Литературно-музыкальная композиция "Вечной памятью живы!"
методическая разработка по теме

Резкина Валентина Сергеевна

 

Подрастающее поколение все дальше и дальше уходит от тех суровых военных годах Великой Отечественной войны. И чтобы не оборвалась связь времен, мероприятия военно-патриотической направленности необходимы.

Целью проведения данного мероприятия является формирование и развитие  гражданственности, патриотизма как важнейших духовно - нравственных и социальных ценностей у подрастающего поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vechnoy_pamyatyu_zhivy.docx42.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Торжественное мероприятие, посвященное празднованию Дня Победы,

«Вечной памятью живы!» -

литературно – музыкальная композиция

Пояснительная  записка.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Подрастающее поколение все дальше и дальше уходит от тех суровых военных годах Великой Отечественной войны. И чтобы не оборвалась связь времен, мероприятия военно-патриотической направленности необходимы.

Целью проведения данного мероприятия является формирование и развитие  гражданственности, патриотизма как важнейших духовно - нравственных и социальных ценностей у подрастающего поколения.  Воспитательные задачи, которые решались в ходе подготовки и проведения мероприятия:

  • воспитание уважительного отношения к истории своей страны, её героям; к старшему поколению;
  • формирование  гражданской  позиции,  воспитание  патриотических  чувств, гордости за свою Родину;
  • развитие умения работать в коллективе;
  • создание ситуации успеха, развитие интеллектуального уровня учащихся, коммуникативных навыков.

Литературно - музыкальная композиция проводилась в зале сельского дома культуры. К работе были подключены клубные методисты. На праздник были приглашены участники Великой Отечественной войны и труженики тыла, а так же узники концлагерей. Мероприятие по времени рассчитано на   час.  Целевая  аудитория – учащиеся школы 1-11 класс, жители и гости нашего сельского поселения.

Методы решения задач: поисково-исследовательский, интервьюирование,  беседа.

Оборудование, оформление: кинопроектор,  ноутбук, экран, стереоаппаратура,  презентация.

Фонограммы музыкальных произведений:  

  • «Марш славянки», композитор  -  В.Агапкин;  
  • «А годы летят», автор - Долматовский Е., композитор - Фрадкин М.;  
  • «День Победы», автор - В. Харитонов, композитор - Д. Тухманов;
  • «Молебный звон»,
  • «Метроном»,  
  • «Мой дедушка герой» (минусовка),  автор- А. Вайнер музыка – Н. Вайнер;  
  • «Ты же выжил, солдат» (минусовка), автор - Агашина М.,  композитор -  Мигуля В.;
  • «Майский  вальс» (минусовка), автор -  М. Ясень,  композитор -  

И. Лученок;

  • «Фронтовая сестра», автор – Экимян, композитор  - Рябинин;
  • «Моя Россия» (минусовка), группа «Непоседы».

В подготовительный период  очень важно распределить поручения так, чтобы охват участников был максимальным. Для этого необходимо определить форму проведения мероприятия, составить его план. После чего становится очевидным то, что необходимо сделать в подготовительный период. В ходе составления сценария родилась идея создать фильм о живущих ныне ветеранах. В связи с этим было необходимо провести исследовательскую работу.  Заместитель директора по ВР уточнила списки ветеранов участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла в сельской администрации. Адреса ветеранов были распределены по старшим классам. Посетив ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, они должны взять интервью и фотоматериалы, которые в дальнейшем послужат основой фильма. Для презентации необходимы были фотографии мемориалов погибшим односельчанам. Группе старшеклассников было поручено подготовить этот материал. Школьный хор должен подготовить исполнение песен согласно сценария. Методисты сельского Дома культуры  должны подготовить необходимый песенный репертуар.  

Старшая вожатая должна организовать репетиции с участниками по группам.

Учащиеся среднего звена – вручить ветеранам подарки к Дню Победы и пригласительные билеты на торжественное мероприятие.

