Программа кружка для 5-6 классов "Темной старины заветные преданья" (У истоков русского фольклора)
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Гассельберг Екатерина Александровна

Программа кружка "Темной старины заветные преданья..." предполагает ознакомление учащихся со славянской мифологией и фольклором, расширяет их представление о народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_dokument_microsoft_office_word_3.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

          Программа кружка

            для 5-6 классов

     

                           «Темной старины заветные преданья»

                               (У истоков русского фольклора)

         

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         В программе ШОД  по литературе  фольклор представлен  малыми жанрами, сказками( 5 класс) , в 6 классе- былинами, славянская мифология изучается  в 6 классе обзорно. Однако без знания обрядовой и поэтической сторон народного творчества невозможно  проследить истоки литературного мотива, дать обстоятельный литературоведческий комментарий к художественному произведению, уяснить его глубокий смысл .

       Курс кружка «Темной старины заветные преданья» ( У истоков русского фольклора) предполагает ознакомление учащихся 5 и 6 классов с мифологией и обрядовым фольклором древних славян.

      Программа кружка не затрагивает изучаемые на уроках литературы темы, расширяя представления учащихся о народной культуре.

      Обращение учащихся к истокам родного языка, истории и культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа воспитывает чувства патриотизма и национальной гордости.

                                  ЗАДАЧИ:

 

-  познакомить учащихся  со славянскими обычаями, обрядами, верованиями.

-проследить отражение мифологических представлений славян в народном творчестве

-дать представление о системе жанров обрядового фольклора, средствах выразительности ,символике народных произведений

-показать красоту народной поэзии, ее значимость в духовном развитии каждого человека и народа в целом

-учить применять полученные знания при  анализе  литературных произведений

-развивать  творческие  способности  учащихся.

МЕТОДЫ:

-выразительное  чтение и анализ произведений народной словесности

-инсценирование фольклорных произведений

-написание творческих работ.

РЕЗУЛЬТАТ:

Фольклорный праздник (театрализованное представление).

Учащиеся должны знать :

-жанровые особенности фольклорных произведений (миф, сказка, пословицы и поговорки,  былички, былины, обрядовые песни)

- изобразительно-выразительные средства, характерные для фольклорных произведений разных жанров;

- символику пространства, времени, цвета, числа, частей тела человека в славянской мифологии и фольклоре;

- народные календарно-обрядовые праздники.

Учащиеся должны уметь:

- выразительно читать фольклорное или литературное произведение, учитывая его жанровое своеобразие;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- видеть отражение мифологических представлений древних славян в фольклорных и литературных произведениях;

- выявлять художественную роль символов и изобразительно-выразительных средств в фольклорном и литературном тексте;

-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (загадки, мифы, сказки)

                                          Содержание    

 

1. Мир глазами древних людей.

Процесс познания мира древними людьми. Мифологическое мышление. Миф как способ осмысления мира. Обрядовые действия.

   Кодирование информации с помощью особых знаков-символов. Пространственные, временные, растительные, животные , абстрактные символы. Символическая картина мира

( пространство : верх-низ; небо-земля; правый-левый; время : день-ночь; лето- зима; социальное устройство общества: мужской - женский;  старший- младший; свой - чужой).

Представление о мировом дереве, связывающем три мира- Правь, Явь, Навь.

Отражение мифологических представлений об устройстве мира в фольклоре ( загадки, пословицы, волшебные сказки)

2. Человек как часть космоса. 

Тотемические верования древних славян и их отражение в народных сказках о животных. Представление о магической силе женщины, связующей мир природы и человеческое общество.

Особое отношение древних людей к мертвым .

Взаимоотношения  человека и природных стихий. Двойственное отношение древнего человека к природе.

Вода – самая могущественная из стихий, первооснова жизни, ее начало. Ритуальные очищения с помощью воды. Очищение водой в свадебном и погребальных обрядах.

Переправа через реку в фольклорных произведениях - символ препятствия, границы, перехода из старой жизни в новую.

Земля- олицетворение плодородия , мать всему живому, кормилица.

Огонь. Символическая  функция огня - уничтожение-очищение. Очаг- особое место в жилье.

Современные ритуалы, связанные с огнем ( поклонение Вечному огню, зажигание Олимпийского огня)

Воздух- промежуточное пространство между населенными небом и землей. Способность перемещаться по воздуху - свойство волшебное. Ветер - могущественная , враждебная человеку стихия, символ вольной - волюшки.

