Основные направления образовательных технологий в работе с одаренными детьми на уроках истории и обществознания
статья на тему

Шувалова Ирина Александровна

Приоритетный национальный проект "Образование" предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является важным направлением образовательной политики нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педсовет55.51 КБ

Предварительный просмотр:

И.А.Шувалова,

учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия №23»

г.о. Саранск, РМ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -

искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон.

 Дословно «технология» - наука о мастерстве.
 Технология обучения — это: искусство использования методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. Технология обучения — это целая система, основными элементами которой являются:

  • - цели обучения;
  • - содержание обучения;
  • - средства педагогического воздействия;
  • - организация учебного процесса;
  • - ученик,
  • - педагог;
  • - результат деятельности.
    Технология – совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

Педагогическая технология отвечает на вопрос: как учить результативно?

Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый с 2006 года, предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является важным направлением образовательной политики нашей страны.

Актуальность проблемы работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, происходящими в нашей стране и в мире. В настоящее время на первый план выходит интеллектуальная, творчески одаренная и разносторонняя личность, способная жить и развиваться в условиях информационного общества.

Государство нуждается в творческих, одаренных личностях, в поколении людей, которые будут осваивать новые сферы науки, и должны будут не только идти в ногу со временем, но и опережать его, ведя за собой научно-технический прогресс.

В последние годы очень актуальным становиться изучение явления одаренности. В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. Психологи под «одарённостью» понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик (теория трех колец):

  • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  • креативности (способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации);
  • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Подобную формула одарённости ребёнка, мы можем встретить у сторонника этой концепции Селивановой О.Г, которая утверждает, что «детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность.

Я  согласна с тем, что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован.

Понятие одарённости признается всеми как наличие потенциально высоких способностей у человека.

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Основная задача ложиться на школу – поддержать ребенка и развить его способности. Если не разглядеть, не развить, этот дар природы он так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучаемости, но в то, же время одаренные дети могут быстро утратить интерес к ежедневным занятиям. Такие дети требуют особого подхода, особой системы обучения.

Современные педагогические технологии работы с одаренными детьми в образовательном учреждении -  упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленной цели.

  Важно выявить среди воспитанников учащихся с признаками одаренности. Необходим не одномоментный отбор, а постоянный поэтапный поиск в процессе обучения. Для этого необходимы самые разнообразные методы диагностики детской     одаренности. Источником информации об особенностях, интересах ребенка являются  родители, учителя, классные руководители, психолог школы, одноклассники.

Школьные предметы обществознание и история дают огромный простор для развития умственной деятельности учащихся. Это те учебные дисциплины, которые расширяют кругозор учащихся, социализируют личность и формируют мировоззрение. И мне хотелось бы рассказать о тех формах и методах работы, применяемых на уроках истории и обществознания, которые использую я.

 В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества. 
  • Технологии уровневой дифференциации 
  • Групповые технологии.
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии  

1)  Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

2) Технология критического мышления

 Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже. 
        Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. 

           На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

        Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. 

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

   Основные методические приемы развития критического мышления

  • Прием «Кластер»
  • Таблица
  • Учебно- мозговой штурм
  • Приём «Составление синквейнов» 
  • Метод контрольных вопросов
  • Да - нет
  • Приём « Взаимоопрос»
  • Эссе

3)  Проектная технология

   Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

   Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

 Практическое применение элементов проектной технологии.

    Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:

  • характеризуется высокой коммуникативностью;
  • предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;
  • особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке истории;
  • основана на цикличной организации учебного процесса.

   Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.

 4) Технология проблемного обучения

           Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.

В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

  • строят гипотезу,
  • намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
  • аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.


      По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении : сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

        Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

 Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

 5) Технологии работы с источниками на уроках истории

Работа с одаренными учащимися требует интенсивной аналитической деятельности. Она возможна не только при организации деятельности при изучении историографических текстов, но и при изучении исторических документов. В методике сложились традиции работы с источниками в зависимости от вида этого документа.

Вопросы к документу в зависимости от его вида:

Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.

1. Покажите на карте государства, составившие этот документ.

2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.

3. Назовите основные положения документа.

4. Оцените выгодность и ущербность сторон, международную ситуацию в целом.

5. Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).

6. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?

7. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный? Почему?

8. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.

9. Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил.

 Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.

1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?

2. Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?

3. К чему призывает и что осуждает автор документа?

4. Интересы какого слоя населения он выражает?

5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?

6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа?

7. Дайте историческую оценку документу

6)Технология «Дебаты». Направлена на развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.

7) Тестовые технологии. 

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
  • Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
  • Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов;
  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;
  • Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач;
  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
  2. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1. С.40.
  3. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- с.73.
  4. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М. 2001.
  5. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой. М.; Просвещение, 2006. 
  6. Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания// Степанищев А.Т.  Проблемные задачи по истории России. М.,2001.
  7. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М., 2001.
  8. Селиванова, О.Г. Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей          в условиях общеобразовательной школы [Текст] / Селиванова О.Г. Завуч.Управление современной школой.- 2009.- № 8.- С.137-138.

Интернет –ресурсы:

http://yandex.ru/yandsearch?text=проектноя%20технология&clid=1882611&lr=2

http://nsportal.ru

http://murzim.ru/nauka/pedagogika

http://www.imc-new.com

http://yandex.ru/yandsearch?text

http://festival.1september.ru

http://works.tarefer.ru

http://www.moluch.ru

http://edc.bsu.by/index46.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время

Статья о формах  работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время...

Мастер-класс "Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания"

Представленный материал о работе педагога по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках и во вне урочной деятельности по истории и обществознанию...

Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания

Основные принципы работы с одаренными детьми...

Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время

Особенности, формы и методы работы с одаренными детьми....

Работа с одаренными детьмя на уроках истории и обществознания

обществознания»Работа по организации учебной деятельности, ориентированной на развитие одаренного ребенка, сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов, н...

«Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания»

Работа по организации учебной деятельности, ориентированной на развитие одаренного ребенка, сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов, но очень важная и нужн...

«Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания»

Работа по организации учебной деятельности, ориентированной на развитие одаренного ребенка, сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов, но очень важная и нужн...