методическая разработка раздела образовательной программы
методическая разработка (8 класс) на тему

потапова марина николаевна

Методическая разработка раздела  образовательной программы по русскому языку 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  СОШ  № 98  Канавинского района г .Н.Новгорода

Методическая разработка

раздела образовательной программы

по русскому языку

Раздел: « Односоставные предложения»

8 класс

                                             Выполнила:

                                          Потапова  Марина Николаевна,

                              учитель русского языка

             и литературы

2013 год

Оглавление

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………...…2.
  2. Актуальность раздела ………………………………………………………………  4.
  3. Цели и задачи раздела ……………………………………………………………..…5.

  1. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала  обучающимися  в соответствии с возрастными особенностям.....……  6.

  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы…………………………….. 8.

  1. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы методов, форм организации деятельности учащихся ……………………………….9.

  1. Система знаний и система деятельности………………………………………….…11.

  1. Календарно-тематическое планирование по разделу…………………………….    14.

  1. Проект урока…………………………………………………………………...…....... 16.
  2. Литература  …………………………………………………………………………..   24.
  3. Приложения…………………………………………………………………………… 25.

.

Пояснительная записка

         Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно –практическую направленность ,т .е  он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения . Русский язык отличается богатством и разнообразием словаря , словообразовательных и грамматических средств ,располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно –выразительных средств, стилистическим разнообразием. Свободное владение родным русским языком –надёжная основа каждого русского человека в его жизни , труде ,творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень , соответствующий условиям и потребностям современного общества , усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока .

Методическая  разработка  программы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального перечня учебников, утвержденных Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885,

зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 февраля 2012 г.№ 23290, допущенных к использованию в ГБОУ СОШ № 1908 г.Москвы,  а также на основе примерной программы общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

      Данная рабочая программа по русскому языку для 8  класса рассчитана на 102  часа    (3 ч в неделю)

  1. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:  

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных  предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные  однородными  и обособленными членами,  вводными словами (предложениями), обращениями;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием  и стилем речи;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

       По пунктуации.  Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

           Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях,  вводных словах и предложениях.  Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемыми.

       По орфографии.  Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами.  Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи.  Определять тип и стиль текста.  Подробно  и выборочно  излагать                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников.  Писать сочинения  описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этические темы.  Совершенствовать изложения и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.  Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным вопросам.

Актуальность раздела

Тема «Односоставные предложения»  изучается восьмиклассниками  после темы «Двусоставные предложения»  и является не столько    сложной для усвоения учащимися, сколько нужной для дальнейшего  изучения синтаксиса   в 9 классе, так как односоставные  предложения могут быть как самостоятельными предложениями , так и входить в состав сложного предложения, и  умение видеть грамматическую основу в односоставном предложении  позволяет верно поставить знаки препинания в сложном предложении.  На изучение темы отводится 17 уроков, включая  часы  развития речи. Сложности в изучении раздела связаны с тем ,что   очень часто слабые дети испытывают большие затруднения  в нахождении  грамматической основы предложения, особенно если сказуемое является составным именным,  поэтому   учитель должен не только изучить виды  односоставных  предложений,  уметь употреблять их  речи , но и обобщить и систематизировать знания по теме «Главные члены предложения», добиваясь от каждого ученика умения видеть грамматическую основу предложения  и отделять запятой части сложного предложения.

Поддержанию должного уровня познавательного интереса к предмету на данном этапе языкового образования способствуют дифференциация обучения, информационные технологии, личностно -ориентированный подход,  требующий прежде всего отношения к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.

Выпускник современного общеобразовательного учреждения подвергается серьёзному испытанию - ЕГЭ, проходящему в форме тестирования. Тестовая форма - одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества знаний, поскольку позволяет осуществить объективную, эффективную, быструю диагностику и получить наглядную картину успеваемости. Такая форма работы помогает выявлять пробелы в знаниях учащихся по какой-либо теме. Результаты выполнения тестовых заданий по разделу «Односоставные предложения» показывают, что в 8-9 классах нашей школы с работами справляются 60% учащихся, остальные испытывают затруднения.  Всё это заставляет с особым вниманием подойти к изучению темы «Односоставные предложения» более детально, тщательно продумывать задания по овладению  нормами русского литературного языка, помогать учащимся в овладении универсальными учебными действиями, т.е. в развитии способностей самостоятельно успешно усваивать новые знания в различных предметных областях.

