ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя русского языка ГБОУ РМ "Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья" Осиповой Людмилы Алексадровны
статья по русскому языку на тему

Осипова Людмила Александровна

Данный материал может быть полезен учителям русского языка в школе для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt_osipova.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя русского языка

ГБОУ РМ «Саранская  общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Осиповой Людмилы Александровны

«Развитие связной речи у школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса

На современном этапе развития образования одной из актуальных проблем является развитие речевой деятельности обучающихся, так как речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами правильной речи, а также умение правильно пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.

Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается практически у всех детей с нарушением интеллекта и оказывает отрицательное влияние на их развитие, обучение и социализацию.

Речь учащихся и выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарный запас. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует самореализации ребенка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Выпускники не всегда используют имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими.

В связи с этим своевременная и целенаправленная работа по развитию, совершенствованию и обогащению речи  учащихся с нарушением интеллекта – одна из серьёзнейших  и всегда актуальных задач преподавания русского языка и чтения в коррекционной школе. Данная работа способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и для их дальнейшей успешной социальной адаптации.

Таким образом, доказана необходимость работы над развитием связной речи у школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка, но недостаточное количество в литературе методических рекомендаций вызывает у учителей затруднения в правильной организации деятельности школьников. Все вышесказанное определяет актуальность и перспективность опыта.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

В условиях значительных изменений во всей системе образования одной из ключевых компетентностей при обучении русскому языку является связная речь. Перед школьниками ставится цель: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Работа над данной проблемой, побудила нас к поиску основных условий, способствующих развитию связной речи у школьников  с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

На сегодняшний день можно выделить следующие условия:

– обогащение, уточнение и активизация словаря учащихся разными частями речи,образными выражениями, упражнениями, закрепляющими те или иные изучаемые языковые и речевые явления;

– обучение употреблению синонимов, антонимов, омонимов и образных выражений в связной речи, как на уроках русского языка, так и в повседневной жизни;

– подбор заданий и упражнений, направленных на развитие связной речи учащихся;

– установление связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Таким образом, соблюдение этих условий развития связной речи у школьников с нарушением интеллекта должно сделать обучение наиболее результативным.

Теоретическая база опыта

Решение проблемы развития связной речи у школьников с нарушением интеллекта находит свое отражение в трудах исследователей по коррекционной педагогике (А. К. Аксенова, Н. Н. Бебешина, В. Я. Василевская, В. В. Воронкова, Н. Г. Галунчикова, М. Ф. Гнездилов, С. Ю. Ильина, В. Г. Петрова и др.). Они рассматривают речь как сложный и длительный процесс, основы которого закладываются еще в дошкольном возрасте, и особое место в этом процессе занимает формирование связной речи.

Е. А. Баринова определяет связную речь, как совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

А. К. Аксенова отмечает, что формирование связной речи у детей –изначал‬ьно сл‬ожный процесс даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии. Дети с нарушением интеллекта имеют значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусл‬овл‬ено недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Наличие у школьников вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает допол‬нител‬ьные затруднения в овладении связной монологической речью. Вместе с тем установлена необходимость целенаправленной работы по развитию связной речи у школьников с нарушением интеллекта.

С. Ю. Ильина подчеркивает, что требуется специальная систематическая работа по формированию у школьников с нарушением интеллекта навыков связных высказываний. Это приводит к положительной динамике совершенствования речи, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога, навыков построения монологического высказывания. Именно поэтому педагогическая деятельность учителя русского языка должна быть нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на ее развитие и активизацию.

Технология опыта.Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Большое значение для развития связной речи имеют уроки русского языка. На них  источниками развития связной речи являются грамматический, орфографический и синтаксический анализы текста, работа с картиной, уточнение представлений школьников после проведенной экскурсии или внеклассного мероприятия с целью подготовки к письменной творческой работе.

В  своей педагогической деятельности на уроках русского языка мы используем практически все методы и формы работы: рассказ, объяснение нового, беседы различного характера, работа с книгой, метод упражнений, практической и самостоятельной работы.

Определены приоритетные направления в работе:

– постоянное повышение речевой мотивации учащихся;

– одновременное развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) с целью обеспечения языковой базы для более четкого и полного освещения темы;

– организация связных высказываний школьников.

Содержание уроков определяет выбор методов обучения. Основными являются наглядные и практические методы, благодаря которым дети всесторонне знакомятся с учебным материалом.

Однако самой по себе наглядной и практической деятельности школьников еще недостаточно для того, чтобы они усвоили и переработали определенную информацию. Используются также словесные методы с целью направить внимание учащихся на рассматривание объектов, их сравнение, организовать действия с ними, побудить к высказываниям. При этом постоянно контролируется соответствие речи и деятельности.

Участие в познании окружающего мира, максимального количества анализаторов, сочетание наглядных, практических и вербальных средств конкретизируют чувственный опыт детей, создают ту предметно-понятийную основу, на базе которой формируется связная речь.

Результативным является использование словесных методов в сочетании с наглядными и практическими.

