Методическая разработка по теме: «Рекомендации родителям детей с расстройствами аутистического спектра».
учебно-методический материал по теме

Обыдина Елена Геннадьевна

 

Это конкретные советы родителям, чем и как они могут помочь своим особенным детям. Какими навыками должен овладеть ребенок, как себя вести, занимаясь и играя с малышом, как добиваться положительного результата. Описаны игры, задания и методические советы, которые помогут родителям в обучении и воспитании своего ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

«Рекомендации родителям детей с расстройствами аутического

спектра».

    Еще 20 лет назад о таких детях говорили как «необучаемые» и они лишались возможности получения образования, специальной коррекционной поддержки. Сейчас у таких детей появилась возможность адаптироваться в окружающем мире. Этим детям можно помочь, но для этого надо как можно раньше начать кропотливую коррекционную работу, которая позволит жить в обществе, обучаться в образовательных учреждениях. Эта работа должна проводиться специалистами: врачами – психиатрами, врачами – неврологами, психологами, дефектологами, логопедами, музыкальными работниками. Но очень многое зависит от самих родителей, имеющих таких детей. Они не подозревают, что своей любовью, терпением, желанием могут сделать очень многое для ребенка. Конечно, это целенаправленная, сложная и длительная работа, требующая огромных душевных и физических сил. Но чем раньше начать занятия с ребенком, тем больше у него появляется шансов максимально адаптироваться в обществе. Поэтому хочется хоть немножко помочь советами родителям таких деток.

             Чего нужно добиваться в итоге:

  • формировать навыки самообслуживания;
  • овладевать навыками контакта и социально-бытовой ориентации;
  • развивать пространственные и временные представления,
  • развивать мелкую моторику руки;
  • развивать мышление, внимание, память, речь;
  • преодоление детских страхов.

   В процессе обучения и общения необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • не рекомендуется настаивать на проведении игр, выполнении заданий;
  • перед выполнением задания необходимо первоначально проговорить взрослому  действия ребенка, прорисовать их для облегчения выполнения задания;
  • поведение ребенка может быть резким, поэтому необходимо преодолеть дискомфорт (поменять место проведения занятия, позу ребенка, заменить игрушку);
  • если у ребенка негативная реакция, то следует остановить игру;
  • не торопить взаимодействие;
  • помогать в выборе правильного решения;
  • каждый навык отрабатывать отдельно и многократно;
  • всегда чётко проговаривать задание и инструкции.

Для установления контакта (без чего нельзя проводить занятия) надо

проводить сенсорные игры (которые дают ребёнку чувственные, зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые ощущения). Они «соблазняют» ребёнка и у него возникает доверие с тем, кто с ним играет, устанавливается эмоциональный контакт.

  • К сенсорным играм можно отнести игры с красками (особенно с пальчиковыми), с водой, с песком, мыльными пузырями, игры со свечами, со светом и тенями, со льдом, с крупами, с пластилином, бумагой, со звучащими игрушками, с движением, тактильными ощущениями.

  • Сложнее сюжетные игры, требующие  многократного повторения, формирования штампов, познания самих предметов (их формы, объёма, величины, поверхностей). Манипуляция с игрушками формирует тактильное и зрительное восприятие, соотнесение предмета и слова (мы называем предмет).

  • Для ребенка сложны игры на подражание (пальчиковая гимнастика, выполнение какого – то задания), поэтому взрослый руками ребенка быстро, уверенно завершает действие, чтобы ребёнок подумал, что это сам хорошо сделал.

  • Занятия всегда старайтесь начинать с того, что нравится ребёнку, чтоб он получил приятные ощущения.

  • Словесные комментарии в краткой форме. Задания в наглядной форме, объяснения простые, повторяются интонационно по-разному. Чётко повторять слова, соотносить с предметом.

  • Чтобы лучше понять, что нужно вашему ребенку можно использовать схемы и коммуникативные карточки с рисунками, которые выражают желания, мысли, определенные действия и предметы. Ребенок сам покажет необходимое.

  • Выявляйте стимулы, вкусовые пристрастия, чтобы заинтересовывать Вашего ребенка.

  • Играя и называя выполняемые действия, озвучивать их кратко: «Возьми, положи, дай, держи, кати, лови, брось, принеси».

  • Поощряйте использование жестов, так как это общение, которое Вам поможет (хочет кушать, пить, спать).

  • Учите детей жестам «да» (наклон головы вперед), «нет» (поворотами

головы слева направо), «покажи» (фиксировать кисть ребёнка в положении жеста, устанавливать палец на предмете или картинке).