Цели и задачи раздела

Методическая разработка охватывает один из разделов синтаксиса – «Односоставные  предложения», раскрывает опыт проведения уроков с использованием модульного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов. В процессе работы развивается речевая и мыслительная деятельность школьника, происходит формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Цели раздела:

 - формирование  умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; разделять запятыми части сложного предложения,     работать с текстом; формировать универсальные учебные действия,

- развитие  речемыслительной  деятельности, коммуникативных умений и навыков;    - в разных сферах и ситуациях использование  русского литературного языка ;

- воспитание гражданственности  и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Задачи раздела:

Практические:

- уметь различать односоставные предложения от односоставных

- уметь  определять вид односоставного предложения, способ выражения сказуемого

- уметь выполнять синтаксический разбор односоставных предложений

- знаниями о родном языке;

-  развивать языковой  и эстетический идеал.

правильно, уместно употреблять в речи  разные виды односоставных предложений  

-уметь делать синонимическую замену двусоставных и односоставных предложений

 -устранять  речевые  и стилистические ошибки

- уметь расставлять знаки препинания в неполном предложении и в сложном, одна часть

которого- односоставное предложение

Познавательные:

- формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение;

Психолого-педагогическое объяснение  специфики  восприятия                   и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

Для того чтобы развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков – их стремлением приобщиться к миру взрослых. В связи с этим характерным для подростка является развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим способностям и возможностям.

Внимание подростка характеризуется объемом и специфической избирательностью, становится произвольным и преднамеренным. Ребенок способен сохранять долгое время устойчивость и высокую интенсивность внимания. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.

Память. Объем увеличивается за счет логического осмысливания материала, наращивается полнота, системность и точность воспроизводимого материала, становится допустимым запоминание абстрактного материала.

Мышление. Важная особенность – формирование активного, самостоятельного мышления. Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток способен самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения.

Немалую роль в процессе обучения играют интересы школьника. Интересы, мотивы, потребности подростков динамичны, весьма неустойчивы. Они проявляют готовность овладеть интересующей областью знания. Учебные интересы  подростков находятся в стадии развития, становления. Большое значение имеют также личные успехи подростка в изучении того или иного предмета.

           Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным, т. е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже «немаленький». Все эти проблемы решаемы, необходимы только внимание и терпение взрослых: нужно помогать ребёнку в учёбе, развивать волю и собранность.

Учащиеся 8 класса, в котором работаю я, имеют познавательные способности, соответствующие своим возрастным особенностям.

Класс  условно можно поделить  на 2 группы:

60% - способные, быстроуспевающие дети;

40% - среднеуспевающие.

Отмечено, что 60% учащихся класса обладает хорошей работоспособностью,

40% - невысокой, ввиду быстрой утомляемости нервной системы.

Ученики активны, подвижны и эмоциональны, работают эффективно при условии заинтересованности. Ученики более восприимчивы к получению новой информации в первой части урока, во второй – восприимчивость снижается. Учитывая особенности их темперамента, сначала урок ведется в быстром темпе, затем – в среднем.

По типу восприятия информации дети делятся на 2 группы:

60% - визуалы;

40% - аудиалы;

Таким образом, детям надо увиденное ими еще и записать в тетради, т.е. устная и письменная фиксация основных мыслей урока для них особенно необходима.

Исходя из психологических особенностей данного возраста, учебно-воспитательная программа рассчитана на развитие личности, общий объем знаний и умений по русскому языку, заложенный в УМК, построен на следующихпринципах:

- коммуникативная направленность;

- дифференцированное и интегрированное обучение по всем видам деятельности;

- сознательное и активное овладение материалом.

Педагог дифференцированно подходит к работе с учениками, постоянно помогая одним и стимулируя более быстрое продвижение других.

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, большую роль в получении знаний и их усвоении   играют информационные технологии. Они позволяют:

- организовать групповую и самостоятельную работу на уроке,

- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся,

- позволяют индивидуализировать процесс обучения,

- повышают интерес к урокам,

- активируют познавательную деятельность,

- развивают творческий потенциал учащихся.

