Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы
статья на тему

Елисеева Людмила Сергеевна

Доклад на тему "Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы", основанный на проводимой работе в данном направлении в МБОУ "СОШ №42" города Братска Иркутской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы

Елисеева Л.С.

МБОУ «СОШ №42» г.Братска

  1. Основные понятия, теоретические обоснования

Самоопределение личности

— сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами самоопределения личности являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение принято рассматривать как выбор и реализацию способа взаимодействия с окружающим миром и нахождение смысла в данной деятельности.

Современному обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения и нести ответственность за эти решения, за себя, за других, за страну.

           Сегодня наблюдается повышение престижа образования. Статистика показывает, что число абитуриентов, поступающих в российские вузы в последние несколько лет возрастает в арифметической прогрессии.

В настоящее время, согласно теоретических данных, в профориентации можно выделить четыре группы методов: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) профессиональной психодиагностики; 3) моральной помощи в конкретном выборе и принятии решения.

Профессиональная ориентация в образовательных учреждениях осуществляется в процессе обучения и внеучебной деятельности, в условиях взаимодействия образовательного учреждения с другими социальными структурами: семьей, медицинскими учреждениями, психологическими центрами, центрами профессиональной ориентации молодежи, службами занятости, предприятиями, организациями.

За последнее десятилетие в системе профориентации стали все чаще внедряться активные формы и методы профориентации, как например кейс-метод, арт-терапевтические методики, экспресс-диагностика и т.д., а также наблюдается тенденция наполнения новым содержанием уже имеющихся, в соответствии с особенностями системы образования на современном этапе развития.

К современным формам и методам профориентационной работы, можно отнести следующие:

- внедрение в учебный процесс программ по профессиональному самоопределению, например таких как: «Я и моя будущая профессия», «Ты и твоя профессиональная карьера», «Твой выбор», «Твоя будущая профессия», «Пропуск в профессию», «Путь в профессионализм», «Основы профессионального выбора» и т.д.;

- разработка дифференцированных (индивидуализированных) программ по профориентации;

- организация элективных курсов и курсов по выбору в образовательных учреждениях;

- курс лекций для выпускников и их родителей о профессиональном продвижении и развитии; а также курс лекций по ряду востребованных рыночных профессий – менеджменту, маркетингу, рекламе;

- психологические консультации для старшеклассников и их родителей  по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития.

Для учащихся наиболее эффективна следующая схема консультирования:

1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

2. Формирование образа «идеальной» профессии.

3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.

4. Анализ психологических портретов реальных профессий.

5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.

6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.

7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.

  1. Реализация на примере школы

Общие понятия и теоретические представления понятны и просты, но, о том, как мы реально на практике работаем в направлении профориентации обучающихся основной школы, мне и хотелось бы сейчас рассказать.

Главным направлением работы нашей школы является Кадетское движение. На сегодняшний день у нас всего 14 кадетских классов, из которых семь – это обучающиеся основной и старшей школы. В классах обучаются дети не только нашего микрорайона, но и разных частей города. Как правило, приходя в кадетский класс, родители и ребята планируют связать будущее с военным образованием. К сожалению, на пути к мечте случается смена приоритетов, и ребята поступают порой совершенно не в те ВУЗы о которых мечтали сначала. Но, та подготовка, которую учащиеся получают в стенах нашего учебного заведения, зачастую помогает им в обучении в ВУЗах и карьере в целом.

Что же способствует формированию выбора профессии у обучающихся школы №42? Это не секрет. Во-первых, как и во многих школах города, начиная с 7-8 класса, дети традиционно посещают «Дни открытых дверей», проводимые учебными заведениями нашего города, выезжают с экскурсиями на предприятия г.Братска, а именно, БЛПК, Братская ГЭС, Братский Аэропорт и др., где имеют возможность узнать подробно о предлагаемых профессиональных специальностях. Кроме того, мы проводим встречи с выпускниками нашей школы, обучающимися в Братском ЦБК, Профессиональном лицее № 24, Братском педагогическом колледже №1, «Михайловской артиллеристской академии» г.Санкт-Петербурга.

Во-вторых, наша школа тесно сотрудничает с такими организациями города как Братская  организация ДОСААФ России  и Совет ветеранов десантных войск, войском спецназначения и участников боевых действий г. Братска, что позволяет в полной мере изучать, развивать и закреплять знания кадет современных и исторических законов и заповедей военнообязанных. На занятиях  в тире ДОСААФ наши стрелки не только имеют опыт «общения» с пневматическим оружием, но уже имеют достойные результаты на уровне города. Вот уже три года мы сотрудничаем с кадетским корпусом в Усолье-Сибирском, где ребята могут сдавать нормативы непосредственно на территории корпуса, пополнять свои портфолио подтверждающими сертификатами. Администрация и преподавательский состав школы активно и плодотворно работает над налаживанием долгосрочных связей и со следующими социальными партнерами: Военным комиссариатом, Братским государственным университетом, Управлением по делам ГО и ЧС,   ветеранскими организациями участников Великой Отечественной войны, региональным отделением партии «Единая Россия»,  ветеранами антитеррористической группы "АЛЬФА» (г. Москва), Советом ветеранов комсомола, Советом солдатских матерей, Советом отцов города, депутатами городской Думы,  БГОО «Женский центр». У наших ребят есть реальная возможность пробовать себя в различных направлениях.

И это не считая того, что на протяжении уже двух с половиной лет обучающиеся школы 42 два раза в год имеют возможность проявлять себя в спортивных и интеллектуальных олимпиадах, организовываемых ФГБНУ «Институт стратегии и теории образования Российской академии образования», Общероссийским союзом общественных объединений «Всероссийский молодежный центр «ОЛИМП», ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана». Четыре года подряд ребята нашей школы, не только кадетских классов, знакомятся с представителями Санкт-Петербургских ВУЗов, участвуя в предложенных олимпиадах организацией «Образование без границ», проходящих в г.Санкт-Петербург и г.Сочи.  

Все это эффективно способствует формированию выбора будущей профессии обучающихся школы 42 города Братска.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы

Формирование орфографических навыков – одна из главных задач преподавания русского языка в школе. Логико-алгоритмический метод  содействует выработке осознанных орфографических навыков....

Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы

Формирование орфографических навыков – одна из главных задач преподавания русского языка в школе. Логико-алгоритмический метод  содействует выработке осознанных орфографических навыков....

Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1

Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1г. Томска"был разработан и реализуетс...

Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы

Презентационный материал по теме "Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы"...

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...

Направления: «Профессиональное самоопределение обучающихся на различных возрастных этапах: особенности, технологии, содержание, формы, методы»

Формы работы на уроках и во внеурочной деятельности:нетрадиционных форм проведения уроков (экскурсия, семинар, викторина, выставка, проекты, конструирование и др.);использование нетрадиционных форм уч...