Аттестационное задание
рабочая программа (5 класс) по теме

Нечаева Елена Вячеславовна

Проект рабочей программы по географии для 5 класса по линии учебников "Полярная звезда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attest.zadanie_got.doc110 КБ
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 1

«Проект учебной программы по преподаваемому предмету»

Выполнил:

Нечаева Елена Вячеславовна

учитель географии и биологии

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная

школа п. Пионерский»

Пояснительная записка

    Рабочая программа педагога – нормативно-управленческий документ образовательной организации, который должен обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

    В тоже время рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии уровнями образовательных программ.

Рабочая программа по географии для обучающихся 5 класса.

1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования под ред. А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной, В.В.Николиной ( Программы

общеобразовательных учреждений; География. 6-9 классы 10-11 классы/ - М., «Просвещение», 2012 г) которая полностью соответствует новым образовательным

стандартам по географии и входит в состав УМК.

1.2. Цели, задачи преподавания учебного предмета

Целью изучения предмета «География» является развитие личности

обучающегося средствами предмета, а именно:

- формирование у обучающихся системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических

факторов;

- познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;

- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде.

В соответствии с этой целью ставятся задачи: развивать у обучающихся: общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

- формировать опыт жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению,

освоению и сохранению географического пространства;

- формировать опыт ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

- формировать опыт творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации).

2. Общая характеристика учебного предмета

2.1. Роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования и современных требований к выпускнику

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на

основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем,

формирующихся и развивающихся по определённым законам;

- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также

использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- предпрофильной ориентации.

2.2. Преемственность при изучении данного предмета

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающих. В соответствии с базисным учебным

(образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

2.3. Акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и актуальными проблемами современности

Курс ориентирован на усвоение учащимися: общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на Земле и жизнедеятельности человека;

опыта человечества через освоение им научных общекультурных достижений (карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информация, техника и т.д.), соответствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства;

опыта ориентирования в пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих безопасность человека (планов, карт, приборов, природных объектов);

опыта реализации личностных социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схем, проектов, эссе, дневников, описаний, стихов, карт, компьютерных программ) и презентаций их в диалоге с другими.

2.4. Особенности построения курса по конкретному учебно-методическому комплекту

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы; ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др.  

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе),  представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс - география планеты, с 8 по 9 класс - география России.

Содержание учебника для 5-6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей;

топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта - выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

3. Место учебного предмета в учебном плане

3.1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение географии.

Базисный учебный план предусматривает изучение курса географии в количестве 35 учебных недель. На изучение программного материала по учебному плану в 5 «А» классе

выделяется 1 час в неделю, в год – 35 часов.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

4.1. Описание важности учебного курса

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.

4.2. Ценностные ориентиры учебного предмета

 В ходе обучения географии должны быть сформированы:

- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);

- осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих ее народов;

- осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, региону, местности;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение  к окружающей среде, осознание  необходимости ее сохранения и рационального использования.

4.3. Особенности обучающихся

Ученики 5 классов вступают в подростковый возраст (11-12 лет). Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Поэтому учебная деятельность, а также трудовая и общественно-организационная объединяются в общественно значимую деятельность, которая, по мнению В.В. Давыдова, становится ведущей в подростковом возрасте. Развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям.

При планировании уроков необходимо учитывать особенности обучающихся 5 «А» класса. Для ребят, имеющих повышенную мотивацию в обучении, следует предусмотреть индивидуальные опережающие задания, задания повышенного уровня.

Для учеников с низкой учебной мотивацией необходимо предусмотреть задания, способствующие включению в учебный процесс, повышению интереса к предмету.

Особое внимание необходимо уделить созданию учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, т.к. обучающиеся не привыкли выслушивать товарищей по классу. Наиболее привлекательными для ребят являются задания с игровыми элементами, элементами творчества. В систему уроков следует включить такие формы работы, как игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, географические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

5.1. Личностными результатами изучения предмета «География» являются формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественно практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6)освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально- критического мышления.

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного, ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

5.2. Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения, цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного

чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

1) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения), использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

2) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

3) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

1) умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение,

корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их, участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

2) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

5.3. Предметными результатами изучения курса «География» в 5 классе

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

5.4.Система оценки планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

сформированность основ гражданской идентичности личности; готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения

планируемых результатов освоения основной образовательной программы,

представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;  способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно- практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Отметки обучающимся за стандартизированные итоговые работы и итоговые

отметки за четверть выставляются по 5-ти балльной системе.

