Истоки глазами современности :"Русский фольклор"
учебно-методический материал на тему

Смирнова Анастасия Игоревна

Беседа с учащимися 3-4 классов о русском фольклоре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.pptx1.78 МБ
Файл folklor.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К ультура Мораль Наука Религия Образование Искусство

Слайд 7

Искусство Архитектура Живопись Литература Театр Кино Музыка

Слайд 8

Жанры фольклора фольклор пословицы поговорки песня присказка сказка былина считалка потешка

Слайд 10

Народные песни Календарно-обрядовые : - Веснянки -Колядки -другие Б ылины Исторические Лирические Колыбельные Шуточные и плясовые Хороводные



Предварительный просмотр:

Фольклор

Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам попутешествовать во времени. Вы готовы? Тогда начнем. Мы живем с вами в самой большой, богатой и прекрасной стране. Наша история богата разнообразными событиями. Россия прошла длительный путь развития. Каждый уважающий себя гражданин должен знать свои корни, культурное наследие своей страны. С чего же все началось? Даже у самых первых древних людей были свои обычаи и традиции. Тогда же появились первые жилища, орудия труда и даже элементарные музыкальные инструменты. Время шло, развивался человек, круг его интересов становился шире, а значит и потребность узнавать что-то новое тоже усиливалась. Это можно сравнить с жизнью человека: когда он только рождается, его потребности очень ограничены (главное хорошо кушать и крепко спать, чтобы вырасти здоровым и сильным). По мере того, как растет ребенок, растет и его интерес к жизни (везде залезть, все проверить). Потом он идет в школу и там конечно уже получает образование. Взрослые люди имеют уже другие потребности, но все равно им приходится многому учиться до конца своих дней.

Человек-это маленький мир, тоже имеет свою личную культуру. Давайте вместе подумаем, что же такое «культура» в самом общем понятии этого слова.

Культура: мораль, наука, религия, образование, искусство. (слайд 1)

Это все очень длительный путь, который занимает не одно столетие, а иногда и тысячелетие. Итак, мы с вами оказываемся во времени, когда наши предки жили в деревнях и основным их занятием было земледелие. Тогда наше государство называлось «Древняя Русь» и состояло из множества отдельных княжеств. (слайд 2,3). Их быт и культура очень сильно отличались от современных. Как вы думаете, почему? Отличалась и их религия. В те далекие времена еще до принятия Христианства на Руси, наши предки были язычниками, то есть верили не в единого бога, а во множество богов. Они не могли объяснить различные явления природы, поэтому и придумали себе так много богов :

Бог Перун. Бог-громовержец Перун представлялся в виде немолодого сильного мужчины с седой посеребренной головой, с золотыми усами и бородой. Разъезжал он по небу на коне или на колеснице, вооруженный молниями, топорами или стрелами. Перун был владыкой верхней части мира – вершины Мирового древа, был он хозяином на небе и на горах, повелевал тучами и небесными водами. В его власти было напоить землю живительным дождем или наказать засухой или бурей. Перуновы стрелы могли поразить любого на земле. (слайд 4)

Бог Велес. Не менее чем Перуна, древние славяне почитали Велеса (или Волоса, то есть волосатого, лохматого) – «скотьего бога», покровителя домашних животных, торговли и богатства. Слово «богатый» первоначально означало «имеющий бога», «пользующийся покровительством бога»; бедный, «убогий» – наоборот, означало «лишенный бога». В глубокой древности предки славян представляли Велеса в виде огромного огнедышащего Змея. Мог он принимать и образ косматого медведя, вообще был горазд на всякие превращения. Он считался владыкой подземного царства, хозяином земных вод. У славян не было очень четкого разграничения «занятий» богов. Поэтому Велес, хотя и считался в первую очередь «скотьим богом», но влиял и на другие хозяйственные дела. От него, по преданиям славян, зависело плодородие земли. Он был близок к матери сырой земле; обилие, плодородие и богатство были в его власти. Земледельцы приносили жертву богу плодородия, оставляя после жатвы на поле куст колосьев – «на бородку Велесу». В честь Велеса устраивались ритуальные пиры – братчины. (слайд 5)

Мокошь – единственное женское божество у славян. Возможно, она считалась женой Перуна. Мокошь покровительствовала женским домашним ремеслам, но также влияла и на плодородие. Главным ее занятием было прядение. Из дней недели Мокоши посвящалась пятница. Из уважения к богине в этот день женщины не пряли и не стирали. Нарушительнице запрета грозило тяжелое наказание: богиня могла ее исколоть веретеном или заставить прясть по ночам. (слайд 6)

Были и другие божества и даже олицетворения праздников, например Ярило, Масленица, Коляда, Авсень, Купало. А также разных существ, обитающих повсеместно: домовой, кикимора, леший, русалка. А также Змей-Горыныч, баба-Яга и Кощей Бессмертный.

