Обобщение педагогического опыта
учебно-методический материал на тему

Юмагужина Ольга Николаевна

По теме "Формирование коммуникативных навыков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

«Формирование коммуникативной компетенции»

Учителя английского языка МКОУ «СОШ № 6 г. Карабаша»

Юмагужиной Ольги Николаевны

Не на словах, а по вещей

традиции,

Которая завтрашней жизни под стать,

Учителем надо будет родиться.

И только после этого стать!

Роберт Иванович Рождественский.

 

Я считала и считаю, что «Учитель» одна из самых благородных и достойнейших профессий на Земле. Работаю в МКОУ «СОШ № 6 г. Карабаша» с 2011 года учителем английского языка. 

Я стараюсь учить учащихся видеть себя значимым, верить в свое предназначение, самореализовываться, беззаветно быть благородным

прошлому и уважать будущее, которое является залогом человеческой

духовности. Это способен совершить не учитель -  урокодатель, а созидатель душ учеников. Время неумолимо движется вперед, предъявляя мне как учителю, новые требования, задает темп и возлагает на  плечи молодых ответственность.

 Тема моего педагогического опыта «Формирование коммуникативной компетенции».

 Инновационные изменения, произошедшие за последнее время в образовании: модернизация, профилизация, введение ФГОС, Единый государственный экзамен по иностранному языку заставили каждого из нас, а так же меня задуматься над тем, что «вечные» ценности и цели образования в новых условиях видоизменяются, и задачи учителя в настоящее время изменились по сравнению с прошлым. 

С этой точки зрения моя задача состоит в том, чтобы помочь учащимся развивать возможности осознанного и ответственного учения, объяснение стратегии и методов учения, процессов оценки собственной деятельности. В связи с этим появилась проблема, какие технологии могут стать наиболее успешными? Каким образом я, учитель могу научить ребенка быть не единицей общества, а его активной составляющей, умеющей жить и работать в социуме?

 Целью моей педагогической работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности т.е. формирование коммуникативной компетентности.

Для достижения целей я поставила перед собой следующие задачи:

  • применять такие методы и способы работы, чтобы развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить;
  • сформировать у него необходимые компетенции и  использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • развивать психологическую, личностную и психосоматическую сферы личности ребенка.

Основной идей моей педагогической концепции является обязательное создание условий для развития и саморазвития не только коммуникативных умений, но и для развития творческих навыков.

Актуальность моего опыта работы состоит в том, что традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей коммуникативных компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

Одной из ведущих целей обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативность является

методическим содержанием современного урока иностранного языка. Система моей работы основана на принципе коммуникативно ориентированного обучения, который возможен в условиях деятельностного

подхода. Коммуникативное обучение мною реализуются через использование заданий коммуникативного характера, которые стараюсь выстраивать на основе игрового, имитационного и свободного общения.

Так в 4 классах при закреплении лексики на темы «Цвет, размеры, формы», я применяю ролевую игру «Бюро находок» (где ученикам предлагается выступить в роли человека потерявшего вещь и в роли работника бюро.

В ходе совместного диалога у обучающихся формируются навыки речевого общения, закрепляется речевые клише на заданную тему. В старших же классах организую деловые игры, которые представляют собой практическое занятие. Примерами  используемых деловых игр являются «Вы Менеджер», «Журналист», «На таможне», «Телемост». При подготовке к урокам подбираю такие задания, которые невозможно выполнить без партнёра или партнёров.

За время работы я достигла некоторых успехов. Безусловным результатом эффективности моей работы стало повышение мотивации учащихся к изучению английского языка, положительная динамика качества обучения при 100% успеваемости. Подтверждением этого является желание детей участвовать в различных конкурсах, олимпиадах и конференциях.

 В связи с внедрением ФГОС я начала организовывать исследовательскую деятельность учащихся, т.к. данная деятельность является основным условием формирования УУД. Эта форма работы рассчитана на учащихся среднего и старшего звена. Я использую элементы проектной работы на уроках английского языка. Проектная методика, является средством формирования коммуникативной компетенции, при обучении английскому языку в рамках программного материала может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с учетом практической значимости для школьника. Например, в качестве проектной работы учащиеся получают задание разработать презентации по определенным темам. Для этого им необходимо эту тему изучить, собрать материал, отобрать его, систематизировать, обобщить, найти иллюстративный материал. Работая над проектом, учащийся имеет максимальную возможность для самореализации и развития коммуникативной компетенции.

В нашей школе, практика создания и защиты проектов существует уже давно. Я стараюсь сделать учебно-исследовательскую деятельность учеников постоянной практикой, вовлечь учащихся средней ступени обучения, создавать проекты на иностранном языке не только для участия в конкурсах, но и в рамках урока, что позволяет формированию коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

За время работы в этом направлении мной собраны комплекты презентаций учащихся по английскому языку. В процессе защиты формируются также личностные УУД. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует формированию коммуникативных навыков учащихся.

Реализации задач формирования коммуникативной компетенции обучающихся осуществляются в моей педагогической практике на уроках интерактивного обучения. Изучая теорию, понимаешь, что они предлагают выгодные варианты представления творческих идей, и, конечно же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Такие элементы новизны не остаются не замеченными. Учащиеся по-другому начинают относиться к учителю, ищущему новые формы и методы работы, повышается познавательный интерес к изучению предмета.

Целостность системы формирования коммуникативных компетенций не мыслима без участия родителей детей моего 7 класса. Активное участие родителей в жизни класса способствует формированию жизненных навыков общения и установлению тесных семейных связей. После совместных походов и проведенных мероприятий мы проводим обсуждение увиденного и услышанного, анализируем, сравниваем и делаем выводы.

 Безусловным показателем эффективности используемых мною технологий формирования коммуникативной компетенции является положительная динамика обученности детей за последние годы. Активно участвую в реализации научно-прикладного проекта организационно «Условия построения работы с одаренными и мотивированными детьми в условиях общеобразовательной школы», который реализуется в нашей образовательной организации.

Я постоянно обучаясь на различных курсах повышения квалификации, я обогащаю свой опыт, совершенствую знания и изучаю новые виды и методы работ, что очень важно для меня. Совершенствую свои знания и методику в работе, обогащаю свою методическую копилку.

 Этой цели служит мой сайт, на котором размещены, разработанные мною конспекты уроков и мероприятий.

Например: «Самые полезные продукты», «В магазине», презентации на различные темы, программы по предмету и факультативам, тесты по лексике и грамматические задания, аудионазвания овощей и фруктов.

 Я и дальше планирую продолжать работать над своим сайтом и размещать дальнейшие исследовательские работы детей.  Я заметила, что более ощутимым результатом для меня стало то, что ребята с удовольствием начали посещать уроки английского языка, Повысилась их активность на уроках, ребята смелее поднимают руки, отвечают, не боясь ошибиться, с удовольствием помогают друг другу. Работа с детьми на основе взаимопонимания, сотрудничества не только повысило интерес к урокам английского языка, но и к занятиям вне школьного расписания. Учащиеся охотнее участвуют в общешкольных и городских конкурсах олимпиадах, при этом демонстрируя хорошие знания английского языка.

Еще я поняла, чтобы понять ребёнка, надо не опуститься, а подняться до его уровня, нужно расти вместе с ним, научиться открывать каждый раз мир заново. В этом заключается секрет работы учителя - секрет его молодости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...