«5» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 85% заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня;

«4» - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимой для продолжения образования и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 70 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня;

 «3» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно- познавательных и учебно-практических задач, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня;

 «2» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет менее 50 % заданий базового уровня;

 «1» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ не выполняет задания базового уровня.

7. Содержание учебного предмета

География Земли

Источники географической информации ( 4 часа)

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План и карта (10 часов)

 Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

1.Учимся с «Полярной Звездой» проектная работа(построение плана местности)

1.Практическая работа № 1 «Определение географических координат объектов».

Природа Земли и человек

Земля — планета Солнечной системы ( 3 часа).

Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Литосфера – твёрдая оболочка Земли (12 часов)

Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

1.Практическая работа № 2 «Нанесение форм рельефа на контурную карту».

Население Земли.

Человек на Земле (3 часа). Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Численность населения Земли, её изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли. Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции. Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и её изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу. Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.

1.Многообразие стран мира. Почтовые открытки - проектная работа.

8. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Контрольные работы

Практические работы

Проекты

1.

Развитие знаний о Земле

4

2.

Земля – планета солнечной системы

3

3.

План и карта

10

1

1

1

4.

Человек на Земле

3

1

5.

Литосфера – твёрдая оболочка Земли

12

1

1

Резерв

3

ИТОГО

35

2

2

2

9. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса:

9.1. Программа А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина Программы общеобразовательных учреждений; География. 6-9

классы 10-11 классы/ - М., «Просвещение», 2012 г.

Учебники: УМК линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева: Академический учебник География 5-6 классы, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, Просвещение. М. : Просвещение 2016.- 192с.

9.2. Атлас. География начальный курс 6класс. Издательство «Дрофа», М., 2014г

9.3. Информационно-коммуникационные средства

Электронное приложение под. ред. А.И. Алексеева;

Мультимедийная программа: Уроки географии Кирилла и Мефодия 6класс.

 Интернет-ресурсы http://www.yamal.org/ook uchportal.ru›Методические разработки interneturok.ru›video/geografiya/6_klass

9.4. Технические средства обучения

Компьютер мультимедийный; мультимедийный проектор; экран проекционный.

10. Планируемые результаты освоения программы по географии за курс 5 класса

Источники географической информации

Выпускник научится:

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

 анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

строить простые планы местности;

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли и человек

Выпускник научится:

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

11. Календарно – тематическое планирование

https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2017/03/28/attestatsionnoe-zadanie 

           _______________________________                                  Нечаева Елена Вячеславовна

                                                                            24.04.2017 год



Предварительный просмотр:

4.9.Календарно - тематическое  планирование.

Календарно-тематическое планирование курса географии в 5 классе на 2015-2016 учебный год.

№ п/п

В теме

Тема урока

Тип урока

Элементы содержание

Универсальные учебные действия

Результат

Дата по плану/

По факту

Д/З

Развитие знаний о Земле 4 часа

1

1

Географические методы изучения окружающей среды

Изучение нового материала и первичное закрепление

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки.

Развитие навыков создания и поддержания индивидуальной информационной среды.

Организация собственной учебной деятельности.

Умение определять значение географических знаний в современной жизни. Оценивать роль географической науки в жизни общества.

Знать предмет изучения географии.  Уметь называть основные объекты природы и методы географической науки

§ 1

2

2

3

 Развитие географических знаний о Земле.ч.1

Развитие географических знаний о Земле.ч.2

Изучение нового материала и первичное закрепление

Развитие представлений человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия, их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А.Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. Х.Колумб, Ф.Магеллан.

Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях (составление таблицы)

Знать античных учёных и их представления о развитии знаний о Земле. Уметь показывать маршруты великих географических открытий

§ 2

3

Изучение нового материала и первичное закрепление

Открытие и исследование материков. А.Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И.Москвитин, С.Дежнёв, Покорение Северного полюса. Р.Амундсен, Р. Пири.

Уметь показывать материки и маршруты путшествий

§ 3

4

4

Современный этап научных географических исследований.