Духи природы (леший, водяной, русалка).

Профессии, связанные со стихиями. Сверхъестественные свойства, приписываемые в фольклоре мельнику, кузнецу, пасечнику, гончару..

3. Пространство. Пространство свое ( положительное, немагичное) и чужое ( отрицательное, таинственное, связанное с миром мертвых).  Правое и левое. Граница и центр.

 Пространство дома. Дом- центр мира, соединяющий небо, землю и подземный мир. Символическое значение углов,  порога, дверей, окон. Печь-центр дома. Домовой.

Отражение представлений древних славян о пространстве дома  в фольклоре ( загадки, поговорки, пословицы, приметы, заговоры )

4. Время . Линейное и циклическое время. Календарный год.

Солнце, месяц, день и ночь. Солнце и месяц- противоположные начала. День – свое время, ночь- чужое. Движение по солнцу –правильное, обратное неправильное. Животные- символы дня и ночи.

5. Символика числа и цвета в славянской мифологии и фольклоре.

Символическое значение красного, черного и белого, зеленого , золотого цветов.

Выразительное чтение и комментирование  обрядовых песен, небылиц, загадок, фрагментов былины «Мамаево побоище», сказки «Купеческий сын Иван»

Число как символ. Четные и нечетные числа. Символическое значение чисел 1,2,3,4, 7,9,12.

6. Человек: символика тела. Тело как космос (положительный верх, отрицательный низ, центр- середина ; правое и левое, переднее и заднее) . Магическая сила тела. Символическое значение органов и частей тела. Защита тела. Обереги.

7. Человек : цикл жизни.  Жизненный круг. Семья.

Ритм жизни в семье. Особое место каждого члена семьи в зависимости от пола и возраста. Семейные отношения и традиции

8. Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор ( общий обзор).     Отражение в  фольклоре представлений народа о важнейших моментах человеческой жизни: рождении, вступлении в брак, смерти.

Родильные и крестильные обряды. Родильные и крестильные обрядовые песни.

Свадебные обряды: сватовство, смотрины, сговор, рукобитье. Девичник-мальчишник, расплетание косы, утро свадебного дня,  сборы свадебного поезда, приезд жениха, стол в доме невесты, молодые в доме жениха, княжий стол, послесвадебные обряды. Свадебные песни: символика, художественные особенности

( синтаксический и психологический параллелизмы, повторы, постоянные эпитеты и др.) Величальные и корильные песни

Похоронные обряды и поэзия. Мотив посмертных превращений, перевоплощений душ умерших в птиц, деревья, растения. Мотив извечного круговорота: жизнь-смерть- жизнь. Отражение представлений о мировом дереве.

9. Календарные обряды и поэзия. Календарно- обрядовый фольклор.

Ритуальные, заклинательные, величальные, корильные песни. 

Зимние обряды. Колядки. Пожелание благополучия, счастья, богатства.

Масленица. Масленичные песни и обряды.

Весенне-летние обряды. Заклинание весны. Веснянки.

Обряд завивания березки. Ритуальные игры.

Семицкие и Троицкие обряды и песни. Купальские и жнивные обряды и песни.

                 Список рекомендуемой литературы.

  1. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество.-Л.,1987.
  2. Афанасьв А.Н. Древо жизни. – Современник,1983.
  3. Белов В. Лад .Очерки о народной эстетике – Молодая гвардия,1989.
  4. Калашников В. Боги древних славян - Белый город, 2008.
  5. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.,1990.
  6. Померанцева Э.В.мифологические персонажи в русском фольклоре.- Наука,1975.
  7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Лабиринт,2009.
  8. Семенова М.  Мы- славяне! – Азбука- классика, 2010.
  9. Снегирев И.М. «Русские простонародные праздники и суеверные обряды»- М.,1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русский фольклор». Программа внеурочной деятельности. 1 - 4 класс.

В основе программы «Русский фольклор" Куприяновой  - это пение с игровыми действиями или простейшими элементами хореографии. В данной программе вводится раздел декоративно прикладного искусства и...

Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов), специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования  для учащихся 5 – 7 классов)...

Истоки глазами современности :"Русский фольклор"

Беседа с учащимися 3-4 классов о русском фольклоре...

«Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

- Формировать представления о фольклоре, уважение, интерес к народным промыслам, народному искусству...