Особенности введения ФГОС по предмету информатика
учебно-методический материал на тему

Смирнова Елена Александровна

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_vvedeniya_fgos_ooo.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

«ОСОБЕННОСТИ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО

ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА»

Особенности введения ФГОС по предмету информатика

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

ФГОС среднего (полного) общего образования был утвержден 17 мая 2012 года приказом Минобрнауки России и 7 июня 2012 года зарегистрирован Минюстом России.

Одной из особенностей нового ФГОС старшей школы является профильный принцип образования.

ФГОС для 10-11 классов определены 5 профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. При этом, учебный план должен содержать не менее 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом.

При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

Другой особенностью нового стандарта можно назвать акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника.

В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы: учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные курсы и общие предметы для включения во все учебные планы. В учебном плане также должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.

Предъявляемые ФГОС требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся. Образовательный процесс, организованный в соответствии с ФГОС должен обеспечивать формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся должны быть положены общедидактические правила, объективность и единый подход. В соответствии с ФГОС метапредметные и личностные образовательные результаты оцениваются только в конце ступени обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС), государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и другие нормативные документы предъявляют высокие требования к образовательным результатам, и в частности к результатам освоения основной образовательной программы. Прежде всего, изменения вносятся в название самого предмета. Предмету «Информатика и ИКТ» вновь возвращено название «Информатика». ИКТ-компетентность в соответствии с ФГОС ООО отнесена к метапредметным умениям. Это означает, что значимость ИКТ-компетентности рассматривается в ряду таких умений как чтение и письмо, и ИКТ-компетентность формируется на всех предметах школьного курса, а не только в разделе курса «Информатика и ИКТ».

В современных условиях возрастает роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность человека к освоению новых технологий, в том числе информационных. Тенденции развития общественного устройства обусловили появление новых образовательных стандартов (ФГОС), которые определили необходимость разработки новых подходов в обучении информатике.

В требованиях, вступающего в действие ФГОС указывается, что материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;

включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей;

проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;

исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений, в том числе и с применением цифровых технологий.

Впервые с введением ФГОС определены требования к условиям реализации стандарта, среди них – наличие специализированного кабинета информатики, который становится центром информационной культуры и информационных сервисов школы и центром формирования ИКТ-компетентности участников образовательного процесса.

Оснащение кабинета включает следующие ресурсы:

страница курса информатики и кабинета информатики на сайте школы,

точная и полная информация об оснащении кабинета, режиме его работы,

интерфейс между учителем информатики, техническими службами и участниками образовательного процесса, заинтересованными в использовании помещения и оснащения кабинета.

рабочие программы по каждому курсу,

материалы, предлагаемые учителем обучающимся в дополнение к учебнику, в частности гипермедийные иллюстрации и справочный материал,

домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видео-фильм для анализа, географическую карту и т. д.

В новом стандарте произошли изменения и в структуре основной образовательной программы основного общего образования. ФГОС объединяет предметы математика и информатика в одну предметную область «Математика и информатика». ФГОС определяет общие для двух предметов требования к образовательным результатам: развитие логического и математического мышления; получение представления о математических моделях; овладение математическими рассуждениями; умение применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладение умениями решения учебных задач; развитие математической интуиции; получение представления об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

В формировании личности гражданина информационного общества значимыми положениями являются: знания и умения применять методы анализа и оценки информации, обеспечивающие принятие эффективных решений. Значимым видом учебной деятельности является овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать, исследовать и проектировать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Овладение моделированием как методом познания объектов, явлений и процессов окружающего мира, в том числе при изучении других школьных дисциплин. В новом стандарте усиливается направленность, не только в курсе информатики, но в курсе математики на формирование и развитие алгоритмического мышления, навыков алгоритмизации и программирования.

Эти изменения позволят в полной мере реализовать потенциал курса информатики, как фундаментальной науки, включающей теорию формальных языков и автоматов, теории вычислимости и сложности, теорию графов, криптологию, логику (включая логику высказываний и логику предикатов) и формальную семантику.

Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Метапредметность содержания курса информатики проявляется во всё возрастающем числе междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.

