Представление педагогического опыта учителя иностранных языков Ачаковой Е.В.
методическая разработка на тему

Ачакова Екатерина Викторовна

Представление педагогического опыта учителя иностранных языков

Ачаковой Екатерины Викторовны

 

IT – технологии как средство формирования основных видов речевой деятельности на уроках иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx55.85 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта учителя иностранных языков

Ачаковой Екатерины Викторовны

IT – технологии как средство формирования основных видов речевой деятельности на уроках иностранного языка

1. Актуальность и перспективность опыта

В настоящее время российская система образования  вышла на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. Наряду с этим, выпускник должен обладать навыками владения иностранного языка. Эти потребности продиктованы временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества. Прошло время, когда можно было сообщать знания. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новой информации. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Урок репрезентируется как социальный заказ общества системе образования.

Информационное образовательное пространство не перестает развиваться. Для того чтобы избежать бессистемности и некомпетентности необходимо, чтобы учителя-предметники с многолетним опытом работы вносили свой вклад в заполнение этого информационного ресурса. Появление Интернета, как еще одного мощного инструмента в образовании, стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого ученика, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.

При изучении английского языка, при овладении различными видами речевой и неречевой деятельности существует тенденция использования современных информационных технологий, которые позволят учащимся в полной мере обрести необходимые навыки.

Компьютерные программы и Интернет все в большей степени стали внедряться в образовательный процесс.

Актуальность опыта  обусловлена следующими факторами:

- смена парадигмы образования (со знаниецентристской на гуманистическую) ведет к пересмотру всей системы обучения: его целей, содержания, методов, организационных форм и средств;

- для педагогического коллектива наиболее острым остается вопрос об овладении современными технологиями в преподавании;

- система методов использования современных технологий на уроке иностранного языка развита недостаточным образом.

Цель опыта - систематизация методов использования информационных технологий на уроках иностранного языка, применение Интернета и компьютера для формирования навыков аудирования, говорения, чтения и письма.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

- изучить особенности использования информационных технологий на уроках иностранного языка;

- применить опыт преподавателей, использующих информационные технологии, на уроках английского языка;

- теоретически обосновать целесообразность использования IT – технологий на уроке иностранного языка.

2.Формирование ведущей идеи опыта

Невозможно сегодня представить хорошо образованного, интеллектуально – развитого человека, способного жить и творить в постоянно меняющемся мире, без знания иностранного языка. И, конечно же, это касается английского языка так, как он является языком межкультурного общения во всем мире.

Результаты предварительной диагностики показали недостаточный уровень умений обучающихся в работе с IT - технологиями, а именно неумение находить, извлекать, фильтровать, воспроизводить и применять  информацию. Диагностика привела к выводу о необходимости изучения и применения современных методов использование информационно -коммуникативных ресурсов, обобщению опыта по теме: «IT – технологии  как средство формирования основных видов речевой деятельности на уроках иностранного языка».

Ведущая педагогическая идея опыта - повышение эффективности процесса обучения посредством использования IT –технологий, а именно:
- систематизация методов использования информационных технологий на уроках иностранного языка, применение Интернета и компьютера для формирования навыков аудирования, говорения, чтения и письма; 

- повышение интереса к предмету и положительная динамика качества 
знаний учащихся; 

- повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами; 
- систематическая работа над общим развитием учащихся; 
- осознанный подход учащихся к процессу учения. 

В преподавании английского языка, как и любого другого иностранного, применение компьютерных технологий позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком и лучше подготовить их как к ЕГЭ/ОГЭ и вступительным экзаменам в ВУЗы, так и, при желании, к сдаче зарубежных экзаменов на определение уровня владения языком

3.Теоретическая база опыта

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования  (ФГОС – 03) требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать:

1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;

2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;

3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;

4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях. [ФГОС, с. 8-9]  

Задача школы, как подчеркивает Е.С. Полат , заключается не столько в содержании образования, сколько в использовании новых технологий обучения. Что же означает понятие «технология»? Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение) определяется как совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки определенных изделий; как научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы.

Процесс обучения иностранному языку – это сложный процесс, включающий в себя огромное количество компонентов. Прежде чем начать урок учитель проводит большую подготовительную работу. Во-первых, он определяет цели и задачи, методы и приемы обучения. Но не менее важно использование различных средств обучения.

