«Русский фольклор». Программа внеурочной деятельности. 1 - 4 класс.
рабочая программа по музыке на тему

В основе программы «Русский фольклор" Куприяновой  - это пение с игровыми действиями или простейшими элементами хореографии. В данной программе вводится раздел декоративно прикладного искусства и постановка народных сценок, знакомство с  историей, обычаями традициями своего края за счет увеличения количества занятий. Программа направлена на формирование у младших школьников духовно – нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Н.А. Некрасова»

                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                           

«Русский фольклор»

программа внеурочной деятельности

педагог: Осипова Ирина  Борисовна

г. Чудово

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Программа «Русский фольклор» имеет художественно-эстетическую     направленность и разработана на основе факультативной программы Русский фольклор Л.Л.Куприяновой.

            В основе программы «Русский фольклор" Куприяновой  - это пение с игровыми действиями или простейшими элементами хореографии. В данной программе вводится раздел декоративно прикладного искусства и постановка народных сценок, знакомство с  историей, обычаями традициями своего края за счет увеличения количества занятий. Программа направлена на формирование у младших школьников духовно – нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины. Программа направлена на знакомство  детей с  народным творчеством в единстве песни, танца, инструментальной музыки, народнопоэтического творчества, игры,  а также повышение уровня художественного воспитания, способствующего выработке целостных взглядов на русскую культуру, искусство.

    Занятия имеют единые универсальные учебные действия и единые элементы содержания. В тематическом планировании представлены занятия  в форме праздников, конференций с защитой творческих проектов(3-4 год обучения), экскурсий.

Цель программы: создание условий для художественно – эстетического развития ребенка средствами традиционной народной культуры.

Задачи:

  • дать начальное представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
  • обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском возрасте;
  • приобщать  обучающихся к самостоятельной творческой, исследовательской деятельности;
  • изучить: простейшие элементы народной хореографии, народную символику, народные ремёсла и промыслы, традиционные игрушечные промыслы, народные игры;
  • учить  сценической речи и сценическому движению;
  • развить интерес к народной культуре;
  • развить чувство ритма, музыкальную память,
  • развить эстетический вкус, фантазию, изобретательность;
  • развить внимание, наблюдательность, волевые качества, воображение;
  • на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско –

творческие навыки и умения каждого ученика;

  • на базе приобретаемых знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребенка;
  • привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов;
  • воспитать стремление к разумной организации своего свободного    времени;
  • воспитать коллектив единомышленников, использующих свои  индивидуальные творческие возможности для достижения общего результата;
  • воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми;
  • воспитывать интерес к занятиям.

           Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная - адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения.  Данная образовательная программа руководствуется следующими педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:

- соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся;

- постоянство требований;

- уважение личности каждого ребенка;

- индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы решения).

Теоретическая часть дается в форме бесед. С помощью  специально составленных кроссвордов проверяется усвоение терминов и понятий.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программе, 7-11 лет.

Сроки реализации образовательной программы – 4 года обучения.

1 часа в неделю – 1 год обучения – 33 часа в год.

2-4 год обучения – 34 учебных часа в год.

Форма и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей – наполняемостью 12-15 человек. В целом состав групп остается постоянным.

   Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения с применением дифференцированного подхода к учащимся. Также используется комбинированная форма обучения.

Формы занятий: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, концерт, диспут, исследование,  конференция, театрализация и т. д.

Ожидаемый результат и способы определения их результативности.

1 год обучения

По окончании учащийся должен знать:

  • основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
  • основные жанры фольклора;
  • народные осенние, зимние, весенние и летние приметы;
  • и уметь играть в народные игры;
  • основные игрушечные промыслы России;
  • несколько народных песен, игр, считалок, загадок, поговорок, пословиц, сказок, докучную сказку, молчанку, перевертыши;
  • правила построения хороводной линии;
  • простые элементы народного танца;
  • принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их     организации;

Учащийся должен уметь:

  • выразительно петь простейшие песенки;
  • выразительно, активно  без напряжения декламировать освоенные словесные тексты и          песенные ритмотексты;
  • слышать и различать звучание народного оркестра от симфонического;
  • исполнять песни и движения в танцах в соответствии с характером музыки;
  • ориентироваться в пространстве, двигаться, соблюдая интервалы;
  • рисовать народные орнаменты и узоры;
  • создавать эскизы народных костюмов;
  • рассказать о своих впечатлениях от игр, о наблюдениях за явлениями природы с позиций народного календаря.

