Перспективный план развития ШПМПк на 2013-2018 годы
материал на тему

Варченко Екатерина Владимировна

План развития ШПМПк на пять лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) автономное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) образовательная школа VII,VIII вида»г.Москва, г.о.Троицк, ул.Пушковых, д.5,

Перспективный план развития ШПМПк

на 2013-2018 гг.

Зам.председателя ШПМПк Варченко Е.В.


  Школьный психолого – медико – педагогический консилиум (в дальнейшем ШПМПк) создаётся ОУ в целях  своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, создания условий для получения ими доступного и качественного образования.

Основная цель работы ШПМПк МС(К)АОУ С(К)ОШ VII,VIII вида - обеспечение в образовательном учреждении диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения детей с отклонениями в развитии, создание условий для их обучения и воспитания.

     Сбор и анализ информации за последние пять лет показал, что количество обучающихся воспитанников, нуждающихся в обучении в стенах нашей школы, ежегодно растёт,  прирост в среднем составляет 13 человек в год.

2009/2010 учебный год – 57 человек;

2010/2011 учебный год – 72 человек;

2011/2012 учебный год – 82 человека;

2012 /2013 учебный год – 97 человек.

 Наша  школа на сегодняшний день является уникальным образовательным учреждением на вновь присоединённых территориях города Москвы (Троицкий и Новомосковский округа). С одной стороны – это организация образовательного процесса как у учащихся с задержкой психического и психо-речевого развития, так и у детей с нарушением интеллектуального развития различной этиологии. С  другой стороны – мы единственное образовательное учреждение такого профиля на данной территории. Следовательно, количество детей нуждающихся в коррекционном сопровождении в ближайшие годы будет только расти.

   Для реализации основной  цели работы ШПМПк необходимо решение следующих

задач:

Исходя из поставленных целей и задач, работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума осуществляется в соответствии:

  • с функциональными обязанностями специалистов;
  • по запросам родителей (лиц их заменяющих), педагогов, администрации школы;
  • в соответствии с планом работы ШПМПк и ГПМПК на конкретный учебный год.

Работа консилиума проводится по следующим направлениям:

Основные направления работы ШПМПк :

  •         

Направление работы,

мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

1

Анализ работы ШПМПк за прошедший учебный год

Август

Председатель ШПМПк

2

Утверждение плана работы ШПМПк на  новый учебный год

Август

Председатель ШПМПк, директор школы

I

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

3

Выявление учащихся, нуждающихся в обследовании на ШПМПк и комплексном всестороннем динамическом диагностико-коррекционном сопровождении

Сентябрь текущего учебного года (далее по запросу в течение года)

Специалисты ШПМПк, администрация, педагоги школы, родители (лица их заменяющие)

4

Первичное обследование вновь прибывших учащихся специалистами ШПМПк

Сентябрь  текущего учебного года

(далее по необходимости в течение года)

Специалисты ШПМПк

5

Входяшее диагностическое обследование учащихся  «узкими специалистами» с целью определения группы психолого-медико-социально-педагогического и логопедического сопровождения

Сентябрь текущего учебного года (далее по необходимости в течение года)

Специалисты ШПМПк

6

Диагностическое обследование учащихся, обучающихся на дому

Сентябрь  

(далее по необходимости в течение года)

Специалисты ШПМПк

7

Заполнение индивидуальной карты развития ученика (представления, заключение, рекомендации, индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут)

Сразу по итогам диагностики

(в течение учебного года)

Специалисты ШПМПк

8

Систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией развития учащихся

В  течение учебного года

Специалисты ШПМПк

9

Промежуточное обследование учащихся специалистами, ведущими коррекцию их развития и сопровождения

По необходимости

Специалисты ШПМПк

10

Определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем, определение педагогических маршрутов обучения

В  течение учебного года

Специалисты ШПМПк, администрация школы

11

Диагностика проблем развития детей, не являющихся учащимися школы по запросу родителей или лиц их заменяющих

В  течение учебного года

Специалисты ШПМПк (по необходимости)

12

Диагностическое обследование учащихся 9 класса с целью определения формы государственной итоговой аттестации

Февраль текущего учебного года

Специалисты ШПМПк, администрация школы

13

Углубленное  диагностическое обследование учащихся школы, направленных на ГПМПК

Март, апрель текущего учебного года

Специалисты ШПМПк, классные руководители, администрация школы

14

Участие в работе ГПМПК

Апрель текущего учебного года, по графику ГПМПК (в течение года)

Председатель ШПМПк

15

Итоговое  углубленное обследование учащихся с целью выявления эффективности проведенного коррекционного обучения