 С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении английскому языку классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используются программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры.

Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования, составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Исходя из определения ИКТ, предлагаю следующую классификацию ИКТ и информационных продуктов, которые им свойственны:

  • компьютер:
  • обучающие программы,
  • презентации (программы Power Point, Open Office. Impress, Movie Maker),
  • игры;
  • текстовые документы (программа Microsoft Word);
  • электронные таблицы (программа Microsoft Excel);
  • базы данных;
  • интерактивная доска;
  • видео и аудио устройства:
  • DVD – плеер,
  • магнитофон.
  •   Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) представляют собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов:
  •  символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики),
  •  образные объекты (фото, рисунки),
  •  аудиоинформация (устные тексты, диалоги, музыка),
  • видеообъекты (анимации, модели, видеосюжеты)
  • Интернет:
  • информационные ресурсы;
  • сетевые сообщества;
  • поисковые системы;
  • электронная почта;

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Анализируя многочисленные методические разработки ведущих педагогов, можно сделать выстроить современную модель применения IT – технологий при обучении иностранному языку:

- в центре обучения – обучающийся;

- роль преподавателя – научить учиться;

- в основе УД- сотрудничество;

- суть IT – технологий – развитие коммуникативной компетенции обучаемых и способности к самообучению.

4.Технология опыта

Данный опыт сформирован в результате обобщения опыта коллег, передовых педагогов, изучения теоретических и практических материалов, с учётом достижения результатов в работе с детьми.

Согласно современным требованиям, обучение  иностранному языку в школе должно быть коммуникативно-направленным во всех видах речевой деятельности. Проанализировав и обобщив многочисленные IT – технологии, хотелось бы привести следующую классификацию.

Формирование навыков говорения

Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении. А для этого нужен партнер. Компьютерная программа, CD- ROM диск, какими бы интерактивными при этом они ни были, могут обеспечить лишь квазиобщение (то есть общение с машиной, а не с живым человеком). Исключение составляют компьютерные телекоммуникации, когда ученик вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером - носителем языка. Система обучения иностранному языку должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, необходимо научить их уважать проявления этой культуры, то есть быть способным к межкультурному взаимодействию.

Такое общение с носителями языка осуществляется с помощью Интернет-сайтов. В настоящее время существует огромно количество веб-сайтов, которые с помощью мультимедийных технологий позволяют общаться с иностранцами. Вот несколько Интернет-ресурсов для обучения говорению, которые могут  пригодиться при планировании урока развития речевых умений.

Программа для компьютеров и гаджетов – Skype;

Сайты по обучению говорению:  

http://livemocha.com/ 

http://www.esl-lounge.com/level6.shtml 

ž       http://www.edhelper.com/ReadingComprehension.htm 

ž      http://www.4teachers.org/

ž      http://www.speak-english-today.com/

ž      http://www.eslgold.com/writing.html

Международные программы, целью которых является коммуникация, являются хорошо известными и широко используемыми в педагогической практике.

Большой интерес у учащихся вызывает работа с компьютерными обучающими программами  и видеокурсами английского языка, эффективнее всего применять их на факультативных занятиях, где структура урока менее жесткая. Приведу несколько примеров образовательных интернет-ресурсов, участие в которых заинтересовало моих учеников:  

- «Центр онлайн – обучения Фоксфорд» -  помогает подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ, Олимпиадам, углубить свои знания по многим школьным предметам, не выходя из дома;

- «Якласс» - помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Для ученика это — база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. Динамичные рейтинги лидеров класса и школ добавляют обучению элементы игры, которые стимулируют и школьников, и учителей.

Для того, чтобы осуществить контроль полученных навыков не нужно писать контрольные работы. Следует лишь соединиться через сеть Интернет с носителями языка и попросить учеников поговорить с ними по теме.

Формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ. Учащимся предлагаются сайты по определённой тематике, связанной с изучаемой в УМК темой. Например, при изучении темы «Лондон», используя приложение «Google maps», учащиеся совершают виртуальное путешествие по городу и рассказывают о том, что они видят. Может осуществляться парная работа, при которой учащиеся разыгрывают диалог между жителем Лондона или гидом и приезжим.

Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывает программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента. Английский язык. Я и моя семья» и также ряд других мультимедийных учебников. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы.

Формирование аудитивных навыков

Одной из практических задач в области аудирования является обучение учащихся восприятию иноязычной речи в условиях, приближенных к реальным. Одним из путей для достижения данной цели является использование ИКТ в процессе обучения учащихся аудированию.

Практикующие учителя и специалисты в области образования все чаще отмечают тот факт, что меняется менталитет обучающихся, которые не представляют своей жизни без широкого использования информационных технологий. Совершенно очевидно, что это важное обстоятельство не может игнорироваться и в преподавании иностранного языка.

К возможностям современных ИКТ можно отнести:

- лекционную форму («виртуальный учитель», мультимедийные учебники).

- демонстрацию роликов и фильмов на иностранном языке.

- наглядные иллюстрации с использованием Интернет-ресурсов.

- воспроизведение материалов для аудирования, синхронного проговаривания.

- интерактивные элементы (электронные тесты) и т. д.

В современном мире существует огромное количество компьютерных программ, которые позволяют осуществлять формирование навыков аудирования. Такие программы могут служить как аудиовизуальным, так и аудитивным источником

Для примера аудиовизуального источника информации можно привести программу «Rosetta Rose», которая включает в себя 26 языков. Нам же хотелось бы рассмотреть изучение английского языка с помощью этой программы. Данный источник построен таким образом, что позволяет изучать английский язык по разным темам. Акцент здесь делается на формирование навыков аудирования. На экране появляются картинки, голос произносит фразу или предложение, а ученик должен выбрать правильный ответ. Каждый раз задания усложняются, появляется описание картинки, используется более сложная лексика. В конце работы программа подводит итог и выставляет оценку.

Для тренировки умений и навыков аудирования используются мультимедийные уроки и задания. Источниками таких заданий являются мультимедийные уроки и Интернет. Интернет - богатый источник аудио записей. Например, существует сайт, где есть необходимые песни "на все случаи жизни" – текст песни и музыка. Podcast представляет собой аудио- или реже видеопрограмму, выложенную в Сети и доступную для прослушивания/просмотра пользователями; возможно подписаться на получение podcasts. Новые эпизоды (podcasts) можно прослушивать собственно в интернете, либо загружать их в mp3-плеер или iPod. Аудиофайлы размещались во Всемирной паутине и раньше, но podcasts принципиально отличаются от них простотой использования (RSS – Really Simple Syndication): учащиеся могут подписаться на любимые podcasts и автоматически получать их на свои компьютеры. Podcasts, доступные в Интернете, возможно условно разделить на два типа: «radio podcasts» и «independent podcasts».

Сайт компании Lucent Technologies, ее подразделение Bell Labs позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. На сайте http://www.bell-labs.com/proiect/tts/index.html

Формирование навыков чтения

Для развития изучающего вида чтения на уроке подходят различного рода буклеты: проспекты, реклама, театральные программы. Действительно, информация в этих буклетах, как правило, короткая, достаточно простая для восприятия в 8-11 классах. Однако информацию, взятую с интернет-сайтов может отличать фактор новизны (погода в разных частях света, расписание поездов, самолетов, купля-продажа недвижимости, устройство на работу, праздники, путешествия, медицина и тому подобное). Такая информация отражает исторические, политические события, недоступные подчас иным путем. Привлекательность подобного материала в том, что он лаконичен и содержит конкретную информацию в виде кратких новостей, рецептов, инструкций. При работе с материалом предусматривается извлечение полной информации, иначе нарушается коммуникация. Вот почему такие тексты пригодны для изучающего чтения. Очень хорошо в этом случае использовать обучение в малых группах по методу сотрудничества. Например, вы делите свою группу на малые подгруппы по три человека и каждой группе даете свой текст и задание на всю группу.

Отдельно стоит обратить внимание на аутентичность текстов. Чем старше учащиеся и чем выше их уровень коммуникативной компетенции, тем шире спектр аутентичных текстов, возможных для использования в учебных целях. Стоит отметить важность использования сайтов периодических изданий газет и журналов на изучаемом языке. Приведу список самых известных изданий на английском языке:

The Times [http://www.thetimes.co.uk/tto/news/];

The Guardian [http://www.theguardian.com/international];

The USA Today [http://www.usatoday.com/];

The Washington Post [http://www.washingtonpost.com/] и др.