Согласно программе в 1 классе постепенно формируется детский коллектив, начинающий делать совместные шаги в мире игры, песни, сказки, загадки. При этом каждый ребенок, не теряя своей индивидуальности, учится действовать соответственно общепринятым коллективным правилам. В 1 классе закладываются начальные знания традиционной народной культуры, формируются и закрепляются простейшие исполнительско-творческие навыки.

2 год обучения.

По окончании учащийся должен знать:

  • о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
  • об основных календарных  осенних, зимних и весенних праздниках, несколько

             народных песен, игр, закличек, считалок, загадок, колыбельных, пословиц,

              поговорок, докучных сказок, перевертышей;

  • о жизни древних славян, жилищных условиях;
  • как выглядела одежда древних Новгородцев,  основные компоненты женского и                           мужского костюмов в древнем Новгороде;
  • основные декоративные элементы и технику выполнения хохломских, гжельских,    дымковских, филимоновских  игрушек;
  • позиции ног и рук в народном танце;
  • перестроения в хороводе;

Учащийся должен уметь:

  • организовать игру, применить считалку, загадку;
  • выразительно петь пройденные песни и отличать их варианты, предложенные учителем;
  • рассказывать о народных праздниках и о календарных приметах;
  • объяснить что такое миф, родное гнездо, семья, дом, изба, клеть, сени, палаты,
  • выразительно исполнять движения в танце в соответствии с разнообразным характером музыки;
  • выразительно исполнять свои роли в сценках;
  • воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке;
  • выявлять особенности традиционных праздников народов России;
  • оценивать собственную творческую деятельность.

      Во 2 классе происходит расширение круга представлений учащихся о народных традициях. Выявляются самые общие признаки песенных вариантов. Развиваются коллективные и индивидуальные формы исполнения и творческих действий.

3 год обучения.

По окончании учащийся должен знать:

  • основные праздники народного календаря; заклички, песни, игры, поговорки, шутки-прибаутки, небылицы, скороговорки;
  • обрядовые песни и танцы;
  • семейно бытовые обряды;
  • народный календарь;
  • национальные традиции украшение тканей;
  • сказочных и мифологических народных героев;
  • логику построений и перестроений в народных танцах;
  • название движений и правила их исполнения;
  • особенности росписи Городецкой игрушки;

уметь:

  • исполнять пройденные песни, самостоятельно находить к ним варианты;
  • выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;
  • выразительно декламировать;
  • рассказывать о своих впечатлениях от пройденного материала;
  • выполнять эскизы элементов вологодского  кружева;
  • рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки;
  • разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях;
  • использовать свои знания при разработке проектов;
  • выделять особенности содержания фольклора;
  • выполнять эскиз движущейся игрушки из картона (плотной бумаги);

В 3 классе особое внимание уделяется характерному для фольклора органичному единству слова, напева, игры, танца и инструментальной музыки, находящему свое отражение в эмоционально-чувственном строе осваиваемого материала. Активизируются формы творческой и исполнительской деятельности детей.

4 год обучения.

По окончанию учащийся должен знать:

  • пройденный фольклорный материал;
  • какими ремеслами занимались новгородцы;
  • историю софийского собора;
  • содержание игр, хороводов, плясок;
  • значение календарно- обрядовой поэзии;
  • роды и виды народного поэтического искусства;
  • особенности строения голосового аппарата;
  • упражнения на тренировку певческого дыхания;
  • несколько приемов скороговорок;
  • закрытое и открытое положение ног и рук в народном танце;
  • технику исполнения изучаемых движений;
  • упражнения на распевание и настройку голосового аппарата;
  • понятие слова фольклор, его отличие от профессиональной культуры;
  • устные формы народного словесного творчества;
  • о взаимосвязях природных явлений, земледельческого труда и народных праздников;
  • о видах и жанрах русской народной песни;
  • о роли народных инструментов, их использовании при исполнении народных песен;

           Учащийся должен уметь:

  • исполнить песню, закличку, плясовую, хороводную с соответствующим     движением, в случае необходимости с простейшим инструментальным сопровож дением;
  • применить пословицу, поговорку, считалку, загадку, прибаутку и т. д.;
  • сочинить варианты к знакомым напевам и инструментальным наигрышам;
  • применять полученные знания на практике;
  • петь открытым звуком, правильно брать дыхание;
  • уметь петь без сопровождения;
  • петь в унисон несложные мелодии, их варьировать, чувствовать ритмическую пульсацию;
  • овладеть простейшими приемами внутрислогового распева, простого двухголосия;
  • пересказать игровой сюжет, войти в образ произведения;
  • выразительно петь для слушателей, свободно вести себя на сцене;
  • играть на простейших шумовых инструментах;
  • осознавать себя частицей своего народа и своей страны;
  • быть трудолюбивым и общительным;
  • различать тембры народных инструментов и оркестров;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
  • создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых произведений;

        В 4 классе даются самые общие представления об основных средствах выразительности родного музыкального, музыкально-поэтического и музыкально-пластического языка. В центре внимания — ритм и ритмоинтонации. диалектные, тембровые и эмоционально-энергетические особенности традиционной исполнительской культуры. Совершенствуются коллективные и индивидуальные формы исполнительской и творческой деятельности младших школьников.

