Статья"Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках.»
статья (5 класс) на тему

Статья содержит актуальные приемы и методы по формированию метапредметных компитенций учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Немцева Л.В., учитель математики

МАОУ « СОШ № 16»

 города Губкина Белгородской области

"Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках.»

Жизнь вокруг нас находится в постоянном движении, мир изменяется порой с такой быстротой, что нас это просто пугает. И то, насколько сегодняшний ученик завтра сможет проявить гибкость, мобильность, способность к саморазвитию и самообразованию, определит его личную успешность и государственную полезность. Государственные образовательные стандарты второго поколения направлены на согласование потребностей и интересов, предъявляемых к образованию личностью, обществом и государством.

На первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи,  работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания. Именно эти способности востребованы в современном обществе. Поэтому мы сегодня говорим о формировании метапредметных умений и навыков, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Современная школа реализует компетентностный подход в образовании, а именно, формирует ключевые компетентности, обобщает предметные умения, направляет школьников на подготовку к жизни в обществе. Для управления современным производством нужен человек, обладающий глубокими знаниями, научным складом ума, творческим мышлением и умением принимать решение в зависимости от возникшей ситуации. В современных условиях резко возрос объём накопленных человечеством знаний, в то же время эффективность и качество учебного процесса резко снизились.

В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

В связи с этим возникает проблема активизации познавательной деятельности учащихся, которая на всех этапах развития школы оставалась актуальной, потому что «активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности».

Стоит отметить, что метапредметные связи на уроках способствуют

- формировать у школьников убеждение в связности предметов школьного цикла и целостности окружающего мира,

-повышать и развивать познавательный интерес сразу к нескольким учебным дисциплинам;

 -приобщать школьников к научно-исследовательской деятельности;

-формировать комплексный подход к учебным предметам;

 -учит школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач;

-развивать у школьников теоретическое, креативное мышление, а также формировать операционное мышление, направленного на выбор оптимального решения;

    Интерес к изучению предмета во многом зависит от того, как проходят уроки.  Я решила отыскать точки соприкосновения информатики и ИКТ с различными предметами школьного курса, показать пример широкого сотрудничества предметов на интегрированных уроках через сотрудничество учителей и школьников.

   Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций :

        вовлечению обучающихся в мировое пространство (показать многообразие и единство мира, обеспечить его целостное восприятие);

         разностороннему развитию обучающихся, формированию процессуальных умений (современных метапредметных коммуникативных компетенций);

        при подготовке к урокам и непосредственно на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал;

        научить школьников самостоятельно добывать необходимые знания, ин-терпретировать, творчески перерабатывать их и воспроизводить в осмысленном виде.

Цель моей педагогической деятельности тесно связана с целью, которую ставит перед собой коллектив нашей школы - это формирование творческой, конкурентоспособной, физически здоровой, успешной личности, способной жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Для достижения этих целей необходимо выполнить задачи:

1.  Учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;

2.  Учить сотрудничеству: мы рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам.

3.  Учить применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Итак, исследуя данную проблему, можно сделать вывод, что метапредметные связи – важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира и формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, устанавливать причинноследственные связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а также позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса.

Установление межпредметных связей в школьных курсах физики, математики и информатики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Необходимость использования межпредметных связей между физикой, математикой и информатикой очевидна. Обучение этим дисциплинам должно сопровождаться использованием информатики и информационно-коммуникационных технологий как средства обеспечивающего наибольшую отдачу при изучении этих предметов. Использование мультимедийных презентаций в процессе преподавания математики, информатики и физики позволяет интегрировать знания и умения учащихся из различных предметных областей, на практике осуществлять исследовательскую деятельность учащихся, используя полученные результаты в последующих разработках учащихся. Этот материал позволяет реализовывать учебный материал более полно. Использование банка электронных разработок в образовательном процессе имеет ряд достоинств:

  • значительное увеличение подаваемого за урок объема материала, охватывающего различные разделы учебных курсов;
  • улучшение наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения;
  • ускорение темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей;
  • проявление большего интереса учащихся к предмету.

. Межпредметные связи способствуют повышению научности и доступности обучения, значительному усилению познавательной деятельности учащихся, улучшению качества их знаний. Совместные усилия педагогов и учащихся позволяют сделать шаг вперед, как процессу образования, так и научно-техническому прогрессу в целом.

 

                                            Библиографический список:

1.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед кадров / Е.С. Полат и др. Под общей ред. Е.С. Полат. -  М.: Издательский центр «Академия», 2005.

2.     Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение. 1989.

3.     Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 1998.

4.     Информационная культура: Новые информационные технологии. 11 кл.: Учебное пособие для образоват. Учреждений / А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонов, М. А. Кузьменко и др. — М.: Дрофа, 2003.

5.     Лапчик М. П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. —  М.: Академия, 2001.

6.     Ястребцева Е. Н., Быховский Я. С. «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы. Японские хокку.»

Краткое обоснование основных идей опыта. Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют ...

Проблемно-исследовательское обучение на уроках физики как средство формирования метапредметных компетенций учащихся

Не существует сколько-нибудьдостоверных тестов на одаренность,кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской деятельности.А.Н.Колмо...

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках физики

Метапредметные компетенции, их формирование на уроках физики...

Статья «Формирование метапредметных компетенций через исследовательскую деятельность»

В статье автор делится своим опытом по формированию метапредметных компетенций через исследовательскую деятельность....

Формирование метапредметных компетенций учащихся

—Концепция модернизации российского образования ставит перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество сод...