Выбор профессии – это серьезно! (открытое мероприятие для старших классов)
методическая разработка (9 класс) на тему

Семенова Ксения Валерьевна

Занятие направленно на расширение знаний учеников о профессиях, тем самым приближая их к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie-_proforientatsiya_starsheklassnikov.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Выбор профессии – это серьезно


Цель:
 занятие направленно на расширение знаний учеников о профессиях, тем самым приближая их к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. Пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
  2. Расширить границы профессионального самоопределения за счет выявления особенностей некоторых профессий.
  3. Разобраться в возможных вариантах мотивации выбора профессиональной деятельности.

Для проведения занятия были использованы элементы тренинга, а также в качестве диагностического материала методика «Определение мотивации» Е.А. Головахи.

План:

  1. Викторина: «Мир профессий».
  2. Фильм «Профессии будущего: кем мне стать».
  3. Определение ведущих мотивов профессионального выбора.

Ход занятия:

1. Вступительное слово.

На земле очень много профессий.

О профессии каждый мечтал.

Есть профессии – нежная песня.

Есть профессии – литый металл.

Но всегда – и как было когда-то,

И сейчас в двадцать первый наш век –

Я хочу пожелать вам, ребята…

Чтобы вырос из вас Человек!

- Ребята, мне очень приятно видеть вас всех на нашем занятии, 9 класс-это ответственная пора в жизни каждого из вас. Самоопределение в жизни – это очень ответственный выбор, который может существенно повлиять на дальнейший жизненный путь.

Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной вами профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Выбор профессии – это один из самых важных шагов, который делает каждый молодой человек. От того, каким он будет – это первый шаг – зависит многое.

На доске: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы» А. П.Чехов.

-Как вы понимаете это высказывание? (Ответы уч-ся)

Существует множество (более 10 тыс.) разнообразных профессий и специальностей.

-Ребята, что же такое, по вашему мнению, профессия? (Ответы детей)

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки, определенного уровня знаний, специальных умений и при этом служит источником дохода, т. е. это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.

-Какие профессии вы знаете? ВРАЧ, УЧИТЕЛЬНИЦА, ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА, ШОФЁР, ПОВАР, ПРОДАВЕЦ, СТРОИТЕЛЬ, ПАРИКМАХЕР, ПОЖАРНЫЙ, ФУТБОЛИСТ, ШАХТЁР, ХУДОЖНИК, САДОВНИК, ПЕВЕЦ, СЛЕСАРЬ, КОСМОНАВТ, КЛОУН, ДВОРНИК и т. д.

- Как правильно выбрать профессию?

Ваша задача на этапе выбора заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

1.Интересна и привлекательна для Вас;

2.Соответствует Вашим способностям;

3.Пользуется спросом на рынке труда.

-Чтобы сориентироваться в мире профессий, я предлагаю Вам классификацию по предмету труда, т. е. по тому, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности. А предметом труда могут быть: другие люди, техника, информация, природа, художественные произведения.

Поэтому можно выделить пять типов профессий:

1.«Человек – человек». Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

2. «Человек – техника». Предметом труда в этой профессии является использование технических устройств. Это могут быть летчики, водители, механики, слесари и т. д.

3. «Человек – знаковая система». Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: цифры, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. (Это бухгалтеры, программисты, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.).

4. «Человек – природа». Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой. Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.

5. «Человек – художественный образ»

-Что влияет на выбор места работы? (высокий заработок, любовь к профессии, престижность и отсутствие выбора).

- Каким рабочим специальностям обучают в нашей школе? (швея, обувщик, столяр, штукатур-маляр, овощевод)

-Кто в нашем классе получит специальность……….? (дети должны встать и сказать)

- Нравятся ли вам эта специальность, или вы хотите получить другие профессии по окончании школы?

-Кто из вас определился с выбором будущей профессией?

- Какие вы знаете профессии, не требующие высокой квалификации, где вы могли бы работать без профессиональной подготовки?

(Няня в детском садике, в школе, дворники, санитарки, на благоустройстве города - озеленители).