         Работа, организованная в соответствии с донной программой, предполагает, что учителем обязательно будут учтены возрастные особенности младших школьников:   их   подвижность,   впечатлительность,

наглядность и образность мышления, интерес к игровой и посильной учебной деятельности.             Это скажется на отборе фольклорного материала: интересного, главным образом игрового, дающего возможность каждому ребенку пережить незабываемый минуты погружения в удивительный мир традиционной культуры и радости творчества. Разнообразные формы учебной работы помогут учителю направлять процесс освоения фольклорного материала к цели, успешно решая все возникающие проблемы.

      Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, участвуют в научно-практических конференциях школьников по темам, связанным с народной культурой.

Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

  • наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
  • опросов по изучаемым темам;
  • выполнения письменных заданий;
  • оценки качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных глиняных игрушек;
  • фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях;
  • творческих работ, представленных на научно-исследовательских конференциях школьников, выставках.

Формы подведения итогов реализации программы.

Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачётных заданий, умением играть и самостоятельно проводить народные игры, в том числе на различных праздничных мероприятиях, готовить материалы для стенной печати, участием в учебно-исследовательской деятельности, а также выступлениями на научно-исследовательских конференциях школьников

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

Название темы

Количество часов

Всего

часов

теория

практика

1

Введение. Знакомство с понятием фольклор, традиции, обряд.

1

1

-

2

«Сентябрь — румянец осени»

2

1

1

3

Обрядовый фольклор

1

-

1

4

«Октябрь — листопад, грязник, подзимник»

2

1

1

5

Декоративно-прикладное искусство

2

-

2

6

Традиционные игрушечные промыслы

1

1

7

«Ноябрь — листогной, ворота зимы

2

1

1

8

Устное народное творчество

1

-

1

9

Просмотр выступлений профессиональных фольклорных коллективов.

1

1

-

10

«Декабрь — стужайло, хмурень, шапка зимы»

1

1

-

11

Постановка сценок –«Святки»

2

-

2

12

«Январь — снеговик, трескун, году —- начало, зиме — середка»

2

1

1

13

«Февраль — лютый, снежень, кривые дороги»

2

1

1

14

«Рисуем сказку»

1

-

1

15

«Март — протальник, предвесенье»

2

1

1

16

Постановка сценок «Встреча весны»

3

-

3

17

«Апрель — снегогон, водолей, первоцвет»

2

1

1

18

Этнография.

1

1

-

19

«Май — травень, цветень»

1

1

-

20

Постановка сценок «Троица»

2

-

2

21

Посещение выставок. Обобщающее занятие

1

-

1

Итого за первый год

33

13

20

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I I   ГОД  ОБУЧЕНИЯ

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

«Мир фольклора — мир народной мудрости

1

1

-

2

«Осень — перемен восемь»

4

1

3

3

Край мой древний – земля Новгородская

1

1

-

4

Славяне

2

1

1

5

Основные компоненты женского и мужского костюмов в древнем Новгороде

3

1

2

6

«Здравствуй, гостья Зима!

4

1

3

7

Игровая культура

2

1

1

8

Декоративно-прикладное искусство

3

1

2

9

«Не пугай, зима, весна придет!»

5

1

4

10

Просмотр выступлений профессиональных фольклорных коллективов.

1

1

-

11

Весна-красна нам добра принесла!»

3

1

2

12

Народные ремёсла и промыслы

1

1

-

13

Постановка сценок и обрядовых песен

3

-

3

14

Выставки работ и итоговый концерт

1

-

1

Итого за год

34

12

22

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I I I   ГОД  ОБУЧЕНИЯ

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

«Где песня льется, там легче живется»

4

1

3

2

Семейно бытовые обряды

2

1

1

3

Методы научного исследования. Создание проектов.

