Самоанализ
учебно-методический материал на тему

Фильчакова Юлия Михайловна

Самоанализ 

Результатов профессиональной деятельности воспитателя

Фильчаковой Юлии Михайловны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Линевская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 Искитимского района Новосибирской области

Самоанализ  

Результатов профессиональной деятельности воспитателя

Фильчаковой Юлии Михайловны

                     

                                   

                                   

                                                   

 

                                     

                                       

Искитимский район

2014г

В специальной (коррекционной) школе – интернат я работаю с 2012 года воспитателем, по специальности учитель экономики. Горжусь своей профессией за то, что детство проживаю многократно. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь принципами: Уважай в ребенке личность, развивай и совершенствуй свое мастерство. Заинтересуй ребенка так, чтобы он вновь и вновь ждал встречи с тобой.

Мой девиз: «Обучая – учусь!» *

Коммуникация – это общение, передача информации от человека к человеку. Проблема формирования навыков общения у детей с ОВЗ особенно актуальна в настоящее время. Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребенку комфортно жить в обществе людей. Через общение ребенок познает самого себя и окружающий мир. Мои воспитанники испытывают трудности в эмоциональном общении и формирование речи. У детей с ОВЗ наблюдаются нарушение всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, моторики. В основном такие дети замкнуты в себе, редко сами идут на контакт, поэтому развитие навыков коммуникации является первостепенным в воспитании детей с ОВЗ. При формировании коммуникативных навыков у детей с ОВЗ большое значение имеет игра.

Игра – деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующая реальные ситуации. Игра позволяет ребенку чувствовать себя личностью.

«Присмотритесь внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них не может быть полноценного умственного развития».*

Игра является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям. Существует много различных игр: сюжетно – ролевые, строительные игры, дидактические, игры – забавы, подвижные игры. Основное время дети проводят в движении, поэтому для своей работы я выбрала подвижные игры.

  • Сенека Старший
  • В.Л Сухомлинский

Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдение определенных правил. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой, эмоциональной. Таким образом, использование подвижных игр в воспитательном процессе является актуальным для детей с ОВЗ. Я пришла к выводу, что через подвижные игры можно развивать коммуникативные навыки, расширять представление детей об окружающей действительности, в связи с этим была определена тема моей работы.

«Развитие коммуникативных способностей у детей с ОВЗ через подвижные игры».

Цель: «Развитие коммуникативных навыков и умений через подвижные игры у детей с ОВЗ».

Задачи:

- расширять и активизировать словарный запас;

- развивать умение играть в коллективе, ориентироваться на собеседника;

- развивать память, внимание, эмоции;

- прививать здоровый образ жизни;

- воспитывать положительные качества: честность, взаимовыручку, желание помочь.

С детьми я начала работать с 6 класса. В классе 12 человек, дети все активные. Принимают участие в жизни класса и школы. На первом этапе своей работы, методом наблюдения, провела диагностику игровой деятельности.  

В качестве критериев использовала следующее положения:

- заинтересованность детей в игре;

- умение регулировать свое поведение в соответствии с правилами;

- умение играть в коллективе, достигать общей цели;

- владение выразительностью речи, словарным запасом;

- умение понимать эмоции других людей владеть своими;

- умение действовать по сигналу.

Каждый критерий оценивался:

- высокий уровень: активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение без помощи взрослого;

- средний уровень: интерес детей к игре, эмоциональная отзывчивость, но ребенок затрудняется в выполнении задания, правил, требуется помощь взрослого, дополнительное объяснение, показ, повтор;

- низкий уровень: ребенок не активен, равнодушен, без интереса относится к подвижным играм, не способен к самостоятельности.

Результаты диагностики 12 исследуемых детей показали.

- Интерес к подвижным играм со средним уровнем показали 7 человек (58,3%), с низким уровнем 5 человек (41,6%), с высоким уровнем детей не выявлено.

- Умение регулировать поведение в соответствии с правилами 6 человек (50%), с низким уровнем 6 человек (50%), с высоким уровнем детей не выявлено.

- Умение работать в коллективе, достигать общих целей со средним уровнем 4 человека (33,3%), с низким уровнем 8 человек(66,6%), с высоким уровнем детей не выявлено.

- Владение выразительностью речи, словарным запасом со средним уровнем 5 человек (41,6%), с низким уровнем 7 человек (58,3%), с высоким уровнем детей не выявлено.

- Умение понимать эмоции других людей, владеть своими со средним уровнем 3 человека (25%), с низким 9 человек (75%), с высоким уровнем детей не выявлено.

- Умение действовать по сигналу со средним уровнем 7 человек (58,3%), с низким уровнем 5 человек (41,6%), с высоким уровнем детей не выявлено.

Полная диагностическая карта подвижной игры на 2012 – 2013 учебный год в приложении № 1.

Проанализировав результаты диагностики, сделала вывод, у воспитанников слабо развит словарный запас, слабо владеют выразительностью речи, познавательный интерес развит на среднем уровне, слабо владеют способностью распознавать эмоции других детей, владеть своими, умение работать в коллективе и достигать общей цели.

