Публичное выступление
учебно-методический материал на тему

Юмагужина Ольга Николаевна

Тема "Коммуникативные технологии в образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kommunikativnye_tehnologii_v_obrazovanii.ppt607 КБ
Файл publichnoe_vystuplenie.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Коммуникативные технологии в образовании»

Слайд 2

Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные.

Слайд 3

«технология» От древнегреческого – технос – искусство, мастерство; логос – учение

Слайд 4

«Педагогическая тех¬нология – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели».

Слайд 5

Признаки коммуникативной технологии

Слайд 6

Содержание технологии определяют «не знания, умения и навыки», а сам человек, его становление и развитие. Урок в технологии коммуникативного обучения строится как модель реального общения, в ходе которого ученик имеет возможность сам познавать и развиваться, овладевать познавательной культурой, а не обучаться. Ученик понимает личностный смысл своего участия в образовательном процессе. Любое действие ученика мотивировано, совершается из внутреннего побуждения, а не внешнего стимулирования. Взаимоотношения между участниками учебного процесса строятся на 2-х уровнях: учитель – ученик, ученик – ученик. Речемыслительная активность обеспечивается вариативностью упражнений и методов обучения

Слайд 7

Коммуникативная культура личности как система качеств включает: Творческое мышление; Культуру речевого действия; Культуру самонастройки на общение Культуру жестов и пластики движений; Культуру восприятия действий партнёра по общению; Культуру эмоций.

Слайд 8

Количественно-качественные характеристики диагностика «свободного описания» различных коммуникативных ситуаций «техника репертуарных решеток» «методы анализа конкретных ситуаций»

Слайд 9

Коммуникативная технология рассматривается как выработка коммуникативных действий, выделяя в них ориентацию в окружающем мире и общение с окружающими .

Слайд 10

Основу формирования коммуникативной культуры личности в процессе обучения составляют коммуникативные технологии обучения.

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Публичное выступление

«Коммуникативные технологии в образовании»

  На сегодняшний день, перед современной школой, каждым учителем  стоит проблема повышения качества обучения. Резервы повышения качества образования заключены в его слагаемых: целях, условиях, организации образовательного процесса и конечных результатах. Актуальным для сегодняшнего дня является введение ФГОС, в котором четко выделены формируемые у учащихся универсальные учебные действия:

  • Личностные
  • Регулятивные
  • Познавательные
  • Коммуникативные.

О формировании последних, мне и хочется сегодня рассказать. Как нельзя лучше коммуникативные действия формирует коммуникативная технология обучения.

 Слово «технология», пришедшее к нам от греков, судя по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос – искусство, мастерство; логос – учение. 

В современном понимании - «Педагогическая технология – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели». 

Исследования психологов показали, что только 30% обучающихся активно включаются в учебно-познавательный процесс. Поэтому недостаточно организовать в процессе обучения общение между его участниками. Создание особого пространства взаимодействия учеников, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения, уважительно отстаивает свою позицию в диалоге, формулирует взаимоприемлемую точку зрения, предполагает коммуникативный подход к обучению.

Установление таких связей между участниками учебного процесса является важным компонентом современного  обучения.

 Для коммуникативной технологии характерны следующие признаки:

  1.  Содержание  технологии определяют «не знания, умения и навыки», а  сам человек, его становление и развитие.
  2. Урок в технологии коммуникативного обучения строится как модель реального общения, в ходе которого ученик имеет возможность сам познавать и развиваться, овладевать познавательной культурой, а не обучаться.
  3. Ученик понимает личностный смысл своего участия в образовательном процессе.
  4. Любое действие ученика мотивировано, совершается из внутреннего побуждения, а не внешнего стимулирования.
  5. Взаимоотношения между участниками учебного процесса строятся на 2-х уровнях: учитель – ученик, ученик – ученик.
  6. Речемыслительная активность обеспечивается вариативностью упражнений и методов обучения

 В коммуникативной технологии диалог становится основным инструментом учебного процесса, который позволяет  перейти от прямой передачи  знаний, умений и навыков к конструктивной деятельности учителя и учащихся. Познавательный диалог является неотъемлемой частью учебного  процесса и служит формированию и развитию мышления и речи, самостоятельности и культуры личности  учеников.

Коммуникативные действия вырабатываемые такой технологией характеризуются овладением умений планирования учебного сотрудничества, знанием построения речевых высказываний и постановкой вопросов, выработкой личностных качеств согласованных действий в коллективе.

В процессе обучения у учащихся  формируется  коммуникативная культура личности как о системе качеств, включающая:

  1. Творческое мышление;
  2. Культуру речевого действия;
  3. Культуру самонастройки на общение
  4. Культуру жестов и пластики движений;
  5. Культуру восприятия  действий партнёра по общению;
  6. Культуру эмоций.

     

При оценке  коммуникативного действия  применяются различные количественно-качественные характеристики, среди которых основное место занимают:

- диагностика «свободного описания» различных коммуникативных ситуаций, задаваемых педагогом вербально или с помощью изобразительных средств;

-  «техника репертуарных решеток», которая позволяет определить элементарный состав и способ построения общения и диалоговых  ситуаций;

-     «методы анализа конкретных ситуаций»    определяют  диалоговый запас речи при общении.

  Диагностика данной технологии  основывается на анализе и оценке коммуникативных действий вербального и невербального общения.   Такой анализ производится с помощью наблюдения либо в естественных условиях, либо в специально организованных игровых ситуациях, имитирующих ситуации реального взаимодействия. Большую роль играют здесь технические средства фиксации поведения наблюдаемых – аудио и видеозаписывающая аппаратура, поскольку их использование повышает точность и надёжность данных наблюдения и, что особенно важно, сам наблюдаемый может быть привлечён к процессу анализа.

Таким образом,  коммуникативную технологию  целесообразно рассматривать, как   выработку  коммуникативных действий, выделяя в них  ориентацию в окружающем мире  и общение с окружающими. Современное образование ориентировано на обучение как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика коммуникации, т.е. общения становится самодиагностикой и самоанализом.

Коммуникативная культура личности, как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования в процессе обучения составляют коммуникативные технологии обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление перед общественностью

Очень малая часть того, чем я увлечённо занимаюсь!...

Публичное выступление "Курение и его последствия"

Курение является одной из вредных привычек среди молодежи. Сейчас курят все- и взрослые, и дети младшего и подросткового школьного возраста. К последствиям курения относятся безразлично, видимо не до ...

Презентация "Виды публичных выступлений"

Публичная речь– это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения;речь, адресованная определенной аудитории;ораторская речь.Публичная речь произносится с целью информиро...

публичное выступление 2012

Материал для выступления на конкурс "Лучшие учителя"...

Презентация "Публичное выступление"

Данная презетация является  демонстрационным материалом к лекции по ораторскому искусству. Презентация содержит рекомендации по подготовке к публичному выступлению для учащихся 9 кл....

Презентация "Публичное выступление"

Данная презетация является демонстрационным материалом к лекции по ораторскому искусству. Презентация содержит рекомендации по подготовке к публичному выступлению для учащихся 9 кл....

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...