Постановка сонорного звука ( Р ).
статья на тему

Любомирская Элина Петровна

В статье описаны приемы постановки  сонорного звука (Р) у детей со стертой формой дизартрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_sonornogo_zvuka.docx434.51 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка сонорного звука ( Р ).

  Известно, что у детей со стертой формой дизартрии постановка и автоматизация звука (Р) вызывает значительные сложности. В процесс  звукопроизношения включены  сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат). Для формирования правильного звукопроизношения и особенно автоматизации и введения звуков в речь требуются определенные  условия, как-то: правильное дыхание, темп, ритм речи, владение голосом, развитый артикуляционный аппарат, умение опознать фонемы по различным признакам.

 Таким образом, пройдя все предыдущие этапы работы и параллельно выполнив упражнения для постановки звуков в домашних условиях, предлагается комплекс  упражнений для быстрой, легкой постановки звука (Р).

 Сначала нужно убедиться в том, что подъязычная связка достаточно растянута (или хирургическое вмешательство, или специальные  упражнения – любые упражнения для языка на движения вверх: облизывание губ с широко открытым ртом, поглаживание неба в передне - заднем направлении, вытягивание языка к носу и т.д.).

  Очень важно сформировать  ощущение воздушной струи на кончике языка. Для этого можно применить задувание на кончик носа  при укладывании  широкого языка на верхнюю губу как при постановке  звука (Ж).

   Следующий этап – отработка подвижности отработка подвижности широкого кончика языка: присасывание кончика языка к небу (цоканье «Лошадка»),  «Болтушка».

  Далее предлагается на оскале распластанным кончиком языка ударять по небу с поддуванием  на кончик языка: да-да-да; дэ-дэ-дэ (многократно в разном ритме, со смещением ударения, с ускорением).

  Можно ставить звук (Р) от сочетания (ДЗ) на оскале.

  Можно использовать прием  «балалайка»  Ребенок  на оскале многократно произносит (Д-Д-Д) или (Ж-Ж-Ж). Используя шариковый зонд.  Или  чистым указательным пальцем быстро проводим  под языком. Слышится рокот ( создаем вибрацию).  При получении таким способом изолированного звука  необходимо сразу вводить его в слоги. В том случае, если ребенок не может поднять кончик языка,   «балалайку можно делать, положив ребенка на спину со слегка запрокинутой головой.

  Звук (РЬ) можно поставить в сочетании с (ИИ-РР-ИИ).

   Все перечисленные  приемы постановки звуков не являются исчерпывающими. Можно использовать различные приемы с учетом индивидуальности ребенка

.

   Таким образом, логопед,  работающий  с детьми, имеющими легкую форму дизартрии, должен стремиться к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. Логопед  должен формировать у ребенка  мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной  работы, дающей  стабильные результаты. Все это должно проходить легко, непринужденно, в игровой  форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.

Комплекс  упражнений для звука (Р)

  1. Сделай язык «блинчиком», пусть полежит на тарелке

C:\Users\эля\Desktop\Новая папка (2)\блинчик.jpgC:\Users\эля\Desktop\подготовительная группа\жарен.блин.jpg

- на нижней губе (счет до 5);

- на верхней губе (счет до 5);

(язык мягкий, ненапряженный).

Губы улыбаются! C:\Users\эля\Desktop\подготовительная группа\язык3.png

  1. Теперь отправим язычок за верхние зубы.

(Кисть правой руки вверх, язык в это время поднят за верхние зубы);

  1. Долго говорим (З) «Песенка злого комарика» и чистым указательным пальцем быстро проводим под языком.C:\Users\эля\Desktop\Старшая группа\комар2.jpg

4.Затем снова плавно выводим язык на верхнюю губу.

Отдыхаем (шлепаем язык губами: пя-пя-пя-пя-пя).

  1. Затем снова поднимаем язык за верхние зубы:

-подуть на кончик языка; C:\Users\эля\Desktop\лого\язычок1.jpg

-произносим «песенку барабана»: ( Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д.).C:\Users\эля\Desktop\Новая папка (2)\барабан.gif

-произносим «песенку змейки»: (Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш).

C:\Users\эля\Desktop\подготовительная группа\змейка.jpg

Сочетание –ДШ- повторяем несколько раз.

При звонком звуке ( Д) повторение этого сочетания в быстром темпе напоминает звуки ( ДР ), но без вибрации.

И не дает языку упасть!!!

Литература

1.Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии / В.А. Киселева. – М.,2007.

2. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб., 2001.

3. Федосова, О.Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей  с легкой степенью дизартрии / О.Ю.Федосова // Логопед в детском саду. – 2005.- №2.

4. Федосова, О.Ю. Дифференциальный подход к диагностике легкой степени дизартрии / О.Ю. Федосова // Логопед в детском саду. – 2004. - №3.

Выполнил:

Учитель – логопед:

 Любомирская Э. П.

МБДОУ №27. Г.Углегорска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический материал для автоматизации сонорных звуков Р, Рь

Лингвистический материал для автоматизации сонорных звуков Р, Рь...

Дифференциация сонорных звуков Р, Л

Презентация для 2 класса коррекционных школ...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки сонорных звуков с сопровождающими стихотворениями и картинками

Данный комплекс включает в себя игровые артикуляционные упражнения для постановки сонорных звуков. Упражнения подобраны таким образом, чтобы последовательно готовить ребенка к правильному произнесению...

Комплексы упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Комплексы упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков....

Сонорные звуки (артикуляция и артикуляционная гимнастика)

В методической разработке представлен комплекс упражнений для языка, способствующих формированию правильного уклада артикуляции сонорных звуков. А также описано правильное положение языка, губ при арт...

Картотека общей артикуляционной гимнастики для сонорных звуков

Картотека артикуляционной гимнастики для сонорных звуков для детей дошкольного возраста...

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....