3

1

2

4

Ярмарка

3

1

2

5

«Беседа дорогу коротает, а песня — работу»

2

1

1

6

«Были бы гости — будут и пляски»

4

1

3

7

«Куда запевала, туда и подголоски»

3

1

2

8

Декоративно прикладное искусство

5

1

4

9

«Добро того учит, кто слушает»

2

1

1

10

«Все в свой прок»

2

1

1

11

Верованье и поверья

3

1

2

12

Итоговое занятие. Выставка лучших работ. Подведение итогов учащимися.

1

-

1

Итого за год

34

11

23

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

IV  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

«Всему свое время»

5

2

3

2

Великий Новгород.

1

1

-

3

«Песня поется не как придется, а надо лад знать»

4

1

3

4

«Где Святая София – тут и Новгород»

2

1

1

5

«Какова песня, таковы и слова»

6

1

5

6

Постановка сценок и Новгородских сказок

5

-

5

7

«Какова погудка — такова и пляска»

4

1

3

8

Проектная деятельность

3

1

2

9

Декоративно прикладное искусство

3

1

2

10

Итоговое занятие. Выставка. Концерт.

1

-

1

11

                                                                           Итого за год

34

9

25

12

                                                                      Итого за весь курс

135

45

90

Содержание деятельности.

1 КЛАСС 33 часа.

Введение Знакомство с понятием фольклор, традиции, обряд. (1 ч)

Тема «Сентябрь — румянец осени (2 ч)

Приметы сентября. Песенки-игры. Загадки, Считалки. Пословицы и поговорки.

Обрядовый фольклор (1 ч)

Знакомство с обрядовыми песнями. Творческие задания.

Декоративно-прикладное искусство. (2 ч)

Работа с глиной (пластилином) узоры, роспись. Знакомство с игрушкой из различных материалов, вышивка и кружево, изделия из керамики и пр. Характерные особенности декоративного изображения. Стилизация предметов живой природы (ягоды, листья, овощи или фрукты). В стилизованных изображениях упрощается контур, форма и цвет.  Выполнение узора в полосе из стилизованных изображений в технике аппликации. Орнаменты в полосе, квадрате, круге. Орнаментальный мотив из стилизованных растений и животных.

Традиционные игрушечные промыслы (1 ч)

Глиняная игрушка. История и распространение, основные сюжеты. Традиции

различных областей России. Деревянная игрушка и другие игрушечные промыслы. Кукла и другие народные игрушки.

Тема «Октябрь — листопад, грязник, подзимник» (2 ч)

Приметы октября. Загадки. Считалки. Пословицы н поговорки. Молчанка. Скороговорка. Игровой хоровод. Перевертыши. Плясовая песня.

Тема «Ноябрь — листогной, ворота зимы (2 ч)

Приметы ноября. Загадки. Пословицы и поговорки. Песня-игра. Песня-закличка, Игровой хоровод.

Устное народное творчество. (1 ч)

Устные формы фольклорных традиций. Виды и жанры традиционного и современного фольклора. Пестушки, потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, сказки.

Просмотр выступлений профессиональных фольклорных коллективов. (1 ч)

Посещение выступлений фольклорных коллективов, просмотр видеозаписей концертов, обрядовых праздников.

Тема «Декабрь — стужайло, хмурень, шапка зимы» (1 ч)

Приметы декабря. Пословицы и поговорки. Загадки. Колыбельные. Считалки. Скороговорка. Песня-игра. Плясовая песня. Закличка. Колядки. Зимние поздравительные обходы.

Постановка сценок –«Святки» (2 ч)

Изготовление совместно с детьми костюмов,  атрибутики к празднику.

Разучивание и показ доступных детям первого класса сценок.

Тема «Январь — снеговик, трескун, году —- начало, зиме — середка» (2 ч) 

Приметы января. Пословицы и поговорки. Зимняя сказка. Загадки. Песня - игра.

Тема «Февраль — лютый, снежень, кривые дороги (2 ч)

Приметы февраля. Пословицы и поговорки. Считалка. Масленица. Масленичные песни. Загадки. Игры.

«Рисуем сказку» (1 ч)

Творческие занятия рисование любимых героев сказок и своих вымышленных персонажей.

Тема «Март — протальник, предвесенье» (2 ч)

Приметы марта. Загадки. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Скороговорка. Песни-игры.

Постановка сценок «Встреча весны» (3 ч)

Индивидуальная и групповая работа. Разучивание обрядовых песен, танцев, игр.

Сценки и обряды посвященные празднику «Встреча весны»

Тема «Апрель — снегогон, водолей, первоцвет» (2 ч)

Приметы апреля. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Молчанка. Считалка. Весенние поздравительные обходы. Докучная сказка. Песня-игра.

Этнография. (1 ч)

Определения и история науки. Основные направления этнографического исследования.

