8 класс.Рабочая программа.Русский язык
рабочая программа на тему

Зиннатова Елена Сергеевна

Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. Н. М. Шанский,  М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская.  - М.: «Просвещение», 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klarya_140ch.docx65.68 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

городского округа Электросталь Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №4»

(МОУ «Гимназия №4»)

УТВЕРЖДАЮ.

Директор МОУ «Гимназия №4»

______________/_И.И.Шеляпина/

Приказ № 096-ОД/ОВ

от  30 августа 2013г.

Рабочая программа

по русскому языку

(расширенное  изучение)

8  класс А

Составитель  Зиннатова Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы  

первой  квалификационной категории

2013-2014 год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 8 «А» класса  разработана

в соответствии с:

  • требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № 1089 от 05.03.2004года);
  • федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Минобразования РФ №1312 от 9 марта 2004 года) с изменениями  (Приказ Минобразования России № 889 от 30.08.2010);
  • приказом министра  образования Московской области №1427 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных  образовательных организаций  в Московской области, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2013-2014 учебный год»;
  • учебным планом МОУ «Гимназия №4» на 2013-2014 учебный год (Приказ директора МОУ «Гимназия №4» от 30.08.2013 года);
  • методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области/ В.Ф.Солдатов, И.А.Фоменко-М.: АСОУ, 2014 г.

Рабочая программа разработана на основе:

  • основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Гимназия №4»;
  • примерной программы основного общего образования по русскому языку в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения;

-авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. Н. М. Шанский,  М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская.  - М.: «Просвещение», 2010.

Программа ориентирована на работу

по  основному учебнику:

  • Русский язык: 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.А. Тростенцова,

 Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч ред. Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2013.

по дополнительным   учебникам для расширенного изучения предмета:

  • Русский язык. Теория. 5-9 классы. Углубленное  изучение: учебник для общеобразовательных учреждений./  В.В. Бабайцева-М.: Дрофа, 2014.
  • Русский язык. Русская речь. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Е.И.Никитина. –22-е издание, стереотипное.- М.: Дрофа, 2015.

Данные учебники рекомендованы  (допущены) Министерством образования  и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год.

Обоснование выбора и особенности реализации авторской программы М.Т.Баранова,  Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского   в МОУ «Гимназия №4».

        Авторская программа М.Т.Баранова,  Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского   особое внимание уделяет   подготовке обучающихся в основной школе к профильному изучению предмета. Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение учащимися прочных знаний, умений и навыков по русскому языку, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. Авторы настоящей программы предлагают не только базовое содержание предмета, но и свой вариант «расширения материала» за счет включения сведений по стилистике и речеведению, работе по культуре речи, введения системы уроков развития речи. Данная программа прошла тщательную экспертизу на соответствие изучаемого материала возрастным особенностям учеников.

Такой подход в наибольшей степени соответствует особенностям образовательного процесса МОУ «Гимназия №4», призванного воспитать гражданина и патриота современной России – инноватора, способного творчески преобразовывать действительность на основе  высоких духовно-нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей.

 Овладение  разными знаковыми системами (образными, языковыми и кодовыми) позволит выпускнику гимназии максимально «встроиться» в инновационное информационное общество.

Привлекает методически выстроенная структура программы, включающая приложения с нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку, требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку; в программе определены вопросы развития связной речи.

Общая характеристика предмета.

           Язык - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
           Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

            В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Цели обучения.

            Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации  общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Место учебного предмета.

Согласно учебному плану МОУ «Гимназия №4» на 2016-2017 учебный год, на изучение русского языка в 8 «А» классе выделяется 140 часов (4 часа в неделю): 3 часа в неделю по авторской программе и 1час из школьного компонента.

Структура курса и особенности построения его содержания.

В соответствии с  миссией, целями и задачами МОУ «Гимназия № 4» и индивидуальными потребностями обучающихся в дополнительной гуманитарной подготовке  предмет «Русский язык» изучается в 8 «А» классе    на расширенном уровне,  что обеспечено «приращением» в  содержании изучаемого материала и увеличением на 1 час количества часов по учебному плану в его  вариативной части. Содержание обучения русскому языку в 8 «А» классе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

Расширение основного содержания программы осуществляется с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса  к изучению русского языка.