  • Пока ребенок не выучит один жест, следующий не начинать. Когда выучит жесты – используйте их на своих занятиях («Ты разложил картинки?», ребенок должен кивнуть головой).

  • Учите детей играть с картинками. Вырабатывайте фиксацию взора на картинке, которую держите на уровне губ. Если ребёнок не реагирует, мягко поверните его за подбородок и подождите, когда взор скользнёт по картинке. Для лучшей фиксации взгляда вместе с картинкой берите в руки лакомство. Ребёнок следит за ним и получает его.

  • Количество картинок увеличивайте до двух (парные или предметные картинки).

Все занятия проводить в игровой форме, многократно для получения результата.

Для получения результатов в процессе воспитания и обучения необходимо развитие сенсорного, слухового, тактильного, двигательного, вкусового восприятия, развитие чувствительности, ручной моторики, навыкам самообслуживания.

                             Сенсорное восприятие.

  • Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
  • Учить детей различать свойства и качества предметов: мягкий – твердый, мокрый – сухой, большой – маленький, громкий – тихий, сладкий – горький.
  • Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
  • Развивать зрительное внимание, учить подражанию.
  • Учить воспринимать форму, величину, цвет.
  • Учить ориентироваться в пространстве.

                                 Учить детей:

  • выделять предмет из общего фона.
  • ожидать появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая ее появления.
  • развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий

взрослого сначала без предметов («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп»), а потом с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода: «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок»).

  • соотносить игрушку с её изображением («Покажи, где ляля», «Покажи, где ту-ту (паровоз)»).
  • сличать парные предметы и парные картинки.
  • различать объёмные формы (куб, шар) по подражанию действиями взрослого («Дай, что катится», «Возьми, что не катится»).
  • подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная).
  • выполнять действия по подражанию.
  • проталкивать объемные геометрические формы  (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб.
  • узнавать знакомые предметы среди незнакомых (находить свою игрушку среди других).
  • хватать большие предметы (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками, маленькие – одной рукой.
  • складывать из двух частей разрезную картинку.
  • воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»).
  • воспринимать величину (большой, маленький).
  • захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) – пальцами.
  • знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый («Дай красный шарик», «Возьми желтую ленточку»).
  • учить подражанию действиям взрослого (постановка кубиков друг на друга).
  • соотносить предметы с их изображением.

                    Слуховое восприятие и внимание.

  • развитие слухового внимания, подражания.
  • восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо – громко, близко – далеко, быстро – медленно);
  • опознание и различение предметов и явлений по звуковых характеристикам;
  • восприятие местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве знакомого помещения;

                                        Учить детей:

  • знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах (детское пианино, металлофон, барабан).
  • реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен).
  • вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов (шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен).

  • дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя

            действиями.

  • соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием: «ав-ав» - собака; «мяу» - кошка; «ку-ка-ре-ку» - петух.
  • развивать фонематический слух детей (глобальное различение на слух резко различных по слоговому и звуковому составу слов).
  • различать на слух слова: дом – барабан, рыба – машина, шар – самолет, дом – мишка.
  • различать на слух три слова с опорой на картинки.
  • дифференцировать звукоподражания (игра «Кто тебя позвал: кошка, лягушка, собака?»: выбор из двух – трех предметов или картинок).

   

                  Тактильно – двигательное восприятие.

 

                                           Учить детей:

  • воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб.
  • выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову дай (матрешку, машинку, шарик и т.д.) без предъявления образца (выбор из двух предметов).
  • различать на ощупь шар, куб; проводить выбор из двух шаров (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.
  • различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого и маленького) с предъявлением образца зрительно.
  • производить выбор по величине и форме по образцу (предъявляемые предметы: две матрешки, кубик или шарик).
  • производить выбор по величине и форме по слову («Дай большой мяч», «Дай маленький мяч») на ощупь.
  • дифференцировать предметы по признаку «мокрый – сухой» (полотенце, шарики, камешки).
  • различать температуру предметов (горячий – холодный).

                  Развитие вкусовой чувствительности.

                                         Учить детей:

  • знакомить с различными вкусами продуктов питания (сладкий, горький, кислый, солёный) и различать их.
  • знакомить с тем, что пища бывает горячая и холодная.
  • определять пищу на вкус (называть).

                     Развитие ручной моторики.

  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  •   Обучение хватанию формируется только при помощи взрослого.
  • Учить правильно использовать предметы для рисования (мел, фломастеры, доска, карандаши, бумага).
  • Учить проводить линии не отрывая карандаша.

