Курс самообразования "Готовимся к аттестации"
статья по теме

«Аттестация (лат. attestatio — свидетельство), определение квалификации, уровня знаний работника или учащегося; отзыв о его способностях, деловых и иных качествах.

    В ряде ведомств и организаций аттестация требуется при присвоении лицу определённого разряда, звания, ранга и т. п.Это определение применимо и к аттестации  педагогических работников.

« Аттестация  педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Аттестация (от лат. attestatio - свидетельство) в самом широком значении этого слова обозначает определение квалификации; оценку знаний, способностей, достижений, успехов в работе, учебе, проведенную должностными лицами.

            Этот термин подразумевает  и проверку знаний школьников, студентов, специалистов в процессе получения и по завершении общего, профессионального или специального (повышение квалификации) образования (промежуточная и итоговая аттестация), и проверку деловых качеств работников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_attestatsii.rar482.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Аттестация (лат. attestatio — свидетельство), определение квалификации, уровня знаний работника или учащегося; отзыв о его способностях, деловых и иных качествах.

    В ряде ведомств и организаций аттестация требуется при присвоении лицу определённого разряда, звания, ранга и т. п.Это определение применимо и к аттестации  педагогических работников.

« Аттестация  педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Аттестация (от лат. attestatio - свидетельство) в самом широком значении этого слова обозначает определение квалификации; оценку знаний, способностей, достижений, успехов в работе, учебе, проведенную должностными лицами.

            Этот термин подразумевает  и проверку знаний школьников, студентов, специалистов в процессе получения и по завершении общего, профессионального или специального (повышение квалификации) образования (промежуточная и итоговая аттестация), и проверку деловых качеств работников.

 КОМУ АДРЕСОВАНА АТТЕСТАЦИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ?

Кто является ее объектом или кто   подпадает под понятие «педагогические работники»?

          К педагогическим работникам относятся лица, занимающие должности, отнесенные к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2008 г., регистрационный N 11731. "Российская газета", 2008, N 113).

           Аттестация   педагогических работников  - важнейшее средство  оценки и развития профессионализма  педагогических работников.   Другими словами именно по  результатам аттестации   судят об уровне и развитии профессионализма педагога.

ЦЕЛЬ АТТЕСТАЦИИ:

- подтверждение  соответствия  педагогических  работников  занимаемым  ими  должностям  на основе  оценки  их  профессиональной  деятельности  или  установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям

 ЗАДАЧИ АТТЕСТАЦИИ:

 - стимулирование  целенаправленного,  непрерывного  повышения уровня  квалификации  педагогических  работников,  их методологической  культуры,  личностного  профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

 -   повышение эффективности и качества педагогического труда;

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

-  учет  требований  федеральных  государственных  образовательных стандартов  к  кадровым  условиям  реализации  образовательных программ  при  формировании  кадрового  состава  образовательных учреждений;

-  определение  необходимости  повышения  квалификации педагогических работников;

            -  обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

ПРОАНАЛИЗИРУЕМ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

   Цель  аттестации и суть ее  - по результатам квалификационных испытаний установить соответствие или несоответствие   педагогов занимаемой должности/ первой/ высшей квалификационной категории  .

 Проводится аттестация для того,  чтобы  стимулировать/ мотивировать педагогов на постоянное  повышение уровня  квалификации,  использования современных инновационных методик.

Выявление потенциальных возможностей педагога,  точек дальнейшего профессионального роста и развития.

 Объективная  оценка  эффективности и качества труда педагога,  своевременное  определение необходимости  повышения квалификации.

 Обеспечение дифференциации уровня оплаты труда,  « … каждому по труду».

 Приведение в соответствие ФГОСов  и   уровня квалификации педагогов,  которые призваны их  реализовывать.

Получается,  что аттестация -  это способ  показать уровень своей квалификации.  

Пока ничего страшного  тут нет. Все цели  и задачи благородные.  

Каким образом это будет реализовываться,  или принципы аттестации:

- коллегиальность,

 - гласность,

- открытость.  

ЧТО ЗНАЧИТ КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ?

               Суть этого принципа состоит в том, что весь  процесс сбора, анализа, обобщения аттестационной информации, рассмотрения профессиональных, деловых и нравственных качеств и выработка оценки педагогов осуществляются группой высококвалифицированных  и  авторитетных специалистов, т. е.аттестационной комиссией.