Май текущего учебного года

Специалисты ШПМПк, классные руководители, учителя-предметники

16

Углубленное  обследование выпускников начального звена, определение возможностей учащихся 4-х классов при переходе в среднее звено

Апрель - май текущего учебного года

Специалисты ШПМПк, классные руководители

17

Разработка  и уточнение диагностического материала специалистов для детей всех возрастных категорий

В  течение учеб ного года  (по необходимости)

Специалисты ШПМПк

II

КОРРЕКЦИОННО-ОБУЧАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ

17

Составление рабочих  коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон  ребенка

Сентябрь текущего учебного года (далее по необходимости)

Специалисты ШПМПк, специалист доп.образо вания, зам.дир.по УВР

18

Индивидуальные, подгрупповые, групповые дефектологические, логопедические занятия с учащимися, ЛФК; кружки дополнительного образования

Октябрь-апрель текущего учебного года

Специалисты ШПМПк, специалисты доп.образо вания, кл.рук-ли

19

Социальное сопровождение учащихся и их семей

В  течение учебного года  

Социальный педагог

20

Посещение занятий узких специалистов в рамках внутришкольного контроля

В  течение учебного года по плану внутришкольного  контроля

Председатель ШПМПк, администрация школы

III

АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

21

Системный анализ личностного и познавательного развития учащихся

В  течение учебного года  

Специалисты ШПМПк, классные руководители

22

Профилактика перегрузок учащихся

В  течение учебного года  

Специалисты ШПМПк, администрация школы

23

Анализ промежуточных результатов коррекционно-развивающей работы с учащимися.

Январь текущего учебного года

Специалисты ШПМПк

24

Определение динамики развития обучающихся школы и детей, прошедших обучение у «узких специалистов».

Май текущего учебного года

Специалисты ШПМПк

25

Выявление учащихся, нуждающихся в обследовании на ГПМК г.Москвы, г.о.Троицк

Февраль-март текущего учебного года (в течение года по мере необходимости)

Специалисты ШПМПк, классные руководители, учителя-предметники, администрация школы

26

Анализ и систематизация накопленного опыта путём написания работ и участия в  семинарах, научно-практических конференциях, круглых столах и т.п. различного уровня;

В течение года по плану работы УО, НМЦ, ОУ, вышестоящих организаций

Специалисты ШПМПк

IV

КОНСУЛЬТАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

27

Оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подготовка и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач (консультации)

Ежедневно в течение учебного года

Специалисты ШПМПк

28

Консультационная работа по профилактике вторичных и третичных нарушений развития детей.

В течение года по запросу

Специалисты ШПМПк

29

Участие в работе ШМО всех циклов и направлений, педсоветов (лекции, беседы, тренинги и пр.)

В течение года по запросу

Специалисты ШПМПк

30

Участие в работе совета профилактики

В течение года

Председатель ШПМПк, специалисты по запросу

31

Участие в работе педвсеобуча. Тематические родительские собрания (общешкольные, классные)

В течение года по запросу

Специалисты ШПМПк

32

Консультации родителей вновь прибывших в школу учащихся

Сентябрь текущего учебного года

(далее по необходимости в течение года)

Специалисты ШПМПк

33

Консультации родителей учащихся, рассматриваемых на ГПМПК

Март текущего учебного года

Председатель ШПМПк

34

Консультации  родителей по результатам проведения ГПМПК

Апрель-май

текущего учебного года (или по необходимости в течение учебного года)

Председатель ШПМПк

35

Работа на сайте школы

В течение года

Специалисты ШПМПк

36

Предварительный анализ работы специалистов

Май-июнь текущего учебного года

Специалисты ШПМПк

V

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

36

Руководство ШПМПК

В течение года

Председатель ШПМПк

37

Работа в рамках ШПМПк – плановые и внеплановые заседания

В течение года

Специалисты ШПМПк

38

Организация и проведение семинаров, круглых столов и пр.

В течение года по плану работы ОУ

Специалисты ШПМПк, администрация школы

39

Заключение согласия с родителями (лицами их заменяющими) на обследование детей на ШПМПк

Сентябрь текущего учебного года

(далее по необходимости в течение года)

Председатель ШПМПк

40

Организация взаимодействия с родителями (лицами их заменяющими), претендующими  на обследование детей на ГПМПК г.Москвы, г.о.Троицк

Февраль-март текущего учебного года (или по необходимости в течение учебного года)

Председатель ШПМПк

41

Подготовка пакета документов на учащихся, направленных на ГПМПК

Март текущего учебного года (или по мере необходимости)