Тестовая методика и упражнения – задачи, применявшиеся при создании комплекса упражнений, имеют ряд достоинств. Упражнения, составленные в виде тестов, позволяют сосредоточиться на извлечении информации, тесты и упражнения – задачи стимулируют интеллектуальную, мыслительную активность учащихся, дают возможность внести элементы соревнования в учебный процесс, повышая тем самым мотивацию обучения. Из технологических приёмов тестирования в комплексе упражнений используется методика множественного выбора; дополнения с элементами выбора; методика двойного выбора «верно-неверно».

При разработке компьютерной программы по обучению чтению предполагается введение новых видов упражнений, расширение системы помощи программе за счёт использования мультимедиа подсказок, дополнение комплекса по каждой отдельной грамматической теме пояснительно - демонстрационной частью, выполненной в виде фильмов-презентаций.

Анализируя широкий спектр предлагаемых образовательных ресурсов, особое внимание хотелось бы обратить на такие ресурсы как: British Council- ресурс международной организации Великобритании, направленный на развитие образовательных возможностей и межкультурных взаимоотношений. Где в разделе «Reading skills practice» можно найти необходимые тексты и задания к ним на различную тематику в соответствии с уровнем изучения языка.

http://learnenglishteens.britishcouncil.org/skills/reading-skills-practice. Еще один полезный ресурс – Busy Teacher. http://busyteacher.org/

Стоит уделить внимание домашнему чтению. В методической литературе неоднократно подчеркивалась значимость домашнего чтения как дополнительного средства развития как речевых навыков, так как основных компетенций учащихся. Привлечение фильмов на DVD носителях или на сайтах Интернет в качестве видео поддержки на занятиях по домашнему чтению способствует усилению мотивации к изучению иностранного языка. При этом развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что обучающемуся будет показано, что он может понять язык, который изучает. Видеофрагменты можно задействовать на всех этапах работы с художественным текстом: этапе предречевых упражнений (Vocabulary work) или дотекстовом этапе; на текстовом этапе, включающем контроль понимания содержания, контроль понимания важных деталей текста; послетекстовом этапе, включающем упражнения, направленные на развитие продуктивных умений в устной и письменной речи (беседы на основе прочитанного / просмотренного, творческая работа и т.д.) На заключительном занятии студенты защищают видеопроекты, создают веб-страницы любимых персонажей книги.

Формирование навыков письма

Типы письменных высказыавний и формирующие их упражнения на старшем этапе обучения могут быть следующими:

1. Письменное воспроизведение по памяти группы прочитанных или аудированных связанных по смыслу предложений (микротекстов).

2. Написание (составление) плана прочитанного/прослушанного текста в форме вопросов, назывных (номинативных) или простых утвердительных предложений, сказуемым которых является глагол в настоящем времени изъявительного наклонения.

3. Вариантом упражнения в составлении плана является озаглавливание выделенных частей текста, а также написание тезисов - развернутого плана, отражающего смысловые вехи письменного сообщения

4. Изложение

5. Конспект - это выбор из текста опорных предложений, несущих основное смысловое содержание

6. Реферирование - написание реферата - заключается в лаконичном изложении основных мыслей текста-источника, их систематизации, обобщении и оценке.

7. Аннотирование - написание аннотации - заключается в кратком, максимально компрессированном связном изложении основного содержания текста-источника с целью ориентации реципиента, сообщения ему кратких сведений о заключенной в тексте информации, ее направленности, ценности и назначении.

8. Описание

9. Написание письма - письменного сообщения творческого
характера, которое может быть личным или деловым

10. Сочинение как учебная речевая деятельность, особый, сложный вид творческого упражнения, высший этап работы при обучении письменной речи на иностранном языке

Использование компьютера при обучении письму придает этому процессу больший динамизм. Учащиеся сами набирают тексты своих сочинений, учатся работать с текстовыми редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Они переписываются со сверстниками из других стран, отправляют учителю для проверки свои сочинения и творческие работы, принимают участие в школьных и районных проектах.

Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся разных уровней знаний.