Что же окружало и чем занимались наши древние предки, то есть из чего состоял их быт, как вы думаете?

Вот мы и познакомились с некоторыми видами культуры Древних славян. Теперь давайте поговорим об искусстве. Что же относится к понятию «искусство»? (слайд 7). А одним словом все это можно назвать словом «творчество». О декоративно-прикладном творчестве нам расскажет Ольга Петровна Иконникова.

Музыка относится к устному народному творчеству. Что значит устное? А что еще относится к устному народному творчеству? Как одним словом назвать устное народное творчество? (слайд 8).

Слово «фольклор» в переводе означает «народная мудрость». Это устное словесное и музыкальное народное творчество. Иногда, в более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают язык, верования, обряды, ремёсла.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ручки хватюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки).

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Пословицы и поговорки

  • Дорога ложка к обеду.
  • Волка бояться-в лес не ходить.
  • Рыбак рыбака видит издалека.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • У страха глаза велики.
  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не надобен клад, коли в семье лад.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Друзья познаются в беде.
  • Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
  • Мягко стелешь, да жёстко спать.
  • Родина — мать, умей за неё постоять.
  • Семеро одного не ждут.
  • За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
  • Пчела мала, но и та работает.
  • Хлеб всему голова.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Волка ноги кормят.
  • Дело мастера боится.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак,

Сунул грека руку в реку -

Рак за руку греку — цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Не дерево, а с листьями, Не рубашка, а сшита, Не растение, а с корешками, Не человек, а с разумом. (книга)

Голубочка бела В избу залетела, Что на свете видела, Про все рассказала. (газета)

Сидит Пахом На коне верхом, Сам неграмотный, А читать помогает. (очки)

Не шит, не кроен, А весь в рубцах. Семьдесят одежек, А все без застежек. (качан капусты)

Зарыли Данилку В сырую могилку. Он полежал, полежал Да на солнышко побежал. Стоит красуется, На него люди любуются. (посеянное зерно)

Стучит, Гремит, Вертится, Никого не боится, Ходит весь век, А не человек. (часы)

 Два братца Пошли по воду купаться (ведра) Утка в море, Хвост на заборе. (ковш)

Черненька собачка Свернувшись лежит, Не лает, Не кусает, А в дом не пускает. (замОк)

Стоит Егорка В красной ермолке, Кто ни пройдет – Всяк наклонится. (земляника)

У матери двадцать деток, Все детки – однолетки. (наседка с цыплятами)

Ничего не болит, А все стонет. (свинья)

Кто на себе свой дом таскает? (улитка)

Рук нет, а строить умеет. (птица)

Сидит баба на грядках Вся в заплатках. Кто не взглянет, Тот заплачет. (луковица)

Летит – молчит, Лежит – молчит. Когда умрет, Тогда заревет. (снег)

Сидит девица В темной темнице, А коса на улице. (морковь)

Стоит городок. Сколько сереньких домков, Столько беленьких жильцов. (подсолнух)

Два братца В воду глядятся, Век не сойдутся. (берега)

Не море, не земля, Корабли не плавают, И ходить нельзя. (болото)

Небылицы-перевертыши- смешные истории о том, чего не бывает.

Ехала деревня мимо мужика.

Вдруг из-под собаки лают ворота!

Он схватил дубинку, разрубил топор.

И по нашей кошке пробежал забор!

Крыши испугались, сели на ворон.

Лошадь погоняет мужика кнутом!

Снег идет!

Жара такая!

Птицы с юга прилетают!

Все вокруг белым-бело –

Лето красное пришло!

Лошадь ехала с рогами,

Плыл козёл по мостовой,

Семимильными шагами

Червячок шёл с бородой!

Сейчас мы с вами поговорим о русских народных песнях. Мы уже сказали, что жизнь наших предков очень сильно зависела от природы. Поэтому все их действия и силы были направлены на возделывание земли и выращивание урожая. Поэтому важное место занимали календарно-обрядовые праздники и песни. Как вы понимаете понятие «календарно-обрядовые»?

