Доклады на методическое объединение
материал по теме

Заикина Наталья Вячеславовна

доклады на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»

Доклад

Воспитание нравственно – этических качеств у воспитанников с ОВЗ во время внеклассных мероприятий с помощью дидактических игр.

Старший воспитатель:

Заикина Наталья Вячеславовна

2017г

Воспитательная и коррекционная направленность обучения –  важнейшие принципы организации учебного процесса в коррекционной школе любого вида.  Показать воспитательные возможности при обучении детей  с нарушением интеллекта нам хотелось бы на примере внеклассных мероприятий. Воспитание у детей нравственных качеств и формирование соответствующих понятий на этих мероприятиях  связано с решением других обязательных задач – развитием различных компонентов речи учащихся и активизацией их мыслительной деятельности.

Вопросы в начале внеклассного мероприятия  непосредственно связаны с жизненным опытом учащихся. Например, в беседе о вежливости дети рассказывали, вежливо ли они ведут себя со сверстниками и взрослыми; в беседе о дружбе мы спрашивали детей, есть ли у них друзья, чем они занимаются, помогают ли друг другу. Мы обращались также к художественным текстам, знакомым детям по урокам чтения.

Самыми интересными и эффективными, на наш взгляд, оказались для учащихся дидактические игры на основе проблемных ситуаций, различные задания по пословицам, коррекционно-практические задания, включающие имитационное моделирование.

Внеклассное мероприятие о вежливости предполагало формирование у учащихся навыков культурного поведения, обогащение словарного запаса «волшебными» словами и их актуализацию. Целью дидактической игры «Школа Вежливости» была организация диалогического общения на основе разыгрывания в парах определённых ситуаций, в которых требовалось знание и использование для выражения приветствия, просьбы, благодарности специальных вежливых слов и выражений ( в том числе непривычных для детей («будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны», «не могли бы вы», «извините», «простите», «я не хотел вас обидеть», «можно вам помочь»).

В ходе беседы дети узнали, как образовались некоторые вежливые слова, дети зачитывали на индивидуальных карточках небольшие четверостишия, содержащие эти слова, отгадывали загадки о вежливых словах. Даже во время физминутки внимание детей тоже было направлено на вежливые слова: они должны были выполнять упражнения только при условии: если услышат вежливое слово («пожалуйста», «будьте добры» и т.д.).

С интересом дети отнеслись к заданию нарисовать вежливого человека и сравнить его с кем-нибудь . Предварительно мы провели беседу о том, какие бывают вежливые поступки и кто их может совершать. Многие рисунки оказались связаны с типичными для детей ситуациями: например, девочка моет посуду, мальчик несёт сумки с продуктами.

В качестве домашнего задания детям было предложено сосчитать, сколько раз в день они использовали в своей речи вежливые слова.(приготовить заранее).

«Беседа о дружбе» была ориентирована на формирование нравственных понятий «дружба», «настоящие друзья», на воспитание у детей доброты, потребности в умении дружить, бережно относиться друг к другу.

Предварительно детям было предложено письменно ответить, что такое дружба. Большинство ответов («дружба – это дружить», «Дружба – это когда с тобой дружит твой друг или твоя подруга», «Дружба – это Маша», «Дружба – это очень нужная вещь» ) и т.д. Многие   вообще не смогли продолжить фразу: «Дружба – это…».

Далее проводилась работа с пословицами. Ребята вспомнили  пословицу «Старый друг лучше новых двух», песни «Настоящий друг» («Дружба крепкая не сломается...») и «Улыбка» («С голубого ручейка начинается река...»).  Затем воспитанники  получили карточки с пословицами (Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает; Старый друг лучше новых двух; Нет друга – ищи, а нашёл – береги; Дерево сильно корнями, а человек – друзьями). Ребятам надо было прочитать свою пословицу, подумать над тем, что она обозначает, привести примеры из жизни, к которым она подходит. При объяснении некоторых пословиц возникали трудности, но с помощью воспитателя они были преодолены. Дети не могли понять смысла последней пословицы – пришлось объяснять, что дерево держится на земле благодаря корням, через них оно получает питательные вещества, которые помогают  расти и развиваться, так же и людям в жизни надо держаться за друзей, которые в трудную минуту помогут делом и советом.

Затем ребятам предлагалось вспомнить известных героев сказок, рассказов, мультфильмов, кинофильмов, которые являются настоящими друзьями. Дети пытались ответить на вопросы: «Знаете ли вы этих героев? (демонстрировались иллюстрации к сказке) Дружат ли они между собой? В чём заключается их дружба? Хорошие ли они друзья? Как они помогают друг другу?». Учащиеся рассказали, как умеют дружить герои сказки: медвежонок защищает Пятачка, помогает ему стать смелым, заботливый Кролик всегда готов накормить своих друзей.