Информационные технологии позволяют организовать обсуждение просмотренного и прочитанного материала в сети Интернет, тем самым включать студентов в дискуссию во внеурочное время и поддерживать интерес к обсуждаемой проблематике. Благодаря электронной почте и Chat (англ. - "разговор") они могут общаться со своими сверстниками в любых странах. Они расширяют свой словарный запас, в первую очередь обиходную лексику, улучшается их орфография. Написание различного рода писем, открыток, документов из обязательной программы теперь можно не просто отрабатывать на уроках и дома, но и организовать реальную переписку между учащимися и учителем, друзьями из других классов, школ, зарубежными сверстниками.

При обучении письму хочется порекомендовать создание комиксов с помощью Интернет сайта  www.makebeliefscomix.com. Созданные комиксы можно раскрасить, распечатать, отправить по электронной почте. Домашнее задание в форме мини-проекта по составлению комиксов вызывает неподдельный интерес учащихся.

Современные технологии позволяют преподавателю контролировать выполнение заданий посредством социальных сетевых сервисов, например, vk.com, facebook.com.

 Информационные технологии во внеклассной работе

А.С. Макаренко писал: «Воспитательная система – это обязательно живая система, с элементами творческого развития, изменения, совершенствования». Применяя IT-технологии во внеклассной работе, педагог обладает многими преимуществами.

Изучающим английский язык, особенно на старшем этапе, можно предложить использование программ и сайтов на английском языке. К таковым относятся:

http://preply.com/blog/,

http://www.phrasemix.com/,  

http://esl.about.com/,

http://www.voanews.com/,

http://www.englishcentral.com/videos#,

http://learn-english-today.com/ и др.

 Здесь ученикам предложат различные упражнения и тексты, они смогут самостоятельно изучить какую-либо тему по английскому языку. Кроме того, на этих сайтах осуществляется живое общение с носителями языка, в чатах обсуждаются различные интересные темы.

Из компьютерных программ, которые не требуют подключение к сети Интернет можно отметить программу «Euro Talk», в которой задания построены по тематикам. Кроме того, производитель предлагает курс, как для начинающих, так и для профессионалов. Данная программа предлагает ученикам познакомиться с новой лексикой, проговорить ее в микрофон, а затем выполнить упражнения разной сложности. В конце изучения по программе предлагается поучаствовать в викторине, где отражены все темы данного пособия.

5.Анализ результативности

   Использование IT – технологий  на уроке английского языка позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Наблюдается положительная динамика учащихся, а именно заинтересованность в изучении английского языка, как языка прогрессивного, цифрового, компьютерного. А так как компьютер для большинства детей – игрушка, то и обучение происходит в игровой форме. Активизируется познавательная, творческая деятельность детей. Повысился уровень мотивации к предмету, учащиеся получают опыт международного общения, что способствует развитию межкультурной компетенции,  совершенствуют свои умения и навыки продуктивного применения сети Интернет.

На рост мотивации к изучению иностранного языка указывает следующее:
- позитивная динамика уровня владения иностранным языком и качества знаний учащихся;

- увеличение количества желающих принять участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;

- повышение качества творческих работ учащихся;

- активное участие гимназистов  во внеклассной работе по предмету. 

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Актуальной задачей является устранение трудностей и недостатков, возникающих в процессе применения IT – технологий.

Существует множество противоречий применения IT – технологий в образовательном процессе:

- непрерывный рост объёма знаний и трудность его усвоения в сжатые сроки обучения;

- падение интереса к иностранному языку как предмету и повышение интереса к изучению иностранного языка на фоне компьютеризации обучения; 

- единые программные требования к изучению иностранного языка и разный уровень учебных возможностей школьников.

Трудности освоения IT - технологий в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.

Выделим наиболее очевидные проблемы применения информационных технологий:

- материально-техническая база: недостаточное количество соответствующим образом оборудованных кабинетов, слабая техническая оснащенность;

- использование IT – технологий требует сформированности у учащихся определенных навыков самостоятельной работы в  целом и умения работать самостоятельно в виртуальной среде, в частности;

- недостаточный уровень владения учащимися информационно-коммуникативными технологиями, отсутствие навыков  работы в виртуальном пространстве, компьютерных и мультимедиа программах;

-заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников.