В содержании курса математики интеграция проявляется во введении двух методологических разделов, в настоящий момент наиболее характерных для информатики: логика и множества. Дополнительно введена и тема “Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей”, которая до введения ФГОС рассматривалась только на профильном уровне. По новому ФГОС эта тема предложена к изучению на базовом уровне.

Изменения коснулись и итоговой аттестации учащихся в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). Произошло усиление значимости теоретического знания для практической деятельности. Из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ (ОГЭ), как по математике, так и по информатике практически исчезли задания на воспроизведение знаний, увеличилось число практико-ориентированных заданий. Так, например, задания по упомянутой выше теме «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» включены в контрольно-измерительные материалы (КИМы) и составляют 3% от общего числа заданий по математике. В КИМах по предмету “Информатика и ИКТ эта тема не выделена в качестве самостоятельного раздела, но предполагают владение этими знаниями как интрументарием для решения информатических задач в 40% заданий.

Для оценки предметных образовательных результатов, формируемых в курсе математики при изучении раздела «Алгебра» в КИМы включено лишь 8 заданий, в то время как, для выполнения КИМов по информатике эти компетентности востребованы в 30-ти из 27-ти заданий ЕГЭ по информатике и ИКТ. Умения выполнять действия с функциями на математике проверяется только в 2 заданиях, а на информатике эти действия необходимы для выполнения в три раза большего количества заданий.

Таблица 1. Сравнительная таблица распределение заданий ЕГЭ по темам

Информатика

Математика

Информация и ее кодирование 14,8%

Алгебра 24,2%

Моделирование и компьютерный эксперимент 7,4%

Уравнения и неравенства 33,3%

Системы счисления 7,4%

Функции 6,1%

Основы логики 11,1%

Начала математического анализа 6,1%

Элементы теории алгоритмов 29,6%

Геометрия 27,3%

Архитектура компьютеров и компьютерных сетей 3,7%

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей 3,0%

Программирование 14,8%

Обработка числовой информации 3,7%

Технологии поиска и хранения информации 7,5%

Содержание курса информатики и ИКТ в свою очередь также выступает как инструментарий для решения целей и задач курса математики. В первую очередь это визуализация абстрактных математических моделей и способов действий: работа с электронными пособиями, в графических редакторах, математических средах. Это позволяет реализовать «Золотое правило дидактики», сформулированное Я.А.Коменским, которое гласит: «Все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-то предметы можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут несколькими чувствами».

С введением ФГОС значимым направлением при изучении не только информатики, но и математики является овладение методами работы с информацией: метод перебора, логические методы, метод последовательных приближений, обход на графе и другие. Владение методами работы с информацией является содержанием курса, а по отношению к математике выступает как инструментарий для решения математических задач.

В качестве интегративного содержания двух предметов предстает комбинаторика. Так в КИМах ЕГЭ по математике встречается два типа задач, характерных для информатики. Задачи на определение вероятности происходящего события (вероятностный подход при вычислении количества информации) и анализ случайных событий, например, определение возможного количества вариантов (например, задание С6).

Задания на проверку умений в представлении табличных и графических данных, поочередного и одновременного выбора нескольких элементов из конечного множества, умения решать комбинаторные задачи, определять вероятность и статистическую частоту наступления события включены в КИМы ЕГЭ и по математике, и по информатике (таблицы с расписанием движения; планирование событий; анализ информации, представленной в виде диаграмм).

Современные подходы к оцениванию результатов учебной деятельности учащихся по информатике

Системы оценивания качества образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС), государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и другие нормативные документы предъявляют высокие требования к образовательным результатам, и в частности к результатам освоения основной образовательной программы. На сегодняшний день в РФ существуют разноуровневые системы оценивания качества образования:

Общероссийская система оценивания качества образования (ОСОКО).

Региональная система оценивания качества образования (РСОКО).

Модель общественно–государственной оценки качества образования как элемент РСОКО.

Независимая система оценивания образовательных результатов.

Особенностями системы оценивания являются:

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

использование персонифицированных процедуры итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

сочетание стандартных, нестандартных и нестандартизированных форм и методов оценки (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.);

оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Предъявляемые ФГОС требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся. В структуре планируемых результатов выделены в особый раздел (универсальные учебные действия) личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, представленных в инвариантной части учебного плана, междисциплинарными курсами и внеурочной деятельностью.

