Педагогическая система учителя.
статья на тему

Кропотина Галина Николаевна

Вся  моя педагогическая деятельность ориентирована на качество  образовательного процесса. Система работы дает положительные результаты:

-повысился уровень мотивации учащихся к творческой деятельности;

-повысился уровень развития творческой активности учащихся;

-отмечена результативность участия школьников в творческих конкурсах различного уровня;

  -  положительная динамика учебных достижений.

Моя система работы обеспечивает переход образования в самообразование и  обеспечивает развитие творческой направленности личности  школьникаfont-fa :a`����-fareast-theme-font:minor-latin;color:#666666; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA'>Поэтому учителю надо поставить перед собой задачу – какие именно характеристики мотивации следует формировать для возникновения нового – сознательного и целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как общественно значимой деятельности, к содержанию своего учебного труда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_pedagogicheskoy_sistemy.docx46.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема педагогической системы: «Формирование  компетентностного  подхода в  обучении  математике, как средство развития творческой личности учащегося

Цель: Используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Задачи: 

  • Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.
  • Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее.
  • Совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.
  • Вносить посильный вклад в достижение общего результата.
  • Обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой.
  • Прививать навыки самостоятельной творческой работы.
  • Учить грамотно использовать в речи математические термины.
  • Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
  • Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Применять знания в исследованиях на практике

Для реализации компетентностного подхода в обучении на уроках математики, использую информационно-коммуникационные технологии, проектную деятельность, дифференцированное  обучение- обучение учащихся по двум уровням:  обязательной  и  повышенной  подготовки,  позволяющее  обеспечить  школьнику  постоянное  пребывание  в  зоне  ближайшего  развития,  

. Обучение приобретает деятельностный характер, акцент делаю  на продуктивную работу обучающихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности. Система работы направлена на развитие обучающихся: их мировоззрения, креативных способностей, познавательной активности. Обучение стараюсь делать интересным, увлекательным, но особо значимым для тех, кто действительно испытывает удовольствие от поиска истины, от красоты самой   математики.  Для  этого  формирую  ключевые  компенции учащихся  на  уроках: информационную, коммуникативную исследовательскую, способность к самообразованию.

       Для формирования информационной компетентности использую задачи, содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос задачи можно сформулировать  следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая то закономерность и др. Например, перед изучением темы «Числовые последовательности» в 9 классе ученикам предлагаю задание: «Учащиеся решали задание, в котором требуется найти пропущенные числа. У них получились разные ответы. Найдите правила, по которым ребята заполнили клетки».

     Для формирования коммуникативной компетентности использую групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Учащихся делю  на несколько групп, каждая группа решает задачу предложенным способом и доказывает правильность своего решения другим  группам.

Для формирования готовности к самообразованию учащимся предлагаю самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, затем написать  реферат  или  составить задачу,  оформить презентацию и т.д.

Использование на уроках мультимедиа реализует следующие принципы:
Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный

  Формирование ключевых компетентностей посредством задач позволяет реализовать компетентностный подход на уроках математики как средство повышения математической грамотности учащихся. Часто одна и та же задача способствует созданию условий для формирования нескольких ключевых компетентностей

Ученика всегда  нацеливаю на то, что он  должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности применяю  приёмы.                        

1. Перед изучением новой темы рассказываю учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», оценивается самый интересный, при этом ни один из вопросов не остается без ответа. В результате учащиеся четко представляют, что, когда и как они будут изучать. Кроме того, данный приём позволяет им понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.( например тема: Последовательности и арифметическая прогрессия. Краткая история о задаче К. Гаусса, история развития шахмат)
2. На каком-либо конкретном занятии учащиеся самостоятельно изучают отдельные параграфы учебника и составляют краткий конспект этого параграфа. Перед ними стоит задача - пересказать или пояснить прочитанное: выделить основные формулы, перечислить,  произнести, записать в схему, применить при вычислении..  Например, после изучения  арифметической прогрессии  ученикам  предлагаю  самостоятельно  изучить  геометрическую  прогрессию. Формулы записывают  в схему  на бланке. В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.
3. При  решении нестандартных задач, заданий, требующих  применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса. Например, задача: «Вася учится в 11 классе, а Коля – в 7 классе. В каком классе учился Коля, когда Вася был в 6 классе?» При решении данной задачи предлагаю  ученикам выделить в её решении два действия: а) нахождение разницы в возрасте между детьми, б) нахождение конечного ответа. Большинство учеников найдут верный ответ, но лишь несколько из них, как показывает опыт, правильно составляют краткую запись – наглядное изображение задачи, и именно у этих учеников развито математическое мышление, они смогли интерпретировать текст задачи таблично, схематически.
4. Большое внимание уделяю решению задач   из повседневной жизни.      В этом виде компетенции затрагиваю вопросы  о профориентации, именно в школьные годы мы способствуем выбору детьми той сферы, которая им наиболее интересна – это либо гуманитарная сфера, либо сфера точных наук. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания математики и арифметики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке. Вот некоторые из них.
1.Проём в окне имеет высоту 2 м 26 см и ширину 1 м 48 см. Сколько потребуется ткани шириной 85 см для занавески, закрывающей весь проём окна, если на подшивку одного края  занавески требуется 2 см, на продольный шов по 1 см от полосы и на закрытие стен по краям проёма 10 см? 2.Окружность груди 96 см для построения чертежа выкройки необходимо найти чему равна четверть полуокружности груди.
4. В качестве дополнительного материала использую презентации, выполненные учениками,   сказки, на заданные темы: «Натуральные числа и ноль», «Отрицательные и положительные числа»,

«Проценты и дроби» и на темы, предложенные детьми.
5. При решении текстовых задач в условии умышленно пропускаю числа. Предлагается выбрать из записанных на доске чисел те, которыми могла быть выражена данная величина (скорость, цена, масса). Кроме того, предлагаю текстовые задачи со скрытой информативной частью. Например: «Известно, что ученик пятого  класса должен спать 9 часов в сутки. Сколько часов он будет бодрствовать?». Таким образом, работая над данной задачей, ребёнок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы.
6. По уравнению, схеме к задаче составляю  различные текстовые задачи, которые могут быть решены при помощи этого уравнения или схемы. Если решение требует большого количества действий, то к условию составляется минимальное количество вопросов, ответив на которые можно ее решить. Ответы на эти вопросы строю с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в том…, как правильно сформулировать….                    
     Диагностика  компетентности ученика проводится с помощью проверочных и контрольных работ, тестов, домашних работ, по работам на уроке. Подбираю соответствующие задания и оцениваю  по  результатам работ, по инициативности ученика, стремлению его к знаниям.

Результативность использования  компетентностного подхода моей педагогической   системы:

- ученики  используют знания умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.

-формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в профильном классе.

- осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий  типы  деятельности.

-  овладевают математическими  знаниями, умениями  и навыками разного уровня сложности: от  минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных.

- умеют выбирать необходимые источники информации

- умеют оценивать  деятельность  других  учащихся,

- принимают активное  участие в предметной неделе, олимпиадах,  исследовательских конференциях.

Все  эти  качества      формируются  у  учащихся,  используя  деятельностно - компетентностный  подход в  обучении  математики. Это  является  одним  из  личностных  и  социальных  смыслов  образования. Сформированная система  ключевых компетенций, даёт возможность ученику  получить   целостную  систему знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Применение данных методик на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по математике.

Большое внимание  уделяю внеурочной  деятельности.

Внеурочную деятельность своих учеников я организую, как единую систему, состоящую из отдельных элементов, взаимодействующих между собой.

- выставки творческих работ, рефератов;

- участие в конкурсах творческих работ;

- участие в научно-практических конференциях;

- предметные недели;

-участие в предметных олимпиадах разных уровней.

Это стимулирует ребят к самостоятельной деятельности.

Выводы:

Вся  моя педагогическая деятельность ориентирована на качество  образовательного процесса. Система работы дает положительные результаты:

-повысился уровень мотивации учащихся к творческой деятельности;

-повысился уровень развития творческой активности учащихся;

-отмечена результативность участия школьников в творческих конкурсах различного уровня;

  -  положительная динамика учебных достижений.

Моя система работы обеспечивает переход образования в самообразование и  обеспечивает развитие творческой направленности личности  школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация системы педагогической деятельности учителя математики Дондоковой Евдокии Васильевны

Презентация системы педагогической деятельности учителя математики Дондововой Евдокии Васильевны...

Апробация методической системы формирования и развития педагогического мастерства учителя технологии

Сформированная мною в течение 10 лет собственная методическая система, как всякая система, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов. Центральным компонентом выступают цели обучения:...

Защита системы педагогической деятельности учителя математики Дондоковой Е.В.

12.12 2012 г. прошла аттестацию на высшую категорию. Защитила систему педагогической деятельсти...

Роль гимназической системы оценки качества образования (ГСОКО) в повышении педагогической компетентности учителя

В статье представлен 2-двухлетний опыт работы педагогического коллектива по формированию системы оценки качества образования в гимназии, которая в настоящее время проходит в рамках эксперимента «Систе...

Педагогическая система учителя музыки Абоевой Натальи Андреевны

Педагогическая система учителя музыки Абоевой Натальи Андреевны...

Система педагогической работы учителя географии МБОУ СОШ №58 г.самары Песчанской Елены Николаевны

"Внедрение информационно - коммуникативных технологий в преподавании георграфии на основе принципов здовьезбережения и социализации личности"...

Педагогическая система учителя физической культуры МБОУ «Баскаковская средняя школа» Шибаевой В.Д. по теме: «Развитие физических качеств обучающихся на уроках и во внеурочное время с целью высокой результативности по сдаче норм ГТО.

Педагогическая система учителя физической культуры МБОУ «Баскаковская средняя школа» Шибаевой В.Д. по теме: «Развитие физических качеств обучающихся на уроках и во внеурочное время с...