Дидактическая игра «Наш класс» позволила выявить, насколько дети считают свой класс дружным. Сначала на вопрос: «Считаете ли вы свой класс дружным?» многие дети отвечали отрицательно. Однако когда они выходили к доске, многие меняли своё мнение и отдавали свой голос-звёздочку (рисовали её в определённом месте на доске) за утверждение «Наш класс дружный». Это говорит, что, несмотря на обиды, ребята в классе дружат между собой, дорожат этими отношениями, хотя и стесняются о них говорить.

Это подтвердила также игра-тренинг «Волшебное кресло». Суть её заключалась в том, что каждый ученик имел возможность побывать в центре внимания всего класса и выслушать, что о нём думают его одноклассники. Даже самые тихие и робкие ученики класса чувствовали себя на этом стуле вполне комфортно и не стеснялись остальных. Ребята говорили не только о  положительных качествах сидящего на стуле – о негативных тоже. Но реже и без обид на этого человека, а, наоборот, с конкретными пожеланиями исправить своё поведение. Детям очень понравилась эта игра, в работу был включён весь класс, особенно всем понравилось раздавать свои симпатии-солнышки, хотя в правилах и было оговорено, что одному человеку можно отдать только один «голос», многие отдавали все имеющиеся у них солнышки своим друзьям. Особенно запомнилось, когда одна очень активная ученица, лидер класса, отдала все свои голоса самому слабому и тихому ученику, а на вопрос, почему она это сделала, она ответила: «Чтобы ему было приятно!». Видно было, как мальчик засмущался, но в то же время одобрение со стороны коллектива придало ему уверенности в себе, и далее он стал вести себя более активно. Солнышек детям явно не хватило, так как они не экономили их, а хотели отдать каждому ребёнку как можно больше «тепла», интуитивно чувствуя, как это приятно и какой нужной поддержкой это является.

После такой активной деятельности мы с детьми разбирали рассказы о дружбе: на основе описанных в них проблемных ситуаций выстраивалось обсуждение. Первый рассказ был про двух совершенно непохожих девочек Аню и Веру, и, казалось, что у них нет ничего общего, тем не менее, они были подругами «не разлей вода». Дети пытались рассуждать, отвечая на вопросы: Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?   Знаете ли вы такие примеры? Какие качества вы цените в друге? Герои второго рассказа – Миша и Костя,  все считали друзьями. Но однажды Миша обиделся на Костю, что тот не помог с решением контрольной, хотя Мише надо было решать свой вариант. Для обсуждения предлагались такие вопросы: Можно ли назвать дружбу Миши и Кости настоящей? Поссорились бы вы со своим другом, если бы случилась похожая ситуация? Поможете ли вы своему другу, если эта помощь будет в ущерб вашим интересам? Дети активно вели дискуссию, обсуждали поступки героев, говорили, как бы они поступили на их месте, что бы они сделали, а чего  не стали делать. Такое обсуждение помогло им увидеть ситуацию с двух сторон, сравнить её со своим опытом и сделать выводы по поводу своего поведения.

В игре «Качества друга» детям предлагалось убрать карточки, на которых были записаны качества человека, мешающие дружбе, а оставить только те, которые должны быть у настоящего друга. Непонятные детям слова разъяснялись на доступных им примерах. Затем с опорой на карточки дети составляли правила настоящей дружбы (выбирали нужные карточки и вывешивали на доску).

В конце беседы ответы детей на вопрос о дружбе были более полными: «Дружба – это не предавать никого, быть верным», «… это когда тебе доверяет хороший человек, самый лучший», «… это когда ты дружишь бескорыстно», «… это помогать другу». «… это когда ты не обманываешь, делишься с другом играми, говоришь с друзьями, не дерёшься с ними», «… это хорошие отношения», «… это когда человек любит своих друзей» «…  когда доверяешь человеку. Друзья … выручают из беды, не рассказывают секреты».

Во время беседы все дети активно участвовали в дидактических играх, что все без исключения задания вызывали у детей живой интерес и вовлекали их в учебно-воспитательный процесс, что беседы прошли легко, в обстановке доброжелательной и непринужденной атмосферы, проявлялись недостатки  активного словаря детей, они часто затруднялись в подборе нужных слов. На наш взгляд, задачи каждой беседы были решены частично.  Именно такие результаты довольно часто наблюдаются при анализе и оценке эффективности подобных занятий и коррекционно-воспитательного процесса в коррекционной школе VIII вида в целом.