Обобщение

Источники географической информации. ГИС. Значение космических исследований для  развития науки  и практической деятельности людей.

Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований  и геоинформационных систем для развития географии.

Уметь отличать современные источники географической информации

Фронтальный опрос

§ 4

Земля – планета солнечной системы 3 часа

5

1

2

Земля-планета Солнечной системы. Ч. 1

Земля-планета Солнечной системы. Ч. 2

Изучение нового материала и первичное закрепление

Земля - одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли.

Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость и объяснять следствия вращения Земли.

Знать основные характеристики Земли как планеты. Уметь показывать материки и океаны на карте мира

§ 5

6

Изучение нового материала и первичное закрепление

Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор. Тропики. Полярные круги.

Знать понятия: экватор, тропики и полярный круг

§ 6

7

3

Солнечный свет на Земле

Изучение нового материала и первичное закрепление

Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости.

Наблюдать модель движения Земли вокруг Солнца и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояния и равноденствия. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

Уметь объяснять следствия вращения Земли

Проверка домашнего задания

§ 7

План и карта 10 часов

8

1

Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности

Изучение нового материала и первичное закрепление

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане.

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности.

Уметь находить стороны горизонта по компасу; Знать понятия: план местности, азимут

§ 8

9

2

 

3

4

Изображение земной поверхности на плоскости. Ч 1

Изображение земной поверхности на плоскости. Ч 2

Учимся с «Полярной Звездой»

Изучение нового материала и первичное закрепление

Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба.

Определять изображённые на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности.

Уметь ориентироваться по плану и определять расстояния по плану местности. Уметь читать план местности. Уметь переводить масштаб. Знать понятия: масштаб, условные знаки.

Фронтальный письменный опрос по домашнему заданию

§ 9

10

Изучение нового материала и первичное закрепление

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности.

Знать понятия: Относительная высота, абсолютная высота

§ 10

Изучение нового материала и первичное закрепление

Топографическая карта. Способы глазомерной съёмки местности.

11

Уметь строить план местности.

Проектная работа

§11

12

5

Географическая карта.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Глобус – объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана местности. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты по охвату территории, масштабу, содержанию.

Уметь отличать план от карты. Знать виды карт по масштабу, охвату территории и содержанию

§ 12

13

6

Градусная сетка.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Градусная сетка, её предназначение. Параллели  и  меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте.

Выявлять на глобусе и географической карте элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте.

Знать понятия: параллели, меридианы. Определять направления и измерять расстояния по карте

§ 13

14

7

8

Географические координаты.Географическая широта.

Географическая долгота.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов.

Определять географические координаты.

Умение определять географическую широту

§ 14

15

Изучение нового материала и первичное закрепление

Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса.

Умение определять географическую долготу

§ 15

16

9

Практическая работа № 1 «Определение географических координат объектов»

Комплексное применение знаний, умений и навыков

Чтение карты. Определение направлений, расстояний местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам.

Определять направления и расстояния  между географическими объектами с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

Уметь определять расстояние на местности, географические координаты и составлять маршрут по карте

Практическая работа

§ 16

17

10

Контрольная работа № 1

Закрепление

Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания

Контрольная работа

Человек на Земле 3 часа

18

1

Заселение человеком Земли

Изучение нового материала и первичное закрепление

Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества.

Определять по картам гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к различным условиям жизни.

Уметь показывать на карте пути расселения человека

§17

19

2

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Расы  и народы мира. Их отличительные способности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической  крупнейших государств мира. Их столиц.

Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделять самые крупные  по площади государства на Земле.

Уметь различать людей различных рас. Уметь показывать на карте крупные по площади государства Земли

§ 18

20

3

Многообразие стран мира. Почтовые открытки.

Закрепление

Сравнение стран мира по политической карте.

Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны-соседи, наиболее крупные известные страны мира.  Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать  новую информацию.

Уметь находить на карте страны мира. Уметь сравнивать страны по различным признакам

Проектная работа

§19

Литосфера – твёрдая оболочка Земли 12 часов

21

1

Земная кора и литосфера

Изучение нового материала и первичное закрепление

Внешние и внутренние силы Земли. Внутренне строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Знать типы земной коры

§20

22

2

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы из школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Знать понятия: горные породы. Знать классификацию горных пород по происхождению (магматические, метаморфические и осадочные)

§ 21

23

3

4

Движения земной коры.Вертикальные и горизонтальные.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Движения земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения.