Эффективными средствами развития связной письменной и устной речи на уроках русского языка являются следующие приемы:

– создание положительных эмоциональных ситуаций, ситуаций успеха;

– применение специальных упражнений, благодаря которым происходит коррекция и развитие языковых средств;

– проблемное обучение;

– индивидуальный и дифференцированный подходы (применение индивидуального и  дифференцированного подходов к учащимся на различных этапах учебного процесса направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. На уроках русского языка на этапе закрепления изученного материала мы используем различные способы дифференциации. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, по объему учебного материала, по уровню трудности, по степени самостоятельности учащихся, по характеру помощи);

– использование информационно-коммуникационных технологий (использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка помогают акцентировать внимание  школьников с нарушением интеллекта на изучаемом материале, помогает более точно им выражать свои мысли. Презентация может использоваться на всех этапах урока или на каком-то отдельном этапе);

– игровая деятельность.

Основными видами работы по развитию речи учащихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка является следующие: 1) Работа над словом и словосочетанием; 2) Работа над предложением; 3) Работа над текстом.

В работе над словом и словосочетанием на первый план выдвигается семантический компонент, т. к. только понимание ребенком значения слова формирует у него умение сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки включаем упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой.

Работа над словом проходит по следующей схеме:

1. Прочитай слово выразительно.

2. Поставь ударение, подчеркни безударную гласную, которую необходимо запомнить в слове.

3. Произнесите слово по слогам.

4. Назовите 1,2 и т.д. букву и звук.

5. Подумай, что обозначает данное слово. Попробуй сформулировать определение самостоятельно. Сверка по толковому словарю. Запись значения под диктовку учителя или с образца.

6. Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень.

7. Подберите словосочетания с данным словом.

8. Составьте предложение.

При работе над предложением используем следующие задания: например, «Метод неоконченных предложений», «Подбери пару», «Составь предложение из предложенных слов».

Основная работа ведется над текстом. Учащимся предлагаются деформированные тексты, неоконченные рассказы, работа с деловыми бумагами (заявление, объяснительная), сочинения.

В процессе работы учащиеся с нарушением интеллекта оказываются в состоянии на практическом уровне освоить основные законы построения связной речи. Так, учащиеся приобретают следующие умения: умение подбирать слова, необходимые для построения фразы; правильно строить предложения; умение распространять предложения; излагать логически последовательно события.

Анализ результативности

Работа по развитию связной речи у школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка дает положительные результаты. Овладение речью становится «способом познания действительности». Средний качественный показатель знаний учащихся повышается.

Результатом работы можно назвать следующее:

– формирование личностных качеств ученика;

– использование знаний, умений и навыков, полученные на уроках русского языка, в практической деятельности;

– закрепление умения строить простые предложения, связные высказывания;

– развитие умения грамматически правильно оформлять предложения;

– обогащение и активизация словарного запаса.

Перечисленные приемы работы позволяют эффективно решать на уроках русского языка не только образовательные, но и коррекционно-развивающие, воспитательные задачи обучения детей с нарушением интеллекта. У учащихся формируется умение передать информацию, поддерживать беседу, устанавливать контакт, писать поздравительное письмо, объявление и т.д. Осуществляется становление личности школьника с нарушением интеллекта, происходит рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости использования специальных методов и приемов на уроках русского языка, целесообразно подбирать материал, как основу для развития связной речи у школьников с нарушением интеллекта.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Трудности могут заключаться в планировании системы работы, подборе  дидактического материала. В одном классе занимаются учащиеся с разными психофизическими возможностями, и поэтому не все дети могут выполнить предложенные упражнения и задания. Поэтому необходимо сразу готовить разные виды заданий для всех групп детей, то есть необходимо обязательно использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Особенно это важно при выполнении на уроке самостоятельных работ.

Сочетание традиционной системы обучения и современных информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность обучения и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Трудности могут заключаться в подготовке мультимедийных презентаций с учетом интеллектуальных особенностей школьников.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен учителям русского языка при работе с учащимися с нарушением интеллекта, родителям, студентам дефектологических факультетов.

Результаты применения педагогического опыта представлены:

Выступления с сообщениями на методическом объединении учителей русского языка школы:

  1. «Развитие речи школьников с нарушением интеллекта в процессе внеклассной работы по русскому языку и чтению», декабрь 2015г.
  2. «Словарная работа и орфографическое чтение как условие повышения грамотности и развития речи на уроках в коррекционной школе»,
    март 2017г.

Публикации:

  1. Статья «Виды работ по развитию речи учащихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка» в сборнике «Исследование различных направлений развития психологии и педагогики»  по материалам Международной научно-практической конференции, апрель 2017г.
  2. Статья «Особенности развития связной речи у школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка» на личном сайте https://nsportal.ru/osipova-la, январь 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности  учащихся»....

Базовая модель обобщения педагогического опыта учителя по теме "Дидактическая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Развитие и коррекция интеллектуальной и личностной сфер воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики посредствам дидактической игры....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Авдонькиной И.П.

Представляемый мной опыт работы в своей основе содержит развитие темы "Проектная деятельность в процессе изучения русского языка и литературы". Целью работы является развитие творческого потенциала шк...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Республики Мордовия Урядновой Людмилы Викторовны

Тема педагогического опыта: «Использование  современных  образовательных технологий на уроках русского языка  и литературы как условие формирования творческих способностей учащихс...