Таким образом, мы убедились, что формировать нравственные понятия у умственно отсталых школьников необходимо постоянно, в течение продолжительного времени, на всех внеклассных мероприятиях, в процессе игровой деятельности, на примере жизненных ситуаций, близких детям. Чтобы у детей с нарушенным интеллектом «сердце становилось умным, а ум добрым», от воспитателя постоянно требуются огромные усилия, тщательная подготовка к каждой беседе.  

// .  Мастерство и творчество субъектов образования: теория и практика. Сборник научных трудов / Под науч. ред. Т.А. Молодиченко. – Саратов: изд-во «ИП Баженов», 2010. – с. 109-112 (190 с., 300 экз.) ISBN 978-5-904445-01-0

 



Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»

ДОКЛАД

Система стимулирования детей, критерии и награды.

Старший воспитатель:

Заикина  

Наталья Вячеславовна

2016г.

      Симон Соловейчик называл три силы, заставляющие ребенка учиться: ребенком в возрасте от 1 до 3 лет движет сила послушания, от 4 до 5 лет — сила интереса, старшим — сила цели. С каким энтузиазмом и желанием дети отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели. Как же сделать так, чтобы сохранить желание ребенка развиваться не только в раннем детстве, но и сохранить это желание развиваться в отрочестве. И здесь в главной роли выступают воспитатели, на плечи которых ложится не только умение научить и понять, но дать так называемый толчок к цели познавать мир.

        И вот она главная проблема:

какие методы воздействия применить воспитателю для того, чтобы желание ребенка не уменьшилось, а наоборот увеличилось?

На сегодняшний день каждый воспитатель старается отметить работу учащихся.  

   Он должен найти подход к каждому ребёнку, постараться его заинтересовать и направить его талант и энергию в нужное русло. 

Внеклассная работа не имеет системы оценивания, но несомненно она должна быть отмечена.

      В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную, процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

   методы формирования сознания личности,

   методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: (убеждения, внушения и увещевания),

   методы стимулирования поведения и деятельности: (метод упражнений и поручений).

      Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная воспитанниками идея облекается в яркие, волнующие образы. В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее, т. е. методы словесного воздействия, способствующие формированию убеждений.

       Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов. Например, чтение историй, притч, басен и другие непрямые и образные способы сообщения воспитанникам необходимых знаний. Сегодня широко практикуются рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, увещевания, внушения, инструктажи.

      Предлагаю рассмотреть наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия. Рассказ на этическую тему, который используется преимущественно в младших и средних группах, — это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Наконец, еще одна важная функция рассказа — служить способом использования положительного примера в воспитании.

       Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших детей применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все делают так». При работе со старшими — необходимы глубокая мотивация, разъяснение общественного смысла моральных понятий.

        Разъяснение применяется только там и тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. В практике дошкольного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для последнего характерно некритическое восприятие воспитанником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

      В практике воспитания прибегают к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Применяя увещевание как воспитательный метод, воспитатель проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях.

     Иногда негативное поведение бывает следствием незнания, неосведомленности.

       Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

      Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

     Самое главное, о чем должен помнить воспитатель — это то, что все методы организации деятельности основаны на практической деятельности воспитанников.

     Одним из самых ярких методов практической деятельности является метод упражнений.

     Метод упражнения — создание воспитателем таких условий, в которых воспитанник должен будет поступать в соответствии с нормами и правилами — поведения.

      В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Точно так же невозможно сформировать требуемый тип поведения, — не привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности. Способом привлечения к деятельности становится упражнение — практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном исполнении требуемых действий, доведения их до автоматизма.

      Хороший результат дает метод поручений. С помощью поручений воспитанников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер накрыть и убрать стол, украсить к празднику игровую комнату и т. д. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества, неорганизованным дают задание выучить стихотворение и т. п.

    С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и соревнование. Прямое и непосредственное назначение стимулов — ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия.

     Метод поощрения — положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поэтому оно вселяет уверенность,создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками, похвалаи т. д.

(что касается похвалы, то она требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться медвежьей услугой или быть непедагогичной. Попробуем назвать основные из них.

•    Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы: способности или внешние данные. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против взрослых.

•     Не следует при классе хвалить ученика за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один ученик из класса подготовился к уроку, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.

        В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, т.е одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить “козлов отпущения” — дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить — как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы.

•    Дети очень охотно и преувеличенно приписывают учителям “любимчиков”, и у учителей действительно и обоснованно есть более приятные для них ученики, но хвалить их нужно с учетом этого момента.

     СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

      Существует еще один метод положительного подкрепления(поощрения), который можно назвать созданием ситуации успеха. Он также направлен на укрепление веры человека в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения. Это может быть особая помощь ученику в подготовке уроков, предоставление выигрышного материала для выступления на уроке (реферата, доклада), предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощи со стороны сильного ученика и тому подобное. Уместно вспомнить классический эксперимент американских психологов. Они измерили с помощью тестов уровень интеллекта у учеников одного класса, а потом сжульничали, объявив, что лучший результат показал один из слабых учащихся. Через несколько месяцев этот ученик существенно улучшил свою успеваемость, чего с ним раньше никогда не было. Конечно, трудно “тиражировать” данный прием в школьной практике, но как пример создания ситуации успеха он весьма поучителен.

      Одобрение — простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед остальными воспитанниками, педагогами или родителями.

    Метод соревнования основывается на том, что детям, в высшей степени присуще стремление к соперничеству, первенству. Утверждение себя среди окружающих — врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе.

    Соревновательный азарт, который наиболее ярко проявляется в спорте, присущ каждому человеку и становится значительно сильнее в коллективе. Люди буквально не могут жить без того, чтобы хоть в чем-нибудь не чувствовать себя лучше других. Чисто теоретически соревновательность бесспорно является эффективным стимулом к улучшению деятельности школьников.

      Все это является стимулом для развития творческой жилки у ребенка. Стимулы в педагогическом процессе определяются как специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития ребенка. Поэтому процесс педагогического стимулирования предполагает интериоризацию внешних, объективных, социально ценных побудителей в личностно значимые мотивы детей, способствует формированию у них положительного эмоционального отношения к средствам и методам воздействия (В. Г. Пряникова). Следовательно, стимул — это объективный фактор, роль которого определяется не материальной природой, а значением для осуществления конкретного вида деятельности.

      Главная особенность стимула заключается в том, что он влияет на мотивационную сферу детей, вызывает те или иные мотивы и развивает их. Процесс мотивации можно интенсифицировать, если в качестве промежуточной переменной между потребностью и мотивом использовать стимулы, под влиянием которых объекты потребностей, преломляясь в сознании личности, выступают в качестве мотивов, предполагающих осознанную цель и личностное обоснование деятельности.

      Воспитанникам мы не ставим оценок, но для них важно, чтобы его похвалили, чтобы результат его деятельности не оставался не замеченным, чтобы его увидели родители, сверстники, поддерживали и поощряли настроение «я сам! », а также научить детей целенаправленному действию.       Поощряя ребёнка, важно чтобы он видел и цель действия, и результат работы.

      Каждый день, находясь в школе, ребята выполняют множество поручений, участвуют в жизни не только класса, но и школы.

В нашей школе проходят линейки, на которых почётными грамотами, дипломами награждаются самые активные классы и дети, которые приняли участие в различных школьных мероприятиях и акциях.

В конце года так, же грамотами отмечаются самые активные классы.

     В конце года проходит конкурс портфолио, по результатам которого лучшие ребята награждаются дипломами.

      В работе с классом стараемся похвалить каждого за работу:

- устная благодарность., обеспечение хорошего досуга, публичная похвала, поездка в лагерь, поездка на интересное мероприятие и т.д

     В конце года дипломами награждаются все учащиеся класса по разным номинациям в зависимости от того какая работа выполнялась в течение года.     Чтобы легче было оценить ребёнка, можно вести  рейтинговые карты на каждого учащегося класса, в которых указано: к какой структуре самоуправления он относится, какую помощь оказал, где принял участие, какие имел поощрения в течение года. 

     Я считаю, что метод стимулирования, делает первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки.



Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Доклад на тему:

«Формы воспитательной и профилактической работы

с воспитанниками девиантного поведения»

Старший воспитатель:

Заикина Наталья Вячеславовна

2017г


Членам педагогического коллектива, прежде всего, должно быть известно, какой состав, контингент учащихся из так называемой группы риска обучается в школе.

К детям девиантного поведения мы отнесли следующие категории учащихся и их семей:

1) состоящие на учете в ПДН;

2) состоящие на внутришкольном учете под наблюдением координационного совета по профилактике;

3) учащиеся из семей социально опасного положения.  Критерии асоциальности:
а) алкоголизм родителей;
б) педагогическая несостоятельность родителей и лиц, их заменяющих;
в) аморально-криминальные.