Исходя из психологических особенностей подросткового возраста, используются следующие формы работы на уроках:

- групповая

- индивидуальная

- фронтальная

- семинары

- ролевые игры

Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

При использовании указанных выше форм, методов и подходов к изучению раздела «Односоставные предложения » учащиеся должны научиться:

-   различать односоставные и двусоставные предложения;

-   определять вид односоставного предложения;

- создавать тексты разной стилевой направленности  с использованием в них односоставных предложений;

-   выполнять синтаксический разбор односоставных предложений  

-уметь расставлять знаки препинания  в сложном предложении, одна часть которого- односоставное предложение

-уметь редактировать тексты  с повтором личных местоимений, используя односоставные предложения

Именно овладение этими навыками доказывает качественное усвоение разработанного раздела учебной программы. Полученные знания помогут ученикам успешно выполнить задания ЕГЭ и ГИА, связанные с проверкой знаний по теме «Односоставные предложения».

         Система  заданий на уроках продумана так, чтобы ученики периодически возвращались к допущенным ранее ошибкам и исправляли их, анализировали результаты своей работы на уроках и дома. Такая работа будет не только способствовать успешному овладению   знаниями по теме, но и развивать универсальные учебные навыки, что приведет к  качественной подготовке к итоговой аттестации.  

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы методов, форм организации деятельности учащихся

                 Курс русского языка для 8 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

При отборе учебного материала поставлена цель: совершенствование практических навыков и умений, развитие языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций.

Языковая компетенция реализуется в процессе формирования основных знаний о родном языке и научно- лингвистического мировоззрения.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; обучения умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – в развитии знаний о языке, выдающихся лингвистах, сделавших открытия в изучении морфологии и  синтаксиса русского языка.

Большинство упражнений строится на материале связных текстов, задания к которым   имеют комплексный характер. Это позволяет развивать и совершенствовать языковую интуицию, орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся.

         При разработке уроков учитывались основные принципы и некоторые методы личностно- ориентированного подхода, поскольку он способствует реализации одного из главных принципов образования, закреплённых в законодательстве - принципа гуманизации, суть которого- создание необходимых условий для формирования деятельности личности, для реализации её интересов и прав, выявление и развитие способностей и дарований каждого ученика. Реализация принципа предполагает переход к тем технологиям и моделям обучения, которые получили название личностно- ориентированных, потому что они в большей мере, чем традиционные, адекватны возможностям ребёнка и направлены на формирование яркой, индивидуальной личности, на создание условий саморазвития и самовыражения. В ходе работы подбирался разнообразный дидактический материал, таблицы, тесты, компьютерные программы по теме, контрольные работы, словарные статьи, научно- лингвистические тексты, задания творческого характера, отрывки из художественных произведений. Всё это содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Специально подбиралась система заданий, в ходе решения которых ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предположения, выслушивают других и находят верный ответ. Тем самым формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УД. Результатом такого этапа обучения является самоопределение школьников, основанное на желании  осваивать материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностного значения цели действия- научиться. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, которая создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Урок  должен быть обучающим, оптимистичным, интересным, деятельным и результативным. Таким образом, самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего  социального исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик  должен научиться в школе.

При реализации данной разработки для решения поставленных задач используются:

1.        Объяснительно-иллюстративные методы:

-        рассказ;

-        беседа с опорой на правило;

-        письменное упражнение.

2.        Репродуктивные:

-        пересказ;

-        работа с книгой;

-        списывание готового материала, выполнение задания по образцу.

3.        Эвристический.

4.        Исследовательский.

5.        Методы проблемного обучения.

6.        Методы контроля и самоконтроля.

Организационные формы обучения :

-          групповая;

-          индивидуальная;

-          фронтальная;

-          урок-беседа;

-        семинары;

-        практические занятия;

-        консультации;

-        факультативы.

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

-        контрольный диктант;

-        тест;

-        зачет;

-        контрольное сочинение;

-        контрольное изложение;

-        взаимоконтроль;

-        самоконтроль.

Система знаний , система деятельности.

Система знаний включает в себя

 - знания из научной области ;

- фундаментальные знания из  области русского языка;

- знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии.

Система деятельности включает:

1. Познавательная деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, обобщение, аналогия). Причинно-следственные связи .Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

 2. Преобразующая деятельность . Действия в ситуации неопределенности. Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов.  

3. Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование, аннотирование, подготовка докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения(организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.).

4. Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоучет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения .

При изучении раздела «Односоставное предложение» учитель должен учитывать несколько аспектов:

1.         Изучение материала должно строиться  на внутрипредметных связях, с учетом уровня усвоения предшествующего материала, поэтому нужно четко представлять, на какие знания накладывается изучаемый материал

Тема урока

Что ученик знает

1

Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения

Виды предложений по наличию грамматических основ.Личные местоимения. Лицо и число глагола .