Тема «Май — травень, цветень(1 ч)

Приметы мая. Пословицы и поговорки. Величальная песня. Загадки. Закличка. Считалка. Песни-игры

Постановка сценок «Троица» (2 ч)

Разыгрывание обрядовых песен и хороводов.

Обобщающее занятие (1 ч)

2 КЛАСС (34 ч)

Тема «Мир фольклора — мир народной мудрости (1 ч)

Осенняя песня-закличка. Повторение любимых песен, игр, считалок, загадок.

«Осень — перемен восемь» Тема (4 ч)

Встреча осени. Осенние приметы. Песни. Игры. Сказки. Докучная сказка. Пословицы. Поговорки. Загадки. Считалки. Скороговорки.

Край мой древний – земля Новгородская(1 ч)

Беседа о Новгороде, новгородской области место расположения, работа по карте.

Славяне (2 ч)

Древние славяне. Язычество древних славян. Мифы: Небо.Солнце.Заря.

Основные компоненты женского и мужского костюмов в древнем Новгороде (3 ч)

Женский костюм. Женские головные уборы. Мужской костюм. Отношение к одежде.

Практические занятия: рефераты, рисунки. Отличие праздничного народного костюма от повседневного.

Тема «Здравствуй, гостья Зима!» (4 ч)

Предзимье и его приметы. Зимние заклички. Заедки. Считалки. Пословицы и поговорки. Песни. Игры. Хороводы. Колыбельные. Подготовка к Зимним Святкам. Колядки.

Игровая культура (2 ч)

Виды игрового фольклора – считалки, игровые песни, приговорки. Их характеристика.
Потешный фольклор – творчество взрослых и детей, не связанное рамками места и времени действия. Виды потешного фольклора: скороговорки, молчанки, голосянки, прибаутки, небылицы-перевертыши.
Общерусские и местные варианты игрового и потешного фольклора. Его творчески развивающая и художественно-эстетическая ценность.

Декоративно-прикладное искусство (3 ч)

Богородская игрушка, Городецкая игрушка. Выражение в народном творчестве любования окружающей природы. Практические занятия изготовления рисунков и поделок.

Тема «Не пугай, зима, весна придет!» (5 ч)

Зимние приметы. Святочные игры. Песни. Зимние забавы и заклички. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Загадки. Масленица. Масленские песни. Предвесенье. Весенние заклички. Игры.

Просмотр выступлений профессиональных фольклорных коллективов. (1 ч)

Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорных праздников.

Тема Весна-красна нам добра принесла!» (3 ч)

Приметы весны. Хороводы. Трудовая. Песни-игры. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Докучная сказка. Перевертыши.

Народные ремёсла и промыслы. (1ч)

Крестьянские ремёсла. Мужские и женские профессии.

Обработка льна.

Постановка сценок и обрядовых песен.(3 ч)

Работа над ролью, индивидуальная работа. Мастерство актера. Работа над образом героя. Репетиции.

Выставки работ и итоговый концерт.(1 ч)

Выставка для учащихся и родителей любимых рисунков и поделок выполненных в            течении учебного года.

Обобщающее занятие, обсуждение совместной деятельности учащихся.(1 ч)

Подведение итогов работы что получилось и что можно улучшить в следующем учебном году.

3 КЛАСС (34ч)

Тема «Где песня льется, там легче живется (4 ч)

Встреча осени. Осенние приметы. Песни осенних трудовых обрядов. Народные инструменты (по выбору учителя). Свадебные игры с куклами. Игровые хороводы. Плясовые песни. Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки.

Семейно бытовые обряды.(2 ч)

Жизненный круг. Свадебные обряды. Погребение. Копилка народной мудрости.

Методы научного исследования. Создание проектов.(3 ч)

Работа с детьми над разработкой проектов. План составления проектной деятельности.

Ярмарка.(3 ч)

Народное гулянье. Праздничная ярмарка. Как проводили. Роль детей в ярмарочном гулянье.

Тема «Беседа дорогу коротает, а песня — работу» (2 ч)

Приметы поздней осени. Осенние посиделки. Песни, Игры. Загадки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Народные инструменты.

Тема «Были бы поспи — будут и пляски (4 ч)

Зимние приметы. Песни-игры. Народные инструменты. Загадки. Шутки-прибаутки и небылицы. Скороговорки. Подготовка к Зимним Святкам.

Тема «Куда запевала, туда и подголоски» (3ч)

Зимние приметы. Зимние Святки. Колядки. Песни. Игры. Загадки. Шутки-прибаутки. Небылицы. Скороговорки. Пословицы и поговорки. Народные инструменты.

Декоративно прикладное искусство. (5 ч)

Дымковские игрушки. Характерные гамма красок дымковской росписи: синий (ультрамарин), оранжевый (сурик), желтый (хром), зеленый (крон зеленый), малиновый (фуксин), коричневый, черный (сажа). Лепка игрушек через отсечение лишнего материала или его наращивание. Лепка "барыни" из отдельных деталей.

Тема «Добро того учит, кто слушает» (2 ч)

Приметы предвесенья. Весенние заклички. Игры. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Загадки. Народные инструменты.

Тема «Все в свой прок» (2 ч)

Народная мудрость о весне, о труде. Пословицы и поговорки. Заклички. Хороводные игры. Традиционные праздники летнего календаря и их песни.

Верования и поверья. (3 ч)

Примета. Христианская  вера.Ангел. Ведьма. Водяной.Домовой. Дрёма. Знахари. Кикимора.

Колдун. Леший. Молитва.Плотник. ребёнок.

Итоговое занятие. Выставка лучших работ. Подведение итогов учащимися. (1 ч)

Подведение итогов работы за учебный год.

4 КЛАСС (34 ч)

Тема  «Всему свое время» (5 ч)

Время и ритм в народных песнях и танцах. Календарные. Хороводные. Плясовые. Колыбельные. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Приметы народного календаря.

Великий Новгород. (1 ч)

Новгород - крупнейший торговый центр. Ремесла Новгородцев.

Тема «Песня поется не как придется, а надо лад знать (4 ч)

Характерные интонации песен различных регионов России: Западного, Южного, Урала, Сибири, Севера, Центрального, Поволжья. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.

«Где Святая София – тут и Новгород» (2 ч)

Православный храм. Предание о знамении. Граффити софийского собора.

Мир русского монастыря.

Тема «Какова песня, таковы и слова» (6 ч)

Песни святочного гадания. Хороводные. Игровые. Свадебные. Колыбельные. Лирические. Пословицы н поговорки. Приметы народного календаря.

Постановка сценок и Новгородских сказок. (5 ч)

История изучения новгородских сказок. Знаменитые собиратели.

Постановка сценок и сказок, репетиции, выполнение эскизов костюмов.

Костюмированные выступления.

Тема «Какова погудка — такова и пляска» (4 ч)

Инструментальные наигрыши и пляски. Хороводные. Плясовые. Строевые. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.

Проектная деятельность. (3 ч)

Научное исследование. Методы научного исследования. Технические средства.

Совместная работа с учащимися над проектной деятельности. Самостоятельные проекты.

Декоративно прикладное искусство. (3 ч)

Гжель. Отличие. Плотность мазков в сочетании с прозрачными расплывами, штриховые линии.

Знакомство с национальными традициями украшения тканей. Образно-выразительный язык декоративного искусства: языческие знаки, символика солнца. Украшение тканей различными способами. Набивка. Вышивка. Ритм - повтор мотива в орнаменте.

Кружево - ажурный орнамент, полученный путем переплетения нитей. Мотивами кружева обычно служат растения с плавными контурами.

Итоговое занятие. Выставка. Концерт. (1 ч)

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

Обеспечение программы методическими видами продукции:

1.Сценарии фольклорных праздников.

2. Сценарии новогодних и рождественских праздников.

3. Сценарии музыкальных фольклорных праздников.

Дидактический материал представлен:

  • иллюстрированный материал по теме «Традиционные игрушечные промыслы»;
  • иллюстрированный материал по теме «Основные компоненты женского и мужского костюмов в древнем Новгороде»;
  • иллюстрированный материал по теме «Народные ремёсла и промыслы»;
  • иллюстрированный материал по теме «Семейно бытовые обряды»;
  • иллюстрированный материал с русскими народными костюмами;
  • иллюстрированный материал по теме «Великий Новгород»;
  • музыкальные нотные партитуры: сборники народных песен, обработки народных песен;
  • аудиокассеты с фонограммами для музыкального центра;
  • Диски СD-RW с фонограммами;

Лекционный материал представлен:

  • Беседа «Фольклор – традиционное народное творчество»;
  • Беседа «Времена года и народный календарь»;
  • Беседа «Песни и народные сказания»;
  • Беседа «Детский песенный фольклор»;
  • Беседа «Народное музыкальное творчество»;
  • Беседа «Русская народная песня и народная игра»;
  • Беседа «Игровой и потешный фольклор»;
  • Беседа «Народная песня – неотъемлемая часть обрядов и праздников»;
  • Беседа «Народная песня и ее использование в произведениях русских композиторов- классиков»;
  • Беседа об истории возникновения танца;
  • Беседа о народном танце, о русских хороводов;
  • Беседа «Славянские мифы. Легенды славян»;
  • Беседа ««Где Святая София – тут и Новгород».