-трудности учащихся, возникающие в процессе работы с иноязычным текстом, могут быть связаны с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, а именно недостатком у них лингвистических знаний, бедностью кругозора, отсутствием необходимых образных представлений, ограниченностью опыта переживаний.

Ситуация осложняется и тем, что информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, многоязычном интерфейсе, геоинформационных системах и т.п. Выходом из создавшегося противоречия может стать интеграция технологий, то есть такое их объединение, которое позволит преподавателю использовать на уроках и лекциях понятные ему сертифицированные и адаптированные к процессу обучения технические средства. Интеграция ИКТ и образовательных технологий должна стать новым этапом их более эффективного внедрения в систему российского образования.

В заключении можно сделать следующий вывод: компьютер никогда не заменить учителя, а является лишь эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. Использование IT - технологий в учебном процессе хотя и проблематично, но очень важно.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта

Обобщение и распространение опыта происходит:

- на заседаниях кафедры  учителей иностранных языков;

- на открытых уроках, мастер-классах школьного, муниципального и республиканского уровней;

- в публикациях в печатных изданиях, электронных СМИ, на личном и школьном сайтах;

- при участии в заочных конкурсах.

8.Наглядное приложение

Разработка урока «Start Up for Teens» с использованием информационных технологий

В результате комплексного анализа использования информационных технологий мною был разработан и апробирован проект заключительного занятия по сквозной теме «Business», проводимого в 11 «А» в МОУ «Гимназия №12» г. Саранска.

Учитель репрезентовал проектный урок по внедрению IT технологий на уроках английского языка с целью формирования различных умений и навыков учащихся. В ходе проведения урока была использована проектная методика. Проектирование,  как отмечает Н.П. Сибирская [20, с.344],  представляет собой деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления. Оно является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании.

Стоит обратить внимание на тот факт, что проектная методика была выбрана не случайно. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Тема проекта: «Start up Project for teens»

В основе урока «Start up Project for teens» лежит исследовательская и творческая работа старшеклассников по разработке своего собственного бизнес-проекта.

Тип проекта: ролево-игровой с элементами исследовательской и творческой деятельности; монопроект с открытой координацией; внутренний, групповой.

Кроме того, при подготовке данного эксперимента я столкнулась с некоторыми существенными трудностями:

- трудности в поиске подходящей информации для использования на уроках с применением компьютерных технологий;

- трудности в оснащении мультимедийными средствами на уроках английского языка.

 Были разработаны следующие задачи:

1) обогатить, расширить языковые и речевые знания учащихся по сквозной теме «Business», систематизировать и закрепить ранее пройденный материал по теме, совершенствовать развитию иноязычной речевой компетенции и межкультурной коммуникации в целом;

2) развить навыки самостоятельной работы учащихся посредством самоорганизации в разработке творческого проекта;

3) обучить учащихся методам групповой работы, методам работы с информацией, методам проведения исследования;

4) повысить уровень сплоченности коллектива, ответственное критическое мышление, воображение, смекалку в процессе иноязычной ролево-игровой деятельности;

5) научить учащихся пользоваться компьютерными программами и сайтами на английском языке, развивая тем самым навыки говорения, чтения, аудирования с использованием компьютерных технологий.

Направленность проекта: познавательная.

Данный эксперимент был рассчитан на два урока и следовал завершающим звеном, как одна из форм контроля изучаемого юнита.

Возраст: 11 кл (15-17 лет).

Место проведения: Гимназия № 12, г. Саранск.

Оборудование и оформление: компьютер с доступом в интернет, проектор, проекторная доска.

Модель проектного занятия: Занятие основано на пройденном материале по теме «Business» и нацелено на расширение и обогащение языковых и речевых знаний учащихся по данной теме с помощью использования дополнительной информации с интернет-сайтов, рекомендованных преподавателем. Урок также направлен на совершенствование лексико-грамматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности (Infinitives, Passive Voice, Subjunctive Mood), лингвистической и коммуникативной компетенции в целом. Занятие строится по типу ролевой игры и предполагает деление класса на микрогруппы (по 4 человека в каждой). Каждая группа представляет собой бизнес-партнеров по разработке своего первичного проекта (генеральный директор, официальный представитель, финансист, аналитик). В ходе ролевой игры учащимися будут обсуждаться уже существующие бизнес проекты, произойдет выбор направления, поэтапная разработка Start-up проекта своей группы, что предполагает креативную презентацию данного проекта по завершению его разработки. На заключительном этапе проектного занятия проводится аналитическое оценивание преимуществ и недостатков проектов конкурентов, формулируются соответствующие выводы, происходит выбор посредством открытого голосования наиболее перспективного и успешного Start-up проекта.