2,3

Изложение с творческим заданием

Передача текста с сохранением его типологической формы.Абзац.

4

Неопределенно-личные предложения

Время, лицо, число глагола. Простые и сложные предложения

5

Обобщенно-личные предложения

Виды односоставных предложений. Схема лингвистического рассказа об односоставном предложении

6-7

Безличные предложения.

Виды сказуемого

8

Назывные предложения

Способы выражения подлежащего

9

Назывные и неполные предложения

Синтаксический разбор простого предложения

10

Односоставные предложения и их употребления в речи

Виды односоставных предложений.Типы и стили речи

11

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

Виды  односоставных предложений. Способы выражения  главного члена предложения

12-13

Контрольная работа № 5 по теме «Односоставные предложения»

2.         Дидактический материал к уроку отбирается таким образом, чтобы на каждом уроке  происходило развитие речи. Целесообразно использовать тексты разных стилей и функционально-смысловых типов.  Это позволяет развивать и совершенствовать

языковую интуицию, орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся.

Тема урока

Автор и название произведения

1

Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения

Отрывки из стихотворений А.С.Пушкина

2,3

Изложение с творческим заданием

Царскосельский Лицей.( Текст из книги Т.А.Калгановой «Сочинения различных жанров»)

4

Неопределенно-личные предложения

А.С.Пушкин. «Осень»

5

Обобщенно-личные предложения.                              Диктант «Проверь себя»

П.С.Романов . Отрывок из повести «Детство»

6

Безличные предложения

Отрывки из стихотворений Ф.И.Тютчева

7

Безличные предложения

И.А.Бунин. «Антоновские яблоки»

8

Назывные предложения

А.Блок. «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

9

Назывные и неполные предложения

В.Песков. «Волчатник»

10

Односоставные предложения и их употребление в речи

  И.Шмелев.«Старый Валаам»

11

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

Отрывки из стихотворений А.Блока, М.Ю.Лермонтова

12-13

Контрольная работа №5 .Сочинение по картине А.П.Рябушкина «московская девушка 17 века»

Репродукция картины А.П.Рябушкина  «Московская девушка 17 века»

Формы контроля и оценки результатов.

         Контроль результатов обучения – важная часть процесса обучения. Его задача заключается в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты цели обучения. Обучающее значение контроля выражено в том, что он позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Воспитательное значение контроля велико. Проверка приучает учащихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У учащихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиться лучших результатов. Он воспитывает целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности .

Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю: индивидуальная, групповая, фронтальная, устная, письменная, дифференцированная, экспериментальная, компьютерная  формы контроля.

В последнее время всё большее значение приобретает компьютерная форма контроля знаний учащихся. Но не теряет своей актуальности и важности письменная форма контроля, которая может включать в себя методы: контрольный диктант, сочинение, изложение, контрольная работа, поверочная работа, самостоятельная  работа.

Организация опроса на уроках обобщения и систематизации изученного.

В системе контроля значительное место занимают уроки обобщения и систематизации вместо традиционных уроков повторения, после проведения которых знания, умения и навыки школьников часто оставались разобщёнными, фрагментарными, не связанными в строгую и чёткую систему. Систематизация и обобщение изученного предполагает решение задач более высокой степени трудности. На подобных уроках проверка знаний учащихся не должна быть механическим повторением ранее изученного, а при опросе задания, вопросы не должны повторять те,  которые ставились при изучении нового материала, его закреплении. Поэтому при опросе необходимо давать задания, проверяющие умение анализировать смешанные явления, упражнения классификационного характера, задачи, вызывающие, как говорят психологи, ситуацию интеллектуального затруднения.

Решая эти задачи, школьники должны показать, научились ли они самостоятельно переносить усвоенные ими ранее знания и умения  в непривычную ситуацию, видеть новую, неожиданную функции объекта. На уроках завершающих изучение темы, а также обобщения и систематизации изученного рекомендуется использовать такую форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем

классификационного характера. Проверка знаний школьников путём составления таблиц и схем обобщающего характера имеет большое значение, так как способствует развитию логического, абстрактного мышления, умения обобщать и приводить в систему изученное, анализировать и сопоставлять, находить в сравниваемых явлениях общее и различие.

Тематическое планирование раздела.

