Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся по русскому языку и литературе.
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Курчевская Светлана Алексеевна

В программе представлены педагогические методики по выявлению способностей обучающихся по русскому языку и литературе. Предлагаются методы по развитию способностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_9.docx297.81 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\титутльнни.jpg

  Пояснительная записка

Программа по выявлению и  развитию способностей обучающихся по русскому языку и литературе предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана на основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;

Социально-педагогическая обусловленность работы с одаренными
обучающимися 

Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный обучающийся - это обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Выявление одаренных обучающихся возможно по следующим признакам:более высокие по сравнению с большинством обучающихся интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, научной деятельности, творческие возможности и проявления;имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;испытывают положительные эмоции от процесса познания,интеллектуальной, творческой деятельности.
Цель: развитие способностей обучающихся по русскому языку и литературе

Задачи:

  1. создание системы целенаправленного выявления одарённых обучающихся
  2. создание системы стимулирования творческой деятельности обучающихся;
  3. определение уровня творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы;
  4. определение форм и методов работы на занятиях, помогающих обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения в техникуме;
  5. формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по русскому языку и литературе;
  6. расширение возможностей для участия обучающихся в олимпиадах,  конкурсах, научно – практических конференциях различного уровня.

Основные направления реализации программы

  • выявление творческих способностей обучающихся;
  • создание банка данных «Одаренные студенты»;
  • разработка индивидуальных форм работы;
  • внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;
  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
  • развитие системы внеаудиторной деятельности обучающихся, которая позволит студентам демонстрировать свои достижения на олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях различного уровня.

Принципы педагогической деятельности в работе с обучающимися по выявлению и развитию способностей:

  • принцип доверия и поддержки;
  • принцип добровольности;
  • принцип индивидуальности;
  • принцип выбора;
  • принцип творчества и успеха;
  • принцип привлекательности результатов;
  • принцип обратной связи.

Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:

  • наблюдения;
  • диагностика;
  • беседы с участниками образовательного процесса;
  • консультации;
  • дифференцированные задания;
  • учебные задания практикоориентированной направленности;
  • проектная деятельность;
  • ролевые игры;
  • предметные олимпиады и конкурсы;
  • конкурсы, конференции творческого и исследовательского характеров.

Организация воспитательной работы в рамках программы:

Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

Формирование высокой речевой культуры;

Утверждение здорового образа жизни школьника;

Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.

Основные мероприятия по реализации программы.

I. Диагностика: 

  1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
  2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
  3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
  4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
    II. Развитие творческих и познавательных способностей: 
  1. привлечение обучающихся к участию в конкурсах,  олимпиадах, научно – практических конференциях различного уровня;
  2. использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
  • творческие ответы;
  • выполнение творческих тематических заданий;
  • выполнение проблемных поисковых работ;
  • включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности;
  • повышение степени сложности заданий;
  • обучение самооценке результатов своей деятельности;
  • формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач;
  • интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.

  1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся
  2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных обучающихся на родительских собраниях.

Ожидаемые результаты

  • формирование системы работы с одаренными обучающимися;
  • формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одарённых обучающихся.
  • повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
  • увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях; повышение показателей успешности обучающихся в конкурсах различного уровня.
  • создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
  • нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми;

Педагогические методики и диагностика: 1.  Опросник для выявления одарённых обучающихся психолога А.А. Лосевой 

Данный опросник, предложенный А.А. Лосевой, может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями.

Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.

Экспертам предлагается оценить по четырехбальной системе характеристики указанных сфер проявления одаренности. Если какая-то характеристика присуща учащемуся в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

I. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность.
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
3. Устойчивость внимания.
4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Навыки логического мышления: хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
6. Богатство активного словарного запаса.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причину поступков других людей, мотивы их поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
9. Развитость творческого мышления и вообржения.
10. Владение основными компонентами умния учиться.
11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II. Сфера академических достижений
1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
5. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

III. Творческая сфера
1. Высокая продуктивность в различных видах деятельности.
2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
4. Задает много вопросов по интересующему предмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть не таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературная сфера
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет глав-
ное, наиболее характерное.
3. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
4. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
5. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для
понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
6. Любит писать рассказы или статьи.
7. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает
другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывает.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VI. Музыкальная сфера
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII. Техническая сфера
1. Хорошо выполняет различные задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Двигательная сфера
1. Тонкость и точность моторики.
2. Развитая двигательно-моторная координация.
3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).

