Актуальность использования информационно – коммуникативных технологий в практике учителя – логопеда.
статья по теме

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационно - коммуникативных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования, то есть внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность использования информационно – коммуникативных технологий в практике учителя – логопеда

          Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационно - коммуникативных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования, то есть внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

          Эта тенденция соответствует изменившимся целям образования, которые требуют обновления методов, средств и форм обучения. В последнее время в педагогических кругах стало складываться правильное понимание той роли, которую могут сыграть информационно – коммуникативные технологии в организации учебного процесса.  Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, ещё не совсем исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

          Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» или «компьютерная технология». На помощь учителю — логопеду пришёл компьютер с его неограниченными возможностями. Овладение современными информационно – коммуникативными технологиями как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека – главная задача учителя – логопеда в современных условиях.

           Появление компьютеров произвело революцию в технологии работы с информацией и её оформлением. Владение работой на компьютере входит в разряд первичных культурных навыков. До сих пор изучение многих школьных предметов, в том числе и проведение логопедических занятий, ведётся с использованием традиционных методов: ручка, тетрадь, доска, мел, иллюстрации, настенные таблички, раздаточный материал. А во взрослой жизни школьники столкнуться с необходимостью реального использования компьютеров для практически любой производительной деятельности. Сегодня компьютер в школе позволяет создавать учебные материалы нового поколения, использующие возможности видео, графики, звука, анимации.

          Проведение логопедического занятия с использованием информационно – коммуникативных технологий требует от учителя – логопеда наличие пользовательских умений и навыков, навыков владения компьютером и мультимедийными приложениями, огромной подготовительной работы. Конечно, это занимает длительное время. Но вложенный труд себя оправдывает: накапливается методический материал в виде целых циклов занятий как подгрупповых, так и индивидуальных, практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя – логопеда. И лучшей наградой служит возрастающий интерес учащихся к логопедическим занятиям, радостное ожидание ими каждого следующего занятия. Не секрет, что низкая мотивация учения – одна из главных проблем современной школы.

           С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи младших школьников учителя – логопеды и дефектологи стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, что позитивно складывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи.

          В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

          Учителя – логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационно – коммуникативных  технологий в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации учеников к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Интеллектуальное развитие младшего школьника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в обучении.

          В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео- ). Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции.

Информационно – коммуникативные технологии в практике

учителя – логопеда

  • Следует отметить, что компьютер – не самоценен!
  • Компьютер не заменит специалиста, — это только вспомогательный обучающий материал.
  • Положительный результат от использования информационно – коммуникативных технологий может быть только во взаимодействии ученика, педагога и компьютера.

          Важным моментом в работе учителей – логопедов стало применение компьютерной диагностики, которое позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных, построение графиков и создания речевого профиля. Используя стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, можно разработать тетради на печатной основе для уроков произношения. Благодаря их применению увеличится плотность урока, повысится эффективность формирования, закрепления речевых, а также общих учебных умений и навыков.

Преимущества информационно – коммуникационных технологий:

  • Предлагаемая информация предстает перед учащимися в наглядной и привлекательной форме.
  • Повышается мотивация и интерес учеников к занятиям.
  • Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным.
  • Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.

Образовательные плюсы в использовании информационно – коммуникативных технологий:

  • Сокращается время работы с бумажными носителями.
  • Меньше сил и времени при подготовке наглядно – дидактического сопровождения к занятиям.
  • Возможность создания базы данных и медиатеки.
  • Возможность дистанционного участия в интернет – конференциях, форумах и обучения на курсах повышения квалификации.
  • Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности.
  • Визуализация акустических характеристик звуков.
  • Расширение спектра невербальных заданий.

Использование информационно – коммуникативных технологий на логопедических занятиях позволяет:

  1. Активизировать познавательную деятельность детей – логопатов.
  2. Индивидуально подходить к каждому ученику, используя разноуровневые задания.
  3. Повышать интерес к обучению (мотивация).
  4. Осуществлять дифференцированный подход.
  5. Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей.
  6. Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).

Информационно – коммуникативные технологии  используются на разных этапах логопедической работы.

Подготовительный этап:

  • При проведении артикуляционной гимнастики.
  • Для развития речевого дыхания.
  • Как зрительный тренажёр.
  • При подготовке руки к письму.
  • Для включения в занятие.

Этап автоматизации:

  • Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

Этап дифференциации:

  • Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.
  • Рекомендации для родителей.
  • Презентация с речевыми заданиями.

          По требованиям СанПин 2.4.2.1178-02 в течение недели количество уроков с применением технических средств обучения не должно превышать для обучающихся первой ступени 3-4 урока, обучающихся второй и третьей ступени - 4-6 уроков. После занятий с видео дисплейным терминалом (ВДТ) необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте.

           Следует отметить, что применение информационно – коммуникативных технологий целесообразно с применением с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.

          Практика проведения школьных уроков и логопедических занятий с использованием информационно – коммуникативных технологий показывает, что они имеют большее коррекционное воздействие, чем обычные. Учащиеся на таких уроках и занятиях более активно и охотно включаются в работу, заметно увеличивается время, в течение которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения темы задания.

         Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятия грамотности: «Грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером».

           Использование информационно – коммуникативных технологий в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. Информационно – коммуникативные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя – логопеда. Они помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию. Внедрение информационно – коммуникативных технологий в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков и занятий, освободить учителя – логопеда от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

          Использование информационно – коммуникативных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно –коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда

Описывается применение ИКТ в различных видах деятельности учителя-логопеда речевой группы....

Использование информационно-компьютерных технологий в деятельности учителя-логопеда

В работе представлены варианты использования современных компьютерных технологий для повышения знаний учащихся....

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда, в условиях введения ФГОС.

В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда в рамках ФГОС»

Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни,  становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового п...