Специалисты ШПМПк классные руководители администрация школы

42

Представление пакета документов школьного ПМПк в УО г.о.Троицк для работы ГПМПК

По плану работы УО

Председатель ШПМПк

43

Организация учащихся и  родителей для участия в ГПМПК

Апрель текущего учебного года (или по мере необходимости)

Председатель ШПМПк

44

Представление пакета документов на окружные ПМПК

В течение учебного года (по запросу  родителей (лиц их заменяющих))

Председатель ШПМПк

45

Организация практики студентов дефектологических факультетов педвузов

В течение учебного года по запросу

Председатель ШПМПк, администрация школы

46

Написание характеристик на МСЭ

В течение учебного года (по запросу родителей (лиц их заменяющих))

Специалисты ШПМПк классные руководители администрация школы

47

Внедрение в практику работы индивидуальной карты развития ребёнка

В течение учебного года

Специалисты ШПМПк классные руководители

48

Повышение квалификации членов ШПМПк

По плану работы ОУ

Специалисты ШПМПк

49

Оформление документации

Постоянно в течение учебного года

Специалисты ШПМПк

Характеристика состава членов ШПМПк на 01.09.2013 г.

  • - всего – 7 человек

По разрядам и категориям

  • - высшая квалификационная категория – 1 человек;
  • - первая квалификационная категория – 1 человек;
  • - соответствие занимаемой должности – 5 человек

По образованию

  • - высшее педагогическое – 6 человек, из них:

- высшее дефектологическое – 2 человека;

  • - незаконченное высшее непедагогическое – 1 человек

По стажу работы

  • - свыше 20 лет –  1 человек;
  • - до 20 лет – 3 человека;
  • - до 10 лет – 3 человека;
  • - до 5 лет –  человека

По возрасту

  • - свыше 60 лет – 1 человек;
  • - 40-60 лет – 4 человека;
  • - 25-40 лет – 2 человека.

     

Одной из важнейших составляющих является качество работы членов школьного консилиума. На него влияют различные факторы.

     Систематизируя и анализируя работу специалистов ШПМПк, хочется отметить хороший уровень подготовки большинства участников консилиума, чьё качество деятельности оказывает влияние на результативность работы нашего учебного заведения. Позволяет не только прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей детей, но и формирует психолого-педагогические и социальные условия развития и коррекции эмоционально-волевой сферы, всех сторон деятельности детей в стенах ОУ, поведения, социализацию воспитанников. При этом прогнозируется ежегодное осуществление базовой подготовки специалистов, направленное на повышение квалификации членов консилиума, улучшения качества предоставляемых услуг, реализацию практического опыта через

аналитическую научно-исследовательскую деятельность, совершенствование в вопросах медико-социального и психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Перспективный план организации базовой подготовки специалистов

школьного ПМПк

Ф.И.О. специалиста

Должность

Должность  участ ника шко льного ПМПк

Квалификационная категория

аттестация (год)

КПК

Участие в  НПК, семинарах, круглых столах , конкурсах различного уровня, работа на сайтах, публикации в СМИ, спец.изданиях и пр.

1

Чечётина Н.П.

Директор школы

Председатель ШПМПк

первая

2018

длительные - не реже 1 раза в 5 лет, краткосрочные – ежегод но

Не менее одного раза в год

2

Варченко Е.В.

Учитель -дефектолог

Зам.председателя ШПМПк

высшая

2017

длительные - не реже 1 раза в 5 лет, краткосрочные – ежегод но

Не менее одного раза в год

3

Демидова С.А.

Педагог -психолог

Педагог -психолог

соответствие занимаемой должности

2014

длительные - не реже 1 раза в 5 лет, краткосрочные – ежегод но

Не менее одного раза в год

4

Кучеренко И.А.

Учитель

Социальный педагог

соответствие занимаемой должности

2015

длительные - не реже 1 раза в 5 лет, краткосрочные – ежегод но

Не менее одного раза в год

5

Орлова Н.М.

Учитель

Врач

соответствие занимаемой должности

отказ от аттестации

длительные - не реже 1 раза в 5 лет, краткосрочные – ежегод но

6

Чернышева Е.В.

Учитель-логопед

Учитель-логопед

соответствие занимаемой должности

2014

длительные - не реже 1 раза в 5 лет, краткосрочные – ежегод но

Не менее одного раза в год

Потребность в специалистах разной квалификации.

     Остановлюсь подробнее кадровой проблеме в работе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В штаты коррекционного учреждения VII,  VIII вида вводится должность логопеда из расчёта не менее 1 единицы на 15-20 воспитанников [В помощь админ. школы, 47, 50 с.], предельная наполняемость  группы детей, занимающихся у учителя-дефектолога не более 20 человек (на 1 ставку) [В помощь админ. школы, 97 с.], на 1 ставку социального педагога – 25 человек, нуждающихся в социальном сопровождении [официальный юридический портал Минобрнауки].