IX. Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
4. Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции
(из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).
6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми, может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Социальная сфера
1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
2. Всегда выполняет свои обещания, ответствен.
3. Отличается высокой общительностью с окружающими.
4. Стремится к доминированию среди сверстников.
5. Сверстники обращаются за советом.

2. Диагностика лингвистических способностей обучающихся по методике Хорста Зиверта (определение языкового интеллекта)

3. Опросник для определения креативного потенциала С.И. Макшанова

Опросник для определения креативного потенциала 

(автор С.И.Макшанов)

Цель: определение креативного потенциала.

Инструкция

Большинство людей гораздо более креативны, чем они думают. Этот опросник поможет Вам узнать Ваш потенциал и определить, что, возможно, тормозит Вас на пути к творчеству. 

Пожалуйста, прочитайте нижеследующие утверждения, напротив каждого утверждения поставьте крестик в одну из колонок в зависимости от того, бывает так всегда, часто, иногда, редко или не бывает никогда. 

Обработка и анализ данных 

КЛЮЧ

Ответы оцениваются так:



Ответы на нечетные вопросы


Ответы на четные вопросы


Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда


1

2

3

4

5


5

4

3

2

1


  1. Определите и напишите в каждой строке балл, соответствующий Вашему ответу в соответствии с ключом.

  2. Подсчитайте общий балл для каждого раздела: А, В и С. 

  3. Определите свой креативный потенциал, суммировав три оценки: А+В+С.

  4. Полученный результат интерпретируйте в соответствии со следующим описанием:


Раздел А

16-37: Ваш креативный потенциал подавляется некоторыми вашими чувствами в отношении себя, и Вы будете удивлены, как много креативности освободиться однажды, когда Вы позволите себе быть креативным.

38-59: Ваш креативный потенциал достаточно развит, но не всегда проявляется, этому препятствуют некоторые особенности Вашей личности. Вам необходимо научиться регулировать эмоциональное состояние, снижая напряжение. Это поможет уменьшить действие барьеров.

60-80: вы высоко креативны. При этом Вы обладаете способностью побуждать к креативности других.

Раздел В

16-37: Ваш стиль решения проблем имеет тенденцию быть «книжным», ему недостает креативности.

38-59: Ваш подход к решению проблем иногда отличается ригидностью и может приводить к стандартным решениям, которые больше, чем следует, опираются на прошлые решения сходных проблем. Попытайтесь освободиться от этого, и Ваша креативность проявится.

60-80: У Вас открытый, креативный подход к решению проблем. Вы также способны поддерживать других в ходе решения проблем. Вы способны воспользоваться каждым удобным случаем, для того чтобы создать дух предприимчивости и проблематизировать среду вокруг себя. 

Раздел С

16-37: Ваша рабочая среда не поощряет креативного мышления. Посмотрите на Ваши баллы по пунктам А и В. Если они высокие, Вы, безусловно, испытываете напряжение на работе. Что вы собираетесь предпринять в связи с этим?

38-59: Иногда трудно быть креативным на Вашей работе. Если Вы имеете высокие оценки по пунктам А и В, используйте Ваши возможности для того, чтобы изменить среду.

60-80: Вы работаете в идеальной среде для креативной личности. Однако, если у Вас низкие оценки по пунктам А и В, Вам следует работать над развитием Вашего креативного потенциала. Никто не собирается мешать Вам предлагать новые идеи. 

А+В+С 

48-111: В настоящее время Вы понимаете, что все мы имеем значительный потенциал креативности – ему только надо дать шанс проявиться. Поэтому исключите помехи для проявления своей креативности со своей стороны и со стороны других.

112-176: У Вас хороший креативный потенциал, который пока скрыт и сдерживается или Вами лично, или Вашим подходом к решению проблем, или Вашей рабочей средой. Вы можете изменить любой из трех или все три аспекта – так что же вы ждете?

177-240: Вы, по-видимому, высококреативная личность с большими потенциалами. Продолжайте развивать Ваш талант, стараясь найти новые пути его применения – дома, в Ваших увлечениях и, конечно, на работе. 


ОПРОСНИК «Каков Ваш креативный потенциал?»


А. Моя личность


Все-

гда


Час-то


Ино-гда


Ред-

ко


Нико-гда


Бал

лы


1. Мне не хватает уверенности в себе








2. Я ценю критичность








3. Я боюсь отличаться от других








4. Мои родители поощряли мою креативность








5. Я чувствую себя некомфортно в ситуации неопределенности








6. Мне нравятся новые лица, места








7. Я нуждаюсь в постоянном ощущении порядка в моей жизни








8. Я считаю, что грезы, мечты – дело стоящее








9. Я чувствую себя неловко, когда люди проявляют свои чувства








10. Я получаю удовольствие, играя роли








11. Я достигаю большего, когда следую правилам








12. Я позволяю моим чувствам руководить мною








13. Мне нравится, когда меня считают независимым








14. Мне нравится быть вместе со свободно мыслящими людьми








15. Я скорее реактивен, чем активен








16. Мне нравится заглядывать далеко вперед










в. Мой подход к решению проблем


Все-

гда


Час-то


Ино-гда


Ред-

ко


Нико-гда


Бал

лы


1. Сталкиваясь с проблемой, я делаю поспешные выводы








2. Когда проблема возникает, я становлюсь объективным и аналитичным








3. Необходимы все факты, чтобы принять решение








4. Мое внутреннее чувство помогает мне








5. Я рассчитываю на свои прошлые знания сходных проблем








6. Я ненавижу работать над деталями








7. Секрет успеха – в укомплектованном штате персонала








8. Статистические данные и диаграммы дают искаженную картину








9. К проблемам следует подходить одним и тем же образом








10. Меня воспринимают как человека, решающего проблемы оригинально








11. У меня есть трудности с обнаружением проблем








12. Я использую специальные техники для решения проблем








13. Я впадаю в уныние, если проблема кажется слишком сложной








14. Когда другие не берутся за решение, я делаю это, если могу








15. Я люблю читать инструкции, прежде чем начать что-либо новое








16. Я верю, что процесс нахождения решений – творческий 










С. Моя рабочая среда


Все-

гда


Час-то


Ино-гда


Ред-

ко


Нико-гда


Бал

лы


1. Люди в моей организации думают, что их образ действия – самый лучший








2. Вокруг меня креативность рассматривается как ключ к выживанию








3. Границы моих полномочий точно определены








4. Здесь принимаются стоящие идеи извне








5. Время для творческих размышлений ограничено в этой организации








6. Соревнование между служащими воспринимается как здоровое явление








7. Я мог бы охарактеризовать мою организацию как уютную и ориентированную на сотрудничество








8. В этой организации мы любим находить проблемы








9. Здесь, если Вы креативны, значит, мечтатель








10. В этой организации креативным людям дают свободу








11. Организационные процедуры убивают идеи








12. Я могу свободно рассказывать о моих идеях, не опасаясь, что их украдут








13. Меня остановят, если я начну предлагать новые решения 








14. Здесь хорошие представляют ценность сами по себе








15. Новые идеи должны быть подробно описаны








16. Инновации поощряются в этой организации







Наименование педагогических методик:

  1. Метод проблемного обучения
  2. Метод проектов
  3. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности
  4. Метод привлечения жизненного опыта обучающихся
  5. Метод самоорганизации обучения
  6. Метод эвристических вопросов

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998. – 368 с.
  2. Акимова М.К. Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 1982.
  3. Дружинин В.Н. Диагностика общих способностей. – М., 1995.
  4. Зак А.З. Методы развития интеллекта ребенка. – М., 1993.
  5. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. – М., 1994.
  6. Зак А.З. Некоторые методы диагностики интеллектуального развития школьников // Психологические проблемы учебной деятельности школьника. – М., 1977.
  7. Зиверт Хорст. Ваш коэффициент интеллекта / Пер. с немец. Нолиж. – М., 1997.
  8. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1995.
  9. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: “ВЛАДОС”, 1998. – 632 с.
  10. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003.
  11. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М.: 1999.
  12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. – М.: изд. ВЛАДОС, 1998.
  13. Романова, Е.С. Психодиагностика: Уч. пособие/ Е.С.Романова. – СПб: Питер, 2006. – 400 с.
  14. Словарь практического психолога/сост. С.Ю Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
  15. Современный словарь по психологии. – М.: “Современное слово”, 2005. – 768 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя русского языка и литературы Овчинниковой Валентины Григорьевны

Проблема детской одаренности становится все более актуальной. Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям глубокие знания, но и развивать творческие способности каждого ребенка....

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»

моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить  интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык»

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время

Цель программы:Создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся через предмет «Русский язык», создание условий для самореализации способностей обуча...

«Программа по выявлению, развитию и оценке способностей обучающихся (предмет: русский язык и литература)»

Программа помогает выявить способности обучающихся по предметам русский язык и литератураа...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»

Выяление способностей  и развития у обучающихся  к творческой и познавательной деятельности...