Мастер-класс, как современная форма передачи опыта в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал на тему

Герасимова Надежда Владимировна

Данная разработка поможет правильно подготовиться учителю к мастер-классу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа №29

имени М.Т. Калашникова»

Мастер – класс,

как современная форма передачи опыта в условиях реализации ФГОС.

Герасимова Надежда Владимировна,

учитель физической культуры,

высшая квалификационная категория

г. Севастополь

Согласно Концепции постоянного образования и самообразования педагога новой формации, разработанной Министерством образования и науки РФ, предполагает, что в современной школе должен работать учитель новой образца – профессионал, исследователь, творец. Это возможно только в условиях постоянного саморазвития, самосовершенствования, повышения своего педагогического мастерства.

Среди многообразия методических форм данного процесса большую популярность приобретают мастер – классы. Основной целью которых является обмен педагогическим мастерством со своими коллегами. То есть мастер – класс – это передача действующей  технологии.

Основной принцип мастер-класса – я знаю, как это делать, и я научу вас. В научной литературе масса определений мастер-класса. И все они в той или иной степени определяют саму сущность данного процесса. Приведу некоторые из них.

Мастер-класс - оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности.

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

Мастер-класс - это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер–класс это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.  

Технология подготовки и проведения мастер-класса.

Цель – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором:

  1. Приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика;
  2. Формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно- экспериментальной работы.

Задачи мастер-класса:

- передача учителем-мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

- совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

В ходе мастер-класса участники:

- изучают разработки по теме мастер-класса;

- участвуют в обсуждении полученных результатов;

- задают вопросы, получают консультации;

- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

На мой взгляд одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является мастер-класс. Очень часто в педагогических кругах под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога. Выше я приводила несколько определений данного понятия, задачи мастер-класса и обобщая всю эту информацию, можно выделить наиболее важные особенности мастер-класса:

  1. Новый подход к процессу обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
  2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
  3. Создание условий для включения всех в активную деятельность;
  4. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывания различной ситуации;
  5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал как мастера, так и участников мастер-класса;
  6. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
  7. Предоставление возможности каждому участнику выразить своё отношение к предлагаемому методическому материалу;
  8. Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

При подготовке мастер-класса надо обратить внимание, что в ходе проведения его главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то метод, технология, методика или приём. Позитивным результатом мастер-класса можно будет считать только тот результат, который будет выражать овладение участниками новых творческих способов решения педагогической проблемы, формирование мотивации к саморазвитию, самообучению, самосовершенствованию.

Модель проведения мастер-класса

Этапы работы

мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительный.

Постановка целей и задач.

Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия

Включаются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Основной.

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приёмов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих приёмов с комментариями.

Выполняют задания в соответствии обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.

Заключительный.

Афиширование-представление выполненных работ.

Анализ ситуации по критериям:

- овладение общими способами деятельности;

- развитие способности к рефлексии;

- развитие коммуникативной культуры

Заключительное слово.

Организует обмен мнениями присутствующих, даёт оценку происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.

Алгоритм технологии мастер-класса

  1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
  • Кратко характеризует основные идеи технологии;
  • Описывает достижения в работе;
  • Доказывает результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
  • Определяет проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
  1. Представление системы учебных занятий:
  • Описывает систему учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
  • Определяет основные приёмы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
  1. Проведение имитационной игры:
  • Учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрирую приёмы эффективной работы с учащимися;
  • Слушатели одновременно играют две роли: учащиеся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
  1. Моделирование:
  • Учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
  • Мастер выполняет работу консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
  • Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.
  1. Рефлексия:
  • Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной деятельности является модель занятия, которую разработал «учитель-ученик» под руководством учителя-мастера с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Таким образом, учитель-мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение учителя-мастера проектировать успешную деятельность школьников, создаёт условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.

Таблица анализа мастер-класса.

Оценивание:

0 – не реализовано

1 – была попытка реализовать

2 – реализовано

3 – удачная находка

4 – вызывает желание сделать также.

Критерии

Кол-во баллов

Примечание

Актуальность темы

Точная формулировка цели

Конкретность в постановке задач

Хорошо продуманное содержание

Оформление

Умение владеть вниманием аудитории

Максимальное вовлечение участников

Уровень педагогического мастерства

Доступность показанного приёма

Творчество

Выполнение поставленных задач

Рефлексивная деятельность

Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов)

Итого

__________________________________________________________________

Примерная программа мастер-класса

Ф.И.О. ______________________________________________________

Тема: _______________________________________________________

Цель проведения: _____________________________________________

Ожидаемый результат: ________________________________________

№ п/п

Содержание деятельности

Результат

(работа со слушателями)

1

2

3

___________________________

Используемая литература:

Н.А. Ширшина, «Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС.» - Волгоград: Учитель, 2014 – 277с.

Ярулов А.Р. «Формирование культуры познавательной компетенции школьников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...

Мастер-класс на тему «Возможности использования интерактивных комплексов в условиях реализации ФГОС НОО»

Вашему вниманию предлагаются некоторые приемы использования интерактивной доски в условиях реализации ФГОС НОО. Представленные материалы, выполненны в программе Activ Inspire и предназначены для учите...

Мастер-класс « Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС».

Материал выступления на областном семинаре  по теме: " Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС"....

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС....

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...