Детская филармония, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова
учебно-методический материал на тему

Смирнова Анастасия Игоревна

Романсы и песни русских композиторов на стихи М.Ю.Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Лермонтов – один из самых музыкально одаренных русских поэтов. Уже в раннем детстве он слышал песни от матери. В заметках 1830 года поэт писал: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать”.

В детстве Лермонтов учился играть на скрипке, занимался музыкой в Благородном пансионе при Московском университете и в Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков. Он любил слушать музыку, с детских лет знал русские народные песни. На песенной основе он создает “Песню про купца Калашникова”.

Музыкальность Лермонтова не могла не отразиться на его творчестве. Он положил на музыку свою “Казачью колыбельную песню”. “Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою” – писал Белинский. И естественно, что русские композиторы обращались к лермонтовской поэзии, находили в стихах поэта близкие, волнующие их мотивы. На стихи Лермонтова написано и навеяно его творениями более двух с половиной тысяч музыкальных сочинений.

Поэзия Лермонтова привлекала не только поэтов современников, но и поэтов 20 века. Мы начнем с романса Николая Яковлевича Мясковского. Сейчас прозвучит романс «К портрету». Особо нужно обратить внимание на то, как точно передает композитор непостоянство и переменчивый нрав героини стихотворения Лермонтова.

  1. Н. Мясковский «К портрету». Исп. преподаватель Телешко А.И, конц. преподаватель Никишаева Е.Н.

Стихотворение “Тучи” – это раздумье поэта-изгнанника о своей судьбе. Оно проникнуто настроением грусти. Романс Даргомыжского “Тучки” был создан вскоре после гибели поэта. Прослушаем романс Даргомыжского. Он построен в форме так называемой “сдвоенной” русской песни, и состоит из медленной, протяжной и скорой плясовой песни, образуя широкий запев и припев. Широкая, распевная народного склада мелодия первой части сливается с начальными пейзажными стихами поэта:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

  1. А. Даргомыжский «Тучки»

Стихотворение “Горные вершины” – перевод второй “Ночной песни странника” Гете. Очень хорошо об этом стихотворении написал Белинский:

“Эта пьеса, по художественности, достойна великой тени, которой колоссальный облик так грандиозно представлен в ней. Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня в этой маленькой пьесе Гете, так грациозно переданной нашим поэтом”.

  1. Варламов «Горные вершины»

Песня рыбки из поэмы “Мцыри” привлекла внимание многих композиторов – Балакирева, Аренского, Даргомыжского, Ипполитова-Иванова и других. Прослушаем романс Балакирева, мелодия, которая создает ощущение покоя, необычайной нежности и чистоты. (После всех происшествий, пережитых во время его блужданий, истомленный зноем, Мцыри лежал в предсмертном бреду — ему чудилось, что он на дне реки и над ним вьется рыбка; особенно ему запомнилась одна:

И взор ее зелёных глаз

Был грустно нежен и глубок...

И — надивиться я не мог! —

Ее сребристый голосок

Мне речи странные шептал

И пел, и снова замолкал.

Он говорил: «Дитя моё...»)

  1. М. Балакирев «Песня золотой рыбки»

В песне Селима из поэмы “Измаил-бей” поется о деве, которая напутствует своего друга, молодого горца, отправляющегося на битву с врагами. В ней выражена идея верности, любви к своему народу, Родине, она носит вольный характер. Прослушаем “Песню Селима” Балакирева. Мужественный характер мелодии свидетельствует о глубоком проникновении композитора в стихотворение. ( В поэме «Измаил-бей» также дан эпизод с пением, имеющий существенное значение в движении сюжета. Перед боем с русскими князь Измаил-бей беспокоен и не спит. С ним Селим — переодетая Зара, влюбленная в него.

И говорит Селим: «Наверно,

Тебя терзает дух пещерной!

Дай, песню я тебе спою;

Нередко дева молодая

Ее поет в моем краю,

На битву друга отпуская!..

Селим запел, и ночь кругом внимает,

И песню ей пустыня повторяет...

Следует вводная «Песня Селима» («Месяц плывет / И тих и спокоен»), прославляющая верность и поносящая измену в любви. Измаил-бей любит русскую, которую он оставил в Петербурге, но он же — враг царской России, поднявший горцев против нее. Борьба этих двух чувств создает сложность его внутреннего состояния, — потому-то он так горячо реагирует на слова песни:

«Прочь эту песню!» — как безумный

Воскликнул князь — «зачем упрек?...

Тебя ль послушает пророк?...

Там, облит кровью, в битве шумной

Твои слова я заглушу,

И разорву ее оковы...

И память в сердце удушу!...

