Особенности введения ФГОС ООО по русскому языку
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Волчанская Елена Владимировна

В 2012 – 1013 учебном году наша школа стала пилотной по введению ФГОС в основном звене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vvedeniya_fgos_v_5_klassakh.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности внедрения ФГОС по русскому языку в 5 классе

Важно не количество знаний, а качество их.  

                                                                    Лев Толстой

  

В 2012 – 1013 учебном году наша школа стала пилотной по введению ФГОС в основном звене. 23 января 2013 года по данной проблеме нашим методическим объединением был проведён районный семинар. Мы познакомили собравшихся с  ключевыми моментами внедрения ФГОС и продемонстрировали практическое их применение на примере уроков русского языка и литературы. Поэтому, думаю, сейчас нет необходимости останавливаться на теоретических вопросах. Поделимся своими впечатлениями.

По русскому языку работаем по новой для нас программе под редакцией Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. Кроме самой программы и примерной программы по русскому языку, никакого методического сопровождения к учебникам нет.

Учебник в 2 частях, красочно проиллюстрирован.  Есть занимательный материал, интересны исторические справки. Часть заданий побуждает школьников работать с другими источниками информации: словарями,   научно-популярными книгами, энциклопедиями, интернетом, что способствует формированию познавательных УУД. Теоретический  материал основан на принципе научности и доступности, вводится чаще всего  в форме текстов объясняющего характера.  На их основе также можно формировать познавательные УУД с помощью заданий типа:

- составьте план статьи;

- сформулируйте главную мысль;

- выпишите тезисы;

- на основании таблицы составьте связный рассказ по изучаемой теме;

- составьте опорный конспект;      

- преобразуйте текст в таблицу, схему.

Два последних задания часто предлагаю для работы в парах или группах. В данном случае они способствуют формированию и коммуникативных УУД. Для закрепления теоретического материала прошу учеников  сформулировать вопросы по прочитанному, задать их соседу по парте, а затем поменяться ролями. Правила  стараемся выучить в течение урока и опять же проверить друг друга. Это задание направлено на достижение трёхкомпонентного результата обучения одновременно:

  1. учащиеся усваивают предметные знания;
  2. формируют метапредметные:

- ставят перед собой цель – запомнить теоретическое понятие, проверить себя и товарища (регулятивные УУД),

- приводят примеры изучаемого лингвистического явления, исправляют ошибки в рассказе соседа (познавательные УУД),

- оценивают ответ одноклассника, обосновывают свою точку зрения (коммуникативные УУД);

  1. достигаем личностного результата - быть ответственным при выполнении задания, честным при оценке ответа товарища и самооценке.

Кроме того, в учебнике много объёмных текстов, многие из которых носят воспитательный   характер, что даёт учителю возможность   формировать нравственную  позицию ребёнка, а следовательно, добиваться достижения личностных результатов.

Однако при всех вышеперечисленных достоинствах учебника под редакцией Е.А. Быстровой мы, как практики, отмечаем его наисерьёзнейший недостаток: слишком маленькое количество упражнений для формирования ЗУНов. Кроме подбора таких упражнений для уроков, нам приходилось ежедневно после уроков заниматься со слабоуспевающими учащимися. Что бы ни декларировалось разработчиками ФГОС, уровень и качество обученности до сих пор определяется при помощи конкретных предметных ЗУНов. Поэтому все формы и средства обучения, которые мы использовали раньше, остаются актуальными и во ФГОСовском классе.

Особый интерес вызывают у пятиклассников дискуссии на лингвистическую тему. Например, при изучении темы «Лексика» предлагаю учащимся для обсуждения проблему «Нужны ли пословицы в нашей речи?». Для её решения рассматриваем следующие вопросы:

- Часто ли вы и ваши сверстники употребляют пословицы?

- В каких речевых ситуациях можно и нужно употреблять пословицы?

- Появляются ли сейчас новые пословицы?