Материально – техническое оснащение занятий:

  • помещение для обучения;
  • фортепиано;
  • музыкальный центр;
  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • ноутбук;
  • классная доска.

Список литературы для педагога

 1.Педагогический опыт  народных традиций . Псков 2003г.

 2.  Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М: 1997 г.

 3. Периодическое издание  «Музыкальный руководитель»

 4. Фольклор и литература. Москва 1996.

  5. Завуч начальной школы. Научно практический журнал.

6. Церковь Успения Богородицы. Великий Новгород 2009.

7. Десятинный монастырь в Великом Новгороде. Великий Новгород 2009.

8. Методические материалы к занятиям.

9. Факультативная программа Русский фольклор. Автор Л.Л. Куприянова.

10. Программа внеурочной деятельности. М: Просвещение 2011.

11. Детские музыкальные праздники. Камаева Т.Ю. 1994.

12. Баюшки-баю. Москва «Владос» 1995.

Список литературы для учащихся

1. Сборники русских  народных сказок и .сказок народов мира

2. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Начальная школа/сост. И.В.Клюхина-М: 2010

3. Бытописание земли Новгородской. Учебник – хрестоматия по краеведению. Обнинск: «Духовное возрождение» 2001 г.

4. «Я познаю мир» детская энциклопедия.

Электронные средства обучения.

Цифровые компакт – диски с фонограммами для музыкального центра:

  • звуки родной природы;
  • русский народный оркестр;
  • русские народные танцы;
  • обработка русских народных песен;
  • фонохрестоматии «Музыка» В.В.Алеев;
  • фонохрестоматии «Музыка» Е.Д. Критская;

Приложение 1

Фольклорные праздники

1 сентября – День-тепляк. Вечер игр «Конный праздник»
7 октября – Фекла – Заревница. Час игры «День узлов»
1 ноября – Святой Садок – Осенний праздник – «Осенины» – Именины Осени
14 декабря – Наум-грамотник – Игровая программа с буквами «Путешествие к Дереву Грамоты»
14 января – Васильев День – Спортивный досуг «Два Мороза»
15 февраля – Сретение «Спортивные соревнования «Как Зима с Весной силой мерялись»
30 марта – Алексей Теплый – Игровая программа «День рыбака»
1 апреля – Театрализованное представление « Пасха»
6 мая – Георгий победоносец «Игровая программа «Григорий и змей»
1 июня – Иван Долгий – Спортивное развлечение «Крапивные состязания»
15 июля – Берегиня – Экологический праздник «Берегите Земмлю»
2 августа – Ильин день Игровая программа « Радуга»

Зимние святки – с 25 декабря по 6 января (все даты даны по старому стилю) – игровая программ «Святой вечер-вечерок»
Рождество – 25 декабря – «Святки». Вечер игр с музыкальными инструментами.
Святые вечера – с 25 декабря по 1 января – вечер игр «Лесные колядовщики»
Страшные вечера – с 1 января по 6 января – вечер загадок «День рождения Бабы Яги»
Крещение – 6 января – игра «Взятие снежного городка».
Масленичная неделя – восьмая неделя перед Пасхой – «Народные гуляния».

Весенне-летние праздники:

Сороки – 9 марта « день весеннего равноденствия».
Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния (между 22 марта и 25 апреля).
Егорьев день – 23 апреля – весенний праздник «солнечная карусель»

Летние святки – русальская, или семицкая, неделя, седьмая неделя после Пасхи – праздник «Выходили на берег русалки»
Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи.
Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи.
Иван Купала – 24 июня – экологическая экскурсия «Живая водица».

В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Приложение 2

Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок учиться ходить.

Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Потешки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение.

Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота!
Кра-ка-ка, кра-ка-ка, попросил он молока!
Дла-ла-ла, дла-ла-ла, кошка-то и не дала!

Имеются потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире (Сорока-белобока  Кашку варила… или Идет коза – во лбу рога, идет – ворчит, клюкой стучит – Кто кашки не ест, кто молока не пьет, того забодаю, забодаю, а кто кашку кушает и маму слушает, с тем – поиграю). Потешки при этом зачастую сопровождаются жестами взрослого.

Петушок, петушок, золотой гребешок,
Что так рано встаешь, деткам спать не даешь?
Наши уточки с утра: Кря,кря, кря.
Наши гуси у пруда: Га-га! Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно: Ко-ко, ко-ко, ко-ко...
На дубочке, тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые, у них перья золотые.