Сюда относятся обучающиеся из :

1)  с ослабленным здоровьем, в том числе инвалидов;

2) неблагополучных семей;

3) неполных семей, в которых также наличествует критерий неблагополучия;

4) многодетных семей;

5) дети суицидального поведения;

6) дети девиантного поведения;

7) дети деликвентного поведения, склонных к бродяжничеству;

8) слабоуспевающих детей;

9) детей, нуждающихся в защите своих прав.

Что мы должны учитывать и с чем вынуждены считаться при работе с трудными учащимися?

1. Это социально-экономические различия учащихся. Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида. Весьма важны для педагогов и такие разделы социологии, как социология семьи, социология воспитания и образования. Необходимо учитывать все социальные аспекты во взаимосвязи с психологией воспитанников. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного качества, которое не варьировалось бы в зависимости от социально-классовых и средовых факторов. 

В планировании и организации воспитательной работы педагог обязан учитывать социальное происхождение ребенка, род занятий и уровень образования его родителей, особенности его социально-экономической среды, состав, структуру и материальное положение семьи, его собственное социальное положение и вид занятия. Отсюда – необходимость тесной кооперации психолога, социолога и педагога,  как на уровне сбора, так и на уровне интерпретации данных. Психологические данные и особенности поведения трудного учащегося всегда отражают влияние социальных переменных, и наоборот.

2. Еще одно измерение, которое должна постоянно учитывать педагогическая деятельность, составляют дифференциально-психологические различия и вариации индивидуально-типологического порядка, производные от особенностей организма или типа личности.

Итак, универсальной схемы, определяющей свойства личности подростка, быть не может. Но, работая с детьми, надо иметь в виду следующее:

1) общие свойства культуры и общества, к которому учащийся принадлежит;

2) его социально-экономическое положение;

3) историческую ситуацию, в которой происходит его развитие и особенности его поколения (когорты);

4) его пол;

5) его индивидуально-типологические свойства.

Подросткам девиантного поведения свойственны разные психические черты, обладающие неодинаковой степенью устойчивости и изменчивости индивидуально-личностных качеств. Но главное, они также обладают генотипической устойчивостью психических черт, то есть наличием каких-то низменных глубинных качеств (мы понимаем, не лучших!), которые могут проявляться постоянно, устойчиво сохраняются и детерминируют поведение индивида на протяжении всей его жизни. Мы должны брать во внимание тот факт, что велика степень (наследственность) наследуемости психических качеств и способов их проявления, низок уровень генетической регуляции психических свойств.

С 11 лет у детей резко проявляется девиантность в поведении: учащийся становится импульсивным, обостряется турбулентность, появляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей и педагогов, подросток становится более интровентированным, склонен к уходу в себя, чувствителен к критике. Это самая негативная фаза в препубертатном периоде. Ее характерные черты – беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность. Процесс работы с детьми такого поведения требует от педагога громадного терпения, большого такта, чтобы выявить реальный потенциал личности трудного ученика, чтобы предвидеть сферу ее преимущественных интересов, особенностей, в которой она максимально раскрывает свои способности, и формулировать задачи, строить взаимоотношения с упором на эти способности, лучшие особенности.

При стандартных измерениях уровень умственного развития юных правонарушителей большей частью оказывается значительно ниже среднего. В то же время в собственной среде, при решении своих жизненных задач такие ребята нередко проявляют незаурядную смекалку и находчивость, но только в рамках своего интеллекта.

Физиологи связывают подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации с нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Пик негативистских реакций к взрослым приходится от 12 до 15 лет. Практически все психологи мира считают этот возраст наиболее трудным возрастом эмоционального развития. Пик эмоциональной напряженности, тревожности и отрицательных эмоций совпадает с максимумом общей эмотивности (эмоциональной чувствительности). Психодиагностика 14–15-летних подростков показала, что даже вполне нормальные дети имеют более высокие показатели по шкалам «психопатия», «шизофрения» и «гипомания», чем взрослые. Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослого были бы симптомом болезни, для подростка статически нормальны. Отличается распространение у трудных детей синдрома дисморфофобии (бред физического недостатка), возрастает число личностных расстройств, в частности случаев деперсонализации. Трудные школьники обнаруживают самый высокий уровень тревожности в общении с родителями, а главное с теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят. Эти дети представляют собой критический период для психопатий, у них особенно остро проявляются, акцентируются нежелательные свойства характера; такие акцентуации повышают возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. А если учесть, что у наших детей патологическая психика, то повышенная гипертимность (возбудимость), в том числе и при общении с педагогом, может привести к психологическому срыву, кризу.