Говоря об «авторском приращении», стоит отметить, что в большей степени это материал, включенный в рабочую программу для  «опережающего изучения. Дополнительное содержание направлено на работу по развитию речи учащихся. Центральной единицей обучения становится текст как объект анализа и результат речевого произведения на уроках. В связи с этим  увеличено количество часов на уроки развития связной речи. Это способствует развитию коммуникативно-речевой культуры общения школьников и более успешной подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в разделах, касающихся  формирования навыков связной речи.

Программа для расширенного изучения предмета содержит  дополнительное содержание (усилен речевой компонент), которое позволяет изучить дополнительные вопросы речевого развития школьников. Содержание дополнительно предложенного материала отражает особенности образовательной программы гимназии, филологическое направление предпрофильной подготовки, авторский замысел педагога.

Данное содержание дополняет   авторскую программу по русскому языку и направлено  на  расширение   языковой,  коммуникативной  и лингвистической  компетенций  обучающихся.

           Ниже приводятся вопросы для расширения программы, предлагаемые для изучения сверх рекомендуемых,  а также порядок изучения разделов и тем программы.

Вопросы для расширения программы.

            

Раздел «Словосочетание»: по авторской программе 2 часа, в рабочей программе3 часа. Добавлены темы: 1. «Основные единицы синтаксиса» с целью  актуализации знаний перед изучением синтаксиса простого предложения. 2. «Текст как единица синтаксиса» с целью успешной работы по расчленению текста на микротексты, микротемы. 3. «Предложения как единица синтаксиса» с целью овладения навыками построения текстов . «Цельные словосочетания» с целью распознания в тексте устойчивых словосочетаний ( географические названия, постоянные эпитеты).

Раздел «Простое предложение» по авторской программе 4 часа, в рабочей программе 5 часов. Добавлена тема «Смысловой центр предложения» с целью понимания и распознавания содержания высказывания.

Раздел «Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения» по авторской программе 8 часов, в рабочей программе 9 часов. Добавлена тема «Падежные формы именных частей сказуемых» с целью более подробного изучения  составных именных сказуемых, где именная часть выражена частями речи, которые изменяются по падежам.

Раздел «Второстепенные члены предложения» по авторской программе 8 часов, в рабочей программе 10 часов. Добавлены темы: 1. «Сложные наименования, образованные в результате слияния приложения с определяемым словом» с целью правильного написания ( с дефисом или без него) определения и определяемого слова. 2. «Роль инверсии в художественном тексте» с целью успешной работы над лингвистическим анализом текста.

Раздел «Простые односоставные предложения» по авторской программе 11 часов, в рабочей программе 14 часов. Добавлены темы: 1. «Определенно-личные предложения с обобщенным значением, их роль в произведениях фольклора» с целью понимания роли обобщенно-личных предложений  в контексте изучаемой темы. 2. «Способы выражения неопределенности деятеля» с целью лучшего понимания, что при совершении действия может не указываться деятель, а лишь подразумеваться. 3. «Смысловое отличие безличных предложений и соответствующих двусоставных предложений» с целью понимания подтекста предложения.

Добавлен раздел « Простое осложненное предложение. Понятие об осложненном предложении» - 1 час с целью ознакомления с новым видом предложения.

Раздел «Однородные члены предложения» по авторской программе 14 часов, в рабочей программе 18 часов. Добавлены темы: 1. «Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них» с целью различия союзной и бессоюзной связи между ними. 2. «Связи однородных и неоднородных определений с определяемым словом» с целью правильного нахождения определяемого слова. 3. «Синтаксическая функция уточняемых и уточняющих членов предложения» с целью различения при синтаксическом разборе второстепенных членов предложения.

Раздел «Обособленные члены предложения» по авторской программе 20 часов, в рабочей программе 25 часов. Добавлены темы: 1. «Условия обособления определений, выраженных прилагательными» с целью безошибочного обособления прилагательных в зависимости от нахождения в предложении определяемого слова. 2. «Отличие приложения от других видов определений» с целью формирования навыков распознавания приложения , выраженных существительными с предлогами.3. «Обособление обстоятельств, выраженными деепричастными оборотами и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них»  с целью правильно расставлять запятые  при обособлении обстоятельств, понимать  текстообразующую роль таких обстоятельств. 4. «Сравнительный оборот. Запятая перед союзом как» с целью овладения умениями различать сравнительный оборот и подбора синтаксических синонимов.