Раздел программы состоит из 13 уроков: . 9 ч на  изучение материала,4 ч –развитие речи

урока

Тема

Результаты обучения

 Тип урока/форма урока

1 (32)

Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

Умение  различать односоставные и двусоставные предложения, находить, характеризовать, употреблять и правильно употреблять  в речи определенно-личные предложения. Расставлять запятые в сложных предложениях, одна часть которого-определенно-личное предложение. Умение ставить запятые в  предложениях  с обращениями.

Урок усвоения новых знаний/

Проблемный урок

2-3 (33-34)

Развитие речи. Контрольная работа №4. Изложение  с творческим заданием «Царскосельский Лицей».

Умение  передавать текст , сохраняя его типологическую форму(эссе), основные лексические и синтаксические особенности. Умение   вводить в текст новую информацию.

Уроки контроля

4 (35)

 Неопределенно-личные предложения

Умение находить, характеризовать и употреблять в речи неопределенно-личные предложения, анализировать   синтаксические конструкции  с однородными членами, деепричастными  и причастными оборотами. Умение создавать лингвистические тексты   по предложенному плану и схеме

Урок усвоения новых знаний

5 (36)

Обобщенно- личные предложения

Умение  узнавать обобщенно- личные предложения в тексте, употреблять их в речи, объяснять функцию обобщенно-личных предложений в речи. Умение создавать лингвистические тексты по плану и схеме

Урок усвоения новых знаний/контроль усвоения . Выборочный тест , Диктант «Проверь себя».

6 (37)

Безличные предложения

Умение  находить в безличные предложения  в тексте, производить синонимическую замену безличных и двусоставных предложений

Урок формирования новых знаний

 

7 (38)

Безличные предложения

Умение создавать текст-описание с использованием безличных предложений

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

8 (39))

Назывные предложения

Умение находить назывные предложения, определять их роль в тексте

Урок формирования новых знаний / Мультимедиа урок

9(40)

Назывные и неполные предложения. Знаки препинания в неполных предложения

Умение различать назывные и неполные предложения

Урок формирования новых знаний/

Мультимедиа урок

10

(42)

Односоставные предложения и их употребление  в речи

Умение определять роль односоставных предложений в тексте. Умение различать односоставные и двусоставные предложения

Урок обобщения и систематизации знаний

11(43)

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

Сформированность навыка различать односоставные предложения от  двусоставных, умение определять вид односоставнго предложения, производить синтаксический разбор простого односоставного предложения

Урок обобщения и систематизации знаний/ Мультимедиа  урок

12,13(44,45)                                          

Развитие речи. Сочинение по картине

Сформированность навыка употребления односоставных предложений в речи

Урок учета и оценки ЗУН

         

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

Цели урока:

а) Образовательная: формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, научить пользоваться односоставными предложениями в тексте;

б) Развивающая: развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему,

совершенствовать умения выполнять тестовую работу;

в) Воспитательная: приобщать учащихся к культуре      

Тип урока: комбинированный

Оборудование: дифференцированные цветные карточки, схема «Типы односоставных предложений», компьютер, учебник, тетради, презентация "Односоставные предложения",

тест

                                                               Ход урока

1.Организационный момент

Вступительное слово учителя:

В поисках смысла

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись ,

Кроется самая главная мысль.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Откроется самая главная мысль

Психологический настрой на работу.

 

-Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.

-Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться»      

                                                        Слайд 1.

-Как вы понимаете данное высказывание?

-Вы с ним согласны?

-Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

-Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная.

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать, отлично готовы к уроку. Зелёный цвет – вы спокойны, хорошо усвоили материал. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства, у вас есть пробелы в знаниях.

Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа».

Создание проблемной ситуации.

Обратите внимание на тему урока (на доске). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)     Слайд 2.

                  Слайд 3.

2.Лингвистическая разминка.  Слайд 4

У вас на карточках записаны строки из  стихов А.А.Фета, М.Ю.Лермонтова . Выразительно прочитайте и назовите  виды односоставных предложений.

Группа № 1.

Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Группа №2

Шёпот, робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

Группа №3

Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана.

(Ответы: 1)определённо-личное, назывные;двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 2) назывные; 3) определённо-личное.)

1-я группа производит синтаксический разбор предложения.  Слайд 5

 В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело,- я ничего не пойму.

Графическая схема предложения.

2-я группа производит фонетический разбор слов: янтаря, отблеск.

3-я группа производит словообразовательный  разбор слов:спаленного, недаром, завесила.

