Литературно- музыкальная композиция « Вечно молод и вечно живой», посвященная творчеству М.Ю. Лермонтова
план-конспект по литературе на тему

Хомякова Александра Андреевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno-_muzykalnaya_kompozitsiya._m.yu_._lermontov.docx23.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция, посвященная юбилею М.Ю.Лермонтова  

                               « Вечно молод и вечно живой».

                                    ( 1814 – 1841)

                                                                       Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

                                                                       Когда-нибудь увидел свет.

                                                                                                       М.Ю.Лермонтов.

Звучит музыка (песня И.Талькова «Поэты не рождаются случайно»)

Чтец

           Не просто, не в тиши, не мирною кончиной,-

           Но преждевременно, противника рукой-

           Поэты русские свершают жребий свой,

           Не кончив песни лебединой!

Чтец 15 июля 1841г. у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит на дуэли великий русский поэт Михаил Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак, гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и выстрелил в поэта, выстрел был смертельный, за раскатом грома его не было слышно. Поэту было 27 лет….

ЧтецВверху одна горит звезда.

Мой взор она манит всегда.

Мои мечты она влечет

И с высоты меня зовет.

Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству. Михаил Юрьевич оставил потомкам более 400 стихов, 25 поэм, 5 драм и 7 повестей.

Чтец Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

Всегда кипит и зреет что-нибудь

В уме моем. Желанье и тоска

Тревожат беспрестанно эту грудь.

 Но что ж? мне жизнь всё как-то коротка

И всё боюсь, что не успею я

Свершить чего-нибудь.

ЧтецВ Пензенской области расположилось старинное село Тарханы, куда Лермонтова привезли полугодовалым ребенком. Жизнь ему дали  в 1814г. Мария Михайловна и Юрий Петрович. Но воспитает его и поставит на ноги бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Мама умерла, когда Михаилу было 2,5 года. Отца Лермонтова  бабушка не любила, считала, что он не сможет дать сыну материальный достаток. Так Мишель лишился и матери, и отца. Эта душевная рана вылилась в горькие строки.

Ужасная судьба отца и сына.

Жить розно и в разлуке умереть…

Ты дал мне жизнь, но счастья не дал.

ЧтецБабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, дала клятву: сделать для внука все возможное и невозможное. И она это сделала. И это был её подвиг. Хилый, болезненный. Мишель жил под постоянным наблюдением врача, в полном достатке и средств, и друзей. В одном из стихов  Лермонтов вспоминает свои мальчишеские годы:

ЧтецИ если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться,- памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей.

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную  вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

ЧтецОсенью 1827г. бабушка вместе с 13-летним Мишей перебралась в Москву для продолжения его образования. Наняла ему учителя английского языка. И вскоре он стал читать Шекспира и Байрона в оригинале. Поэзия Байрона произвела на Лермонтова сильное впечатление. И он сравнивал себя с этим поэтом.

ЧтецНет, я не Байрон, я другой,

Ещё неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

ЧтецВ  16 лет  молодой Лермонтов говорит о  «прожитых годах». Не успел пожить, а уже думает об ином мире.

Настанет день, и миром осужденный,

Чужой в родном краю, на месте казни

Гордый, хоть презренный, я кончу жизнь мою.

      Откуда это? Ведь жизнь у него идет,  как по маслу. Учеба идет хорошо, бабушка всегда рядом, достаток. Он танцует, играет на фортепиано, рисует, лепит, пишет стихи, влюбляется.  А в его стихах звучат грустные мотивы.

Чтец Чтение стиха уч-ся « И скучно, и грустно…»

ЧтецЛермонтов – студент Московского университета. Пишет много, но мало кому показывает свои стихи. Молодой с пожилой душой, он чувствует, что проживет недолгий срок.

Боюсь ли смерти я? О, нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет.

Чтец  Каким же казался Лермонтов своим сверстникам? 

Петр Вистенгоф –однокурсник – писал о том, что  Лермонтов имел тяжелый, несходчивый характер, любил посещать балы, был всегда изысканно одет и постоянно в окружении хорошеньких дам.

 Одних он поражает живостью и веселостью, другим кажется холодным, раздражительным

 Как всякий настоящий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии. Перечитывая его стихи, мы можем прочесть историю его души и понять его как человека.

ЧтецЧтение стиха  уч-ся  «Печально я гляжу…»

ЧтецВолнения любви поэт начал чувствовать очень рано. Одним из первых адресатов его любовной лирики стала Екатерина Сушкова, красивая, умная, ироничная – юношеское увлечение поэта в 1830г. Михаил Юрьевич очень переживал из-за своей незавидной внешности, имел комплекс неполноценности, который при его несносном характере, болезненном самолюбии и огромном желании любить делал его личную жизнь невыносимой.