               Коллегиальность  в работе аттестационной комиссии означает,  что все  решения     по аттестации конкретного работника принимаются  аттестационной комиссией,  члены которой имеют  равные права и обязанности.  

              Коллегиальность обеспечивает всестороннее и объективное рассмотрение документов, отражающих трудовую деятельность работника, непредвзятую оценку уровня его квалификации, возможностей профессионального роста и т. п.                

              Аттестационная комиссия  коллективно обсуждает вопросы аттестации  педагогических работников  и коллективно вырабатывает  рекомендации по тому или иному вопросу.

КАК ПОНИМАТЬ ГЛАСНОСТЬ?

             Принцип гласности заключается в том, что аттестационная процедура осуществляется открыто.  Это означает,  что вся информация  о порядке и процедуре проведения аттестации  педагога, а так же дате,  месте и времени  прохождения  ее   находится в открытом доступе и предоставляется педагогу.

                 Этот принцип характеризуется демократизмом проведения оценки, открытостью обсуждения профессиональных, личных и нравственных качеств аттестуемого, всех сторон его профессиональной  деятельности.

                Гласность выражается и в том, что подлежащему аттестации  педагогу предоставляется право ознакомления с подготовленной на него характеристикой.

               Он имеет возможность выдвигать свои возражения по существу характеристики и вносить предложения и замечания.

               Аттестуемый педагог имеет право присутствовать на заседании аттестационной комиссии,  принимающей решение о его аттестации.

              Результаты аттестации сообщаются открыто сразу же после голосования.

ЧТО ТАКОЕ ОТКРЫТОСТЬ?

       Это  прозрачность  и доступность информации об аттестационных процедурах ( тесты,  портфолио,  конспект урока,  решение   психолого –педагогических ситуаций и т.д.) ,  обеспечивающих объективное и доброжелательное отношение к аттестуемым руководящим работникам государственных образовательных учреждений.Таким образом, сама аттестация  - это экспертные  процедуры,  с помощью которых устанавливаются соответствие или несоответствие   педагогов занимаемой должности/ первой/ высшей квалификационной категории.

               Проводится аттестация  для того,  чтобы  мотивировать  педагогов на постоянное повышение уровня квалификации,  введение в свою практику инновационных педагогических технологий,  выявить потенциал  и возможности  педагога. Аттестация позволяет  привести в соответствие  ФГОСы и  уровень квалификации педагогических кадров.  Именно поэтому от   вида аттестации зависит и уровень оплаты труда педагога.  Это взгляд  официальный

Попробуем определить ВЗГЛЯД ПЕДАГОГА НА АТТЕСТАЦИЮ.

Аттестация для педагога   - это способ  показать свой уровень квалификации,  который  должен быть соответствующим образом оплачен.  

Уровень квалификации  оценивается аттестационной комиссией  с помощью квалификационных процедур, в основе которых лежат принципы коллегиальности,  гласности и открытости,  которые обеспечивают для   педагога   максимально:

- отсутствие предвзятости в  оценке  квалификации и  труда педагога;

- предоставление всей  необходимой  информации о порядке и процедуре проведения аттестации, знакомят меня со всеми,  касающимися меня и оценки моего труда документами,  предоставляется  педагогу  право присутствовать  на заседании аттестационной комиссии;

- формы квалификационных испытаний не являются тайной,  предоставлены в открытом доступе,  есть возможность подготовиться к ним.

Осуществляется  эта экспертная оценка АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИЕЙ.

Эта комиссия создается для того,  чтобы профессионально и качественно проводить оценку уровня профессионализма педагогических работников.

      В течение процесса аттестации вам придется иметь дело с членами аттестационной комиссии,  поэтому необходимо знать назначение,  суть деятельности   процесс  их работы.

         В  соответствии  с Порядком  аттестации  педагогических  работников  государственных  и муниципальных  образовательных  учреждений  (Утвержден  приказом Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  24  марта  2010г. № 209; зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 года)

  аттестация  проводится  в  целях  подтверждения соответствия  педагогических  работников  занимаемым  ими  должностям  на основе  оценки  их  профессиональной  деятельности  или  установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

         Для оценки этой самой деятельности  педагога и  создается  аттестационная комиссия, которая   при необходимости приглашает для работы независимых экспертов.    Причем  учитывается  сама природа профессиональной квалификации педагога.

                 Профессиональная  квалификация  является  интегральным образованием,  включающим  в  себя  профессиональный  опыт,  мотивацию, личностные  качества  и  другие  профессиональные  характеристики.

             Она непосредственно  влияет  на  качество  и  результативность  деятельности работника,  обеспечивает  готовность  и  способность  выполнения  различных профессиональных задач.

                Квалификационные  категории  предполагают,  прежде  всего, дифференциацию уровня сложности и  качества решения профессиональных (функциональных)  задач,  стоящих  перед  работником.  Они  носят иерархический характер.

          Соответствие занимаемой должности означает, что педагог  способен  решать  основные  профессиональные  задачи  по  своей должности  на  достаточном  уровне.

         Первая  и  высшая  квалификационные категории  предъявляют  более  высокие  требования  к    качеству  решения профессиональных  задач.  Они  предполагают  более  высокий  уровень квалификации педагога.

САМОЕ ГЛАВНОЕ,  ИЛИ ВЫВОДЫ

Аттестация не против педагога, а для педагога.  Она для того,  чтобы предоставить возможность педагогу  показать все,  на что он способен и показать скрытые резервы его способностей и возможностей.

Аттестация  - это способ предоставить аттестационной комиссии материалы,  подтверждающие  вашу квалификацию .   Педагог должен научиться предоставлять эти материалы в должной форме  ( которая,  кстати, оговорена нормативными документами см. ниже).

Аттестация проводится  с учетом принципа коллегиальности, то есть экспертные процедуры осуществляются  коллективом высококлассных специалистов –экспертов. Решение  принимается тоже коллективное,  чтобы избежать     какой   бы то ни было  дискриминации педагога.

Аттестация проводится  с учетом принципа гласности,  то есть вся информация об   экспертных процедурах  доводится до  педагогов  и вся информация об аттестации конкретного педагога  предоставляется   ему обязательно.

Аттестация проводится  с учетом принципа открытости,  то есть в ходе аттестации прозрачна   информация обо всех  аттестационных процедурах,  можно  с ними ознакомиться,  предоставляется  возможность присутствовать  на заседании аттестационной комиссии.

 Аттестация  с целью установления соответствия занимаемой должности  обязательна. Она устанавливает,  что педагог  способен  решать  основные  профессиональные  задачи  по  своей должности  на  достаточном  уровне ( то есть соответствует своей должности – только и всего!).

Аттестация с целью установления соответствия требованиям  квалификационной категории ( первой или высшей) означает более  высокие  требования  к    качеству  решения профессиональных  задач,  как и более высокие требования к квалификации педагога.   Какие именно мы будем разбирать в последующих модулях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационный материал для государственной итоговой аттестации по информатике за курс основной школы

Представленный комплект билетов отражает в полной мере федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Состоит из 20 билетов, сформирован с учётом содержания учебной про...

Экзаменационные материалы по физике для итоговой аттестации по физике за курс основной школы

По окончании основной школы (9 классов) итоговая аттестация проводится либо в формате ГИА либо в формате устного экзамена. В Санкт-Петербурге экзамены по физике в формате ГИА пока не проводятся, учени...

Материалы промежуточной аттестации за 8 класс по курсу "Обществознание"

Экзаменационные билеты по курсу "Обществознание" за 8 класс....

Элективный курс "Подготовка к аттестации"

Элективный курс для учащихся 9 класса...

Задания для подготовки студентов первого курса к промежуточной аттестации в первом семестре

Данный материал предназначен для подготовки к экзамену студентов 1 курса специальностей ПС, СП, ТМ. Включает в себя набор заданий по темам первого семестра....

Контрольно-измерительные материалы промежуточной аттестации в виде зачёта по ОГСЭ.04 физическая культура, специальность 31.02.01 лечебное дело 1 курс 1 семестр,2 курс 3 семестр.2020г.

Назначение КИМЗачет по дисциплине «Физическая культура» проводится с целью:Оценить уровень физической подготовленности обучающихся.Формирования у обучающихся осознанных потребностей в сист...