение сечений многогранников, которые рассматриваются в 10 классе и у многих вызывают трудности. Преимущества традиционного решения: 1. Высокая наглядность дополнительных построений, которые подробно изучаются на уроках геометрии в 10-11 классах; 2. При правильном подходе значительно сокращается объем вычислений.
Традиционный метод решения Недостатки: 1. Необходимо знать большое количество формул из стереометрии и планиметрии; 2. Дополнительные построения каждый раз приходится придумывать «с нуля».
Метод координат в пространстве 2 . Уравнение плоскости в трехмерном пространстве: Ax + By + Cz + D = 0, где A , B , C и D — действительные числа, причем, если плоскость проходит через начало координат, D = 0. А если не проходит, то D = 1. 3. Вектор, перпендикулярный к плоскости Ax + By + Cz + D = 0, имеет координаты: n = ( A ; B ; C ).
Угол между ненулевыми векторами. Если φ – угол между ненулевыми векторами Расстояние между точками А( x 1 ;y 1 ;z 1 ) и B(x 2 ;y 2 ;z 2 ) равно
Координаты середины отрезка A (x a ; y a ; z a ) и B (x b ; y b ; z b ). Тогда координаты середины отрезка — обозначим ее точкой H — можно найти по формуле:
Задача . Найти косинус угла между векторами a(4; 3; 0) и b(0; 12; 5). Так как координаты векторов нам даны, подставляем их в первую формулу: Ответ : 36/65
ВЫЧИСЛЕНИЕ КООРДИНАТ ВЕКТОРОВ Задача . В пространстве расположены три точки, заданные своими координатами: A (1; 6; 3), (3; − 1; 7) и C(− 4; 3; − 2). Найти координаты векторов AB, AC и BC. Решение . 1. Рассмотрим вектор AB: его начало находится в точке A, а конец — в точке B. Следовательно, чтобы найти его координаты, надо из координат точки B вычесть координаты точки A: AB = (3 − 1; − 1 − 6; 7 − 3) = (2; − 7; 4). 2. Аналогично, начало вектора AC — все та же точка A, зато конец — точка C. Поэтому имеем: AC = (− 4 − 1; 3 − 6; − 2 − 3) = (− 5; − 3; − 5). 3.Наконец, чтобы найти координаты вектора BC, надо из координат точки C вычесть координаты точки B: BC = (− 4 − 3; 3 − (− 1); − 2 − 7) = (− 7; 4; − 9). Ответ : AB = (2; − 7; 4); AC = (− 5; − 3; − 5); BC = (− 7; 4; − 9)
Введение системы координат Метод координат В задачах C2 никаких координат и векторов нет. Поэтому их придется вводить т.е. указать начало отсчета, единичный отрезок и направление осей x, y и z. Самое замечательное свойство этого метода заключается в том, что не имеет никакого значения, как именно вводить систему координат. Если все вычисления будут правильными, то и ответ будет правильным.
Некоторые рекомендации, как лучше ввести систему координат для самых часто встречающихся в задаче C2 многогранников. С указанием конкретных точек.
Куб - самый простой многогранник, все двугранные углы которого равны 90°. Система координат вводится просто: Начало координат — в точке D ; Чаще всего ребро куба не указано, поэтому принимаем его за единичный отрезок; Ось x направляем по ребру DC , y — по ребру AD, а ось z — по ребру DD 1 . x y A B C D A 1 B 1 C 1 D 1 A 1 Z
Координаты нижней грани: А(0, 1 ,0) В(1, 1 ,0) С(1, 0 ,0) D (0, 0 ,0) Координаты верхней грани: А 1 (0, 1 ,1) В 1 (1, 1 ,1) С 1 (1, 0 ,1) D 1 (0 , 0 ,1 ) z A B C D B 1 C 1 D 1 A 1 х у
Координаты трехугольной призмы Вводим систему координат: Начало координат — в точке A; Сторону призмы принимаем за единичный отрезок, если иное не указано в условии задачи; X B A C H y
X y z B C A B 1 A 1 C 1 Ось x направляем по ребру AB, z — по ребру AA 1 , а ось y расположим так, чтобы плоскость OXY совпадала с плоскостью основания ABC.
