Инклюзивное образование.
статья

Глухова Наталья Геннадьевна

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 февраля 2010 года, особое место отведено вопросу доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В рамках реализации этой концепции разработана и утверждена программа конкретных мероприятий на 2010—2015 гг., в которой предусматривается возможность получения образования для лиц с ОВЗ в любом из выбранных ими образовательных учреждений. 

Данные методические рекомендации посвящены проблеме организации учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках русского языка.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югра

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

Глухова Наталья Геннадьевна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(методические рекомендации)

г. Нижневартовск

2019

АННОТАЦИЯ

Данные методические рекомендации посвящены проблеме организации учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках русского языка.

В работе раскрываются вопросы создания специальных образовательных условий в кабинете, способствующих наиболее благоприятному усвоению программы русского языка детьми с нарушениями слуха, организации образовательного процесса, даны рекомендации для учителя русского языка, работающего с детьми с ОВЗ, а так же приводятся приемы и методы, способствующие адаптации учебного материала общеобразовательной программы по русскому языку для детей с нарушениями слуха.

Эта работа будет полезна для учителей русского языка общеобразовательных школ, работающих с детьми с нарушениями слуха, школьных логопедов и сурдопедагогов.

Разработчик: Глухова Н.Г., преподаватель русского языка и литературы БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж», высшая квалификационная категория

ВВЕДЕНИЕ

По заданию Министерства образования и науки РФ авторами статьи был разработан проект специальных требований в ФГОС основного общего образования для глухих и слабослышащих детей, обучающихся совместно со слышащими сверстниками (инклюзивное образование). Реализация разработанных требований способствует доступности качественного образования данной категории обучающихся, обеспечению их личностного развития, социализации и интеграции в обществе, а также достижению объективной оценки результатов образования с учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями слуха, преемственности основных образовательных программ на разных ступенях образования

Современная педагогика признает уникальность, неповторимость и индивидуальность каждого ребенка. Поэтому первостепенной задачей гуманистического образовательного процесса стало создание условий, максимально раскрывающих потенциальные возможности каждого ребенка, независимо от состояния их здоровья (дети с нормой развития и дети с ОВЗ), в обогащении знаниями, формировании полноценной гармонично развитой личности, способной полноценно взаимодействовать с социумом.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса, переход к личностно-ориентированной модели образования приводит к постановке вопроса интеграции детей с ОВЗ, в том числе и с нарушениями слуха, в образовательные учреждения как альтернативу помещения в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, где дети изолированы от общества.

В основу современной отечественной концепции инклюзивного образования детей с ОВЗ (в том числе и с нарушениями слуха) положена идея Л.С.Выготского, посвященная главенствующей роли социальной компенсации физического или сенсорного недостатка.

Для инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха (с ОВЗ) необходимо использовать социальный подход – проводить работу по формированию в обществе равного отношения к людям, как с особыми образовательными потребностями, так и без них, создавать условия для безотрывного и комфортного обучения детей с ОВЗ в обществе своих сверстников. В последнее время все больше появляется детей, нуждающихся в особых образовательных условиях, поэтому данная работа очень актуальна.

Целью методической разработки является систематизация знаний по данной тематике и оказание методической помощи учителям русского языка образовательных организаций, работающих с детьми, имеющими нарушения слуха.

Для успешного использования и внедрения методических рекомендаций в работу педагогов по русскому языку в образовательных организациях необходимо провести работу с педагогами, посвященную азам работы с детьми с ОВЗ, оснастить кабинеты необходимым оборудованием.

  1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В КАБИНЕТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Дети с нарушениями слуха в основном получают информацию с помощью зрительного анализатора, поэтому в кабинетах следует расположить на доступной высоте стенды с наглядными материалами, посвященными правилам безопасности, расписанию уроков, а главное – методическим материалам: графическое изображение правил орфографии, прописной алфавит, звуко-буквенная лента и т. д. Плакаты должны быть напечатаны на матовой бумаге крупным шрифтом, быть четкими и реалистичными.

В образовательном процессе активно используются специальные технические средства: «бегущая строка» - для объявления начала и конца уроков и перемен (не только в классах, но и на этажах), телевизоров с функцией субтитров – для просмотра передач в учебно-воспитательных целях, микрофонов и т.д. Очень важно, чтобы ребенок с нарушениями слуха имел возможность при помощи телефона с функцией СМС контактировать со сверстниками, преподавателями и родителями, а так же имел доступ к интернету, у детей должна быть возможность использовать на занятии диктофон для конспектирования материалов урока.