     Классификация нарушений развития обучающихся школы на всех ступенях обучения разнородна по структуре дефекта: задержка психического развития церебрально-органического генеза, умственная отсталость, расстройства психологического развития, эмоциональные расстройства и расстройства поведения, врождённые аномалии нервной системы, хромосомные аномалии, болезни нервной системы (ДЦП). Получается, что для нормального функционирования всей системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников и 100% охвата детей, нуждающихся в работе данных специалистов необходимо введение в штат ОУ ещё минимум 4 ставки учителя-дефектолога, 4-5 ставок учителя-логопеда, 3 ставки социального педагога.

 Исходя из представленной классификации нарушений развития детей, возникает

проблема отсутствия высококвалифицированных медицинских кадров: врача, врача-психиатра, врача-нейропсихолога для осуществления комплексного диагностико-консультативного и лечебно-профилактического сопровождения детей с ОВЗ, требующая решения.

   

Состояние материально-технического оснащения работы ШПМПк.

    На сегодняшний день в школе функционируют кабинеты учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога,  медицинские кабинеты (в соответствии с лицензионными требованиями). Кабинеты учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога укомплектованы учебным и коррекционно-развивающим  оборудованием: сухой бассейн, пузырьковая колонна, детские тактильные панели различного назначения, фиброоптиковолокно «Букет цветов», безопасные зеркала; ТСО; наглядными пособиями, современным диагностическим материалом, современной ростовой мебелью. Оснащение кабинетов ежегодно пополняется и  совершенствуется, при этом современного оборудования, необходимого для совершенствования образовательного процесса всех категорий обучающихся школы и оказания целенаправленной специальной (коррекционной) помощи детям с ОВЗ в условиях ОУ не хватает. Требуется приобретение специального оборудования для создания доступной образовательной среды для детей с ДЦП (подъёмник, ортопедические кресла, учебные места); оборудование для сенсорной комнаты; оснащение кабинета ЛФК спортивным инвентарём, приобретение пособий –  методика Монтессори,  приобретение школьной мебели по заявкам специалистов.

     Ещё одной проблемой, требующей  решения в ближайшие годы - это проблема площадей, необходимых для работы «узких» специалистов.

      Исходя из норм  главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

- не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий; 
- не менее - 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых формах работы и индивидуальных занятий. 

     Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи (раздел 4.24.), в общеобразовательных учреждениях предусматриваются отдельные кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда, площадью не менее 10 м2 каждый. 

      Планируется площадь кабинетов всех «узких специалистов» привести в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2.2821-10, открыть кабинет по развитию психомоторики и сенсорных процессов, кабинет ЛФК, социального педагога, сенсорную комнату, а при возможности (наличии специалистов и помещений) – кабинет массажа и кабинет для  занятий эвритмией.

     Результативность работы ШПМПк достигается в условиях взаимодействия  школьного консилиума и различных учреждений и организаций города Москвы, городского округа Троицк, на территории которого расположено образовательное учреждение.  

 Взаимодействие работы ШПМПк с организациями и учреждениями

   

        

        

Эта совместная работа планируется осуществляться по следующим направлениям:

- пропаганда социально-правовых знаний среди родителей и учащихся;

- обеспечение социально-педагогической поддержки семьи;

- обеспечение комплексной диагностико-консультативной и лечебно- профилактической поддержки семьи, воспитывающих детей с ОВЗ;

- организация диспансеризации учащихся;

- выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

- защита и охрана прав ребенка в трудной жизненной ситуации;

- профилактика безнадзорности, правонарушений воспитанников;

- социальная и трудовая абилитация выпускников школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план развития классного коллектива

Перспективный план работы с классным коллективомЦели и задачи воспитательной работы Цель воспитания: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического...

Перспективный план развития кабинета

Перспективный план развития кабинета...

Перспективный план развития классного коллектива

Перспективный план развития классного коллектива...

Перспективные план развития классного коллектива 2014

В материале отражены основные направления работы классного руководителя в плане развития и становления ученичесого старшеклассников коллектива....

План самообразования учителя математики на 2013-2018 уч. годы

Проблема, методическая тема, над которой я работаю, технологии и целевые установки, поставленные задачи. План реализации....

Личный перспективный план по самообразованию на 2013-2018 учебный год учителя русского языка и литературы Переведенцевой Зимфиры Альбертовны

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...

перспективный план работы на 2017-2022 уч. годы

Учитель сказал: «Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать. Видя перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду». Я слышал такие слова и видел таких людей....