Возможности ИКТ на уроках физической культуры
материал на тему

Из выступления на заседании МО преподавателей физвоспитания и ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_vystupleniya_na_zasedanii_mo_prepodavateley.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Из выступления на заседании МО преподавателей

 физвоспитания и ОБЖ, 04.11.2016 г.


«Возможности ИКТ на уроках физической культуры»

 Автор: Дашинимаев С.Н.,

руководитель физического воспитания

 XXI век – век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование ИКТ на уроках – процесс объективный и вполне закономерный. Развитие человеческого общества в мире и в России, в частности, требует научного подхода и к занятиям физической культурой. Основой развития любого процесса является информация. Особенностью развития общества в информационный век является нарастающий, часто хаотичный поток информации, управлять которым, а тем более перерабатывать и принимать решения становится все труднее.

 Возможным выходом из этой ситуации является применение информационных компьютерных технологий (ИКТ), представляющих собой накопление информации, её хранение и переработку, математический анализ, моделирование и прогнозирование. Составными частями ИКТ являются электронный, программный и информационный компоненты, совместное функционирование которых позволяет решать задачи, поставляемые развитием общества

Следовательно, наша цель - найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания студентов, как средству методической поддержки учебного процесса.  

 Компьютер дома, в школе в настоящее время уже не роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать средства ИКТ на уроках физической культуры? Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача преподавателя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.   Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют достичь максимальных результатов в решении многих задач.

1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счёт применения средств современных информационных технологий:

- повышения эффективности и качества процесса обучения;

- повышение активной познавательной деятельности;

- увеличение объёма и оптимизация поиска нужной информации.

2.  Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях информационного общества:

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

- формирование умений осуществлять экспериментально - исследовательскую деятельность.

3.  Работа на выполнение социального заказа общества:

- подготовка информационно грамотной личности;

- осуществление профориентационной работы в области физической культуры.

С использованием ИКТ на уроках физической культуры выигрывают все: студенты, родители, преподаватели, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья.  Это помогает мне в решении ещё одной задачи – разбудить заинтересованность студентов в формировании здорового образа жизни.

Необходимость использования ИКТ в физическом воспитании вызвана потребностью в повышении его качества с помощью применения компьютеров.

ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала.

С помощью ИКТ можно решать проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся

 С чего же начиналось применение ИКТ в моей практике применительно к урокам физической культуры. Вначале информационные технологии в области физического воспитания использовались без непосредственного привлечения студентов: это в основном текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами создали базу данных по итогам выступлений команд техникума на спортивных соревнованиях.

Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование.

Мною был изучен   материал по использованию ИКТ на уроках. Научился овладевать компьютерными технологиями и программой Мicrosoft Рower Рoint, что позволило   включать в уроки с ИКТ материал по усвоению теоретических основ на уроках   физической культуры. Это позволило мне   сделать урок более интересным, наглядным и    динамичным.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективнее решать эту проблему. Электронные презентации на теоретических уроках по физической культуре предназначены для решения ряда педагогических задач. Их использование позволяет значительно повысить производительность обучения, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Обязательным условием электронной презентации является наличие иллюстрированного материала. Электронная презентация содержит обширный теоретический материал для изучения физической культуры. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания обучающихся доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности. Именно поэтому в учебных презентациях необходимо текстовую информацию свести к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, фрагментами фильмов, касающихся физической культуры и спорта. Темы уроков выстраивать в соответствии с основными разделами программы по основам знаний предмета физическая культура. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны учителем непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

Использование тестирующих компьютерных программ на уроках физической культуры, при подготовке к олимпиаде по предмету “физическая культура” позволяет объективно оценить теоретические знания обучающихся. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даются варианты ответов. Время, выделяемое на тест, зависит от сложности вопросов и их количества и ограничивается 10 – 15 минутами. По окончании работы открывается окно результатов. В этом окне отображается оценка по пятибалльной системе.

Необходимо отметить, что обучающиеся уже подготовлены к созданию презентаций и по заданию делают их быстро.  Участие студентов в разработке различных программ, пособий считаю не обязательным, но и отстранять их от этой работы не следует. Они намного эффективнее владеют многими компьютерными программами. Пусть работа будет совместной!  Интерес, считаю, состоит в том, чтобы от умения создать презентации перейти к осмысленному и глубокому проектному методу, что предполагает затрату времени, творческую направленность. Безусловно, каждая работа должна оцениваться.

Электронная презентация может содержать большой теоретический материал, который, тем не менее, легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока может бать использована как средство самообучения и самостоятельной работы. По заданию студенты готовят самостоятельно презентации на такие темы: «Самоконтроль на занятиях физической культуры». В презентациях представлены определения, показатель самоконтроля, субъективные показания состояния организма, внешние признаки утомления, которые и составляют теоретический материал. Способы измерения пульса пробы с приседаниями являются практическим материалом. Дети приобретают знания для самостоятельного ведения "Дневника самоконтроля” и определения своей физической подготовленности. «Вред курения и алкоголя», где показаны губительные факторы влияния на организм табака и алкоголя.

В чём же ещё заключается эффективность применения компьютера на уроке? В основной школе закладываются основы техники двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, низкий старт в лёгкой атлетике и т.д.), которые востребованы на всём протяжении обучения в школе. К сожалению, не все студенты приходят в техникум с прочными знаниями основ техники двигательных действий. Чтобы создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий по всем программам удобно применение ИКТ на уроках физического воспитания.

Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственное живое общение. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени.

 Таким образом, исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности студента, расширять общий кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

В основу современной системы освоения ценностей физической культуры закладываются инновационные подходы и педагогические технологии, которые сформировались в последнее время. Их необходимо  адапт...

Воспитательные возможности игровой технологии на уроках физической культуры.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями....

Возможности компьютерных технологий на уроке физической культуры

   Компьютерные технологии давно нашли широкое применение в образовательном процессе современной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования интерактив...

Учебный материал: "Возможности ИКТ на уроках физической культуры"

Специфика урока физической культуры не позволяет использовать информационно-коммуникативные технологии в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как основное направление обучения ...

Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры"

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....

социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....