Для организации рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом в классе, педагог должен подобрать среди учеников класса партнера для глухого или слабослышащего ребенка. Партнером может стать только хорошо успевающий по основным предметам, ответственный, имеющий правильную речь и четкую дикцию ученик класса, который будет сидеть рядом и помогать ориентироваться в процессе урока ребенку с нарушениями слуха.

Очень важным условием для усвоения информации на занятии является выбор рабочего места - парты для ребенка с нарушенным слухом; рекомендуется первая парта около окна или учительского стола, при этом школьник с нарушенным слухом должен сидеть справа от слышащего ученикапартнера, чтобы иметь возможность видеть тетрадь сверстника на организационных моментах урока для контроля хода занятия.

С ребенком, имеющим нарушения слуха в комплексе с учителем русского языка должны работать также учитель-логопед и сурдопедагог, помогающие ребенку с ОВЗ овладеть программой родного языка.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Для достижения высокого результата работы учителя русского языка с ребенком, имеющим нарушения слуха, рекомендуется использовать не только традиционную классно-урочную систему, но подгрупповые, групповые, индивидуальные занятия и занятия в парах. Нестандартные уроки в виде деловых или ролевых игр, КВН - уроков, урока-конкурса, самостоятельная работа ребенка с нарушенным слухом над проектами под руководством учителя и их защита, внеклассная работа (праздники, тематические вечера, конференции, олимпиады, соревнования) и другие занятия помогают ребенку с нарушенным слухом преодолеть речевой барьер и быстрее сойтись с ровесниками (благодаря положительному настрою коллектива и неформальной обстановке).

При организации образовательного процесса в классе, где обучается ребенок с нарушенным слухом, учителю необходимо:

1. Тесно сотрудничать с сурдопедагогом, логопедом и родителями ребёнка;

2.Стимулировать полноценное общение, взаимодействие ребенка с нарушением слуха со сверстниками;

3. Организовать свое рабочее пространство: месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; соблюдать требования к своей речи: грамотность, четкость и громкость; использовать наглядный и дидактический материал на занятии; контролировать понимание ребёнком с нарушенным слухом заданий и инструкций до их выполнения и т. д.;

4.Организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха: месторасположение относительно учителя и соседа-помощника; проверить готовность ребенка работать по индивидуальным дидактическим пособиям и т. д.;

5. Дать возможность ребёнку с нарушениями слуха включиться в учебную деятельность на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, с учетом возможностей ученика, избегать снижение темпа проведения урока и гиперопеки.

6. Решить коррекционные задачи урока: стимулировать слухо-зрительное внимание, скоррегировать речевые ошибки и закрепить навыки грамматически правильной речи; расширить и систематизировать словарный запас, оказать специальную помощь при написании диктантов, изложений и при составлении пересказов.

7. Следить за наличием, исправностью и использованием на занятиях слухового аппарата ребенком, приучать ученика самостоятельно отслеживать работу слухового аппарата (наличие дополнительных батареек, поддержание чистоты).

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дети с нарушениями слуха испытывают трудности в понимании речевого высказывания, обусловленные:

  • недостаточным овладением звукового состава слова;
  • ограниченностью словарного запаса (незнание значения, непонимание грамматической формы слова)
  • непониманием переносного смысла выражения или слова.

Прежде всего, дети с нарушениями слуха воспринимают письменную речь, как более доступную, поэтому чтение и анализ прочитанного текста не только влияют на развитие и совершенствование устной и письменной речи, но так же способствуют компенсации недостаточной речевой практики, обогащению словарного запаса.

Развитие речи детей с нарушениями слуха проводится на 3 уровнях:

  • лексическо-семантический (уровень слова);
  • синтаксический (уровень словосочетания и предложения);
  • уровень текста.

Для обучения детей с нарушениями слуха используются специальные методы, приемы и средства, направленные на формирование речи и языка, эти методы помогают специалисту (учителю русского языка) адаптировать учебный материал общеобразовательной программы для детей с нарушением слуха. Ниже перечисляются приемы, адаптирующие общеобразовательную программу для работы с детьми, имеющими нарушениями слуха и способствующие ее усвоению.

На лексико-семантическом уровне проводится работа по расширению и пополнению словарного запаса, для этого используются наглядные, вербальные и смешанные методы и приемы.

