Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"
материал на тему

Корявикова Неля Тариэловна

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_sposobnostey_koryavikova.docx272.01 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\Downloads\новый титульный лист программы вектор.jpg

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов ООО и СПО. Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся опирается на основную стратегию образования - формирование всесторонне развитой личности.

Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей (особенностей) обучающихся, создание условий для самореализации личности с различными способностями и интересами.

Основные задачи:

  1. Формирование у обучающихся с различными способностями и интересами позитивной мотивации к предмету биология.

2. Выявление и поддержка обучающихся, проявляющих интерес к биологии.

3. Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

4. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей обучающихся.

5. Внедрение в образовательный процесс метода проектов как технологии, способствующей формированию умений и навыков исследовательской деятельности.

6. Привлечение обучающихся с различными интересами и способностями к участию в акциях, проектах, конкурсах, конференциях и иных мероприятиях социальной, исследовательской, творческой направленности.

Гарвардский университет обнародовал следующий перечень способностей современного образованного человека:

- способность выявлять проблемы без наставничества или помощи;

- умение задавать вопросы;

-  способность ставить под сомнение  преобладающие стратегии мышления (креативность);

- способность быстро выделять и усваивать важные данные из массы информации;

- умение работать совершенно самостоятельно;

- способность убеждать и отстаивать собственную точку зрения;

- способность осмысленно преобразовывать информацию в новые формы, находить новые векторы применения;

- способность ведения конструктивной дискуссии;

- способность к непрерывному образованию.

Джош Кауфман - эксперт в области образования, автор бестселлера  «The personal MBA – Master the Art of Business» определил базовые способности, необходимые для  достижения наилучших результатов в любой сфере деятельности:

Информационное усвоение  – способность обработать и осмыслить информацию. Человек с развитым навыком информационного усвоения, может быстро обрабатывать и применять информацию к конкретной ситуации, с неизменно высоким уровнем понимания происходящих процессов.

Письменная коммуникация – способность излагать мысли и идеи в письменной форме четко и лаконично. Человек, с хорошим навыком письменной коммуникации в состоянии доступно донести информацию до других, кроме того, он умеет убеждать и оказывать влияние на других людей по средствам письменной коммуникации.

Устная коммуникация – способность общения и способность излагать мысли и идеи другим людям, ясно, кратко и уверенно. Мастер коммуникации способен найти подход к любому типу личности и умеет общаться как на межличностном уровне, так и с группой людей,  в располагающей манере, без видимых признаков напряжения или стресса.

Принятие решений – способность выявить суть проблемы, расставить приоритеты, сосредоточить энергию и направить усилия, признать заблуждения и избежать типичных ошибок. Человек, развивший в себе эту способность, может выделить основное,  отсечь типичные ошибки и когнитивные предвзятости и наконец, принять верное решение.

Конфликтология – способность предвидеть потенциальные источники конфликтов и находить способы их разрешения. Человек, который хорошо подкован в урегулировании конфликтов, в состоянии исключить непродуктивные эмоции и перенаправлять их в целевое русло, как в индивидуальном общении, так и в группах.

Предугадывание или анонсирование  – способность определить возможный сценарий развития целевого процесса – тесно связан с навыком своевременного и правильного принятия решений.  Помимо прочего, этот навык позволяет заблаговременно продумывать возможные компромиссы и вектора для действия, что в сумме приведет к достижению цели.

 Планирование – способность определить необходимые для достижения цели шаги, определить и подготовиться к неизвестным и неизбежным факторам непредвиденных обстоятельств. Человек с высоким навыком планирования способен рассчитать риски, продумать максимальное количество способов достижения, поставленной цели минуя возможные сложности.

Самосознание – способность воспринимать и влиять на собственные внутренние состояния и эмоции, сюда же относиться распределения энергии, сила воли и концентрация.  Человек с высоким уровнем самосознания, способен четко калибровать в каком физическом и психоэмоциональном состоянии он перебывает и какая между ними связь, кроме того, он владеет достаточным количеством действенных психотехник для эффективного управления собственными состояниями.

Овладение навыками – поиск и осознание новых путей и знаний для получения необходимых навыков в разных сферах жизни. Потребность в постоянном саморазвитии. Действие для утоления этой потребности. Обращение к собственному сознанию, практике, наблюдению и экспериментам для достижения наилучших результатов.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:

- принцип доверия и поддержки;

- принцип добровольности;

- принцип индивидуальности;

- принцип выбора;

- принцип творчества и успеха;

- принцип привлекательности результатов;

- принцип обратной связи.

Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:

- наблюдения;

- диагностика;

- беседы с участниками образовательного процесса;

- консультации;

- дифференцированные задания;

- учебные задания практикоориентированной направленности;

- проектная деятельность;

- ролевые игры;

- предметные олимпиады и конкурсы;

- конкурсы, конференции творческого и исследовательского характеров.

Диагностический инструментарий:

- методика «Сфера интересов» О.И. Моткова.

Модифицированная методика П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского:

- диагностика зоны актуального и ближайшего развития;

- уровень обучаемости (способность к учению);

- уровень обученности (результат);

1 уровень обученности – различение: низшая степень, когда учащийся отличает объект от его аналогов только по ярко выраженным признакам.

2 уровень обученности – запоминание: учащийся может пересказать содержание текста, но это не служит доказательством понимания.

3 уровень обученности – понимание: он предполагает нахождение существенных признаков и связей явлений, предметов на основе анализа и синтеза.

4 уровень - простейшие умения и навыки: показатель высокой степени обученности.

5 уровень – перенос: учащиеся умеют обобщать, применять полученные знания в новой ситуации. Это самый высокий уровень.

Обучаемость выше обученности – работать с ребенком.

Обучаемость = обученности – идеально.

Обучаемость ниже обученности – ребенок очень старается.

- уровень познавательного интереса;

- уровень самостоятельной творческой деятельности  (уровень познавательной самостоятельности)

- методика диагностики уровня творческой активности обучающихся М. И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б. С. Алишева, JI.A. Воловича.

- опросник Джонсона (диагностика креативности).

Ожидаемые результаты:

- повышение качества реализации образовательной программы школы;

- повышение интереса к изучению дисциплин обществоведческого цикла;

- применение полученных знаний в практической жизнедеятельности, в процессе общения;

- создание для каждого обучающегося ситуации успеха и достижений в каких-либо сферах и видах деятельности в зависимости от интересов, возможностей, способностей;

- обеспечение положительной динамики достижений обучающихся  на различных уровнях;

- повышение самооценки обучающихся.

Система оценки результатов.

Для оценки результативности работы по выявлению и развитию способностей обучающихся используются следующие критерии:

- вовлечение обучающихся в деятельность учреждений дополнительного образования различного профиля;

- количество и качество образовательных проектов, конференций, конкурсов с участием обучающихся;

- положительная динамика достижений в мероприятиях различного уровня;

- сформированность профессиональных предпочтений обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию способностей.

Карта интересов младшего школьника. Карта способностей. Мониторинг способностей. Анкеты для родителей по выявлению способностей. Схема анализа...

Программа по выявлению и развитию способностей учащихся творческого объединения естественнонаучной направленности

Программа по выявлению и развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских навыков,...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследоательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрения новых образовательных...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся по русскому языку и литературе.

В программе представлены педагогические методики по выявлению способностей обучающихся по русскому языку и литературе. Предлагаются методы по развитию способностей обучающихся....

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»

моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить  интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»

Выяление способностей  и развития у обучающихся  к творческой и познавательной деятельности...