Подготовительный этап.

В течение нескольких недель учащиеся изучали общий топик юнита –  Business, где были подробнее рассмотрены такие темы как: Entrepreneurs, Work Experience, Business Ideas, Decisions. Изучение лексики «Business and work», грамматической темы «Infinitives» происходило параллельно с процессом обсуждения обозначенных выше тем и выполнения дифференциальных упражнений на их отработку. В период подготовительных работ мы отбирали необходимый материал для финального проекта учащихся. В частности,  разработанный мною ранее сайт: http://kate1792.wix.com/english-for-teens, на котором своевременно размещались необходимые для учащихся материалы, существенно облегчил процесс подготовки.

Основной этап. Первый проектный урок.

1) Введение темы  урока «Start up Project for teens». Обсуждение «Start up» в видении учащихся.

2) Презентация материалов с сайта учителя-практиканта, на котором репрезентировались истории современных Start up проектов. Изучение пошаговой схемы: как разработать свой Start up проект. Просмотр видео «Starting a Business» и т.д.

3) Постановка темы проектных работ. Приведены примеры уже существующих проектов.

4) Организация групп детей, мотивированных к поиску информации и развитию идей.

5) Работа по группам: разработка бизнес-идеии проекта. Распределение обязанностей внутри группы по поиску, обработке и презентации информации. Консультация с преподавателем.

6) Домашнее задание: Оформление презентации разработанного Start-up проекта.

Промежуточный этап.

Расписание уроков английского языка предоставляло учащимся необходимое количество времени для разработки и оформления проектов. Сформированные группы учащихся, используя электронную почту,  присылают готовые презентации преподавателю для проверки и незначительной корректировки.

Заключительный этап. Второй проектный урок. Презентация проектов.

1) Постановка цели урока: презентация проектов, составление списка преимуществ и недостатков проектов оппонентов, выявление лучшего проекта.

2) С использованием  компьютера с доступом в интернет, проектора и доски, учащиеся презентуют свои Start-up проекты.

3) Дискуссия. Обсуждение  преимуществ и недостатков каждого проекта.

4) Выявление посредством голосования наиболее успешного проекта.

5) Подведение итога двухдневного урока.

 Хотелось бы отметить, что такой ход урока заинтересовал учащихся. Так как новые умения они могли теперь применять не только на уроке, но и в повседневной жизни.

Экспериментальный класс получил среднюю оценку 4,5 балла, из всех оценок не было ни одной «три», все ученики выполнили работу на 4 и 5. Таким образом, изучив полученные результаты мы выяснили, что использование мультимедийных средств на уроках английского языка пошло на пользу и дало свои результаты. Согласно опросам учащихся, им было очень интересно работать с компьютером и пользоваться ресурсами Интернета. Такой подход в обучении позволил нам разнообразить уроки, сделать их более эффективными и интересными. Более того использование компьютерных программ на уроках английского языка позволило индивидуализировать процесс обучения, что далеко не всегда получается в классе. Каждая группа учащихся выбирала свой темп разработки проекта. Такой способ организации образовательного процесса позволил снять страх и напряжение в классе, что часто встречается среди учащихся и в значительной мере тормозит общий ход урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта учителя английского языка ГБОУ РДДШ № 1 Ермаковой Ирины Викторовны

Целью своей педагогической деятельности считаю эффективное построение учебного процесса, поэтому стараюсь организовать его так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми шк...

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности  учащихся»....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Авдонькиной И.П.

Представляемый мной опыт работы в своей основе содержит развитие темы "Проектная деятельность в процессе изучения русского языка и литературы". Целью работы является развитие творческого потенциала шк...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ "Первомайская СОШ" Лямбирского муниципального района РМ Макаровой Евгении Сергеевны

Представленный педагогический опыт раскрывает: обоснование своей актуальности и перспективности, его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса, условия формирования введущей идеи,...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и чтения по теме"«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».

Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные зн...