При решении проблемы «Кем быть?» рекомендуется пользоваться следующими правилами:

Правило первое:

- познай и изучи себя.

- здоровье;

- интересы и склонности;

- способности, знания и умения.

Правило второе:

Узнай все о профессии:

- предмет, цель и условия труда;

- пути получения профессии;

- медицинские противопоказания;

- требования профессии к личности (профессионально важные качества);

- актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.

Физкультминутка:

Трактор водит – ... (тракторист),
Электричку – ... (машинист),
Стены выкрасил – ... (маляр),
Доску выстрогал – ... (столяр),
В доме свет провел – ... (монтер),
В шахте трудится – ... (шахтер),
В жаркой кузнеце – ... (кузнец).
Кто всё знает – молодец!

Фильм «Профессии будущего: кем мне стать».

-Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.

«Выбор профессии можно сравнить с решением сложной задачи со многими неизвестными, когда требуется учесть множество факторов». А. А.Головей.

-Условно, эти составляющие факторы можно обозначить как формулу профессий "хочу ", "могу ", "надо ".

"Хочу " - (интересы и склонности).

"Могу " - (способности, состояние здоровья).

"Надо " - (потребности общества в кадрах).

-Сегодня мы поговорим о профессиях, которые предлагают нам училища нашей республики.

  • «Марийский политехнический техникум»

г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, 25

- каменщик

- кружевница

- швея

- резчик по дереву

- штукатур

- станочник деревообрабатывающих станков

Срок обучения – 1 год 10 месяцев.

  • «Строительно-промышленный техникум»

г. Йошкар-Ола, ул. Медицинская, 5

- маляр (строительный)

- штукатур

- каменщик

- столяр (строительный)

- обувщик по ремонту обуви

- швея

- рабочий зеленого строительства

Срок обучения 1 год 8 месяцев.

  • «Аграрно-строительный техникум»

РМЭ, Советский район, с. Вятское

- штукатур

Срок обучения 1 год 10 месяцев

- Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно.

Упражнение называется «Викторина: мир профессий»

Цель упражнения: пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.

Инструкция: ученикам предлагается ответить на вопросы викторины:

  • Кем по профессии был А.П. Чехов? (врач, писатель).
  • Кем могли бы работать в наше время: волк из сказки «волк и 7 козлят» (пародистом), красная шапочка (социальным работником), кот Матроскин из мульт-ма «Каникулы в Простоквашино» (коммерсантом, животноводом, фермером).
  • Кто учит детишек читать и писать, природу любить, стариков уважать (учитель).
  • Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней (врач).
  • Перечислите профессии, начинающиеся с названия музыкальных нот: доктор, режиссер, милиционер, фармацевт, солист, маляр, синоптик.
  • В прошлый раз был педагогом, послезавтра – машинист, должен знать он очень много, потому что он … (артист)

Закончить наше занятие, мне хотелось бы притчей:

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”

И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил: “ А что ты делал целый день?”

А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”

Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!

- Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее удовольствие. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья». Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

Рефлексия.

Сегодня на занятии:

•Я научился…………………………………………………………….

•Было интересно……………………………………………………..

•Было трудно…………………………………………………………..

•Заставило задуматься………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии - дело серьезное".

классный час  в выпускном классе 8 вида коррекционной школы. Цель - помочь детям с выбором будующей профессии....

Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...

Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".

Классный час попрофориентации дляучащихся 9-го класса«Выбор профессии – делосерьезное"....

Час общения по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".

Материал по ориентированию ребят 9  класса  в мире профессий (прилагается и презентация с наглядным материалом)....

классный час по профориентации для кадет 7 класса "Выбор профессии- дело серьезное"

Цели:1)дать кадетам  представление об основах профессионального самоопределения;2)активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.Задачи:1) Формировать у уч...

Круглый стол «Выбор профессии – это серьезно» 11 класс

Круглый стол «Выбор профессии – это серьезно» 11 класс...

Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".

Цели:          Содействовать личностному и  профессиональному самоопределению учащихся;активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, самора...