Сложность на сегодняшний день заключается в определении методики оценки метапредметных результатов, связанных с формированием и развитием универсальных учебных действий (УУД), – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Образовательный процесс, организованный в соответствии с ФГОС должен обеспечивать формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся должны быть положены общедидактические правила, объективность и единый подход.

Диагностика может быть нацелена на выявление достижение как отдельных компонентов образовательных результатов (компонентная диагностика), так – и сформированности структуры (структурная диагностика) и системных результатов (системная диагностика).

Внешняя оценка образовательных результатов осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований и проводится специалистами, обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности и не работающими в школе.

Внутренняя система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы проводится внутри образовательного учреждения. Планируемые образовательные результаты фиксируются в образовательной программе образовательного учреждения и учитывают особенности реализации образовательного процесса в данном образовательном учреждении: состав участников ОП, материально-техническое оснащение, кадровый потенциал, социальное окружение и др.Состав планируемых результатов может быть принят только после широкого обсуждения в педагогическом сообществе при участии родителей и представителей общественности.

Для получения более объективной и полной картины об освоении образовательных программ необходимо разработать такую систему контроля, распределенную по годам и включающую различные формы оценки, результаты которой были бы полезны для пользователей на различных этапах образовательного процесса. Например, данная система могла бы включать стартовую диагностику, оценку образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением индивидуального прогресса и при необходимости диагностику проблем в образовании, а также итоговую аттестацию выпускников по ступеням обучения.

Выявление реальных результатов освоения программ осуществляется путем проведения:

специальных диагностических, социально-педагогических и социологических исследований,

осуществления итоговой аттестации учащихся,

организации мониторинга состояния здоровья учащихся,

проведения экспертизы достижений учащихся.

Диагностические материалы должны содержать объективные и сравнимые сведения о достижении требований к освоению образовательных программ, которые можно получить только по завершении каждой ступени обучения, определенной стандартом (ФГОС) и включать контрольные испытания и пакет свидетельств о достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности (портфолио).

Оценка действий учащихся проводится на основе шкалы, отражающей три уровня опосредствования: формальный, предметный и функциональный. Персональная информация должна выдаваться только на уровне образовательного учреждения при аттестации учащихся, а также для информирования учащихся, учителей и родителей учащихся об индивидуальном прогрессе для принятия решения о траектории обучения и ее коррекции.

На основании результатов оценки должны приниматься разного рода решения, например, об освоении образовательной программы (учебной программы, раздела или темы курса и т.д.), об определении образовательной траектории учащегося, об оказании необходимой помощи в обучении и т.д.

Оценка личностных образовательных результатов

Оценка личностных аффективных результатов обучения осуществляется только на уровне образовательного учреждения или в рамках мониторинговых исследований качества образования. Данная информация может использоваться только для совершенствования процесса обучения.

Личностные образовательные результаты– это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. К основным характеристикам личностного развития учащихся относят: правила нормативного поведения; моральные нормы; конвенциальные нормы; персональные нормы. Идентификация поступка как морального/ аморального производится на основе соотнесения действия обучающегося с моральным эталоном.

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование— поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки:

сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

уровня коммуникативной культуры: представление и аргументация своей позиции; умение выслушать и принять позицию другого; умение работать в команде; умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками, с представителями старшего и младшего поколения;

сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Оценка личностных результатов учащихся проводится на основе оценки личностного прогресса ученика, например, с помощью портфолио. Создание портфолио способствует формированию у учащихся культуры мышления, рефлексии собственной образовательной деятельности, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать результаты своей деятельности. Кроме портфолио могут использоваться такие методики как карта успеха, сундук регалий, творческая книжка, профиль умений и т.п.

Личностные результаты оцениваются только по окончании ступени обучения или при дифференциации обучения (формирование классов по направлениям обучения, профилизация обучения и т.п.). Личностные результаты оцениваются только в персонифицированной форме. Оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы и фиксируется в ежегодном публичном отчете руководителя образовательного учреждения. Публичный отчет руководителя образовательного учреждения публикуется на сайте образовательного учреждения.