Круг факторов, способных вызывать у человека эмоциональное возбуждение, с возрастом не суживается, а расширяется. Если бы человек взрослый реагировал на все раздражители с непосредственностью ребенка, он бы неминуемо погиб от перевозбуждения и эмоциональной неустойчивости – ведь круг значимых для него отношений гораздо шире детского. Взрослого спасает развитие эффективных механизмов внутреннего торможения и самоконтроля, а также способность избирательно реагировать на внешние воздействия.

У подростков девиантного поведения низкий уровень эмоциональной реактивности, что является фактором психологически неблагоприятным. Их эмоциональные проблемы и трудности в каждом конкретном случае должен учитывать преподаватель.

В этом возрасте в образе «идеального учителя» у подростков на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества – способность к «пониманию», эмоциональному отклику, сердечность, то есть в учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем – умение справедливо распоряжаться властью. Очень часто бывает, что сознание взрослых иллюзорно в том, что они переоценивают степень своей близости к воспитуемым, а тем самым и меру своего на них влияния.

Чтобы сохранить психологический контакт, учителя должны отказаться от авторитарных методов воспитания. Необходим личностный подход в воспитании – это последовательное всегда и во всем отношение к ученику как к личности, как субъекту деятельности. А личность никогда не бывает однозначной, она всегда противоречива и изменчива. Не увидев в ученике чего-то ценного и интересного, свойственного только ему, учитель, в сущности, не может воспитывать школьника. В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу.

Воспитание успехом. Ситуация успеха порождает психологическое условие принятия деятельности педагога и своего «Я» в деятельности как субъекта, закладывает основы для духовной потребности в успешной деятельности и потребности в повторном проживании успеха.

В нашем арсенале не так много рычагов – субъектов профилактики, но опора на них позволяет решать проблему девиантности, правонарушений с нашими детьми.

Поиски технологии создания успеха привели к ряду некоторых очень простых педагогических правил.  Поддерживать доброжелательное отношение к ребенку в течение его деятельности; авансировать, то есть предварительно огласить достоинства ребенка, которые позволят ему достигнуть успеха.  Подчеркнуть исключительные персональные качества личности ребенка; задавать высокий уровень мотивации: снять страх перед предстоящей работой; предложить скрытую инструкцию, облегчающую первые шаги предстоящих усилий; выразить свою уверенность, что успех станет обязательным исходом задуманного; а по окончании деятельности положительно оценить отдельные стороны исполнения, охарактеризовать их особенность.

Опытным педагогам-мастерам издавна известно большое влияние шутки на активность ученика и благоприятное психологическое состояние. Юмор сам по себе обладает колоссальной силой воздействия, он снимает напряжение, психологически расковывает человека, доставляет удовольствие, способствует установлению доброжелательного отношения.

Взаимная доброжелательность свойственна современной методике работы педагога с детьми, будь это групповая работа или работа индивидуальная, с одним ребенком.



Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»

Доклад на тему:

«Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС».

Старший воспитатель:

 Заикина Наталья Вячеславовна

2018г

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе 
поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или 
обучение и воспитание”. Еще А.Шепенгауэр говорил: “Здоровье до того 
перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больногокороля”. Такая озабоченность вполне понятна. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистовпедагогов. По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, у современных школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедление развития по сравнению с данными 1020летней давности. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование и воспитание. Может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог и воспитатель бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Отвечая на этот вопрос, в последние 23 года были разработаны “здоровьесберегающие технологии”, цель которых – достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.

Под здоровьесберегающей технологией можно понимать систему, которая создает максимально возможные условия для развития духовного, интеллектуального, физического, личностного здоровья всех субъектов образовательного и воспитательного процесса.

К основным проблемам, касающимся здоровья учащихся, относятся следующие:

  1. Здоровье и адаптация
  2. Гигиенические условия обучения
  3. Питание, водный режим
  4. Профилактика школьных болезней
  5. Влияние компьютеров на здоровье обучающихся.
  6. Творческий характер образовательного процесса для полноценного усвоения знаний и умений учащимися.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

         Для решения этих задач необходимо применять следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • применение индивидуальной, парной, групповой работы учащихся, заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

          Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.


Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением 
деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии 
должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны 
заниматься производственно – полезным трудом.
Технология работы воспитателя, составляет основу здоровьесберегающих
образовательных технологий, которые реализуются на основе личностно – 
ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно – 
развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, 
благодаря которым воспитанники учатся жить вместе и эффективно 
взаимодействовать , предполагают активное участие самого воспитанника в 
освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта 
здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение 
сферы общения и деятельности , самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания , формирования ответственности за своё здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и 
прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? 
Отвечая на этот вопрос, в последние 23 года были разработаны 
“здоровьесберегающие технологии”, цель которых – это достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. 
Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели воспитательного процесса, а только в качестве 
условия, одной из задач достижения главной цели. Каждое занятие, мероприятие должны быть приятным для ребят, поэтому при планировании и проведении любого занятия, мероприятия воспитатель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного и воспитательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами и воспитателями здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение ребятами воспитания происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой; реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель, воспитатель и каждая школа, стремящаяся дать ученику старт счастливой жизни. Поэтому при построении своих занятий, мероприятий учитываю такие требования:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать 
норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и 
доски).
2. Продолжительность самоподготовки . Однообразность выполнения 
самоподготовки способствует утомлению воспитанников. Частая смена 
видов деятельности .
3. На занятия следует выбирать такие методы, которые бы способствовали 
активизации инициативы и творческого самовыражения самих 
воспитанников.
4. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, 
минутки релаксации, гимнастика для глаз. (применяю по М.Норбекову, 
Жданову В.)
5. При тематическом планировании включаю в план работы темы, связанные 
со здоровьем и здоровым образом жизни.
6. Наличие мотивации . Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, 
соревновательный метод. ( при самоподготовке) Стимуляция внутренней

мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к той 
или иной теме.
7. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние 
эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, похвала, мимика, прикосновение. 
8. Плановые прогулки на свежем воздухе., проведение оздоровительных игр.
В тематическое планирование включаю вопросы, связанные со здоровьем и 
здоровым образом жизни. Например: Беседа «Курить-здоровью вредить», 
«Мы- за здоровый образ жизни», « Роль спорта в твоей жизни»,. «Правильно ли я питаюсь?», Страна «Витаминия». В нашей школе ребята хорошо питаются, получают на полдник различные фрукты, молочные продукты.
Нужно проводить разговор о «О правильном питании». Занятия должны 
чередоваться с занятиями практики. Совершать экскурсии в продовольственные магазины. Дети должны знать о полезных и вредных 
продуктах, учится считать калории , покупать нужные и важные продукты. 
Учится готовить для себя. Занятия должны проходить в непринуждённой 
обстановке.
Нельзя оставлять без внимания и проведение тематической работы с 
родителями, опекунами  направленной на формирование в их семьях 
здоровьесберегающих условий, интереса к здоровому образу жизни, 
профилактику вредных привычек: это тематические родительские собрания, 
проведение спортивных праздников ,организация педагогического лектория 
по вопросам здорового образа жизни, организация походов с выходом на 
природу . Здоровьесбережение – это постоянная системная работа.

Школа может и должна научить ребёнка необходимости заботы о своём 
здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый 
образ жизни? «Это нужно мне»  только такой мотив может побудить к 
действию и стать смыслом и целью для личности.

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.



Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»

Доклад на тему:

Сказкотерапия как средство формирования социальных эмоций у детей с задержкой психического развития

Старший воспитатель:

Заикина Наталья Вячеславовна

2018г

Сказкотерапия как направление арт-терапии в развитии эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития

 Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье?

Арт-терапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с другими средствами. 

Возникновение термина "арт-терапия" (Art Therapy) связано с именем британского художника и врача Адриана Хилла. Ещё в 1938 г., занимаясь с больными, он сделал вывод, что творчество помогает отвлечь пациентов от страданий и успешнее сопротивляться болезни.

       В настоящее время под сочетанием слов "арт-терапия" (от англ.  аrt — искусство, и греч. therapеia — лечение, забота) понимается  забота о психологическом и эмоциональном состоянии человека с помощью творчества. Каждый человек способен творчески выражать себя, но с возрастом он часто теряет эту способность, не позволяя себе петь, мастерить, измазать руки краской, блокируя свои творческие задатки и эмоционально ограничивая. Все невысказанные мысли остаются в теле, что может привести к психофизическим расстройствам. А творческое самовыражение способно направить человека к эмоциональному раскрепощению, вызвать мощные созидательные импульсы. Проявляя себя творчески, человек обретает возможность выстраивать свою жизнь успешно.

 Методы арт-терапии, используемые в работе с детьми с задержкой психического развития: изотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, сказкотерапия, фототерапияи др. 

Суть метода сказкотерапии – использование сказки как рабочего инструмента.

Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми.

Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей.

На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо».

 Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

 

Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод особенно эффективен в работе с детьми с задержкой психического развития, так как позволяет ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть пути их решения. 

Проблемы психолого-педагогического характера решаются через проигрывание сказок, сочинение сказочных историй, обсуждение сюжетной линии и героев, разрешение конфликтных ситуаций.  

  К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. 