Раздел «Обращения, вводные слова и междометия» по авторской программе 11 часов, в рабочей программе 15 часов. Добавлены темы: 1. «Назначение обращений» с целью успешной работы над комплексным анализом текста. 2. «Употребление обращений» с целью развития умений интонационно правильно произносить предложения с обращениями. 3. Предложения с вводными конструкциями. Пунктуация при вводных конструкциях» с целью знакомства с понятием «период».  4. «Вставные слова, словосочетания и предложения, знаки препинания при них» с целью  формирования умений пользоваться в речи синонимическими вставными словами, словосочетаниями и предложениями, произносить их интонационно правильно и обособлять при письме.

Раздел «Чужая речь (прямая и косвенная речь)» по авторской программе 7 часов, в рабочей программе 10 часов. Добавлены темы: 1. «Комментирующее высказывание о прямой речи» с целью развития навыков  устного сообщения на лингвистическую тему.2. «Употребление чужой речи для речевой характеристики литературного героя» с целью  развития  навыков  описания образа  литературного героя при написании сочинений.

Раздел «Повторение и систематизация пройденного в 8 классе» по авторской программе 6 часов, в рабочей программе 9 часов. Добавлены темы: «Синтаксис и орфография» с целью повторения различения орфографических и пунктуационных знаков.

Добавленные часы в содержании программы и КТП выделены курсивом.                    

В рабочей программе большое внимание уделяется формированию умений, связанных с адекватным восприятием прослушанных или прочитанных текстов разных функциональных стилей и типов речи. Это объясняется и возможностями  программного материала, и необходимостью осуществлять  рассредоточенную подготовку к государственной итоговой аттестации в 9 классе. В этой связи важно осмысление требований к уровню подготовки учащихся, поскольку общие положения государственного стандарта обязывают учителя ознакомить обучающихся со всеми жанрами письменных работ, в том числе выделенных курсивом, которые не могут быть включены в контрольно-измерительные материалы.

В настоящий период нам представляется особенно важным осмысление учителем  требований к уровню подготовки обучающихся на каждом уроке. Именно эти особенности (формулирование тем уроков как выражение основного содержания государственного стандарта и указание обязательных требований к деятельности учащихся) выделяют данную рабочую программу.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Функции русского языка в современном мире  (1 час).

                                                 

Повторение пройденного в 5-7 классах  (8 ч.+2 р/р.)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (3 часа)

Основные единицы синтаксиса.

Текст как единица синтаксиса.

 Предложение как единица синтаксиса.    

           

Словосочетание (3часа)

                                                           

  1. Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова  (глагольные, именные ,наречные).
  2. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значение словосочетания.
  3. Цельные  словосочетания.

Простое предложение (4 ч +1 р/р.)

1.Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

   Особенности связи подлежащего  и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

2.Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

3.Описание архитектурных памятников как вид текста;  структура текста, его языковые особенности.

4.Смысловой центр предложения.

Простые двусоставные предложения.  Главные члены предложения (8ч.+2 р/р.)                                                                              

  1. Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего.Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

2. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол – сказуемое с подлежащим выраженным словосочетанием.Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

3.  Падежные формы именных частей сказуемых.

4. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (8ч.+2 р/р.)

1.Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное)..Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

2.Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

3. Сложные наименования, образованные в результате слияния приложения с определяемым словом.

4.Ораторская речь, ее особенности.  Публичное выступление об истории своего края.

5. Роль инверсии в художественном тексте.

Простые односоставные предложения (12ч.+ 2 р/р.)

1.Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

  2. Определенно-личные предложения с обобщенным значением, их роль в произведениях фольклора.                

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

3.Способы выражения неопределенности деятеля.

4.Умение пользоваться двусоставными и односоставными  предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

5.Смысловое отличие  безличных предложений и соответствующих двусоставных предложений.