Вставайте! — как? — вы не готовы?..

Прочь песни! — крови мне!.. пора!...

Друзья! коней!..

....................

...О, не пой, не пой! —

Тронь сердце, как дрожит, и что же?

Ты недовольна?... боже! боже!...

Зачем казнить ее рукой?...»

Так речь его оторвалася

От бледных уст и пронеслася

Невнятно, как далекий гром. —

....................

И понял наконец Селим,

Что витязь говорил не с ним! —

Неосторожный! он коснулся

Душевных струн, — и звук проснулся,

Расторгнув хладную тюрьму...

И сам искусству своему

Селим невольно ужаснулся! — — —

Но Зара, предлагая Измаил-бею послушать его пение, рассчитывала на другое, — она думала вызвать у него музыкальное самозабвение и отраду. Пению Зары внимали и ночь и пустыня. Но Измаил-бей слышал не столько «звуки», т. е. музыку, напев, сколько через них слышал слова песни, которые и вызвали в нем мучительную тревогу. В этом противоречии ожидаемого исполнителем воздействия песни, в зависимости прежде всего от ее мелодии, и ее действительного воздействия, зависящего от ее словесного содержания, воспринятого слушателем с болезненной остротой, заключается совершенно особый драматизм положения, изображенного Лермонтовым).

  1. М. Балакирев «Песня Селима»

Балакирев обратился к этим стихам М.Ю. Лермонтова, потому что восприятие кавказского Востока как родина вольности было присуще и ему. Композитор признавался в любви к творчеству поэта. “Дышу Лермонтовым”, –писал он В.В. Стасову из Пятигорска.

  1. Балакирев «Утес»-исп. преподаватель Телешко А.И, конц. преподаватель Никишаева Е.Н.

В статье “Стихотворения М. Лермонтова” Белинский писал: “Страшен этот глухой могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех обаяний жизни! От него содрогается человеческая природа, стынет кровь в жилах... И какая простота в выражении, какая естественность, свобода в стихе! Так и чувствуешь, что вся пьеса мгновенно излилась на бумагу сама собою, как струя горячей крови из раны, с которой вдруг сорвана перевязка”.

Стихотворение “Мне грустно потому, что я тебя люблю” — один из шедевров зрелого творчества Лермонтова. Это монолог, в котором поэт предсказывает возлюбленной ее будущее. Стихотворение проникнуто грустным настроением. “Цветущая молодость” прекрасно женщины вызывает у поэта горестные и мрачные предчувствия: “За каждый светлый день иль сладкое мгновенье/Слезами и тоской заплатишь ты судьбе”.

Романс Даргомыжского тоже имеет форму монолога, которая помогает передать социально-философский характер стихотворения. Мелодия романса насыщена речевыми интонациями, а последняя строфа, являющаяся как бы итогом всего стихотворения, выделена музыкально и повторена дважды.

  1. Даргомыжский «Мне грустно...»

Об особенности интерпретации композиторами одного и того же стихотворения. Сейчас вы услышите 2 романса на стихотворение «Молитва». Один - композитора П.П.Булахова (он будет исполнен в традициях домашнего музицирования XVIII века под собственный аккомпанемент), а второй А.Даргомыжского. Не смотря на то, что текст один и тот же, эти романсы имеют абсолютно разный характер:1-скорбно-сосредеточеный (это обусловлено тем, что он написан композитором в конце жизненного пути, когда он был очень болен), а второй-это скорее жизнеутверждающий гимн. Именно из этого стихотворения было выбрано название нашего вечера «Есть сила благодатная/В созвучьи слов живых…».

  1. Булахов «Молитва» Исп. преподаватель Телешко А.И, конц. преподаватель Телешко А.И
  2. Даргомыжский «В минуту жизни трудную» Исп. преподаватель Телешко А.И, конц. преподаватель Никишаева Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения Декады русского языка и литературы, посвященной творчеству М.Ю. Лермонтова 2012г.

Данная разработка окажет неоценимую помощь руководителям ШМО при проведении Декады русского языка и литературы в школе....

К 200-летию со дня рождения. Литературная гостиная, посвященная творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.

М.Ю.Лермонтов. Загадочный, дерзкий,задумчивый... Хотите вызвать интерес к судьбе и творчеству  поэта? Данный  материал поможет  это сделать....

Литературно-музыкальная композиция «Страницы мятежной жизни», посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...

Литературно-музыкальная композиция посвященная творчеству М.Ю. Лермонтова

Материал предназначен для учителей литературы как помощь в проведении внеклассного мероприятия по предмету...

Литературный вечер, посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова

Внеклассное мероприятие для обучающихся 9-11 классов по жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова...