РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Русский фольклор»
рабочая программа (5 класс)

Программа составлена с учетом   методических рекомендаций, содержащихся в пособии для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г.,  в Примерных программах внеурочной деятельности   основного образования под редакцией В.А. Горского, М.: Просвещение, 2011г. в программе факультатива «Праздники, ремесла и традиции русского народа» под редакцией  Н.Ф. Виноградовой. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011

В  школьном возрасте закладывается основа любых знаний, формируется характер и мировоззрение. Работу по ведению в русский фольклор также целесообразно начинать с этого возраста. Фольклор  в силу своей многофункциональности оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка. Во-первых, он выполняет эстетическую функцию, сопровождая жизнь песнями, танцами, произведениями устного народного творчества, изделиями народных умельцев; во-вторых - познавательную: из разнообразных фольклорных жанров ребенок узнает  об устройстве мира, отношениях людей и т.д.; в-третьих - нормообразующую  или  нравственную - постигает, что такое добро и зло, любовь и ненависть, учится их различать; в четвертых – коммуникативную: учит общению, простым человеческим отношениям в детском коллективе и со взрослыми. Фольклор формирует язык. Через сказки, пословицы и поговорки, различные песенные жанры пятиклассник постигает красоту родного языка, учится правильно говорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_folklor.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

Черемисиновского района Курской области

«Рассмотрена»

на заседании МО

«_____»_______20___г.

________/Руднева В.В./

«Согласована»

заместитель

директора по ВР ______________

/Щербинина Г.З./

«Принята»

на заседании педсовета

от  «____»_________20__г.

протокол № ____________

Утверждена

приказом № ______

от « ___»_______20__

Директор школы: _____________ /Р.М.Чаплыгина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Русский фольклор»

(5 класс, 1-й год обучения)

                                                   

   Составитель:      

Чакалова Оксана Ивановна

2018-2019 уч. год


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский фольклор» разработана на основе следующих документов:

 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12 2014 № 1644);

 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

 планируемых результатов основного общего образования;

 требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);

 СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

          Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»;

- Устава МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа», утвержденного приказом Управления образования Администрации Черемисиновского района Курской области;

Программа составлена с учетом   методических рекомендаций, содержащихся в пособии для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г.,  в Примерных программах внеурочной деятельности   основного образования под редакцией В.А. Горского, М.: Просвещение, 2011г. в программе факультатива «Праздники, ремесла и традиции русского народа» под редакцией  Н.Ф. Виноградовой. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011

В  школьном возрасте закладывается основа любых знаний, формируется характер и мировоззрение. Работу по ведению в русский фольклор также целесообразно начинать с этого возраста. Фольклор  в силу своей многофункциональности оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка. Во-первых, он выполняет эстетическую функцию, сопровождая жизнь песнями, танцами, произведениями устного народного творчества, изделиями народных умельцев; во-вторых - познавательную: из разнообразных фольклорных жанров ребенок узнает  об устройстве мира, отношениях людей и т.д.; в-третьих - нормообразующую  или  нравственную - постигает, что такое добро и зло, любовь и ненависть, учится их различать; в четвертых – коммуникативную: учит общению, простым человеческим отношениям в детском коллективе и со взрослыми. Фольклор формирует язык. Через сказки, пословицы и поговорки, различные песенные жанры пятиклассник постигает красоту родного языка, учится правильно говорить.

Усваивая детские народные песни, припевки, построенные на веками устоявшихся попевках-формулах, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе всего народно-музыкального творчества. Традиционные детские игры, заклички, хороводы, песни развивают у ребят чувство ритма, музыкальной памяти, слуха, навыки певческого исполнительства.

Целью данной программы является общее эстетическое воспитание детей, формирование полноценной, творческой личности с богатым внутренним миром.

Основными задачами являются:

   знакомство  с богатством родной культуры;

  развитие коммуникативных способностей;

  раскрытие творческих способностей;

  формирование потребности в общении с народным творчеством.

Одним из ведущих видов деятельности учащихся 5 класса является игра. Поэтому доминантным методом будет игровой. При объяснении нового материала высокий результат дает сочетание словесных и наглядных методов, при знакомстве с народными инструментами – практический метод.

На занятиях необходимо совмещать разные виды деятельности (слушание, беседа, пение, игра), что позволяет удерживать внимание детей, они не устают. Для осмысленного восприятия информации рекомендуется использовать аудио и видео материал, наглядные пособия.

Программа предусматривает знакомство с музыкальным фольклором, а также занятия по бытовому танцу и прикладному творчеству (народным ремеслам).

Для стимулирования учебно-познавательной деятельности проводятся фольклорные праздники, согласно народному календарю.

