Доклад на тему: «Методы перевоспитания, используемые специалистами структурных отделений при работе с несовершеннолетними (на примере своей деятельности)
методическая разработка на тему

Щербакова Наталья Николаевна

Материал для воспитателей, педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme_metody_prevospitaniya.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХМАО-ЮГРЫ

«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «РОСТОК»

Отделение психолого-педагогической помощи

 «Экстренная детская помощь»

Круглый стол

 «Методы перевоспитания несовершеннолетних девиантного поведения»

Доклад на тему:

 «Методы перевоспитания, используемые специалистами структурных отделений при работе с несовершеннолетними (на примере своей деятельности)

Разработал:

Щербакова Н.Н.

социальный педагог

отделения психолого-педагогической помощи

«Экстренная детская помощь»

п. Игрим 2016г.

Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания. Что такое перевоспитание? Это процесс предупреждения или преодоление различных отклонений в поведении ребенка или подростка.

Перевоспитание

  • это трудный процесс и для воспитанника, и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. Воспитатель должен поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым.

Т. В. Лодкина выделила три этапа процесса перевоспитания.

1. Диагностический этап. Этот этап характеризуется ориентацией на определении характера отклонения от нормы, выявление и раскрытие причин невосприимчивости к педагогическому и воспитательному воздействию.

2. Прогностический этап. Он характеризуется тем, что в его рамках происходит формирование и определение целей и задач перевоспитания, а также осуществляется планирование способов, средств, методов и мер воздействия на подростков. А. С. Макаренко, который исследовал процесс перевоспитания, считал, что на прогностическом этапе должна осуществляться проектировка личности.

3. Исполнительный этап. Характеризуется непосредственным осуществлением деятельности по перевоспитанию.

Существует две разновидности процесса перевоспитания:

  1. собственно перевоспитание как перестройка всей структуры личности;
  2. преодоление отдельных недостатков человека.

Перевоспитание осуществляется по направлениям:

  1. восстановление положительных качеств;
  2. вовлечение воспитанника в полезную деятельность, к примеру, занятия спортом и туризмом;
  3. стимулирование положительных поступков;
  4. обучение анализу и оценке своих поступков. При этом применяются следующие методы.

 Метод анализа ребёнка, среды его жизнедеятельности. Педагог изучает ребёнка, среду, в которой он обыкновенно находится, коллектив, где будет проходить процесс перевоспитания.

Метод проектирования процесса перевоспитания. Социальный педагог определяет конкретные меры воздействия на ребёнка, составляет программу перевоспитания.

Метод переубеждения. Этот метод требует хорошей подготовки, подбора весомых аргументов, поскольку переубедить человека – довольно сложная задача.

Метод переучивания. Предполагает не только воздействие на сознание, но и заполнение досуга воспитанника новым нравственным опытом.

Метод переключения. Это – вовлечение подростка в новую для него деятельность: занятия трудом, туризмом, спортом, полезными делами. Такие дела должны быть скорее практического свойства, максимально соответствовать потребностям и интересам подростков, не требовать длительной предварительной подготовки, так как необходимо быстро достичь запланированного результата. Полезную деятельность на этом этапе перевоспитания стараемся не загружать излишним воспитательным содержанием, гораздо важнее включить подростка во взаимодействие с другими ребятами. Подбираем лёгкое и приятное задание, которое ребёнок с удовольствием выполнит, а потом похвалим его за хорошую работу.

Метод «взрыва». Это – сильное психологическое воздействие на воспитанника, в корне изменяющее его поведение. А.С. Макаренко связывал подобное воздействие, прежде всего, с деятельностью коллектива. Выражение коллективом крайнего возмущения, его намерение исключить «дефективную» личность из своих рядов – проявление действия метода «взрыва». Однако действенным данный метод является в случае, если воспитанник дорожит мнением коллектива о себе, занимаемой позицией в коллективе. Метод «взрыва» является сильнодействующим, но довольно опасным методом, поскольку реакция воспитанника на стольное психологическое воздействие может быть непредсказуемой. Поэтому он применяется педагогами довольно редко при условии тщательной его подготовки.

Исследователь Л. Б. Филонов определяет необходимые условия перевоспитания.

1. Изучение, познание ребенка посредством установления с ним доверительных отношений, понимание его мыслей, мотиваций, убеждений, реакции, планов на будущее.

2. Установление контакта с трудновоспитуемым подростком, эмпатической слитности с ним.

Также Л. Б. Филонов определил такое понятие, как «эффективная беседа социального педагога с трудновоспитуемым подростком», и выделил ее стадии:

1) согласование взглядов социального педагога с взглядами подростка;

2) ориентацию подростка на положительное отношение к себе;

3) отыскивание увлечений подростка;

4) понимание психологических особенностей, увлечений и мотивации поведения подростка;

5) определение негативных качеств и свойств личности подростка;

6) определение характера реакции подростка на постороннее влияние;

7) разработку общих правил и норм поведения и взаимодействия.

Лист согласования

Доклада

 «Методы перевоспитания, используемые специалистами структурных отделений при работе с несовершеннолетними (на примере своей деятельности)

Разработчик:

Социальный педагог отделения

психолого-педагогической помощи

«Экстренная детская помощь»                                                          

«___»__________2015г.                        

Должность, подразделение                         ______________                  Н.Н. Щербакова

                                                                                                    Личная подпись                                     расшифровка подписи

Согласовано:

Заведующий отделением

психолого-педагогической помощи

«Экстренная детская помощь»                                          

«___»__________2015г.

Должность, подразделение                        _______________                 С.В. Семенова           

                                                            Личная подпись                                    расшифровка подписи

Согласовано:

Методист организационно-

методического отделения                                                    

«___»__________2015г.

Должность, подразделение                        _______________                  В.П. Денисова               

                                                                                                  Личная подпись                                    расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »

   Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет ак...

09.04 доклад на тему"Методы , приёмы и технологии организации образовательной деятельности обучающихся"

Методы , приёмы и технологии  организации образовательной деятельности обучающихся...

Доклад по теме "Методы проблемного обучения на уроке и во внеурочной деятельности"

Здесь рассмотрим что такое проблемное обучение. Установим цели проблеммного обучения. Рассмотрим примеры методические приёмы создания проблемных ситуаций. И так же многое другое....

Доклад на тему:"Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках в начальной школе"

Работаю по УМК «Школа России». В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие тр...

Доклад на тему: «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в процессе образовательной деятельности на уроках предметной области «Искусство»

Доклад Августовская конференция работников образования «Школа Минпросвещения России»: единое образовательное пространство, равные возможности»...