6.Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения ( 2 ч )

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Простое осложненное предложение. Понятие об осложненном предложении. (1 ч.)

                                                                   

 Однородные члены предложения (16ч.+2 р/р.)

1.Повторение изученного об однородных членах предложения .Однородные члены предложения, связанные союзами(соединительными, разделительными, противительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

2.Связи неоднородных и однородных определений с определяемыми словами.

3. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

4. Синтаксическая функция уточняемых и уточняющих членов предложения.

4.Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

5.Рассуждение на основе литературного произведения ( в т.ч. дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (22ч.+2 р/р.)

1.Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные  приложения. Условия обособления определений, выраженных прилагательными. Отличие приложения от других видов определений.  Обособленные обстоятельства. Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.  Роль предлогов в обособлении обстоятельств. Сравнительный оборот. Запятая  перед союзом как. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

2.Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. Употребление обособлений в различных стилях текста.

3.Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Слова, грамматически не связанные  с членами предложения.

Обращения, вводные слова и междометия.

(13ч.+2 р/р.)

1.Повторение изученного об обращении. Назначение обращений.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при  обращениях. Употребление обращений.  Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложениях. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая  роль обращений, вводных слов и междометий.

2. Предложения с вводными конструкциями. Пунктуация при вводных конструкциях.

3.Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

4.Публичное выступление на общественно значимую тему.

Прямая и косвенная речь (9ч.+1 р/р)

1.Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.   Комментирующая часть в предложениях с чужой речью. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь.  Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

2.Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

3. Употребление чужой речи для речевой характеристики литературного героя.

4.Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

 Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

(12ч.+2 р/р.)

1.Синтаксис и морфология.                                                                         

2.Синтаксис и пунктуация.                                                                        

3.Синтаксис и культура речи.                                                                        

4.Синтантаксис и орфография .                                                                   

5.Сочинение повествовательного характера с элементами описания(рассуждения).         

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 8 КЛАССА.

    .

1.Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2.К концу 8  класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых односоставных и двусоставных предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами ( и предложениями),обращениями;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

    По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Уметь определять ,синтаксическую  функцию уточняемых и уточняющих членов предложения.   

     Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

    По орфографии .Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова  с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 кл. слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания(сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения- рассуждения на морально- этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Уметь находить смысловой центр предложения .  Умело применять употребление чужой речи для речевой характеристики литературного героя. 

Календарно-тематическое планирование.

№№

уроков

Наименование разделов и тем уроков

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки и/ или коррекция

1

Русский язык в современном мире.

01.09.2016-03.09.2016

Раздел 1. Повторение изученного в 5-7 классах (8+2 р/р)

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

01.09.2016-03.09.2016

3

Знаки препинания в сложном предложении.

05.09.2016-10.09.2016

4

Фонетика. Графика. Орфография.

5

 Состав слова. Словообразование. Орфография.

6

Лексика. Фразеология.

7

Морфология современного русского языка.

12.09.2016-17.09.2016

8

Урок развития речи. Комплексное изложение текста (сжатое и подробное).

9

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.  

10

Комплексное повторение изученного в 5-7 классах.

11

Контрольная работа № 1 по теме  «Обобщение и систематизация изученного в 5-7 классах» (диктант с выполнением грамматического задания).

19.09.2016-24.09.2016

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (3 часа)

12

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Основные единицы синтаксиса.

19.09.2016-24.09.2016

13

Урок развития речи. Текст как единица синтаксиса. Заголовок и его роль в тексте. Связь между предложениями в тексте. Микротема текста.

14

Предложение как основная единица синтаксиса.

Словосочетание (3часа)

15

Словосочетание как единица синтаксиса. Номинативная функция словосочетания. Виды словосочетаний.

26.09.2016-01.10.2016

16

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Подчинительная связь:  согласование, управление, примыкание.

17

Синтаксический   разбор словосочетания.

Простое предложение (4 ч +1 р/р)

18

Синтаксическая структура простого предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

26.09.2016-01.10.2016

19

Предложения простые и сложные.

03.10.2016-08.10.2016

20

Порядок слов в предложении. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Логическое ударение.

21

Смысловой центр предложения.

22

Развитие речи. Описание произведений искусства и архитектуры как вид текста.

Простые двусоставные предложения.  Главные члены предложения (8ч.+2 р/р.)

23

Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего.

10.10.2016-15.10.2016

24

Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

25

Составное глагольное сказуемое.

26

Составное именное сказуемое.

27

Падежные формы именных частей сказуемых

17.10.2016-22.10.2016

28

Развитие речи. Изложение (с элементами сочинения) текста повествовательного характера с элементами описания памятников истории и культуры.

29

Систематизация по теме «Главные члены предложения».

30

 Тире между подлежащим и сказуемым.

31

Тире между подлежащим и сказуемым

24.10.2016-29.10.2016

32

Контрольная работа № 2 по теме  «Главные члены предложения» и комплексная работа с текстом.

Второстепенные члены предложения (8ч.+2 р/р)

33

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение  (прямое и косвенное). Морфологические способы выражения дополнения.

24.10.2016-29.10.2016

34

Урок развития речи. Знакомство с  характеристикой  человека как видом  текста.

35

Определение (согласованное, несогласованное). Способы выражения определения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

07.11.16-12.11.16

36

Приложение как разновидность определения.

37

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельства.

07.11.2016-12.11.2016

38

Урок развития речи. Роль инверсии в художественном тексте.

39

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

14.11.2016-19.11.2016

40

Повторение по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

41

Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

42

Работа над ошибками.

Простые односоставные предложения (12ч.+ 2 р/р.)

43

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений.

21.11.2016-26.11.2016

44

Назывные (номинативные) предложения, их структурные и смысловые особенности.

45

Определенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности.

46

Определенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности.

47

Определенно-личные предложения с обобщенным значением, их роль в произведениях фольклора

28.11.2016-03.12.20156

48

Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности.

49

Способы выражения неопределенности деятеля

50

Урок развития речи. Инструкция.

51

Урок развития речи. Сочинение -рассуждение.

05.12.2016-10.12.2016

52

Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.

53

Смысловое отличие  безличных предложений и соответствующих двусоставных предложений

54

Синтаксический разбор односоставных предложений.

55

Повторение по теме «Односоставные предложения»..

12.12.2016-17.12.2016

56

Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения».

Неполные предложения ( 2 часа )

57

 Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.

12.12.2016-17.12.2016

58

Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.

Простое осложненное предложение. Понятие об осложненном предложении.

 (1 час)

59

Понятие об осложненном предложении.

19.12.2016-24.12.2016

Однородные члены предложения (16ч.+2 р/р.)

60

Р.р. Изложение по тексту упр.242.

19.12.2016-24.12.2016

61

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения.

62

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

63

Предложения с  однородными и неоднородными определениями.

09.01.2017-14.01.2017

64

Предложения с  однородными и неоднородными определениями.

65

Связи неоднородных и однородных определений с определяемыми словами

66

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

67

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

16.01.2017-21.01.2017

68

Р.р. Изложение (сравнительная характеристика) с элементами сочинения, упр.263, 264.

69

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

70

Синтаксическая функция уточняемых и уточняющих членов предложения.

71

Синтаксическая функция уточняемых и уточняющих членов предложения

72

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

73

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

23.01.2017-28.01.2017

74

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения».

75

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения».

76

Контрольный диктант с комплексным заданием по теме «Предложения с однородными членами»

77

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

30.01.2017-04.02.2017

Обособленные члены предложения (22ч.+2 р/р.)

78

Понятие об обособлении. Обособленные определения, знаки препинания при них.

30.01.2017-04.02.2017

79

Понятие об обособлении. Обособленные определения, знаки препинания при них.

80

Понятие об обособлении. Обособленные определения, знаки препинания при них.

81

Условия обособления определений, выраженных прилагательными

06.02.2017-11.02.2017

82

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки препинания при них.

83

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки препинания при них.

84

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки препинания при них.

85

Урок развития речи. Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение .

13.02.2017-18.02.2017

86

Урок развития речи. Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение .

87

Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки при них.

Обособление обстоятельств.

88

Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки при них.

Обособление обстоятельств.

89

Отличие приложения от других видов определений

20.02.2017-25.02.2017

90

Обособление обстоятельств.

91

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них.

92

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них.

93

Обособленные уточняющие члены предложения, знаки препинания при них.

27.02.2017-04.03.2017

94

Обособленные уточняющие члены предложения, знаки препинания при них.

95

Сравнительный оборот. Запятая  перед союзом как.

96

Обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом.

97

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

06.03.2017-11.03.2017

98

Систематизация и обобщение изученного  по теме «Обособленные члены предложения». 

99

Систематизация и обобщение изученного  по теме «Обособленные члены предложения».

100

Контрольный диктант по теме «обособленные члены предложения»

101

Анализ диктанта и работа над ошибками.

13.03.2017-18.03.2017

Слова, грамматически не связанные  с членами предложения.

Обращения, вводные слова и междометия. (13ч.+2 р/р.)

102

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.

13.03.2017-18.03.2017

103

Назначение обращений.  

104

Выделительные знаки препинания при  обращении.

105

 Употребление обращений.

20.03.2017-24.03.2017

106

Урок развития речи. Составление делового письма.

107

  Предложения с вводными конструкциями. Пунктуация при вводных конструкциях.

108

Р.Р.  Сжатое изложение «Как раньше взрослели».

109

Группы вводных слов и  вводных сочетаний слов по значению.

03.04.2017-08.04.2017

110

Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций.

111

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

112

Вставные слова, словосочетания и предложения, знаки препинания при них.

113

Междометия в предложении.

10.04.2017-15.04.2017

114

Синтаксический и пунктуационный  разбор предложений со словами, словосочетаниями, предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

115

Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении».

116

Контрольный диктант (с грамматическим заданием ) по теме «Предложения с вводными и вставными конструкциями».

Прямая и косвенная речь (9ч.+ 1 р/р)

117

 Понятие  о чужой речи.

   

17.04.2017-22.04.2017

118

Комментирующее высказывание о прямой речи.

119

   Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Диалог как вид прямой речи.

120

Урок развития речи. Создание текста повествовательного характера.

121

Употребление чужой речи для речевой характеристики литературного героя

24.04.2017-29.04.2017

122

Основные способы передачи чужой речи.

Предложения с косвенной речью.

123

Цитаты и знаки препинания при них.

124

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

125

Систематизация и обобщение изученного по теме «Чужая речь».

02.05.2017-06.05.2017

126

 Итоговый тест.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (12 ч.+2 р/р.)

127

Синтаксис и морфология.

02.05.2017-06.05.2017

128

Синтаксис и пунктуация. Пунктуация как средство оформления письменной речи.

129

Синтаксис и культура речи.

08.05.2017-13.05.2017

130

Синтаксис и культура речи.

131

Итоговый контрольный диктант с комплексным заданием.

132

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

133

Урок развития речи. Изложение.

15.05.2017-20.05.2017

134

Урок развития речи. Изложение.

135

Синтаксис и орфография.

136

Синтаксис и орфография.

137

Синтаксис и орфография.

22.05.2017-27.05.2017

138

Систематизация и обобщение изученного в 8 классе.

139

Систематизация и обобщение изученного в 8 классе.

140

Систематизация и обобщение изученного в 8 классе.

Итого за год 140 часов

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект для учителя.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык.5-9 классы./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.-М.:Просвещение,2010.
  2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.-12-е изд.,перераб.-М.:Просвещение, 2011.
  3. Т.А.Ладыженская. М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Обучение русскому языку в 8 классе. Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2012.
  4. Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс. М.: «Просвещение», 2014.
  5. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. Для учителя.-М.: Просвещение, 2000.
  6. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка: 8 кл. Книга для учителя: из опыта работы.-М.: Просвещение, 1992.
  7. Фефилова Г.Е. Русский язык. 8 класс: планы-конспекты уроков-Ростов н/Д: Феникс, 2015.
  8. Творческая работа на уроках русского языка.5-11 классы: нестандартные задания, рекомендации, уроки/автор-составитель Н.М. Сулицкая и др.-Волгоград:Учитель,2012.
  9. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы-М.: ВАКО, 2012.
  10. С.А. Брагина. Русский язык.5-7 классы. Необычные диктанты.-Волгоград: Учитель, 2014.

Учебно-методический комплект  для учащихся.