К наглядным приемам расширения словарного запаса речи у детей с нарушениями слуха относятся:

- использование настоящих предметов или их изображений (муляжи, макеты, игрушки, картинки и т.д.);

- предъявление слайдов, презентаций и учебных фильмов (желательно с субтитрами);

- показ действий и создание наглядных ситуаций.

К вербальным приемам для расширения словарного запаса речи у детей с нарушениями слуха относят:

- подбор антонимов, синонимов, омонимов;

- объяснение значения слова, перефразирование словосочетаний;

- морфологический анализ слова;

- установление родовидовых отношений;

- изучение значения слова с опорой на контекст.

Смешанные приемы для расширения словарного запаса речи детей с нарушениями слуха необходимы при объяснении значения отвлеченных понятий отвлеченного характера.

На синтаксическом уровне идет работа по развитию речевого общения ребенка с речевыми нарушения и окружающих людей: совершенствуется умение слушать и понимать диалогическую речь, следить за репликами собеседника и адекватно реагировать на них, запоминать содержание разговора, реплики, высказывания, если вопрос или ответ требуют определенной последовательности:

- повторение реплик учителя или одноклассников на занятии;

- повторение того, что было сказано вчера, на прошлом занятии и т.д.;

- моделирование ситуаций, побуждающих учащихся к высказываниям;

- придумывание реплики к смоделированной ситуации;

- продолжение, завершение реплики учителя.

Развитие описательноповествовательной речи у детей с нарушениями слуха проходит параллельно с развитием лексики и грамматики, с использованием различных методических приемов:

-подбор  иллюстраций к предложению;

-подбор предложений, которые относятся к данной картине;

-самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, иллюстрациям;

-сочинение рассказов по серии сюжетных картинок;

-сочинение рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки.

Работа по развитию речи у детей с нарушением слуха на уровне текста может проводится только при условии понимания ребенком содержания прочитанного текста.

Работа с текстом произведения направлена на формирование осознанности чтения и выработку личного отношения учащихся к читаемому, состоит из следующих этапов:

- вступительная беседа (формирует мотивацию к чтению, активизирует словарь по теме с опорой на зрительный материал);

- самостоятельное прочтение текста;

- проверка усвоения содержания прочитанного (ответы на вопросы по содержанию прочитанного, иллюстрирование основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя);

- подробное анализирование текста всего рассказа, разделение текста на части, составление плана, выбор из текста слов и выражений, характеризующих героев рассказа.

- устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как говорилось ранее, инклюзивное обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных школах очень важная и актуальная, но требующая большого вложения времени и сил, работа. Дети с нарушениями слуха могут освоить программу общеобразовательной программы по русскому языку наравне со своими сверстниками, однако это возможно только при учете важности организационных моментов, влияющих на результативность и комфортность обучения, особенно в период адаптации.

- Ребенку с нарушениями слуха необходимо  видеть  лицо  говорящего, поэтому самое подходящее рабочее место - первая парта в хорошо освещенном ряду, т.к. лицо говорящего должно быть всегда хорошо освещено для восприятия артикуляции говорящего. Учитель должен стараться не поворачиваться спиной к окну.

- Ученику с нарушениями слуха необходимо  проговаривать то, что он слышит или пишет, поэтому не делайте ему за это замечания.

- Учитель должен работать в тесном контакте с родителями, приглашать на занятия, чтобы родители имели представление о социальных навыках своего ребёнка и его умениях общаться со сверстниками в деловых ситуациях.

- Ребёнок с нарушениями слуха сможет комфортно себя чувствовать в класса, если с детьми (одноклассниками) будет проведена воспитательная работа, а педагог не будет выделять ребенка с особыми образовательными потребностями на занятиях, не будет привлекать особое внимание к особенностям его развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М.:  2001

2. Волкова К. А., Денисова О. А.,  Казанская В. Л., Методика обучения глухих детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. – М: Владос,  2008

3. Леве Армин. Развитие слуха у не слышащих детей. История, методы, возможности. – М.: Академия, 2003

4. Леогард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Серия инклюзивное образование. МГППУ. 2011.

5. «Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование». МГППУ 2012.

ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ……………………………………………………...………………………………..2

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………………………………...3

1.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В КАБИНЕТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 4

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………...……………5

3.АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА …………………….7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……………………..11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В 2008-2009  учебном году в  нашей школе открылись классы коррекционного обучения.  Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...

Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"

Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...