Задачи сказкотерапии:

1. Научиться тому, как учить;

2. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;

3. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос - это способ адаптации;

4. Пробуждение Веры в успех. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу.

Выделяют 4 этапа в развитии сказкотерапии.

  Первый этап сказкотерапии - устное народное творчество.

Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного), творчества продолжается, по сей день.

   Второй этап - собирание и исследование мифов и сказок. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К. Ю. Юнга, Б. Беттельхейма, В. Проппа и др.

   Третий этап - психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику. Как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

      Четвертый этап - интегративный. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок:

  • художественные,
  • дидактические,
  • медитативные,
  • психотерапевтические,
  • психокоррекционные.
             

    По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказкианекдоты.  Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

    Как пишет Вачков И.В., главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки.

 Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.

       

Основные методы сказкотерапии:

 По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.

Рассказывание сказки.

 Рисование сказки.

 Сказкотерапевтическая диагностика.

 Сочинение сказки.

 Изготовление кукол.

  Постановка сказки.

Занятия по сказкотерапии выполняют несколько функций:

  1. Прогностическая и диагностическая. Сказка позволяет узнать о человеке, его проблемах, выявить характерные черты личности.
  2. Развивающая: направлена на развитие индивидуальности, формирование у ребенка творческих способностей, социально-адаптивных навыков, а также способствует процессам обучения и воспитания.

3.Коррекционное (терапевтическое) воздействие. Сказка влияет на поведение и мировоззрение ребенка, способствует преодолению его психологических проблем.

4.  Прогностическая и диагностическая. Сказка позволяет узнать о человеке, его проблемах, выявить характерные черты личности.

5. Развивающая: направлена на развитие индивидуальности, формирование у ребенка творческих способностей, социально-адаптивных навыков, а также способствует процессам обучения и воспитания.

6.Коррекционное (терапевтическое) воздействие. Сказка влияет на поведение и мировоззрение ребенка, способствует преодолению его психологических проблем.        

    Структура занятий.          

Структура развивающего сказкотерапевтического занятия состоит из следующих этапов:

1.Вход в сказку

Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку»;

2.Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали;

3.Расширение

-Расширить представления ребенка о чем-либо;

4.Закрепление

-Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка;

5.Интеграция

-Связать новый опыт с реальной жизнью;

6.Резюмирование

-Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся опытом;

7.Выход из сказки

-Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде.

Каждая сказка уникальна. Однако использование сказкотерапии как воспитательной системы предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

1. Принцип осознанности.

Основной акцент делается на осознании причинно – следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

 Основная задача взрослого - показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

2. Принцип множественности (понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов). В этом случае задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон .

3. Принцип реальности (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок). Здесь задачей выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях.

    Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает взрослым найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности.  Часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит ребенка, никак не выходит, так как многие дети стесняются тех страхов, которые их мучают. В этом случае на помощь приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя. Самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых.

Литература:

1.В мире сказки. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии {Текст}: Учебно-метод. пособие /Баряева Л.Б. Вечканова И.Г. Загребаева Е.В. Зарин А.П.. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 77 с.


2.  В мире детских эмоций {Текст}/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис – пресс, 2006.

3.Енькова, Л. П. Проведение сказкотерапии с детьми младшего школьного возраста {Текст} / Л. П. Енькова. Вестн. Гуманитар. ин-та / Дальневост. мор. акад. им. Невельского. 2000 . Вып. 1. - С. 24-26.


4.Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников
{Текст} // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 1985.

5.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии{Текст}/ Т.Д

Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: ООО Речь, 2000. - 310 с.

6.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии {Текст}/ Зинкевич-Евстигнеева Т.Д - СПб.: ООО Речь, 2006. - 171 с.

7.Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию эмоциональной сферы {Текст} / О.А Шорохова. – М., 1990.- С 145.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом объединении классных руководителей на тему: «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания»

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно ...

Доклад на методическом объединении воспитателей "Условия оптимизации развития познавательной активности детей с нарушением слуха"

Проблема активизации познавательной деятельности детей с нарушением слуха на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного...

Доклад на методическом объединении

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка...

Доклад на методическое объединение "Родник" - "Профессионально-нраственные качества личности педагога".

В докладе "Профессионально-нравственные качества личности педагога" рассматривается каким должен быть современный педагог, какими качествами должен обладать....

Доклад на методическом объединении школы.

Тема доклада: "Профилактика правильной осанки"....

Развитие творческих способностей и формирование познавательного интереса учащихся. Доклад на методическом объединении.

Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому пред­мету и к самому процессу умственного труда способствует такая органи­зация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятель­но...