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса  Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма.

Уметь различать виды движений земной коры; Уметь показывать на карте сейсмические районы Земли

§22

24

Сейсмические пояса Земли.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо.

Знать строение вулканы; уметь показывать на карте действующие и потухшие вулканы

§ 23

25

26

5-6

Рельеф Земли. Равнины.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Равнины и горы, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте.

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства  и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана-конспекта.

Уметь различать равнины по высоте и по характеру поверхности; уметь описывать равнины по карте

§ 24

27

28

7-8

Рельеф Земли. Горы.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор по времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте.

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности.

Уметь различать горы по высоте и возрасту; уметь описывать горы по карте

§ 25

29

9

Практическая работа № 2 « Нанесение форм рельефа на контурную карту»

Закрепление

Разработка проектного задания.

Правила работы с контурными картами.

Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

Знать правила работы с контурной картой

Практическая работа

§ 26

30

10

 Человек и литосфера.

Обобщение

Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

Знать как человек изменяет литосферу

§ 27

31

11

Контрольная работа № 2

Закрепление

Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания

Контрольная работа

32

12

Анализ  контрольной работы.

Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои достижения, цели.

33

34

35

1-3

Повторение.

Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои достижения, цели.


4.10Учебно-методическое обеспечение.

  УМК линии  «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева:

А.И. Алексеев и др. География 5-6 классы (учебник)

 В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 5-6 классы (рабочая тетрадь)

 В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя)

Электронное приложение под. ред. А.И. Алексеева;

Долгорукова С.В. ,Елисеева Л.И. Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 класс. М.: Глобус 2008-244с.

Зубанова С.Г, Щербакова Ю.В. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. М.: Глобус 2007-173с.

Касаткина Н.А. География . Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах. М.: Дрофа 2007-127с.

Климанов В.В, Климанова О.А. География в таблицах. 6-10 класс. Справочное пособие. М.: Дрофа 199-160с.

Морозова Л.Г. Занимательные материалы по географии 6 класс. Волгоград: НТД Корифей 205-128с.

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 класс. М.: ВАКО    2008.

Новоженин  И.В. География. Тесты. 6 класс. М.: ВЛАДОС 2001-144с.

Пятунин В.Б  Контрольные и проверочные работы по географии  6-10 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа 2000-192с.

Стадник А.Г. География 6-10 класс. Уроки-исследования, дискуссии, пресс-конференции. Волгоград: Учитель 2010-280с.

Чичерина. О.В. Тематический контроль по географии 6 класс. М.: Интеллект-Центр 2007-120с.

Чичерина. О.В. Тесты по географии к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. М.: Экзамен 2007-94

Щигель Д.С. Естествознание. Я познаю мир. Дет. энцикл. // М., Астерль, 2002.

Яковлева. Н.В., Моргунова А.Б. География 6-11 класс. Уроки учительского мастерства. Волгоград: Учитель 209-150с.

География: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа 1999-560с.

Атлас. География начальный курс 6класс. Издательство «Дрофа», М., 2006г

 .Мультимедийная программа: Уроки географии  Кирилла и Мефодия  6класс.    

                  Интернет-ресурсы          

http://www.yamal.org/ook

uchportal.ruМетодические  разработки interneturok.ruvideo/geografiya/6_klass


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационное задание: "Проект проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений"

Данная программа тренинга была представлена  при выполнении  аттестационного задания на высшую категорию. Тренинг разработан для развития коммуникативных...

Аттестационное задание

Проект рабочей программы по русскому языку для 6 класса...

Аттестационное задание. Взаимодействие с родителями.

Разработка сценария мероприятия с участием родителей.Сценарий праздника «Международный День танца» «От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы, что вошлов его разум и серд...

Аттестационное задание 21

Решение современных задач обучения невозможно без серьезных изменений в формах организации деятельности учащихся. В методике музыки накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения....

Календарно - тематическое планирование к аттестационному заданию

Календарно - тематическое  планирование к аттестационному заданию...

Аттестационное задание. Рабочая программа: 43.01.09 Повар, кондитер

Аттестационное задание.Рабочая программа: 43.01.09    Повар, кондитер...

аттестационное задание №2

Программа элективного курса«История философии» для учащихся 11 класса...