Сценарный ход.

  1. Приглашение гостей в зал. Под звуки «Марш славянки»    в  зал входят ветераны под аплодисменты присутствующих, занимают почетные места в зале.
  2. Начало мероприятия посвящено общей теме «Великая Отечественная война». Звучит стихотворение волгоградского поэта Андрея Вольмана.

Фильм-хронология «По дорогам войны.

Звучит стихотворение «Чего ты хочешь от меня, война?»  

Минута молчания.

  1. Далее проходит тема, непосредственно, обращенная  к  присутствующим участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Звучит стихотворение «Глянь на живых. Они ведь смерть встречали». Слайд – шоу  о ветеранах войны и тружениках тыла. Школьный хор исполняет  песню «Мой дедушка – герой».

Звучит стихотворение «Этот день людской слезой согретый».  Звучит песня «Ты же выжил, солдат» в исполнении методистов  сельского Дома Культуры.

  1. Тема «Женщины и война». Звучит песня «Фронтовая сестра» в исполнении старшеклассницы. Сопровождение на экране – клип,   созданный с использованием программы  Windows Movie Maker.
  2. Тема «День Победы». Звучат стихотворения  «Ещё тогда нас не было на  свете»,  «Священны места всех сражений». Звучит  песня «Майский вальс».
  3.  Концовка мероприятия «Моя Россия».  Звучит стихотворение «Мы – поколение, не знавшее войны». Звучит песня  «Моя Россия».  

Сценарий мероприятия.

Цель: сформировать представление учащихся о мужественных, героических защитниках Родины, показать, какой ценой завоёвана мирная жизнь.

Задачи:

  • воспитание уважительного отношения к истории своей страны, её героям;
  • формирование  гражданской  позиции,  воспитание  патриотических  чувств, гордости за свою Родину;
  • развитие умения работать в коллективе;
  • создание ситуации успеха, развитие интеллектуального уровня учащихся, коммуникативных навыков.
  1. Слайд – заставка «  лет Победы» с маршем.

Перед началом праздника звучит музыка довоенных, военных лет. Под звуки «Марш славянки»    в  зал входят ветераны под аплодисменты присутствующих, занимают почетные места в зале.

На сцене юноша и девушка.

  1. Слайд – заставка «…  лет Победы»

(Стихотворение волгоградского поэта Андрея Вольмана.)

Говорят, что в третьем тысячелетье

Изменилось всё на огромной планете:

Изменились законы, изменились понятья,

Увлеченья, пристрастья, виды занятий...

Что другая растёт молодёжь и что ей

 Никакого нет дела до дедовских дней,

Будто ей наплевать на историю в целом,

Что в ней память чужда, в ней душа оскудела.

Что стоят равнодушно у Красной стены

Внуки, правнуки светлых героев войны...

Только не всё это правда!

Помнит нынешняя молодёжь...

Помнит и никогда не забудет,

Потому что без памяти жизни не будет!

Чтецы уходят.

  1. Слайд (фильм-хронология «По дорогам войны», смонтированный с использованием программы  Windows Movie Maker,

слова: solnet.ee›Праздники).

1-й ЧТЕЦ: - Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времён

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно

Кумачовые звёзды

На полотнах знамён унося.

2-й ЧТЕЦ: Сорок второй!

На Ленинград

Обхватом с трёх сторон

Шёл Гитлер силой 40 дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновение

Он сердца ленинградского биение.

И, видя это, разъярённый враг,

Предполагавший город взять с набега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шёл за ними следом.

3-й ЧТЕЦ: Сорок третий!

В сырой степи под перекопом,

Где мы ломали рубежи,

Где были длинные окопы.

Рвы, загражденья, блиндажи.

Там, на пустынных перекрёстках,

Чтоб их запомнила страна,

На звёздах, на фанерных досках

Мы написали имена.