Координаты четырехугольной пирамиды 1. Вводим систему координат с началом в точке A . 2. Ось OX направлена параллельно ребру AB ; 3. Ось OY параллельно AD . Поскольку ABCD — квадрат, AB ⊥ AD . 4. Ось OZ направим вверх, перпендикулярно плоскости ABCD .
Координаты четырехугольной пирамиды D C B A y S Z X x С B D A y o
Координаты шестиугольной призмы Координаты нижней грани
Координаты верхней грани
C2 . В правильной четырехугольной призме и плоскостью АВС DA 1 B 1 C 1 D 1 со стороной основания 12 и высотой 21 на ребре AA 1 взята точка М так, что AM=8 На ребре BB 1 взята точка K так, что B 1 K =8 Найдите угол между плоскостью DMK и плоскостью CC 1 D 1 . D 1 B A D C K M 8 8 12 21 D 1 C 1 B 1 A 1 x y z
Решение: Запишем координаты точек: М(0;0;13),К(12;0;8), D 1 (0 ;12;0 ) Подставим их в систему уравнений : Отсюда: С= -1/13, В= -1/12, А= -5/(12х13). Подставим найденные коэффициенты в уравнение плоскости:
Аналогично С(12;12;21), С 1 (12;12;0), D 1 (0 ; 12 ;0 ) Подставим их в формулу для нахождения косинуса угла между плоскостями, и найдем угол:
С2 . В правильной четырехугольной призме ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 , стороны оснований которой равны 3, а боковые рёбра 4, найдите угол между прямой АВ 1 и плоскостью BDD 1 . А С В D А 1 С 1 В 1 D 1 Решение. Так как О середина отрезка BD , то АО (BDD 1 ) . AB 1 О – искомый. АО = ; АВ 1 = 5 (в п/у АВВ 1 ). sin AB 1 O =AO: AB 1 = 3 √ 2 3 √ 2 10 10 AB 1 О =arcsin 3 √ 2 10
Найти угол между прямой и плоскостью в кубе
Найти угол между плоскостями в кубе
Высота равна 2, ребро основания равно 1. Найти угол между плоскостями
Рёбра многогранника равны 1. Найти расстояние от точки до плоскости
Найти расстояние между прямой и плоскостью в кубе
Практическая работа по построению сечений параллелепипеда .
Практическая работа по построению сечений параллелепипеда и тетраэдра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении задания повышенного уровня сложности С-5 ЕГЭ по химии. Советы по предупреждению этих ошибок.
Консультативные материалы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по химии разработаны учителем химии ГБОУ СОШ № 466 Курортного района,экспертом по проверке ЕГЭ Овчароовой Ольгой Эдуардовной ...
Теоретические,практические,и методические аспекты выполнения заданий В1-В10 ЕГЭ 2013г
описание заданий,метод варьирования на примере задания В8-геометрический смысл производной...
Стратегии выполнения письменного задания повышенного уровня (раздаточный материал к уроку)
Раздаточный материал к уроку "Стратегии выполнения письменного задания повышенного уровня"...
Теоретические и практические аспекты проектной технологии
Методическое пособие для учителя предназначено для учителей -предметников. Можно много рассуждать, нужна ли сегодня проектная технология в школе. По моему глубокому ...
Сборник методических материалов по итогам работы стажировочной площадки "Теоретические и практические аспекты использования проблемно-диалогической технологии на логопедическом занятии"
Общеизвестно, что в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, который включает в себя базовые образовательные технологии, такие как проектная деятельность, информацио...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИСТОРИИ 11 КЛАСС РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ: ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса составлена на основепрограммы элективного курса «Работа с историческими документами&raq...
ПОДХОДЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ - ВПР по обществознанию
В работе дано описание заключительного задания в ВПР (№ 8,9, 10), которое напрвлено на то, что необходимо строить речевое письменное высказывание на заданную тему с использованием предложенных обществ...