Попробуйте угадать какой народный праздник изображен на картинках. (слайд 9)

1. Коляда-традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования — в ночь с 6 января по 7 января. Значение праздника - поворот солнца с зимы на лето. Празднование - колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза. По народному верованию, Мать-сыра-земля могла разверзнуться только из-за лжи, за ложной клятвы или из-за лжесвидетельства.

2. Пасха-древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта. Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование. Большинство пасхальных традиций возникли в богослужении. Размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста— времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. В конце 19 века в России стало традицией отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками.

3. Масленица-славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. Цель праздника - прощание с зимой.  Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Празднуется с мясопустной субботы по прощёное воскресенье. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота, со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная.

4. Иван Купала-летний праздник языческого происхождения, празднуется с 6 по 7 июля. Праздник связан с летним солнцестоянием. Традиции: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы. Начинается праздник накануне вечером. Название праздника произошло от имени Иоанна Крестителя(эпитет Иоанна переводится как «купатель, погружатель»). Главной особенностью Ивана Купалы являются очищающие костры, для того чтобы очиститься от находящийся внутри человека нечисти, он должен бы прыгать через эти костры.

5. Вербная неделя-шестая неделя Великого поста. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье. Есть легенда связанная с этой неделей, которая гласит, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу. На этом празднике существует верование - освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре. Традиции праздника: освящение вербы, битиё вербными веточками, заклички весны.

Какие еще жанры народных песен вы знаете? (слайд 10)

  • Веснянки- песни-заклички весны. Настойчивые восклицательные интонации, повторение одних и тех же мотивов, узкий диапазон (4,5, реже 6), переменный лад. 4 класс украинская народная песня «Веснянка»
  • Колядки-зимние поздравительные песни, схожие черты с веснянками, так как относятся к календарно-обрядовым песням и слово преобладает над музыкой.
  • Былины-древние песни-сказы о подвигах русских богатырей. Исполнителей называли Боянами. Их скорее не пели, а неторопливо  сказывали под аккомпанемент гуслей. М.И.Глинка, опера «Руслан и Людмила» 1 и 2 песни Баяна.
  • Исторические- в отличие от былин в них нет вымысла.
  • Лирические-это большой пласт в народном творчестве и о них мы поговорим отдельно.
  • Колыбельные-так же относятся к лирическим песням.
  • Шуточные и плясовые- слово и мелодия подчинялись танцевальному четкому ритму, поэтому были несовпадения ударений.
  • Хороводные-темп шага, переменный лад, образы березок, липенек. Сопровождали весенние праздники.

Какое же значение имеют народные песни в классической музыке? На самом деле огромное. М.И.Глинка говорил: «Создает музыку народ, мы, композиторы, ее только аранжируем», а Д.Б. Кабалевский сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека». Давайте послушаем несколько примеров из русской классической музыки.

1. М.И.Глинка «Камаринская»-лирическая «Из-за гор, гор высоких» и плясовая «Камаринская»

2. РНП в обработке П.И.Чайковского. Ансамбль Ланин Дима и Зайцева Лариса Николаевна «Уж ты, поле мое, поле чистое» (историческая)

3. П.И.Чайковский. финал 4 симфонии. Угадай мелодию.

4. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о Царе Салтане». Угадай мелодию.

Список использованной литературы

http://uchportfolio.ru/articles/read/319

http://iamruss.ru/basic-russian-folk-festivals/

http://licey.net/free/3-mify_narodov_mira/8-mify_narodov_evropy_i_ameriki/stages/158-82_bogi_drevnih_slavyan.html

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/12/18/folklor-kollektivnoe-tvorchestvo-naroda

http://www.nanya.ru/stati/2011/12/26/576598-russkie-narodnyie-zagadki-dlya-detej/

http://skorogovorki.com/nebyilitsyi-perevertyishi/.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка для 5-6 классов "Темной старины заветные преданья" (У истоков русского фольклора)

Программа кружка "Темной старины заветные преданья..." предполагает ознакомление учащихся со славянской мифологией и фольклором, расширяет их представление о народной культуре....

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Урок- презентация "Искусствр Гжели. Истоки и современное развитие промысла" в 5 классе по программа Б.М.Неменского....

Конспект занятия "Русская народная песня. От истоков к современности"

Конспект открытого ханятия в хоровой студии....

Традиционный русский народный костюм: от истоков к современности". 7-й класс

Традиционный русский народный костюм: от истоков к современности". 7-й класс...

Русский фольклор. Малые жанры фольклора

Русский фольклор. Малые жанры фольклора. 5 класс...