 

3. Анализ текста.  Слайд 6

На доске:

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

(А.С. Пушкин)

(Читает один ученик)

-Каким настроением проникнуто стихотворение? (чувством радости, счастья; автор прямо утверждает: «День чудесный!»)

-Определите тему данного текста. (описание утра, зимней природы)

-Назовите ключевые слова, которые раскрывают тему текста. (мороз, солнце, день, чудесный, нега и др.)

Словарная работа.

-Ребята, помните ли вы значение слов нега и Аврора?

Один ученик зачитывает значение данных слов, которое смотрел по словарю:

Нега – блаженство, приятное состояние.

Северная Аврора - богиня утренней зари у древних римлян.

 (Фронтальная проверка с объяснением орфограмм).                          

4.Основная часть урока.

 1)Прежде чем перейти к практической части урока, мы повторим всю теорию по  односоставным предложениям.( Рассказывает один ученик).

-Учащиеся дают рецензию.

 2)Давайте снова обратимся к нашему стихотворному тексту и назовем виды предложений, которые встречаются в нём.

5. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают друг другу строки  из стихотворений и определяют вид  предложений.

6. Работа с текстом.

-Вы справились с определением вида односоставных предложений, когда задания были составлены из набора отдельных предложений. Гораздо труднее это делать в тексте. Следующее задание составлено по типу тех, что предлагаются на ГИА. Основано оно на тексте о художнике Рябушкине А.П.

Слайд 7

Всмотритесь в его автопортрет.

Один ученик читает текст. Затем ребята самостоятельно выполняют задание.

                                      Андрей Петрович Рябушкин

1.Высокое новгородское небо прозрачно.2.Стадо лысых холмов спускается к реке Тигоде.3.Безлюдно. 4.Лишь на покатом склоне у деревянной треноги мольберта- человек. 5.Рядом этюдник, палитра, подрамник с холстом.6.Разбросаны кисти.7.Немолодому мужчине в сером теплом пальто зябко.8.Он съёжился, согнулся на складном табурете. 9.Непокорная прядь кудлатых волос упала на чистый лоб.10.Бледное лицо, светлые грустные глаза, тонкий хрящеватый нос с острыми вырезами ноздрей, впалые щеки, на скулах недобрый румянец. 11.Кудрявится русая бородка, тонкая шея обмотана мохнатым шарфом. 12.Художник нервно сцепил руки на острых, колючих коленях и пристально глядит,  как неумолимо бежит солнце за бурую гряду леса. 13.Небо по-весеннему пусто и безмолвно, только багровый отблеск заката звенит в зеркальных водах Тигоды.

1. Определите стиль и тип речи.

1) художественный  стиль, описание

2) публицистический стиль, рассуждение

3) художественный стиль, повествование

4) научный стиль, рассуждение

2. Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

1) 3

2) 4

3) 8

4) 9

3. Из 2 предложения  выпишите  словосочетание, в котором использована связь согласование.

4. Из  предложений 4 – 8  выпишите  безличное предложение.

5. Какой из типов односоставных предложений встретился среди предложений 9 – 12?

1) назывное

2) определенно-личное

3) обобщенно-личное

4) неопределенно-личное

6.Из предложения 13 выпишите грамматические основы.

7.Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание приставки проверяется правилом : на конце приставки пишется буква з, если корень начинается со звонкой согласной.

8.Выпишите из текста  краткие причастия.

9.Из предложений12- 13 выпишите предложение с метафорой.

10.Из предложений 10-13 выпишите  сложное предложение с подчинительной связью.

6). Подведение итогов работы.

(Повторяем все виды односоставных предложений ещё раз, выставляются оценки)

-Что повторили сегодня?

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Какой этап урока показался самым интересным?

-Что было трудно?

-Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

6. Домашнее задание. Индивидуальное задание  (сообщение о художнике А.П.Рябушкине), № 145 ( описать общее впечатление от картины А.П.Рябушкина    ««Московская девушка 17 века», используя разные виды односоставных предложений.

Список литературы.

1. Рабочие программы по учебникам М.М.Разумовской   5-9 класс» /М.М.Разумовская  ,М. Дрофа ,2009 г.

2. Разумовская М.М.. Русский язык: Учебник. 8 класс / М.М.Разумовская, П.А.Лекант М.: Дрофа , 2009.

3. О.А.Финтисова. Поурочные планы по программе М.М.Разумовской: книга для учителя / О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2009.

4. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.

5. Бакулина  Г.А.   Конспекты уроков для учителя русского языка . 8класс. – М.: Владос, 2006.

6. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе PDF. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. - М.: Академический проект, 2006.

7. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и

дома: 8класс / С. Н. Пименова. – М.: Искатель

8. Сборник тестовых задания для тематического и итогового контроля: русский язык.                    8 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

9.Т.А.Захарова, И.А.Меховская .Уроки русского языка с применением информационных технологий.7-8 классы/ М. : «Планета»,2011.

10.Дейкина А.Д.Универсальные дидактические материалы по русскому языку : 8-9 классы/А.Д.Дейкина, Т.М.Похнова .- М.: АРКТИ,1999

Сайты

1. festival.1september.ru

2 school1-ruslit.ucoz.ru 

3. schkolawospitan.ucoz.ru

4. kollegi.kz

5. ledusite.ru 

6.http//www.gramma.ru   

7/http:www.gramota.ru               

 Приложения

1.Выборочный тест ( к уроку №5)

Задание: определите и запишите вид односоставного предложения.

  1. Многое вспомнишь родное, далёкое, слушая рокот колёс непрестанный, глядя задумчиво в небо широкое. (И.Тургенев.)
  2. Встретишь вечерочком милую в садочке- сразу жизнь становится иной.
  3. От вас беру воспоминание, а сердце оставляю вам.
  4. Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте со мной.
  5. Ищи свою дорогу с малых лет, уверенно иди сквозь годы, оставь- на этой лучшей из планет- свой яркий след, свои живые всходы.
  6. Недаром его прозвали Бирюком.
  7. Действительно, в наших краях знают толк в пении.

2.Диктант «Проверь себя» (к уроку №5)

        

Как хороша зимняя дорога в мягкий морозный день! К парадному уже подали сани, нас начинают одевать, суют руки в рукава, которые никак  не найдешь, повязывают сверху большим платком так , что ничего не видишь под ногами.

        Но на дворе так хорошо пахнет морозом  и дымом  от затопленных печей, сани так удобны, предстоящая дорога так заманчива, что крепишься и терпишь всякие неприятности.

        Привалишься  в санях к высокой спинке, лошади лихо пронесут мимо мелькающих берёз аллеи, деревенских изб, занесенных снегом, откровенная равнина откроется перед глазами.

3.Графический диктант( к уроку №7).

Задание: определите вид односоставного предложения или каждой его части, начертите схемы.

1.С утра морозит.

2.В  избе жарко натоплено.

3.В избе жарко натопили.

4.Вам не видать таких сражений!

5.Приготовьтесь к уроку!

6.Бездонную бочку водой не наполнишь.

7.Дерево зажгло грозою.

8.В воздухе пахнет сосновой смолой.

9.Небо продолжало расчищаться, в лесу чуть-чуть светлело.

10.Иду, и мне легко дышится.

4.Тест по теме «Односоставные предложения»

1.Укажите неверное утверждение.

А)Односоставное предложение может быть распространенным.

Б)Неполные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.

В)Назывные предложения имеют один главный член- подлежащее.

Г)В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.

2.Укажите верное утверждение.

Односоставное предложение- это предложение, в  котором:

А)опущено сказуемое,

Б) опущено подлежащее,

В)нет второстепенных членов предложения,

Г)грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.

3.В неопределенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:

А) существительным в именительном падеже.

Б)Глаголом в форме 1-го или 2-го лица

В)глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будщем времени.

Г)глаголом-инфинитивом.

4.Это предложение обобщенно-личное.

А)Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда.

Б)Иду не торопясь, любуюсь хорошей погодой.

В)Многое вспомнишь родное, далекое,

    Слушая рокот колес непрестанный…

Г)Пахло нагретой землей и мёдом.

5.В этом безличном предложении сообщается о состоянии природы.

А)Было душно. К придорожью мёдом веяло с гречих.

Б)Страшно, что сил не хватит выдержать до утра.

В)Кому-то не спится в прекрасном далёке.

Г)С той прелестной поры мне час от часу становилось лучше.

6.Это назывное предложение имеет указательное значение.

А)Вот мельница. Она  уж  развалилась.

Б)Вот старый глухарь с облинялым крылом в кусту завозился.

В)Вот капля, как шляпка гвоздя,

   Упала- и, сотнями игол

   Затоны прудов бороздя,

   Сверкающий дождик запрыгал.

