«Эффективность использования приёма мнемотехники на занятиях по развитию речи у дошкольников»
методическая разработка по теме

Буренок Елена Васильевна

Введение.

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной  речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребёнка. Освоение языка, его грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

1.Актуальность проблемы.

Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее значение русского языка ребёнку необходимо для изучения других предметов, для овладения программой детского сада, а в последующем – школы.

Поэтому актуальность проблемы развития речи у дошкольников связана:

         Во-первых, с нехорошей  дикцией.

        

         Во-вторых, со скудностью  речи, маленьким словарным запасом.

 

В-третьих, с небогатой диалоговой речью: неумением  доступно и грамотно  задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.

 

В-четвёртых, с односложной речью, которая состоит  только из простых предложений (еще ее называют "ситуативная" речь).

 

В-пятых, с  неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.

 

В-шестых, с речью, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора),  применением нелитературных выражений и слов.

 

Для решения проблемы развития речи у дошкольников, я использую приёмы  мнемотехники, которые облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Новизна опыта работы заключается :

·        в сложности применения приемов мнемотехники  и необходимости так называемого  интеллектуального напряжения со стороны дошкольников.

 

·        в доступности  детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

 

2.Постановка цели и задач опыта работы по развитию речи у дошкольников.

 

Проблемой педагогического обучения являются различные речевые диапазоны. Поэтому важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду служит  правильная организация обстановки, в  которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Основная цель педагогической работы – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими с использованием приёма мнемотехники.

 

Задачи опыта работы:

В соответствии с целью в опыте работы были поставлены следующие основные задачи по теме: «Эффективность использования приёма мнемотехники на занятиях по развитию речи»:

 

·        Тренировка всех психических процессов (памяти, внимания, творческого воображения, мышления, воли), влияющих на качество познания окружающего мира.

 

·        Ознакомление детей с методами и приемами мнемотехники, использование которых позволит им научиться самостоятельно получить информацию.

 

·        Помочь детям в преодолении неуверенности в себе, умении реализовать свой огромный, заложенный природой потенциал.

 

·        Насыщение образовательной деятельности  разнообразными упражнениями тренинга, которые легко можно включить в разнообразные техники запоминания одного вида информации является опорой и ступенькой для освоения другого.

 

Задачи комплексного развития детей:

·        Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, понимать, заучивать, рассказывать произведения с помощью мнемотаблиц.

 

·        Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

 

·        Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Для решения основных задач  применяю следующие методы: словесный,  наглядный, практический, игровой.

 

И приёмы:

·        Объяснение, описание, разъяснение.

·        Вопросы, наблюдение, иллюстрации.

·        Упражнения, синхронное рисование.

·        Создание игровой ситуации, дидактические игры, использование персонажей.

 

В процессе образовательной деятельности использую:

 

·      Художественное слово.

 

·        Игровые ситуации.

 

·         Подвижные игры и физкультурные паузы.

 

·        Пальчиковая гимнастика.

 

·        Дидактические игры.

 

·        Элементы психогимнастики и релаксационные упражнения.

 

·        Музыкальные произведения.

 

·        Графические упражнения.

 

·        Игровые упражнения на развитие внимания, памяти.

 

·        Обобщение и активизация словаря.

 

·        Мнемодорожки.

 

·        Мнемотаблицы.

 

·        Опорные картинки.

 

·        Мнемосхемы.

 

·        Мнемозагадки.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов  в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...

Использование приёмов рефлексивной деятельности на уроке развития речи в 7 классе.

Уроки развития речи в современном процессе образование не менее важны, чем другие типы уроков. Общеизвестно, что задача формирования коммуникативных умений школьников напрямую связана с их успешной уч...

Конспект занятия по развитию речи у дошкольников. Сказка "Гуси-лебеди"

Развитие речи. Пересказ и придумать продолжение сказки....

"Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников" (консультация для педагогов)

Применение  психогимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, кинезиологии, биоэнергопластики, физминуток, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики ...

«Использование приёмов мнемотехники на уроках технологии» (развитие связной речи).

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов,   обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение ин...

Конспект занятия по развитию речи у дошкольников.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию моторики «В гостях у бабушки». Структура занятия:1. Упражнение на зрительное восприятие.2. Гимнастика для рук и пальцев.3. Упраж...

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...