                                         Учить детей:

  • выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (надеть зеленые рукавички – «лягушата», руки сжать в кулаки, выполнять действия вверх-вниз: «Лягушата прыгают – кваква, ква-ква; лягушата смелые – квааа, квааа).
  • захватывать щепотью сыпучие материалы (манная крупа, речной песок), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы).
  • захватывать предметы щепотью, раскладывая большие и мелкие предметы в прозрачный сосуд (опускать мелкие предметы, обращая внимание на захват щепотью).
  • выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу, вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно, катание между подушечками большого пальца и остальных пальцев одной руки, попеременно каждой рукой).  
  • закрепить умения детей выполнять движения кистями рук по подражанию (игры «Молоточек – тук-тук», «Рыбка плывет», «Поезд едет – ту-ту»).
  • развивать размашистые движения руки: учить детей стирать с доски тряпкой размашистыми движениями слева направо, сверху вниз (по подражанию, самостоятельно, по словесной инструкции).
  • выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию (игры «Зайчик», «Очки», «Пальчики поздоровались»), познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании.
  • продолжать учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (надеть на руки цветные рукавички и выполнять действия, изображая знакомых животных).
  • брать в обе руки (захват ладонями) сыпучие материалы (чечевицу, горох, фасоль) и высыпать их в посуду (игра «Спрячем игрушку»).
  • выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с пальцами с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев.
  • продолжать формировать у детей размашистые движения рук: учить размашистыми движениями стирать тряпкой с доски в направлении сверху вниз, слева направо.
  • выполнять определенные движения кистями рук на бумаге: учить проводить прямые линии краской по большому листу бумаги (по подражанию, самостоятельно).
  • продолжать учить детей захватывать щепотью сыпучие материалы (перловая, манная крупа, речной песок), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы»).
  • выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев.
  • продолжать учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук, используя

карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно.

               Рекомендации родителям по их общению с ребенком.

  • Консультироваться со специалистами.
  • Стараться вызвать у ребенка потребность эмоционального общения со всеми окружающими его взрослыми, детьми и научить испытывать большую радость от него.
  • Установить особый, теплый эмоциональный контакт с ним.
  • Дозировать свое общение с ребенком, чтобы ребенок от него не уставал.
  • Не оставлять его наедине с самим собой, а привлекать к себе его внимание.
  • Искать ему друзей.
  • Внушать уверенность в себе.
  • Пытаться научить его использовать свои способности.
  • Помочь усвоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
  • Заинтересованность игрой и научить его играть игрушками в ролевые игры.
  • Искать пути, которые помогут развить речь ребенка, приблизив ее к возрастной.
  • Искать причины его страхов и ликвидировать их раз и навсегда.
  • Подбадривать ребенка в те моменты, когда Вы чувствуете, что он испытывает страх.
  • Не говорить в присутствии ребенка о раздражающих Вас всех его поступках.
  • Пытаться притупить агрессию, но в то же время не забыть про то, что именно она нередко – главный и единственный источник всех контактов аутичного ребенка с внешним миром, а также его средство обороны.
  • Стараться даже самые начальные симптомы или признаки агрессии перевести в фрагмент игры, переключив внимание ребенка на другие действия.
  • Не разрушать стереотипы, а опираться полностью на них, стремясь помочь ребенку, так как обычно лишь благодаря им Ваш малыш способен приспособиться к действительности.
  • Использовать все ритуалы в нужном для Вас русле.
  • Дозировать все новое в разумных для ребенка в данный момент пределах.
  • Стремиться сделать свою деятельность с малышом целенаправленной и своевременной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки к Городскому семинару "Опыт организации образовательного процесса детей с Расстройствами Аутистического Спектра"

Представления игры "Откравенный разговор". Ресурс социально-психологический игр для нормализации отношений участников образовательного процесса....

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ББК 74.3 О 26ББК 74.3Обучение детей с расстройствами аутистического спект, ра. Методические рекомендациидля педагогов и специалис& тов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехи& на//...

Методическая разработка - Особенности сопровождения детей с расстройством аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС) - это сложное неврологическое расстройство, которое выражается в первую очередь в нарушениях коммуникации (в том числе — проблемах с...

Статья на тему: Рекомендации для родителей имеющих детей с расстройством аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС)  – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расс...

Рекомендации для родителей, имеющих детей с расстройством аутистического спектра

Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС),— это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение ч...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...

Рекомендации по разработке адаптированных дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ для детей с расстройствами аутистического спектра (из опыта работы)

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной о...