Г)Вот и домик виден на горе высокой.

7.Это предложение неполное, на месте отсутствующего члена предложения надо поставить тире.

А)Один рекомендует спорт, другой поехать на курорт, а третий соблюдать диету.

Б)Сквозь полукруглые окна видим сад, заваленный снегом.

В)Угар и плесень позади.

8)В каком варианте неправильно поставлены знаки препинания.

А)После ливня- ни грозы, ни ветерка.

Б)Летом светает рано, зимой- поздно.

В)Вся жизнь день радости и счастья.

Г)Люблю твой строгий, стройный вид.

9)В составе какого сложного предложения есть простое безличное?

А)Уже смеркалось, и мы зажгли свет.

Б)Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нем сатирика.

В)Еще мгновение, и лодка вошла под своды деревьев.

Г)Еще молчаливы леса, и шум города сюда не доходит.

10.Укажите, какая схема соответствует предложению  «Мне было жутко в холодном лесу, и я поспешил  домой».

А{)дусоставное}, и {двусоставное}.

Б){определенно- личное}, и {двусоставное}.

В){безличное}, и {безличное}.

Г){безличное }, и {двусоставное}.

К  уроку №11

Группа № 1.

Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Группа №2

Шёпот, робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

Группа №3

Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана.

        

К уроку 11

                                      Андрей Петрович Рябушкин

1.Высокое новгородское небо прозрачно.2.Стадо лысых холмов спускается к реке Тигоде.3.Безлюдно. 4.Лишь на покатом склоне у деревянной треноги мольберта- человек. 5.Рядом этюдник, палитра, подрамник с холстом.6.Разбросаны кисти.7.Немолодому мужчине в сером теплом пальто зябко.8.Он съёжился, согнулся на складном табурете. 9.Непокорная прядь кудлатых волос упала на чистый лоб.10.Бледное лицо, светлые грустные глаза, тонкий хрящеватый нос с острыми вырезами ноздрей, впалые щеки, на скулах недобрый румянец. 11.Кудрявится русая бородка, тонкая шея обмотана мохнатым шарфом. 12.Художник нервно сцепил руки на острых, колючих коленях и пристально глядит,  как неумолимо бежит солнце за бурую гряду леса. 13.Небо по-весеннему пусто и безмолвно, только багровый отблеск заката звенит в зеркальных водах Тигоды.

1. Определите стиль и тип речи.

1) художественный  стиль, описание

2) публицистический стиль, рассуждение

3) художественный стиль, повествование

4) научный стиль, рассуждение

2. Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

1) 3

2) 4

3) 8

4) 9

3. Из 2 предложения  выпишите  словосочетание, в котором использована связь согласование.

4. Из  предложений 4 – 8  выпишите  безличное предложение.

5. Какой из типов односоставных предложений встретился среди предложений 9 – 12?

1) назывное

2) определенно-личное

3) обобщенно-личное

4) неопределенно-личное

6.Из предложения 13 выпишите грамматические основы.

7.Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание приставки проверяется правилом : на конце приставки пишется буква з, если корень начинается со звонкой согласной.

8.Выпишите из текста  краткие причастия.

9.Из предложений12- 13 выпишите предложение с метафорой.

10.Из предложений 10-13 выпишите  сложное предложение с подчинительной связью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" "Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России"

методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" М.З. Биболетовой "Выдающиеся деятели культуры англгязычных стран и России, знаменитые учёные, спортсме...

Презентация методической разработки раздела образовательной программы по экономике

Презентация методической разработки была представлена мною в качестве одного из этапов квалификационных испытаний...

Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии

Раздел 3 «Царство Растения» включает 16 часов и объединяет 5 тем: Общая характеристика растений (2 часа); Подцарство Низшие растения (2 часа); Подцарство Высшие растения (4 часа); Отдел Голосеменные р...

Методическая разработка раздела образовательной программы

Методическая разработка раздела образовательной программы по физике в 7 классе "Двавление твердых тел, жидкостей и газов"...

Методическая разработка раздела образовательной программы

Содержание:1.     Пояснительная записка2.     Цели и задачи раздела.3.     Психолого- педагогическое объяснение специфики восприятия и ...

Человек и его права. Методическая разработка раздела образовательной программы по обществознанию, 9 класс, А.И. Кравченко

Работа посвящена разработке раздела программы Кравченко А. И. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М: ООО “ТИД Русское слово-РС”,2013, “Человек и его права...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...