Целенаправленно подобранные подвижные игры для детей с ОВЗ развивают координацию движений, равновесия, точность дифференцировку усилий, улучшают качество звукопроизношения, стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей. Подвижные игры выполняют одновременно познавательную, воспитательную и коррекционно – развивающие функции. Свою работу по развитию коммуникативных навыков через подвижные игры, построила по следующим направлениям.

- Диагностика подвижных игр до проведения работы, включающая игры.

- Создание условий, необходимых в работе по развитию коммуникативных сфер.

- Проведение системной работы по формированию взаимоотношений детей в процессе игры.

Для достижения положительных результатов в работе использую методы и приемы как традиционные, так и нетрадиционные.

- Выбор детьми роли по желанию.

- Назначение на роли более застенчивых детей.

- Выбор ведущего с помощью считалок.

- Личное участие педагога в играх.

- Разучивание игры.

- Беседа.

В подвижных играх использовала следующие этапы:

- выбор игры;

- создание интереса к игре;

- сбор на игру;

- организация детей;

- объяснение правил игры;

-распределение ролей;

- разметка территории;

- раздача инвентаря и атрибутов;

- сигнал на начало игры;

- проведение игры;

- сигнал на окончание игры;

- педагогический анализ игры.

Важно помнить, что исключение одного этапа в развитии игры влечет за собой быструю потерю интереса учащихся к игре. Положительный эффект от использования подвижных игр состоит в том, что дети не утомляются, не раздражаются, обеспечивается необходимая двигательная активность, благоприятное психоэмоциональное состояние. Для развития уверенности в себе и коммуникативных навыков, я старалась так организовать подвижную игру, чтобы каждый ребенок мог проявить себя. При отборе материала учитываю доступность игры, интересы детей. Мною подобраны подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игровые композиции, игры – сказки, игры с речитативом, имитационные игры. Приложение №2

Во время игровой деятельности дети развиваются во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, развивается их речь и объём словаря, грамматический строй речи, умение слушать и думать, ориентироваться на собеседника.  В своей работе использую игры – упражнения с элементами ритмической гимнастики (физминутки), они снимают умственное и физическое напряжение, способствуют устранению замкнутости. Приложение №3

В коллективных, массовых, групповых подвижных играх используем с детьми атрибутику, которую изготавливаем сами (маски, карточки, костюмы). Эта работа способствуют развитию мелкой моторики, с помощью творчества подростки приобщаются к здоровому образу жизни, сближаются друг с другом. Подвижные игры применяю в режимных моментах: на прогулках, самоподготовке, на зарядке, в свободное от занятий время. В играх использую художественное слово (потешки, считалки), что развивает память, расширяет словарный запас, активизирует речь детей. Приложение №4

Придумываем с детьми игры – сказки, обыгрываем их, что развивает фантазию детей. Мною подобрано музыкальное сопровождение народным, эстрадным, спортивным танцам. Приложение №5

Игры с правилами способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться, развивают положительные качества. Основы подвижных игр закрепляются и раскрываются на прогулках, в режимных моментах, на праздниках и развлечениях. Для отслеживания результатов была проведена контрольная диагностика. Приложение №6

- Интерес к подвижным играм со средним уровнем показали человек (%), с низким уровнем  человек (%), с высоким уровнем детей не выявлено.

- Умение регулировать поведение в соответствии с правилами со средним уровнем показали человек (50%), с низким уровнем 6 человек (50%), с высоким уровнем детей не выявлено.

- Умение работать в коллективе, достигать общих целей со средним уровнем 4 человека (33,3%), с низким уровнем 8 человек(66,6%), с высоким уровнем детей не выявлено.

- Владение выразительностью речи, словарным запасом со средним уровнем 5 человек (41,6%), с низким уровнем 7 человек (58,3%), с высоким уровнем детей не выявлено.

- Умение понимать эмоции других людей, владеть своими со средним уровнем 3 человека (25%), с низким 9 человек (75%), с высоким уровнем детей не выявлено.

- Умение действовать по сигналу со средним уровнем 7 человек (58,3%), с низким уровнем 5 человек (41,6%), с высоким уровнем детей не выявлено.

Вывод: считаю, что подвижные игры одна из форм организации взаимодействия педагога и детей, их отношения становятся более теплыми и доверительными. Правильно организованная игровая деятельность вызывает интерес у детей, позволяет достигать положительных результатов в развитии коммуникативных умений. Я надеюсь, что мои ученики в дальнейшем благополучно социализируются в обществе.

Обобщая самоанализ своей деятельности, хочу наметить пути ее совершенствования:

- дальнейшее самообразование;

- изучение методов проектной деятельности, использование проекта в воспитательной работе;

Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя математики.

Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога...

Самоанализ педагогической работы

Метод проектов на уроках культуры родного края и во внеурочной деятельности...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...