  1. Русский язык: 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч ред. Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2013.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Углубленное  изучение: учебник для общеобразовательных учреждений./  В.В. Бабайцева-М.: Дрофа, 2014. (дополнительный   учебник для расширенного изучения предмета);
  3. Русский язык. Русская речь. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Е.И.Никитина. –22-е издание, стереотипное.- М.: Дрофа, 2015. (дополнительный   учебник для расширенного изучения предмета);
  4. Афанасьева В.Н. Зачет на основе текста. Русский язык. 7 класс./В.Н. Афанасьева, О.Г.Елкина.- М.:  Издательство «Экзамен»,2014.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.Наглядные пособия.

Экранно-звуковые пособия (фильмы на DVD).

  1. Русский язык. Часть 1 (Орфография-1)
  2. Русский язык. Часть 2 (Орфография-2)
  3. Русский язык. Часть 3 (Синтаксис и пунктуация)
  4. Русский язык. Часть 4 (Синтаксис и пунктуация)

Электронно-образовательные ресурсы.

  1. Уроки русского языка. Издательство Кирилла и Мефодия. 5 – 6 класс
  2.  «Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  3. 1-С: Репетитор. Русский язык. Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  4.  1-С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация).
  5. 1-С: Репетитор. Тесты по пунктуации.
  6. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

2. Печатно-полиграфическая продукция.

  1. Толковый словарь русского языка.
  2. Словарь фразеологизмов русского языка.
  3. Словарь иностранных слов.
  4. Этимологический словарь.
  5. Словообразовательный словарь.
  6. Словарь антонимов русского языка.
  7. Словарь лингвистических терминов.
  8. Орфоэпический словарь русского языка.
  9. Словарь устаревших слов.
  10. Словарь литературоведческих терминов и понятий.
  11. Комплект портретов. Писатели 18-19 века.
  12. Комплект таблиц «Морфология»
  13. Комплект таблиц «Грамматика русского языка»
  14. Комплект таблиц литературного языка.
  15. Страницы истории русского языка.
  16. Комплект произведений русской классической литературы для учителя (35 книг)

3. Образовательные Интернет-ресурсы.

  1. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ): http://www.mapryal.org
  2. Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова.-Режим доступа: http:/prosv.ru/ladizenskaya_russkii_7/02.htm
  3. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»: http://rus.1september.ru
  4. Национальный корпус русского языка: http://www.ruscorpora.ru
  5. «Филологу». Русский филологический портал:  http://www.philology.ru/
  6. Справочно-информационный портал «Русский язык»: http://www.gramota.ru, 
  7. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» Бесплатная справочная служба русского языка: http://spravka.gramota.ru
  8. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО:
    http://ruslit.ioso.ru
  9. Культура письменной речи [имеются разделы: литература, в помощь учителю, справочный и раздел словарей (толковый словарь неологизмов, словарь сочетаемости, словарь паронимов, орфоэпический и др.)]: http://www.gramma.ru/
  10. «Толковый словарь» Даля: http://vidahl.agava.ru/
  11. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник: www.natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920
  12. Крылатые слова и выражения: http://slova.ndo.ru
  13. Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка: http://it_n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
  14. Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала: http://language.edu.ru
  15. Тесты по русскому языку: http://likbez.spb.ru
  16. Диктанты, конспекты и другое: www.zanimatika.narod.ru
  17. Конкурс "Русский Медвежонок -языкознание для всех": http://www.rm.kirov.ru

  1. Технические средства обучения.
  1. Телевизор.
  2. Видеомагнитофон.
  3. Компьютер с выходом в Интернет.
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Экран.

Учебно-практическое оборудование.

    1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО учителей

русского языка и литературы

от  30. 08.  2013  № 1

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

____________/Е.С.Зиннатова/

30.08.  2013

   

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...

Программа "Русский родной язык"

Рабочая программа по предмету "Русский родной язык" для 10 класса...

Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой

В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...

Рабочая программа "Русский родной язык" 5 класс

Рабочая программа "Русский родной язык" 5 класс (17 часов)...

Рабочая программа "Русский родной язык" 8 класс

Программа разработана на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций,  реализующих программы основного общего образования (Од...