  Занятия проводятся 1 раз в неделю.  

Согласно учебно-календарному плану календарно-тематическое планирование составлено на 34часа.  

Направление внеурочной деятельности «Русский фольклор» - общекультурное.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать:

  • Основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
  • Особенности традиционных календарных праздников;
  • Основные жанры фольклора, в том числе детского;
  • Народные осенние, зимние, весенние и летние приметы;
  • Основные промыслы России.

 

Ученик научится:

  • Играть в народные игры;
  • Сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных   задач;
  • Делать простые игрушки из ткани;
  • Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.

Ученик получит возможность научиться:

• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;

• проявлять инициативу в   постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Содержание  курса внеурочной деятельности

Введение (1 ч.)

Ознакомление с содержанием программы курса внеурочной деятельности. Что такое фольклор?

Вводный инструктаж по охране труда.

Жанры фольклора (3ч.)

Детский Фольклор. Малые жанры фольклора

Загадки, потешки, перевертыши, пестушки, заклички, скороговорки.

Русские народные сказки

Типы народных сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных.

Известные художники, иллюстрировавшие народные сказки. Иллюстрации И. Билибина.

Русские народные песни

Песенный эпос. Былины (южнорусские, среднерусские, сибирские); северная эпическая традиция; исторические песни; баллады; небылицы и скоморошины; песни в сказках.

Осень в русском фольклоре (3 ч.)

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Русские осенние праздники и обряды. «Осенины»

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Преображение; день Нерукотворного образа.

Успение Богородицы (Первые Осенины). Спожинки —окончание жатвы.

Покров Богородицы. Девичьи гадания и посиделки. Окончание работ по найму.  

Осенние приметы. Пословицы и поговорки про осень

Русские народные промыслы(6 ч.)

Керамика Гжели. История и стиль гжели. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.

Хохлома. История и стиль. Орнамент деревянной расписной посуды.

Жостово .Стиль и содержание росписи  металлические подносов.

Вятская игрушка .Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Забавные звери, сказочные образы. Вятские матрёшки. Бытовой жанр игрушки и скульптуры малых форм.

Зима в русском фольклоре (8 ч.)

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.

Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева».Традиционные кушанья. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

Сказки о зиме.

Зимние приметы. Пословицы и поговорки о зиме

Русский быт (2 ч.)

Одежда. Традиционный костюм крестьян

Функциональный характер одежды в старину. Рубашка, сарафан — у женщин. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки - у крестьян (мужская одежда).Роль орнамента-оберега (вышивка).Особое значение пояса (кушака).Головные уборы девушек и женщин, украшения. Лапти, баретки, онучи,

Одежда. Традиционный костюм бояр

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Русская изба. Элементы избы. Крестьянская утварь. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема. Светёлки. Крытые галереи.

Весна в русском фольклоре (6 ч.)

Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты.).

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси. Раздача верующим просфор и общего хлеба — Артоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка.

Сказки о весне.

Весенние приметы. Пословицы и поговорки о весне

Лето в русском фольклоре (3 ч.)

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Егорьев день — 6 мая.

День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы.

Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнёми водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжиганиекостров в купальскую ночь.

День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).  Традиции и обряды.

Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень. Традиции и обряды. Приметы, пословицы, поговорки.

Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Наименование раздела

Темы уроков

Количество часов

Примечания

план

факт

Введение (1 ч.)

1

Вводное занятие.

Что такое русский фольклор?

1

Жанры фольклора (3ч.)

2

Детский Фольклор.

Малые жанры фольклора

1

3

Русские народные сказки

1

4

Русские народные песни

1

Осень в русском фольклоре (3 ч.)

5

Русские осенние праздники и обряды

1

6

Русские народные игры осенью. Приметы осени

1

7

Праздник «Осенины»

1

Русские народные промыслы(6 ч.)

8

Дымковская игрушка

1

9

Хохлома. Гжель. Жостово

1

10

Финифть. Палех

1

11

Вологодское, елецкое и мценское кружево

1

12

Каслинское литье. Скань

1

13

Матрешка. Обережные куклы

1

Зима в русском фольклоре (8 ч.)

14

Зимние праздники и обряды.

1

15

Зимние сказки

1

16

Колядки, песни, стихи. Подготовка к празднику.

1

17

Святки

1

18

Зимние приметы, пословицы и поговорки.

1

19

Зимние забавы

1

20

Праздник «Масленица». История и обряды.

1

21

Масленичные песни

1

                                                          Русский быт (2 ч.)

22

Русский национальный костюм

23

Убранство русской избы

Весна в русском фольклоре (6 ч.)

24

Весенние заклички

1

25

Весенние приметы, пословицы и поговорки

1

26

Веснянки

1

27

Сказки о весне

1

28

Посиделки «Вербный базар»

1

29

Светлый праздник  Пасхи

1

Лето в русском фольклоре (3 ч.)

30

Летние приметы, пословицы и поговорки

1

31

Летние праздники и обряды

1

32

Народные сказки и песни о лете

1

33-34

Итоговые занятия

1

Литература

  1. Багина Н.Н., Кузьмина Н.П. «Народная словесность». Методическое пособие (Челябинск, 1993, 1994 гг.)
  2. Былеева Л.В. «Русские народные игры» (Москва, 1988 г.)
  3. Васеха Л.И. «Возвращение к Берегине» (Новосибирск, 1992 г.)
  4. Даль В.И. «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка» (Москва, 2006 г.)
  5. «Детям на потеху» (Русские народные песни, загадки, пословицы, сост. Померанцева Э., Москва, 1989 г.)
  6. «Живая вода» (Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок, сост. Аникин В.П., Москва 1975 г.)
  7. Зайцева Е.А. «Русское народное творчество. Программа для школ музыкальных, искусств, эстетического воспитания и хоровых студий» (Москва, 1993 г.)
  8. Казанцева М.Г. «Детский фольклор» (Екатеринбург, 1993 г.)
  9. Калужникова Т.И. «Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала» (Екатеринбург – Челябинск, 1997 г.)
  10. Колпакова Н. «А мы просто сеяли» (Москва, 1984 г.)
  11. Коринфский А. «Народная Русь» (сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа, Москва, 2006 г.)
  12. «Круглый год. Народное погодоведение» (русский земледельческий календарь, сост. Некрылова А.Ф., Челябинск, 1996 г.)
  13. Лазарев А.И. «Народоведение». О русском народе, его обычаях и художественном творчестве (Челябинск, 1997, 2000, 2005 гг.)
  14. Лазарев А.И. «Уральские посиделки» (Челябинск, 1977 г.)
  15. Мельников М.Н. «Русский детский фольклор» (Москва, 1990, 1997 гг.)
  16. «Мудрость народная» (Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 2: Детство. Отрочество. Сост. Аникин В.П. Москва, 1994 г.)
  17. «Музыкальный фольклор и дети». Научно-методическое пособие Республиканского центра русского фольклора под общей редакцией Л.В. Шаминой (Москва, 1992 г.)
  18.  «От прибаутки до былины» (сост. Аникин В.П., Москва,1991 г.)
  19. «От зимы до осени» (фольклорный праздник в школе, сост. Науменко Г., Новицкая З., Москва, 1979 г.)
  20. «Погодой год припоминается» (русский народный земледельческий календарь, сост. Ховратович Б.М., Красноярск, 1994 г.)
  21. Попова Т.В. «Русское народное музыкальное творчество» (Москва, 1962, 1968 гг.)
  22. «Пословицы, поговорки, загадки» (сост. Мартынова А.Н., Митрофанова В.В., Москва, 1986 г.)
  23. «Потешки, считалки, небылицы» (сост. Мартынова А.Н., Москва, 1989 г.)
  24. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть» (сост. Науменко Г., Новицкая М., Москва, 1995 г.)
  25. «Русский дом» (универсальный свод календарей, сост. Бармина З.И., Нижний Новгород, 1994 г.)
  26. «Русское народное поэтическое творчество» (хрестоматия, сост. Круглов Ю.Г. Ленинград, 1987 г.)
  27. «Старинные русские пословицы и поговорки» (из серии «Школьная библиотека», сост. Аникин В.П., Москва, 1984 г.)
  28. «Тридцать три Егорки» (русские народные скороговорки, сост. Науменко Г., Москва, 1989 г.)
  29. Филимонов В.П. «Русские обряды, праздники» (Владимир, 1994 г.)
  30. Якуб С.К. «Вспомним забытые игры» (Москва, 1990 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская лапта» (спортивно-оздоровительное направление)

Русская лапта – такая игра, которая может удовлетворить большинство требований к воспитывающей игре. Как командная игра, она требует проявления товарищества, солидарности и ответственности друг за дру...

рабочая программа внеурочной деятельности "русская лапта"

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения нашей страны. Озабочен...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русские традиции"

Изучение программы курса "Русские традиции"дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, сл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русская лапта"

Приводится  программа  внеурочной  деятельности для 5-11  классов  "Русская  лапта"...

Рабочая программа, внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлению на 2015-2016учебный год

Рабочая программа,внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлениюна 2015-2016учебный год...

рабочая программа внеурочной деятельности "Русская словесность"

Рабочая программа   внеурочной деятельности "Русская словесность", разработана на основе  программы Альбетковой  с учетом требований ФГОС ООО...