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Отличительной особенностью школьного курса информатики является его метапредметная направленность. В процессе изучении данного курса формируютсяобщеупотребимые понятия: «объект», «система», «процесс», «алгоритм», «результат», «цель», «управление», «метод», «способ», и общедисциплинарные виды деятельности:моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.

Метапредметное умение «создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач умение» в курсе информатики отрабатывается, как умение преобразовывать информацию из одного вида в другой,и является предметом изучения данного курса. Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)также является одновременно, метапредметными предметным образовательным результатом. Таким образом, предложенная учащимся самостоятельно разработанная им, классификация объектов, представленная в виде таблицы, может рассматриваться как метапредметный результат. А заполнение готовой таблицы стоит рассматриватькак результат егорепродуктивной деятельности, свидетельствующий о достижениях в операциональной сфере обучающегося.

Сложность при оценивании результатов в том, что в других предметах определенный ряд действий обучающихся рассматривается как результат эвристической деятельности, в то время как в информатике эти же действия свидетельствует о репродуктивной деятельности обучающихся. Например, метапредметное умение «создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач умение» в курсе информатики отрабатывается, как умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, и является концептуальной задачей данного курса. Таким образом, формальное наличие в текстовом документе, как продукте учебной деятельности, таблиц, схем и графиков не может свидетельствовать о достижении метапредметных результатов, т.к. не позволяет судить об уровне когнитивной составляющей действий учащегося, о качестве проведенных им мыслительных операций. При соответствующей формулировке заданий наличие информационных продуктов, таких как таблицы, схем и т.п., свидетельствует только о достижении предметных результатов, а точнее об уровне сформированности операциональной сферы. Например, таблицы – об умении создавать таблицы в текстовом редакторе, диаграммы - об умении создавать диаграммы в электронных таблицах и т.п.

Следовательно, различие предметных и метапредметных образовательных результатов при изучении курса информатики лежит на уровне смысла учебных заданий и задается при их проектировании, а нормы оценивания в значительной степени будут различаться по видам контроля.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатовобразования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

К предметным результатам в основной школе относятся:

формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы ступени обучения является достижение предметных и метапредметных результатов общего образования, необходимых для продолжения образования. Требования ФГОС к образовательным результатам по ступеням обучения определены в портрете выпускника.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы. Итоговые комплексные работы включают систему заданий по содержанию курса информатики. Задания имеют различный уровень сложности, строятсяна межпредметной основе и включают критерии, позволяющие выявить достижение всех групп образовательных результатов (метапредметных, предметных и личностных).

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.

Виды контроля:

Предварительный контроль как и педагогическая диагностика остаточных знаний направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся, значимых для дальнейшего обучения по предмету. С целью сохранения преемственности в обучении и проектирования целей задач и форм дальнейшего обучения проводится в начале ступени обучения (I, V и X классах).

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам.

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.

По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

Методы контроля обучения. В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.

Устный индивидуальный контроль - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся.

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при классификации устройств).

Практический контроль выполняется при изучении курса информатики на компьютерах и (или) с применением ИКТ-средств (печать с цифрового фотоаппарата, сканирование документов и пр.). Проводится для проверки навыков владения ИКТ-средствами и технологиями обработки информации в различных программных средах (работа с исполнителями, создание анимационных объектов и т.п.).

Программированный (тестовый) контроль в компьютерной форме представляет собой хорошо формализованный контроль знаний обучающихся и предполагает ввод ответа с соответствии с типом предложенного задания: выбор правильного ответа из нескольких возможных вариантов ответов, установление соответствия и др.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфолио.

Портфолио ученика:

является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся;

предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются:

соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Современные образовательные технологии

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Развивающее обучение — направление в теории и практике образования, ориентирующееся на всесторонние развития личности ребенка.

Способы организации обучения, при которых содержание, методы и формы учебного процесса ориентированы на всестороннее развитие ребенка, зафиксированы в вариативных дидактических системах развивающего обучения:

системе активного развивающего обучения (М.А.Данилов, Б.П.Есипов, М.А.Огородников, Г.И.Щукин, М.Н. Скаткин);

дидактической системе проблемного обучения (М.И.Махмутов, И.Я.Лернер)

дидактической системе Л.В. Занкова;

дидактической системе обучения на основе теоретического обобщения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);

дидактической системе формирования младшего школьника как

субъекта учебной деятельности (А.И., Раев, Г.И.Вергелес, Л.М. Матвеева) и др.