Прибаутки – небольшое смешное произведение или просто отдельное выражение, часто рифмованное. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей (Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка – на кошке – туды ж по дорожке). Она характеризует период взросления ребенка, когда уже закончилась пора созерцания и пришла пора действовать. Она подготавливает детей к учебе, к труду.

 «В русском фольклоре всегда сочетаются слова с музыкальным ритмом и напевностью. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее» .

Ребенок, напевая, оперирует такими понятиями, как «свет», «добро», «красота», , пропускает смысл через себя, проникается этим добром, светом и чистотой, верой в светлое будущее.

Веснянки – старинные обрядовые песенки, восхваляющие весну, приход весны.

Жатвенные песни. Цель жатвенных обрядов и связанных с ними песен – отблагодарить “матушку землю”, кормилицу за долгожданный урожай, с помощью магических действий вернуть земле плодородность и тем самым обеспечить будущий урожай, вернуть жницам затраченные во время жатвы силы. Жали, как правило, женщины, поэтому и песни пелись от лица женщин.

А и густо-густо на березе листъев!
Ой ли, ой люли, на березе листъе.
Гуще нету того во ржи, пашеницы
Ой ли, ой люли, во ржи, пашеницы
Господа бояре, мужики крестьяне!
Ой ли, ой люли, мужики крестьяне.
Не могу стояти, колоса держати
Буен колос клонит,
Ой ли, ой люли, буен колос клонит.

Обрядовые песни вводили детей во взрослый мир, знакомили с его правилами, воспитывали в них гуманное отношение к природе, человеку и всему, что он делает.

Заклички – один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая, для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто– к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Заклички знакомят ребенка с миром живой природы, с ее законами, учат бережно относиться к ней и к человеческому труду.

Колядки. Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по улицам деревни и у каждого двора «кликали» Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени или виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознагражденья. Песни адресовались либо всей семье (всему двору), либо отдельно хозяину или хозяйке, были специальные песни для парня-жениха и для девушки-невесты.

Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной,
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой.
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
Ныне Бог явился в мире –
Бог богов и Царь царей.
Не в короне, не в порфире
Сей Небесный Иерей.
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.

Величания – жанр песенного восхваления преимущественно жениха, невесты. Например ;

Какова, какова красна девушка ?
Ростом она ростом
Ни малая, ни великая,
Личиком, личиком
Бело-круглоликая,
Глазушки, глазушки
Что ясного сокола,
Бровушки что у черного соболя.
Сама девка бравая,
В косе лента алая.

Частушка – жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. Частушка в озорной форме рассказывала о мире, о быте, об отношениях между людьми.

Ах, шаль, шаль моя,
Шаль моя вязёная.
Не одна я боевая,
Вся родня весёлая.

Игровые песни сопровождали определенную игру, распевались либо одним или несколькими играющими, либо хором:

Селезень утку загонял, молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой, пойди, Серая, домой,
У тя семеро детей, а восьмой Селезень,
А девятая сама, поцелуй разок меня!

Существовало множество  детских игр. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни. Народные игры у наших предков сопровождались пением, наряду с силой, ловкостью, выносливостью, развивали чувство сопричастности к коллективу («Воротики», «Ручеек», «Молчанка», «Волк и овцы», «Горелки», «Жмурки») и т.д.

Пословицы и поговорки. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. На музыкальных занятиях пословицы и поговорки задают тон, вводят в тему , помогают раскрыть смысл определенных ситуаций («Дорога ложка к обеду», «Волка бояться – в лес не ходить», «Без труда не вытащишь рыбу из пруда» ,«У страха глаза велики», «Глаза боятся, а руки делают», «Под лежачий камень вода не течёт», «Не надобен клад,коли в семье лад», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде», «Знал бы где упадёшь – соломки подстелил», «Мягко стелит, да жёстко спать», «Родина-мать – умей за неё постоять», «Семеро одного не ждут», «За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь», «Пчела мала, но и та работает», « Хлеб всему голова», «В гостях хорошо, а дома лучше»).

Пословицы и поговорки русского народа – квинтэссенция его нравственных законов, мудрости, в емкой, сжатой форме заключающая огромный смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Программа внеурочной деятельности "Фольклор нашего края"

Программа внеурочной деятельности по изучению краеведения...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Русский фольклор»

Программа составлена с учетом   методических рекомендаций, содержащихся в пособии для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степ...

Секреты русского языка. Программа внеурочной деятельности в 3 классе

Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования  познавательных интересов как основ...