ЧтецНо с годами облик его менялся: гений преображал его. И впоследствии люди, видевшие его впервые, обращали внимание на огромные пламенные глаза, высокое чело и серьёзную мысль, которая одухотворяла его внешность. В 1831г. Лермонтов познакомился с Варенькой Лопухиной, милой, умной девушкой, и влюбился с первого взгляда.   Но Вареньку выдали замуж и Лермонтов пишет: «Расстались мы, но твой портрет я на груди своей храню»

             Чтец Чтение стиха уч-ся «Я жить хочу! Хочу печали»

ЧтецЛермонтов был человеком необычайно одаренным. Ему была присуща удивительная музыкальность, он играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. До нас дошли блестящие образцы его живописи: пейзажи, портреты, рисунки. Он мог стать замечательным художником. Слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков.

Чтец. Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных лет:

Но ты мечтал об ангельски прекрасном,

Ты демонски мятежное любил….

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали    

В твоих как будто кованых стихах.

                              Музыка А.Варламов «Белеет парус одинокий»

ЧтецКогда бабушку спросили, какую карьеру изберет она внуку, она ответила: «А какую он хочет, лишь бы он не был военным». Но в жизни чаще всего происходит так: то, чего мы боимся и не хотим, как правило, и случается. В 1832г. Лермонтов поступил в Школу гвардейских прапорщиков. А в 1837г корнет Лермонтов был сослан на Кавказ за  «непозволительный стих» «На смерть поэта», посвященный  гибели А.С.Пушкина. Этим стихотворением поэт брал на себя великую миссию быть продолжателем дела Пушкина. Это было и пророчество собственной судьбы, добровольно избранной им.

Чтец Чтение стихотворения уч-ся «На смерть поэта»

Кавказ тогда был только что присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными, поэтому и шла на Кавказе война. Под пули горцев и отправил Лермонтова Николай  Первый.

На войне Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».

Но поэта поразила и навсегда покорила величественная природа Кавказа.

Музыка    А. Рубинштейн  «Горные вершины»

ЧтецБабушка хлопочет о внуке, и Лермонтов едет в отпуск в Петербург. Где, как говорят свидетели, он только и говорил о своей скорой смерти. Из отпуска он возвращается на Кавказ, но по дороге  заехал в Пятигорск, где и встретился с майором Мартыновым. Здесь и произошла известная ссора, ставшая роковой. Повод был пустячный. Лермонтов что-то по обыкновению сострил, нарисовал 2-3 карикатуры на Мартынова. Все посмеялись. Мартынов озлился и вызвал Лермонтова на дуэль. Лермонтов готов был к примирению, но Мартынов не согласился. Стрелялись с 15 шагов. Рана была смертельной.

Чтец 

Из письма бабушке: «Дорогая бабушка! Пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит, не промахнется. Я понял это по его злобному взгляду».

 Звучит «Реквием» Моцарта.

ЧтецТак закончилась его земная и началась великая жизнь поэта в веках. И мы его потомки и почитатели, несем в душе его образ – человека грустного и веселого, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, и волей, и проницательным умом. Поэте гениального и так рано оставившего этот мир. Бессмертного и навсегда молодого.

Музыка  «Выхожу один я на дорогу»

Чтение стихов учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Вечной памятью живы!"

Подрастающее поколение все дальше и дальше уходит от тех суровых военных годах Великой Отечественной войны. И чтобы не оборвалась связь времен, мероприятия военно-патриотической направленности н...

Литературно-музыкальная композиция "Вечная память героям".

Концерт для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла к празднику Победы. Наш долг - помнить , какой ценой далась нам Победа, чтить память погибших и проявлять неустанную заботу о ветера...

литературно-музыкальная композиция "Вечною памятью живы...."

Сценарий данного мероприятия «Память за собою позови…» может быть использован при организации классных часов и внеклассных мероприятий в рамках празднования «Дня Великой Победы», а также в рамках нрав...

литературно-музыкальная композиция "Вечною памятью живы...."

Сценарий данного мероприятия «Память за собою позови…» может быть использован при организации классных часов и внеклассных мероприятий в рамках празднования «Дня Великой Победы», а также в рамках нрав...

Литературная гостиная « Вечно молод и вечно живой», посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-11 классов. Цель: заинтересовать детей личностью Лермонтова М.Ю., увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление челов...

«В моей душе лежит сокровище…» Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.

Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока, предназначена для старших классов.  Через знакомство с интересными фактами биографи...

Литературно-музыкальная композиция "Мы были музыкой во льду...", посвященная творчеству М.И.Цветаевой и Б.Л.Пастернака

Данный материал будет интересен для проведения внеклассного мероприятия в старших классах. Сценарий содержит письма и документы дочери М.Цветаевой Ариадны Эфрон....