Новый закон об образовании предусматривает введение в образовательный процесс электронного и дистанционного обучения. Для реализации образовательного процесса с использованием ИКТ-средств и информационных технологий разработаны технология блочно-модульного обучения и технология дистанционного обучения.

Технология блочно-модульного обучения – технология, в которой минимальной единицей учебного процесса является цикл (модуль) уроков, а несколько модулей образуют блок. Сущность блочно-модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Технология способствует увеличению объема изучаемого на одном уроке теоретического материала, сведению данного материала в крупные блоки, сбору и систематизации учебного материала.

Технологии дистанционного обучения. Дистанционное (от англ. distance – дистанция) или дистантное (от англ. distant – отдаленный) обучение – способ получения образования, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и обучаемых.

Технологии обучения в диалоге – образовательные технологии, которые решают задачи приобретения учащимися глубоких знаний по учебным предметам на основе организации различных видов коммуникативного взаимодействия.

Технологии обучения в диалоге создают условия обучения свободно, тактично вступать в диалог, последовательно и четко излагать свои мысли, толерантно отстаивать свою точку зрения, слушать собеседника и вслушиваться в его доводы.

К технологиям обучения в диалоге относят:

технологии диалогового взаимодействия (обучение в динамических парах, когда каждый учит каждого);

технологии конверсаторий (дебаты, дискуссии, обсуждения и др.).

Одним из эффективных методов активизации познавательной деятельности является игра. Игра относится к интерактивным методам и рассматривается, как система взаимоотношений участников игры –обучающихся и учителя, и как деятельность в работе учителя. Рассмотрим основные виды заданий на основе метода игры и примеры их реализации в электронном виде.

Смысловое свертывание информации – процесс перевода информации в текст-экстракт или графическую форму. Выделив главную информацию необходимо структурировать значимые положения и установить логические связи. С этой целью, педагог организует обучающихся на деятельность по анализу информации. Информация может быть представлена любым способом: в электронном виде, на бумажных носителях и др. После переосмысления обучающимися создается новый информационный продукт: сообщение по теме, презентация, самопрезентация, реферат, научный доклад, аудио, видео, виртуальная экскурсия, ментальная карта, интеллект-карта и др. Пример создания интеллект-карты приведен в приложении 3.

Поиск ответа – обучающимся предлагается найти ответы на вопросы, по уже пройденным темам курса или найти решение, сопоставив знания из разных предметов школьного курса. Например, разгадать кроссворд, ответить на вопросы викторины, разгадать загадки и тайны, решить ситуационные задачи, решить «открытые» задачи.

Установление связей. Задания нацелены на установления причинно-следственных, логических, структурных и других видов связей. В ходе выполнения заданий обучающимся предлагается в той или иной форме ответить на следующие вопросы: Что? Где? Когда? Как? Почему? Кто включен в событие?

Коллективная мыследеятельность - обсуждение, мозговой штурм, совместное исследование, совместная проектная деятельность.

Сценарные игры. К достоинствам сценарных мероприятий можно отнести следующие качества:

— возможность моделирования различных ситуаций в процессе игры;

— создание сюжетов с тактическими планами для каждой группы, и как следствие больше времени отдается на действие и меньше для разработки плана действий, которая обычно отсутствует вовсе, так как для большинства участников не представляет интереса;

— оптимальная занятость участников дает возможность свести к минимуму количество не вовлеченных в игру обучающихся;

— в процессе сценария можно моделировать «случайные» события, придающие игре живость и «неизвестный исход» событий.

Квесты (от английского “quest”, поиск) – игры, в которых для достижения цели необходимо выполнить несколько задач и даже подзадач (второстепенных заданий) (примеры: поиск в интернете фактов, установление причинно-следственных связей, восстановление хода событий на основе проведения логических рассуждений и т.п.). Сюжет квеста включает различные подсказки, которые и помогают обучающимся достичь цели: расследовать детектив, решить головоломку, раскрыть события таинственной истории, провести журналистское расследование и т.п.

Примеры реализации дидактических приемов при обучении информатике

Игра «Бинго»

Суть игры. Игровой механизм напоминает идею «Лото», когда есть опорная таблица у каждого участника с цифрами, картинками или еще какой-то информацией. В учебной ситуации вариант может быть, например, таким. Каждый учащийся получает таблицу или точнее — матрицу, скажем, 4x3.

Информация

Виды информации

Хранение

Байт

Графическая

Игровой прием «Пропорции»

Пропорции могут быть построены на самых разных основаниях, например:

на грамматических:

читать / считать с диска = писать / ? (записать на диск);

словообразовательных:

цикл /циклический (алгоритм) = ветвление / ? (условный, разветвляющийся алгоритм);

семантических:

системотехника / система

логистика / ? (логика).

Игровой прием «Перевод»

Задача состоит в том, чтобы создать новое предложение, сохраняющее смысл предыдущего. Необходимо все слова первого предложения заменить словами-синонимами или сходными по смыслу словами.

Игра «Зебра»

Положительные и отрицательные черты чередуются, например, позитивные и негативные характеристики интернета.

Событие, ситуация

Положительные черты, позитивные характеристики

Отрицательные черты, негативные характеристики

Положительные черты, позитивные характеристики

Игровой прием «Мозаика проблем» – перед началом исследования перечисляются проблемы разного характера и свойства

Игровой прием «Мнемоника»

Этот игровой прием помогает формированию осознанного, активного отношения к процессу запоминания, способности выбрать оптимальный для себя способ работы с материалом, который необходимо механически запомнить.

Суть метода: Всякий раз, когда работа с очередной темой требует механического запоминания (например, запись логических функций и операций) объявляется конкурс на лучший мнемонический прием. Это могут быть стихи, рисунки, афоризмы, зрительные образы, аллегории, ассоциации — что угодно.

Игровой прием «Установи соответствие»

Задание 1. Массив: основные понятия

Рисунок 1. Пример интерактивного задания на основе приема "Установи соответствие"

Задание 2 (интерактивный лист - графический документ Google-сервис)

Рисунок 2. Интерактивный лист «Установи соответвствие блока алгоритма и команды»

Прием «Кластер». Применение этого приема оправдано при формировании таких умений, как выделение смысловых единиц, работа над проблемным содержанием (выделение проблемы, аргументаций «за» и «против»...), установления причинно-следственных связей, проведение Soft-анализа (индивидуальные мнения- общее мнение) и Swot-анализ (Сильные – слабые стороны). Например, на блоге можно провести обсуждение причин, исторических событий и научных открытий, обусловивших появление компьютера и определить следствия этого изобретения

Рисунок 3. Кластер типов данных

Игровой прием «Контакт»

Суть игры. Игра идет в группах по 6-7 человек. Игроки с помощью разных вопросов, задаваемых водящему, пытаются отгадать задуманное им слово – термин из курса информатики (Например, рекурсия).

В начале игры ориентир один — первая буква этого слова, например буква Р. Свои вопросы водящему игроки задают в форме развернутого предположения.

Игровой прием «Да-нет»

Водящий загадывает ситуацию и может дать ответ только в дихотомической форме, то есть один из двух вариантов «Да» или «Нет».

Внеурочная деятельность

Важное образовательное значение имеют внеклассные занятия по информатике со школьниками (школы юных программистов, олимпиады, компьютерные клубы и т.п.), для которых характерна большая, чем на обычных уроках, свобода общения и перемещения школьников. В этих условиях широко наблюдается развитие межвозрастных контактов учащихся: возникают ситуации, когда младший школьник консультирует старшего, ученик консультирует преподавателя.

Оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.д. – все это необходимо реализовывать на уроках информатики.

Домашние задания по информатике могут быть разными: это и выполнение упражнений в рабочих тетрадях (являющихся составной частью используемого УМК), и приобретение навыков скоростного набора с помощью клавиатурных тренажеров, и закрепление практических навыков использования прикладных программ, и решение задач из многочисленных практикумов, входящих в УМК, и подготовка к докладу, к конференции, к проектной работе (сбор и систематизация материала). При отсутствии у школьника технических возможностей выполнения предложенного задания, школа должна обеспечить ученику свободный доступ в кабинет информатики во второй половине дня, работу с медиатекой, дополнительной литературой из школьной библиотеки и кабинета информатики, возможность поиска информации в сети Интернет. В этом случае учащихся можно нацеливать и на серьезные исследовательские работы, и на творческий поиск, и на интересные, в том числе и дистанционные, проекты, и на реальное освоение теории решения изобретательских задач.

Важно, чтобы задания были разноуровневыми, носили развивающий характер, и у учащихся существовала возможность выбора задания из спектра предложенных. Заранее оговаривается система контроля, оценивания, а так же сроки исполнения. Для промежуточной проверки знаний имеется набор измерителей и тестовых заданий в электронном виде и в сборниках.

Качественная подготовка по информатике предполагает ведение непрерывного курса со 2-го по 11 класс. В первую очередь, необходимо учить вдумчивому отношению к прочтению заданий, умению ставить цели и определять исходные данные для их достижения, выделять главные и второстепенные характеристики объектов, анализировать возможные решения при изменении исходных данных, решать прямые и обратные задачи. Решение этой задачи также необходимо начинать в начальной школе. В помощь учителю можно рекомендовать к прочтению методические рекомендации Л.Рождественской «Функциональное чтение».

Период обучения в начальной и основной школе является значимым в развитии логического мышления учащихся. Представим некоторые из электронных ресурсов по теме «Логика», теме, которая традиционно вызывает затруднения у учащихся. Формирование знаний и отработку базовых умений можно реализовать через решение классических логических задач на тренажерах УМК «Роботландия» (URL: http://www.botik.ru/~robot/). На последующих этапах обучения с целью визуализации абстрактных логических понятий стоит рекомендовать применение тренажеров «Логика» и «ЛамПанель», которые размещены сайте К.Полякова. Тренажер «Логика» позволяет познакомить с действием логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ». Визуализация логических операций реализована в программе «ЛамПанель». В демо-версии ЕГЭ 2014 года к этой теме относятся задания А3, А10, В12, В15.

В задачи обучения в начальной школы входит овладение методами структурирования информации, базовыми элементами теории игр в приложении к информационным объектам (цепочки, мешки, деревья, графы и пр.). Есть темы, где изученные объекты находят своё приложение к решению математических и прикладных задач, таких, как шифрование или лингвистические задачи (метод перебора, таблицы истинности, графы, выигрышные стратегии). Для отработки этих понятий начальной школе московским институтом открытого образования разработана электронная интерактивная среда, которая размещена по адресу: http://info.seminfo.ru/. Авторы проекта: Семенов А. Л., Рудченко Т. А. На проверку этих знаний и умений в ЕГЭ включены задания А2, В9 и В12. Стоит обратить внимание, что в КИМы внесены задания, предполагающие знание рекурсии, как метода структурирования информации. Традиционно, в школе данная тема рассматривалась в курсе математики. Например, в решении задания В6 (ЕГЭ-2014) необходимо применить знания рекурсивной записи чисел и выражений.

При организации коррекционной работы, для подготовки на этапе введения материала, а также для диагностики знаний может быть использован ряд электронных интерактивных ресурсов, размещенных в Единой коллекции ЦОР в рамках ИУМК "Информатика 1-4". Начинающим учителям, учителям, не имеющим подготовки в области информатики-математики в качестве базового высшего образования, профильного по специальности учитель информатики-математики можно порекомендовать к прочтению методические пособия для учителей по информатике и информационно-коммуникативным технологиям («Информатика и ИКТ»), размещенные на сайте кафедры в разделе «Учителю информатики – Методические пособия». В пособии представлена методика подготовки учащихся начальной школы к анализу стратегий детерминированных игр. Данная методика эффективна на начальном этапе изучения курса информатики и может быть использована в основной школе.