- Определите, какие приёмы создают комический эффект в таких изменённых юмористами пословицах: Сколько волка ни корми – он и ноги на стол; Любишь кататься – имей сто рублей; Век живи – не суйся в воду и др.

Вопрос «Сколько слов в предложении  Мальчик прыгает со ступеньки на ступеньку?» вызывает горячий спор: одни ребята считают, что в этом предложении 5 слов, другие – что шесть. В процессе дискуссии учащиеся осознают, что для решения этой проблемы необходимо уточнить, с какой точки зрения необходимо рассматривать понятие «слово», т.к. в лексике и грамматике оно трактуется по-разному.

Нравится ребятам проводить лингвистические эксперименты. Простейший из них по определению роли имён прилагательных в речи: прочитайте текст, исключая имена прилагательные, сравните с исходным, сделайте вывод по исследуемой проблеме.

Работали над созданием проектов: «Из истории орфограммы…», «Что в имени тебе моём?», «Какой член предложения самый главный?», «Способы словообразования существительных».

Полюбилась пятиклассникам проверка знаний с помощью тестов в программе MyTestX. Эта программа даёт возможность учителю самостоятельно разрабатывать тесты различного вида, отправлять их а детские ПК с помощью Интернета. Ученики выполняют задания, получают сразу же отметку на мониторе своего компьютера, результаты всего класса автоматически обрабатываются и отправляются на компьютер учителя.  В наших кабинетах русского языка, к сожалению, пока Интернета нет. Мы вручную на каждый детский компьютер загружаем тесты.

И в заключении позволю себе несколько советов по разработке урока русского языка в свете требований ФГОС.

1 этап урока мобилизующий. Он включает в себя оргмомент и проверку домашнего задания.

2 этап – объяснение нового материала:

1) самоопределение учащихся на основе антиципации (обращение к предыдущей теме урока и предугадывание новой);

2) целеполагание (проектирование целей урока учащимися по схеме: вспомнить, узнать, научиться);

3) осознание учащимися недостаточности имеющихся знаний, овладение новыми знаниями;

3 этап – закрепление и овладение новыми способами действия.

4 этап – рефлексия (включает в себя сравнение целей, поставленных в начале урока, с итогом  работы, а также анализ учащимися собственной деятельности)

Домашнее задание может быть дано на любом этапе урока. На всех этапах урока необходимо найти возможность для организации самостоятельной работы учащихся. Во всех классах на каждом уроке  обязательна физминутка. Это может быть упражнение для улучшения мозговой деятельности, гимнастика для глаз, упражнение для создания положительного эмоционального фона на уроке, релаксация и традиционные упражнения для снятия мышечного напряжения.

Отдельно хочу подчеркнуть, что русский язык как учебный предмет универсален в плане формирования УУД. Поэтому для организации работы по нашему предмету, наверное, необходим не столько системно-деятельностный, сколько коммуникативно-деятельностный подход, когда каждый урок русского языка – это урок развития речи, а значит, организуем работу в парах, группах, побуждаем к участию в диалоге.

Поздравляю вас, уважаемые коллеги, с началом учебного года, желаю вам успехов в освоении ФГОС. Приглашаю к сотрудничеству.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности введения ФГОС ООО

Данный материал представляет собой выступление на педагогическом совете ( статья и презентация), посвященное введению ФГОС основного общего образования....

Мастер-класс по введению ФГОС на уроках русского языка в 5 классе

Материал содержит конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии со стандартами ФГОС, развернутый анализ этого уроуа, стандартный лист диагностики и анализа урока, а также презентацию об осно...

Выступление на заседании МО Об особенностях введения ФГОС основного общего образования

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно­-образоват...

Ключевые особенности введения ФГОС

Текст выступления на окружном информационно-практическом семинаре...

Особенности введения ФГОС ООО по математике в 5 классе

Статья из опыта работы учителя в связи с  введением ФГОС ООО по математике в 5 классе...

Особенности введения ФГОС в основной общеобразовательной школе. Система оценивания.

Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется...

Особенности введения ФГОС по предмету информатика

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования:к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;к структуре основной образователь...