4-й ЧТЕЦ: Сорок четвертый!

Ещё война, но мы упрямо верим,

Что будет день, мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь откроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

5-й ЧТЕЦ: Сорок пятый!

Ещё стояла тьма немая,

В тумане плакала трава.

Девятый день большого мая

Уже вступал в свои права.

По всей стране от края и до края

Нет города такого, нет села,

Куда бы ни пришла Победа в мае

Великого девятого числа.

  1. Слайд – заставка «…  лет Победы»

( Стихи Гираэля. Эхо Войны  (ness-house.narod.ru).

Выходят трое чтецов.

Сколько жизней унесла эпоха?

Сколько техники погублено в боях?

Автоматный магазин - стручок с горохом,

И горошины те обратились в прах…

Сколько душ приют найти не могут?

Сколько сил ушло за просто так?

Только грохот танков, самоходок

И безмерный, леденящий страх…

Сколько лет прожили за секунды?

Сколько мыслей миг в себя  вместил?

Сколько чувств лежит сейчас под спудом

Многотонных земляных могил?

Сколько слез вы  пролили в те годы?

Сколько нервов извели на нет,

Ради вновь изведанной свободы,

Ради жизни на своей земле!..

 А дни бегут. Большой весною дружной.

Украшен мир насколько видит глаз.

Как дорожить нам нашей жизнью нужно,

Когда она во столько обошлась!

И не забыты подвиги солдат,

Их ратный труд и мужество воспеты.

И пусть мы чтим немало разных дат,

Величественней нет, чем день Победы!

  1. Демонстрация фильма  «День Победы» (смонтирован  с использованием программы  Windows Movie Maker).
  2. Слайд – заставка «…  лет Победы».

(ddt-1-mariinsk.ucoz.com).

Выходит юноша в военной форме.  

ВОИН: Чего ты хочешь от меня, война?

Ведь ты пришла в салютах, в медном громе

Большой победы. В чем моя вина?        

И почему в душе моей и в доме

Все ты, да ты, как будто не сполна  мы разошлись,        

И ты все ждешь чего-то,

Какого-то последнего расчета.

Какого же?

Забыть тебя?

Так вот чего ты хочешь?

Так вот о чем мечтаешь и хлопочешь?

Так вот о чем ты жалко попросила,

Забыть тебя?! Но память тоже сила,

И я ее без боя не отдам

Прикинувшимся мирными годам.

Ты просчиталась, на земле живет

Лишенное иллюзий поколенье.

Пусть память о тебе жестоко души жжет,

Оно ее как порох сбережет

Сухим огнем. Не может быть забвенья!!!

  1. Слайд – «Памятник неизвестному солдату. Зарайск».  

На фоне звучания «Молебного  звона».

С двух сторон сцены к юноше по три человека подходят  чтецы.

 - Сегодня, 9-го мая 20…  года,  в 6… -й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Но какие это были годы…

- Я не помню войну, я родилась в 1994-ом .. Война, столько лет прошло…От Москвы до Берлина 2600 км. Так мало, правда? – Поездом меньше двух суток, самолетом часа три….

- Да…А перебежками и по-пластунски – четыре года…Тысяча четыреста восемнадцать дней! Тридцать четыре тысячи  часов! И двадцать семь миллионов погибших советских людей.  

- 27 миллионов погибших на 2600 км. Это значит, практически 10 400 убитых душ на один км, 10 человек на каждый метр земли.

- 27 миллионов погибших за 1418 дней. Это значит, практически 19000 убитых ежедневно, 800 человек в час, 13 человек каждую минуту.

- 27 миллионов погибших в соотношении ко всему населению тех лет, это значит – каждый шестой. Только представьте себе! Каждый шестой житель нашей страны  пал в сражении за Родину, за светлое будущее!

-  27 миллионов погибших…  Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года.

  1. Слайд «Имена погибших односельчан,

высеченные на памятниках д. Протекино, д. Мендюкино»

Юноша в военной форме читает стихи.

  1. Оглянитесь, люди! Рядом с вами

В величавом свете вечного огня

Встали молча из бессмертья комиссары,

Не дожившие до нынешнего дня.

  1.  Вот идут они бессонными рядами

 Рядовые пятилеток и войны, —

 Те, которые сражались и мечтали,

Шелком пламенных знамен озарены.

  1. Легендарны, незабыты и воспеты.

Здесь они сегодня – все до одного!

Это их мечта и главная Победа,

Их великое навеки торжество.  

Трое чтецов.

  • Не забывайте о солдатах,

Вступившихся за честь страны,

Не забывайте свист снарядов,

И будьте памяти верны!

  • Не забывайте о солдатах,

Что бились из последних сил,

В бинтах стонали в медсанбатах

И так надеялись на мир!

  • Не забывайте о солдатах!

Тот миг, когда он погибал,

Не похоронки скорбной датой —

Молчания минутой стал!

  1. Слайд (на фоне метронома «Мы помним»).

Юноша в военной форме.

-В память о тех, кто сложил головы на фронтах Великой Отечественной войны объявляется минута молчания.

  1. Слайд-заставка «…  лет Победы»

(eduvluki.ru)

Трое чтецов.

Глянь на живых.

Они ведь смерть встречали.

Смерть поныне снится им порой.

Они грустят,

Они скорбят ночами

О тех друзьях, что спят в земле сырой...

И помни ты,

Живой и невредимый,


Довольный положением и судьбой,

Что мы до той поры

Непобедимы,

Пока есть память прошлого у нас  с тобой!

 

Глянь на живых,

Пока они живые...

Запомни шрамы их и седину.

Их мужество в те годы грозовые

Спасло от рабства вольную страну.

Чтецы уходят со сцены.

  1. Слайд – шоу о ветеранах и тыловиках  на фоне песни

   «А годы летят», смонтированное с использованием программы  Windows Movie Maker.

На сцену выходит школьный хор.

  1. Звучит песня «Мой дедушка – герой».
  2. Слайд-заставка «…  лет Победы»

(выступление учащихся 7 класса)

(pozdr.eto-ya.com)

Хор покидает сцену, 5 чтецов  из числа хористов остаются на сцене.

  1. мая – День Победы!

Этот день людской слезой согретый.

Сколько времени бы ни прошло,

Всем, кто тихо скажет: «День Победы»

Объяснять не надо ничего.

«День Победы» - значит, умирали

Наши деды далеко не зря,

Землю нашу кровью поливали,

Чтобы мирная взошла заря.

«День Победы» - значит, нет фашизма,

Значит, над Россией тихий свет,

Значит, дети рождены для жизни,

Для счастливых, мирных долгих лет!!!

Сегодня головы склоним…

Но лишних слов и слез не нужно.

Мы вспомним всех погибших дружно,

У обелиска постоим.

Сегодня вся страна скорбит,

Воспоминаньям предаваясь,

Напомнить юности стараясь

О павших много лет назад.

И так понятно в этот день,

Что мы горды своей страною,

Мир торжествует над войною,

И не закроет света тень.

Спасибо скажем ветеранам

За то, что Родину спасали,

Что знамя наше пронесли

С триумфом по далеким странам!        

 Чтецы уходят со сцены.  Выходит вокальный дуэт методистов сельского Дома культуры.

  1. Звучит песня «Ты же выжил, солдат».

Исполнители песни уходят со сцены.

  1. Слайд – заставка «…  лет Победы».

Выходят три  старшеклассника.  

- Войну начинают взрослые и сильные мужчины! А расплачиваются дети, старики и женщины.  

- «Женщина» и «жизнь» - два неразделимых понятия.

- На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка», спасала, перевязывала раненых.

- Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин...

(pobeda41-45.narod2.ru)

В те дни, когда вся злая сила,

Лавиной шла на Отчий край.

Сестричка тихо говорила:

Мой милый, ты не умирай.

Уж скоро день, идет подмога…

И будет мир и будет май.

И впереди у нас дорога,

Мой милый, ты не умирай.

Двое старшеклассников уходят со сцены. Солистка исполняет песню.

  1. Звучит песня «Фронтовая сестра». Сопровождение на экране – клип,   созданный с использованием программы  Windows Movie Maker.

Солистка уходит со сцены.

  1.  Слайд – заставка «…  лет Победы». 

(pobeda41-45.narod2.ru).

Выходят   два четвероклассника.

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

 Великий Май, победный Май!

 

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Чтецы уходят со сцены. Выходит вокальный дуэт методистов сельского Дома культуры.

  1. Звучит песня  «Последний бой».

 Исполнители песни уходят со сцены.

  1. Слайд – заставка «…  лет Победы».

             (festival.1september.ru)

Выходят три чтеца 2 класса.

Священны места всех сражений,

Где воины к подвигу шли.

Стране День Победы весенний

Они из боёв принесли.

 

Он пришёл широким, твёрдым шагом,

День, когда утих последний гром,

День, когда над взорванным рейхстагом

Стяг Победы полыхнул огнём!

 

Всю красоту, что нам дарит природа,

Отстояли солдаты в огне.

Майский день сорок пятого года

Стал последнею точкой в войне!

Чтецы покидают сцену. Выходит школьный вокальный дуэт.  

  1. Исполняется песня «Майский вальс».   
  2. Слайд – заставка «…  лет Победы».

(слова: dt-tonkino.rdoo-smid.edusite.ru)

На сцену выходят школьный хор, чтецы  и учащиеся начальной школы с шарами, цветами (в праздничной одежде). Читают слова по одной строчке.

1. Мы - поколение, не знавшее войны,                                            

2. Мы поколение великих, мирных буден.        

3. Мы мира дочери          

4. и мира мы сыны,        

5. Наш путь и славен, и велик и труден.        

6. Мы самой новой эры порождение        

7. Ее создание - новый человек.        

8. Эпохи мирной, доблести творенье          

9. В космический прекрасный сложный век.        

10. Простор вселенной кораблями бороздим        

11. И открываем все заоблачные дали.        

12. Но одного, лишь одного хотим,        

13. Чтобы военных, страшных буден не видали.          

14. Мы станем взрослыми и сильными.        

15. Нам предстоит принимать серьезные решения.          

16. Но мы никогда не подпишемся под словом «война».              

17. Мы - новое поколение, на которое с надеждой смотрите  вы,  фронтовики Великой Отечественной войны.                                                                      

18. Мы берем пример с вас. Мы учимся любить  Родину так же беззаветно и предано.    

19. Нам можно доверить нашу страну и все самое святое, что у нее есть.    

20. С праздником вас, с днем Победы.          

21. Здоровья, счастья вам и вашим близким.          

22. Пусть всегда будет радость!        

23. Пусть всегда будет счастье!        

24. Пусть всегда будет мир!         

Звучит песня «Моя Россия», в исполнении школьного хора.

Во время исполнения последнего куплета группа детей спускается в зал.

Дети дарят цветы ветеранам.

Слайд-заставка «Салют».

Данное мероприятие лучше проводить в просторном зале, где могут  поместиться  все желающие.      

Так как на территории микрорайона школы участников Великой Отечественной войны  на тот период было только пять человек, мы решили ввести блок о тружениках тыла. Ведь Победа – это и их Победа тоже. Чтобы создать эмоциональный настрой, старшеклассники напечатали обращение к жителям с тем, чтобы они пришли на торжественное мероприятие и отдали дань памяти погибшим, умершим и живущим ныне свидетелям той страшной войны. В начале мероприятия учащиеся выстроили «живой» коридор, по которому под  аплодисменты  и звуки «Марша славянки» в зал проходили ветераны. Это с первых минут подчеркнуло  значимость данного мероприятия. Нам хотелось, чтобы мероприятие  закончилось  ярко, зрелищно, чтобы все ушли с радостным, приподнятым настроением. Это ведь праздник, праздник со слезами на глазах, но радостный праздник!  Поэтому мы решили закончить нашу композицию современной детской песней.  И как окончание праздника – вручение цветов и шаров ветеранам, труженикам тыла, гостям.  Во время проведения репетиций необходимо обратить особое внимание на передвижение по сцене. Чтобы не было заминок, мельтешения, нужно четко отработать выход и уход со сцены (справа, слева, одновременно, поочередно).

Как подвести итоги. Первый показатель оценки мероприятия – это его восприятие, т.е. поведение  присутствующих в зале. Если тишина и внимание, возгласы удивления или одобрения. значит есть интерес к происходящему на сцене, а это уже показатель.  

Более углубленное подведение итогов  лучше провести  через опрос учащихся не сразу, а спустя два-три дня. Если дети помнят о мероприятии и дают ему положительную оценку, то цель достигнута  – они прониклись содержанием, а это есть высшая оценка. Для закрепления полученного результата необходимо продумать общее дело по данной тематике, которое коснулось бы каждого учащегося, каждой семьи. Например,  поисково-исследовательская  работа по военно-патриотической тематике о членах своей семьи. Продумать оформление материалов данной работы и дальнейшее их применение.

Великая Отечественная война  уходит все дальше и дальше. Современное поколение имеет большее представление о локальных войнах. Но историю страны необходимо знать и особенно ее значимые даты. Мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся необходимы. Данное мероприятие показало, что  детям это интересно: общаться с ветеранами, тружениками тыла, собирать о них информацию, поздравлять их. Дети видят, что им рады по-настоящему.  А они умеют быть благодарными.

Список литературы.

 Пректно - организаторская компетентность учителя в воспитательной работе/ Учебно – методическое пособие. В.П. Сергеева. -  Москва: УЦ «Перспектива»,  2007.

 Патриотическое воспитание школьников/ Н.А.Белибихина, Л.А. Калитвенцеа, Г.П. Попова. -  Волгоград: Учитель, 2007.

Уроки мужества: Методы организации, сыенарии проведения/ Т.М.Кумицкая, О.Е. Жиренко. – ООО «5 за знания», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я точно знаю, что вернусь….(Литературно – музыкальная композиция, посвященная памяти И.Талькова).

Цели литературно - музыкальной композиции: 1) Познакомить  учащихся с жизнью и творчеством  певца и композитора И.Талькова. 2) Развивать стремление быть Личностью, неравнодушной к судьбе Ро...

Литературно-музыкальная композиция «Колокол памяти»

Вечер, посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. для учащихся 9-11-х классов...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая памяти М. И. Цветаевой «В молчаньи твоего ухода Упрёк невысказанный есть…»

Литературно-музыкальная композиция по творчеству М. И. Цветаевой. В практике проводилась как литературный вечер, или, при известной доработке, как вводный или итоговый урок по теме "М. И. Цветаева". П...

Литературно-музыкальная композиция "Книга Памяти"

Занятие посвящено 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Мы славим солдата, молодых ребят, воевавших в мирное время в горячих точках, выполнявших свой воинский долг перед Родиной. Память ...

литературно-музыкальная композиция "Вечною памятью живы...."

Сценарий данного мероприятия «Память за собою позови…» может быть использован при организации классных часов и внеклассных мероприятий в рамках празднования «Дня Великой Победы», а также в рамках нрав...

литературно-музыкальная композиция "Вечною памятью живы...."

Сценарий данного мероприятия «Память за собою позови…» может быть использован при организации классных часов и внеклассных мероприятий в рамках празднования «Дня Великой Победы», а также в рамках нрав...