Моделирование как метод познания и способ исследования объектов является концептуальной идеей курса информатики. Овладение методом моделирования и использование для этой цели информационных технологий входит с задачи обучения в основной школе. Основным способом построения компьютерных моделей является программирование, позволяя строить модели любой сложности. Для коррекции знаний и в качестве пропедевтики программирования и практико-ориентированного подхода при изучении темы «Алгоритмизация» рекомендуется использовать в процессе обучения программные среды «КуМир», «Машины Поста и Тьюринга», «Паркетчик», «Чёрный ящик», «Web-приложение «Colors» (распознаватель цветов), которые размещены в разделе «Программная поддержка уроков информатики» на портале издательства «Просвещения» (http://www.prosv.ru).

Значительное количество заданий в контрольно-измерительных материалах внешней системы оценивания образовательных результатов (ЕГЭ) нацелено на проверку знаний: о системах счисления; технологиях обработки информации; формальном выполнении алгоритмов и представлении информации в памяти компьютера.

В коллекции цифровых образовательных ресурсов и на портале «Федеральный центр образовательных ресурсов» содержится большое количество материалов по темам «Алгоритмизация» и «Программирование». А также приводятся материалы для подготовки обучающихся к олимпиадам по информатике и программированию.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты стоит уделить внимание изучению теоретических законов и методов информатики (методы структурирования информации: графы, деревья, таблицы, префиксные коды, метод пошаговой детализации, дихотомический метод, метод наименьших квадратов, метод кругов Эйлера и др., законы де Моргана и др.).

Для активизации познавательной деятельности обучающихся стоит включать в образовательный процесс интерактивные методы обучения, инновационные образовательные технологии, стратегии и приемы технологии развития критического мышления через письмо и чтение, и все то, что способствует развитию мышления учащихся.

По возможности в образовательном учреждении необходимо выстраивать учебные планы с учетом межпредметных связей математики и информатики и новых подходов, обусловленных введением ФГОС. Целесообразно использовать интегративные связи этих предметов для проектирования и проведения комплекса бинарных/интегрированных уроков.

Работу по развитию мотивации к углубленному изучению курса информатики и ИКТ стоит начать в основной школе и рекомендовать занятия в центрах дополнительного образования, участие в олимпиадах и конкурсах, проведение научно-исследовательской деятельности. Подготовку и участие в олимпиадах и конкурсах стоит рассматривать как способ выявления одаренности и творческих способностей учащихся, как способ мотивации к углубленному изучению предмета и как индивидуальную траекторию развития учащегося. В процессе обучения необходимо обратить внимание на формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе. Знакомить учащихся с видами профессиональной информационной деятельности, IT-специальностями и профессиями, связанными с построением математических и компьютерных моделей. В учебной и внеучебной деятельности использовать современные технические средства, кросс-платформенные приложения, информационные образовательные и социальные ресурсы (информационные сервисы государства и общества).

Список источников

Гайсина С.В., Государев И.Б. Методические рекомендации для учителей информатики «Особенности введения ФГОС ООО в информатике».- СПб.: СПАПО, 2014

ЕГЭ-2015: Информатика Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ/ ФИПИ авторы-составители: В. Р. Лещинер – М.: «Интеллект-центр», 2015.

Изучение информатики в условиях ФГОС http://krivaksin.ru/izuchenie-informatiki-v-usloviyah-fgos/

Методические рекомендации о преподавании учебного предмета «Информатика»http://shkola8.ouvlad.ru/files/2010/12/Информатика-и-ИКТ.doc

Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Под ред. С. С. Татарченковой. – СПб. : КАРО, 2013.– 112 с.

Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности введения ФГОС ООО

Данный материал представляет собой выступление на педагогическом совете ( статья и презентация), посвященное введению ФГОС основного общего образования....

Особенности введения ФГОС ООО по русскому языку

В 2012 – 1013 учебном году наша школа стала пилотной по введению ФГОС в основном звене....

Выступление на заседании МО Об особенностях введения ФГОС основного общего образования

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно­-образоват...

Ключевые особенности введения ФГОС

Текст выступления на окружном информационно-практическом семинаре...

Особенности введения ФГОС ООО по математике в 5 классе

Статья из опыта работы учителя в связи с  введением ФГОС ООО по математике в 5 классе...

Материалы к докладу "Особенности внедрения ФГОС ООО по информатике"

МАтериал описывает особенности внедрения ФГОС ООО по предмету информатика...

Особенности введения ФГОС в основной общеобразовательной школе. Система оценивания.

Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется...