Доклад на методическом объединении
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Куманькина Ольга Владимировна

 

  Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursy.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение учителей русского языка и литературы

Доклад

  Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

        Выполнила Куманькина

Ольга Владимировна,

 учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Судосевская основная

общеобразовательная школа»

2012 год

Содержание

                                                                                                            Стр.

1. Введение                                                                                                                             3                                                                                                        

2. Психолого-педагогический аспект активизации деятельности на уроке             3 - 4

3. Дидактические основы активизации деятельности школьников на уроке         5 – 7

4. Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности   7 – 11

5. Использование занимательных элементов для активизации деятельности      учащихся                                                                                                                              11 – 13

6. Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и                        творческого характера                                                                                                      13 – 17

7. Нетрадиционные жанры сочинений как способ пробуждения

интереса к предмету                                                                                                         17 – 19  

7. Применение компьютера на уроках русского языка как способ активизации деятельности учащихся                                                                                                     19 - 20

8. Заключение                                                                                                                       21

9. Литература                                                                                                                         22

9. Приложение                                                                                                                     23 - 33

Введение

  Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка была и остаётся одной из самых актуальных. В течение долгого времени она стоит в центре внимания целого ряда научных педагогических коллективов и практических работников школы. Учёные и учителя давно ведут поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся. Тема эта большая и интересная, школе нужны такие методы и приемы обучения, которые позволяли бы учить детей мыслить. Система знаний по русскому языку нужна ученику не только сама по себе, а больше для решения разнообразных теоретических и практических задач. Поэтому ученые стали искать ответ на вопрос о формировании общих приёмов познавательной деятельности, общих подходов к решению любой задачи в любой новой ситуации.

     В современных научно-методических исследованиях проблема активизации познавательной деятельности учащихся решается в разных аспектах учеными различных направлений. В её разработке участвовали психологи (С.Л. Рубинштейн, П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин); дидакты (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский); методисты (Т.В. Напольнова, В.М. Шаталова, Е.Г. Шатова и др.).

   

               Психолого-педагогический аспект активизации деятельности на уроке

   Выявленная современной психологией главная функция психики – функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности- лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том числе и познавательной.   Советский философ М.С. Коган выделяет четыре блока:

Выработка мотивации – субъект должен иметь внутреннюю мотивацию.

Конкретная ориентация выражается в целеполагании и разработке плана, программы, технологии действия.

Психика должна обеспечить владение субъектом исполнительскими механизмами, умение оперировать ими.

Блок оценки результативности действий, благодаря которым становится возможной обратная связь.

Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы) – обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.

Ориентационный компонент – принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.

Содержательно-операционный – состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения. (Инструменты получения и переработки информации и применение знаний на практике).

Ценностно-волевой компонент включает в себя внимание, волю.

Оценочный компонент – получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом обучения.

Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.

Можно выделить следующие типы познавательного действия:

1. Действия, подводящие к осознанию необходимости нового познания:

предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры), подводящие к осознанию недостаточности известных теоретических знаний, объяснения новых фактов, явлений, процессов;

действия по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса;

действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений;

выдвижение гипотез и привлечение имеющихся у школьников теоретических знаний для их обоснования.

2. Действия по созданию фактической базы для дальнейших теоретических обобщений:

актуализация известных фактов;

накопление новых фактов.

3. Действия по обобщению фактического материала:

первичные обобщения на основе сравнения (сопоставления и противопоставления фактов);

новые обобщения, основанные на предшествующих обобщениях (обобщения второго и т.д. порядка). Этот ряд обобщений приводит к итоговым обобщениям урока, темы. Обобщения должны включать стержневую идею курса.

4. Действия по соотнесению обобщений с многообразием конкретной действительности:

нахождение новых случаев проявлений общего в конкретном;

применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов, явлений;

использование обобщений в измененных ситуациях

                 

              Дидактические основы активизации деятельности школьников на уроке

   Активация учения школьников должна рассматриваться не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

   Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности.

Выделяют следующие уровни познавательной активности:

1. Первый уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

2. Второй уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

3. Третий уровень – творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

   Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения [11; с. 63].

   Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.

  Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников.

  Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.

   Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному.

   Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.

   Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.

   В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения.

   Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учеников в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

   Активизация учения – есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.

   Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера.

Признаки, характеризующие самостоятельную работу:

наличие цели самостоятельной работы;

наличие конкретного задания;

четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;

определение формы проверки результата самостоятельной работы;

обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне самостоятельной работы:

содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения и воспитания;

содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-познавательную деятельность всех степеней познавательной самостоятельности;

в работах должны использоваться все возможности для введения вариативных заданий, которые обеспечивают максимально успешное протекание самостоятельных работ каждого ученика [11; с. 68].

Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества.

Задача ученика – учить и путем самовоспитания совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности.

Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию.

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности

      Самой распространённой активной формой обучения, применяемой в классно- урочной и внеурочной деятельности, является дидактическая игра.

Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице Делу время - потехе час, рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени.

Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов. Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование педагогического значения игры. «»...уже давно обнаружено, - пишет Л. С. Выготский, - что игра не представляет собой чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.

П.М.Баев  в своей книге «Играем на уроках русского языка» даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

  1. игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
  2. правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
  3. игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
  4. игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
  5. в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый   стремится  как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Как же превратить урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий:

1.     соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2.     доступность для учащихся данного возраста;

3.     умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы я бы выделила такие виды уроков:

1.     ролевые игры на уроке (инсценирование);

2.     игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок – КВН, урок-аукцион);

3.     игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4.     использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5.     различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Эти виды работы описаны в книге Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой».

   Чаще всего игровые формы проведения уроков используются в 5-ом классе. Почему именно этот год обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Наша задача - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 6 часов русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм.  Только игра поможет сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными.

 В 5-8  классах я провожу языковые игры, которые уместны на разминках, зачётах, на этапе актуализации и закреплении полученных ранее знаний. Они повышают мотивацию обучения школьников, позволяют сделать уроки живыми, интересными, познавательными.

Игра «Слабое звено»


Схема самой игры взята из известной телевизионной передачи. К доске выходят пять учеников. Каждому из них по цепочке задается три вопроса. Ученик, ответивший на наименьшее количество вопросов, садится. Начинается второй тур. И так продолжается игра, пока не остается двое, которые и разыгрывают первое место. Сама игра длится не более пяти минут. Количество участников может варьироваться. Бывало, играл весь класс целиком. В этой ситуации, чтобы не затягивать время, садились не по одному, а сразу по несколько проигравших учеников. Победителю и финалисту можно поставить положительные оценки. Проигравшим оценки не ставятся. Данную игру можно давать на разных этапах урока. Особенно она эффективна в конце, когда дети утомлены и их работоспособность снижается.
В игре важен характер вопросов. Они должны быть разнообразны, неожиданны. Это обостряет игру, позволяя не самым сильным ученикам добиваться побед.
У меня много примеров, когда победителями становились безнадежные троечники.
Пример игры см. в приложении №1.

Игра «У кого больше очков»


Эта игра рассчитана на целый урок. Может вполне использоваться как самостоятельная работа. Детям предлагается самостоятельно выбрать себе вопросы на 1, 2 и 3 балла. В случае правильного ответа ученики получают соответствующий балл. Если ответ неверный, получают ноль баллов. Вопросы задаются по цепочке. За урок в классе из двадцати пяти учеников каждому учитель успевает задать по 5 вопросов. Перед детьми заранее рисуется балловая шкала. 11-15 баллов – «5», 7 – 10 баллов – «4», 3 – 6 баллов – «3», ниже 3 баллов – «2». Чтобы обеспечить соответствующую для самостоятельной работы дисциплину, достаточно снимать баллы за подсказки. Вопросы на 1 балл – примитивные, на 2 балла – средние, на 3 балла – трудные.

Игра «Лишнее слово»


Эта традиционная игра хороша применительно к любой теме русского языка. Использовать ее можно абсолютно на любом этапе урока. Я чаще всего ее даю в середине урока, когда необходимо переключить внимание детей, дать им отдохнуть после письменного упражнения.
Сама игра рассчитана на пять минут. Детям предлагается несколько слов ( от 3 до 5 ), они должны выбрать лишнее и записать его. Из десяти заданий отличную оценку вполне можно ставить за 8 – 10 правильных ответов.

Игра «Тест»


Тесты – явление в школе модное и постоянно прогрессирующее. За последние годы тест занял твердую позицию среди других заданий, которые предлагаются детям. Я не пытаюсь изменить саму суть теста, единственно, стараюсь максимально приблизить его к устной форме. Дети на слух воспринимают задание и ставят перед определенным номером только буквы ( а, б, в, г). Данный вид работы удобен, так как позволяет очень быстро получить результаты проверки. Его можно использовать на любом этапе урока как закрепление изученного материала.

Игра «Вставить букву»


Эта игра носит скорее разминочный характер. Рассчитана она на две – три минуты. Детям учитель предлагает слова, в которых они должны определить гласную а или о, и или е. Данный вид работы позволяет закреплять знания о правописании безударной гласной в корне слова, а также правописание других корней с чередованием (раст – рос, лаг – лож, Бер – бир, касс – кос, зар – зор и т.д.) и правописание окончаний глаголов и имен существительных.
Эта игра может даваться в начале урока как разминка и проводиться только устно, когда дети тут же дают ответы, а может проводиться как небольшая проверочная работа, когда дети по номерам выписывают буквы, соответствующие определенным словам.

Игра «Определи количество запятых»


Эта игра особенно эффективна при изучении темы «Синтаксис». Суть ее такова: учитель зачитывает предложение, а дети определяют количество запятых и либо устно отвечают, либо записывают в тетрадь соответственно номеру прочитанного предложения. Данный вид устной работы рассчитан на пять – семь минут и зависит от количества предложений, запланированных учителем.


Хочется подчеркнуть, что все вышеперечисленные виды устной работы вполне действенны и их можно использовать при оценке знаний ребенком. По сути своей они мало чем отличаются от письменных уражнений, но игровая ситуация вокруг данных заданий и практически полное отсутствие письма вселяет в детей уверенность в собственные силы.
В конце концов, если ученик неуспешен в письменных формах работы, это еще не значит, что у него возникнут проблемы в устных. Кроме того, здесь присутствует элемент везения, случайности. Данные задания подчас напоминают спортивную борьбу, в которую все дети разных возрастов с удовольствием включаются и играют. Играют, забывая, что это русский язык, что с ним у них большие проблемы, что будь на месте устных заданий письменные, сидели бы они и скучали, потому как давно утратили веру в собственные силы.
На мой взгляд, главная роль устной работы на уроке русского языка - сближение самого предмета и ребенка. Изначально между русским языком и ребенком, особенно неблагополучным по тем или иным причинам, стоит преграда – письмо, и далеко не все могут легко и беспрепятственно ее преодолеть. Устные упражнения, построенные в виде игры, - реальная возможность протянуть ребенку руку помощи, подружить его с этим страшным русским языком. Снятие страха, напряжения, комплекса неуспеха, который через тетрадки, через диктанты и прочие письменные упражнения охватывает ученика, - вот та задача, о который должен задумываться всякий учитель, идущий на урок. Иначе на месте страха вырастет ненависть к русскому языку, а сам предмет превратится в свод ужасающих немыслимых для нормального человека канонов, которые почему-то надо знать.
Игра – самое приятное занятие для ребенка. Игра вызывает в его психике только положительные эмоции. И если эти положительные эмоции будут тесно переплетены с правилами русского языка, то в глазах ребенка и сам предмет заиграет яркими, светлыми красками, столь важными для полноценной работы на уроке.

Игра «Слабое звено» по теме «Причастие», 7 класс.

Тур 1
1.Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)
2.Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)
3.У действительных причастий суффикс –ущ- или –ом -? ( -ущ-)
4.Сколько времен у действительных причастий? ( два)
5.Сколько Н пишется в кратких причастиях? (одна)
6.Причастие «разбитая» действительное или страдательное? (страдательное)
7.Сколько Н в «прожаренная рыба»? (две)
8. Сколько Н в «посаженый отец» ? (одна)
9. Сколько Н в «балованный малыш»? ( две )
10. Сколько Н в «названный в честь героя»? (две)
11. Сколько Н в «домотканая ткань»? (одна)
12. Может ли быть в причастии суффикс - ец - ? (нет)
13.К какому времени относится причастие с суффиксом - ш - ? (прошедшему)
14.Сколько может быть лиц у причастия? ( ноль)
15.Сколько может быть падежей у причастия? (шесть)

Тур 2 
1.От какого спряжения образовано причастие «гонящий»? (второго)
2.От какого спряжения образовано причастие «ноющий»? ( первого)
3.Сколько Н в «желанный ребенок»? (две)
4.Сколько Н в «тучи рассеяны ветром»? (одна)
5.Сколько Н в «рассеянная девочка»? (две)
6.НЕ пишется слитно или раздельно в «не знающий усталости турист»? (раздельно)
7. НЕ пишется слитно или раздельно в «трава еще не покошена»? (раздельно)
8. НЕ пишется слитно или раздельно в «неподсудное дело»? (слитно)
9. Сколько родов у кратких причастий? (три)
10.Какие причастия могут быть краткими? (страдательные)
11.В каком числе краткие причастия не изменяются по родам? (во мн.ч.)
12.Причастие «поющий» может быть кратким? (нет)

Тур 3
1. НЕ пишется слитно или раздельно в «совсем немытое стекло»? (слитно)
2. НЕ пишется слитно или раздельно в «далеко не мытое стекло»? (раздельно)
3. НЕ пишется слитно или раздельно в «совершенно некошеный луг»? (слитно)
4. Сколько Н в «линованная тетрадь»? (две)
5. Сколько Н в «недоваренный картофель»? (две)
6. Сколько Н в «срезанная ветка»? (две)
7.Чем является в предложении краткое причастие? (сказуемым)
8.Может ли быть у причастия суффикс – я - ? (да)
9.Может ли быть у причастия суффикс – ывающ - ? (нет)

Финал
1. Сколько Н в «золоченый перстень»? (одна)
2. Сколько Н в «посеребренное колечко»? (две)
1. У действительных причастий суффикс –вш- или –т- ? (-вш-)
2.У страдательных причастий суффикс –ящ- или –енн- ? (-енн-)
1. Может ли в причастном обороте быть пять слов? (да)
2.Всегда ли одиночное причастие выделяется запятыми? (нет)

Использование занимательных элементов для активизации деятельности учащихся

Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использовать на уроке занимательные элементы. Они традиционно применяется в обучении как средство возбуждения интереса к учению. К ним можно отнести ребусы, кроссворды, карточки с анаграммами, псевдотесты, тезаурусы, схемоконспекты, графические диктанты, трехуровневые карточки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес обучаемых к изучаемому предмету. Основу таких учебно-познавательных подходов составляют термины русского языка .

Для организации основных подходов к учебной деятельности не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания.

Решать поставленную задачу усвоения предметной терминологии помогает работа с ребусами и кроссвордами .

Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов русского языка. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Появившиеся таким необычным способом термины, как правило, запоминаются лучше. Ребусы можно расшифровывать и при повторении, когда учащиеся сами объясняют смысл предложенного понятия.

Хотелось обратиться к довольно редкому для русского языка средству проверки знаний обучаемых, каковым является решение кроссвордов.

Решение кроссвордов – полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

Наряду с достоинствами у этого способа есть и свои недостатки, в первую очередь узкие границы использования. Как верно замечено Головиной Т.В., «подобным способом можно контролировать лишь знание основных определений и терминологии, позволяющих ученику правильно сформулировать свою мысль при и ответе и грамотно задать вопрос учителю».

Наряду с элементами по решению кроссвордов и ребусов, можно использовать такие компоненты, как псевдотесты, схемоконспекты, графические диктанты, в которых ответы записываются определенными знаками, самостоятельные работы с различным уровнем сложности – разноуровневые карточки . При выполнении таких заданий учащиеся стремятся познать больше нового, их увлекают трудности, они испытывают удовлетворение от полученного результата, т.е. формируется учебно-познавательная деятельность.

Примером системы таких заданий может служить набор псевдотестов, который предлагается учащимся на одном из этапов распределенного во времени закрепления. Приведенный мною в качестве примера псевдотест на тему «Осложненные предложения», свидетельствует о том, что с помощью таких заданий возможно объективно оценить уровень знаний учащихся.

Вопросы псевдотеста не требуют от обучаемых знания никакой другой информации, кроме той, которую они изучали в процессе своего обучения.

Одним из способов организации, призванных усвоить и закрепить знания, а также побуждать к дальнейшей учебной работе могут служить графические схемы (схемоконспекты) .

Заполнение схемы позволяет мысленно выстроить цепь рассуждений и соответственно расположить учебные понятия так, чтобы обучаемый получал удовлетворение от правильно выполненной работы. Такой способ позволит ускорить контрольную процедуру в учебном процессе.

Для оценки знаний учащегося в учебно-познавательном процессе можно также использовать графические диктанты . Правильно составленный графический диктант представляет собой совокупность сбалансированных теоретических вопросов, утверждений. Количество вопросов в графическом диктанте по различным разделам должно быть таким, чтобы отразить основное содержание предмета. Графический диктант направлен на повышение интереса к результату и оцениванию деятельности учащегося, заставляет мыслить логически, сравнивать, а также рассуждать.

Интерес к изучаемому материалу вызывают трехуровневые карточки, которые дают возможность учащимся выбрать задание по своим способностям и уровню знаний, помогают учащимся испытать чувство эмоционального обогащения от сделанного, одновременно развивая сообразительность, находчивость, способствует более прочному усвоению знаний.

Такие серии заданий позволяют активно включатся учащимся в учебный процесс предмета «Русский язык».

Учащимся нравится работать с анаграммами, это повышает уровень творческого труда. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов.

Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия. Путем перестановки букв нужно составить слова и определить слово, относящееся к русскому языку. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл этого понятия, с точки зрения лингвистики (русского языка). Например: «АДПЕЖ, АОИТ, ТОРЛЯКУКАЛЬ, УХЛС. Падеж, нота, калькулятор, слух. Падеж – это словоизменительная лексико-грамматическая категория имени существительного, значение которого зависит не только от синтаксической функции, но и от связи с другими словами в словосочетании и предложении».

Один из способов активизации деятельности учащихся является применение тезаурусов, которое позволяет запомнить базовые понятия по предмету, активизировать процесс обучения, упрощает процесс подготовки учащихся, развивает познавательные силы и поисковую деятельность обучаемых.

Практическое применение тезаурусов дает очень хорошее запоминание учащимися основных лингвистических терминов.

Все рассмотренные элементы занимательности доказывают то, что они дают возможность закреплять все основные разделы русского языка, основные единицы уровней, важнейшие термины, помогают заложить теоретическую базу, формируют коммуникативные качества, популяризируют предмет. Они заставляют учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память, помогают увидеть и объяснить многое в языке.

Все это и активизирует учащихся на учебно-познавательную деятельность по предмету «Русский язык».

Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и                        творческого характера

Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательную активность учащихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в своих силах, дает возможность почувствовать радость победы; оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм работы; взаимо- и самообучения учащихся.

При такой системе работы у учащихся развивается интерес к родному языку, к работе с дополнительными источниками информации, умение ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формируется поисковый и творческий тип деятельности, что выражается в качестве и количестве вопросов, которые школьники задают учителю и друг другу на уроке, высказываниях собственной точки зрения, собственной позиции, в формировании самостоятельных выводов и оценочных суждений.

Данный метод активизации деятельности школьников можно представить в виде системы домашних заданий.

Этот подход к организации домашней работы школьников предполагает обучение подростков приемам самостоятельной учебной деятельности, а также способов, преследующих цель развития познавательной деятельности.

Творческий замысел заключается в том, чтобы повысить познавательную деятельность за счет расширения информации и применения заданий адекватных заявленной цели.

На первом этапе предполагается самостоятельное изучение теории, где использую следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить таблицу или разработать алгоритм.

В рамках данного метода предлагаются нетрадиционные домашние задания:

самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение их по темам;

уточнение определений школьного учебника;

исследование лингвистического текста учебника;

придумывание лингвистических задач;

многоаспектный анализ слова.

При такой организации домашнего задания у учащегося возникает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатывается умение самостоятельно пользоваться ими. Также у ребят возникает интерес к слову, его истории, стремление писать грамотно и говорить правильно, выразительно, красиво.

На втором этапе школьников обучают нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающей информации и использованию ее для решения возникающих проблем, развивают фантазию и воображение, вызывают интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. Здесь используют следующие задания:

а) разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов;

Особенность этих пособий в том, что они помогают формированию самоорганизации учащихся при выполнении домашнего задания, а также являются подсказками при самостоятельной работе. А главное – развитие зрительной памяти.

б) разработка новых вариантов правил;

подготовка карточек для самодиктантов;

редактирование текста;

исправление допущенных ошибок;

анализ детского словотворчества «Почему так говорят дети?»;

подготовка к тематическим урокам: поиск текстов, выписывание пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений, цитат, словарных статей из Толкового словаря.

На данном этапе используют групповую форму работы. Принцип формирования групп такой: объединение в группы учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым – задания базового уровня, а сильным – повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход. Особое внимание уделяют взаимопроверке работ, что является эффективным средством формирования умений само- и взаимоконтроля. Оценка за выполненную работу заносится в тетрадь учета знаний, умений и навыков.

На третьем этапе создают условия для раскрытия собственного творческого потенциала учащихся. Мыслительную деятельность учащихся стимулируют различными средствами и приемами: используют методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, творческие сочинения, эссе).

Деятельность педагога заключается в развитии у учащихся самой потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности:

написание стихов, рассказов, сказок, сочинений на лингвистическую тему;

написание сочинений-миниатюр по пословицам:

а) языковой анализ пословиц;

б) описание события, обозначенного пословицей;

монологи от имени вещей, которые окружают нас;

задания на основе материалов газет, радио, телевидения;

сочинения, рассказы, интервью с использованием регионального компонента [8; с. 23].

Проверка домашнего задания непременно должна сопровождаться отметкой или оценкой. Неудовлетворительную отметку лучше не ставить; нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дать подобное первому новое домашнее задание. Такой способ проверки особенно полезен для творческих работ.

Особенность данной системы домашних заданий состоит в том, что в ней можно выделить оригинальные элементы:

а) учебная информация по данной системе включает справочные материалы, материалы газет, радио, телевидения, других школьных предметов, региональный компонент;

б) самоконтроль, взаимоконтроль, изменение оценивания творческих работ;

в) применение различных педагогических идей: педагогика встречных усилий на уроках русского языка, творческое взаимодействие учителя и ученика, развитие творческих возможностей учащихся, совместное проектирование содержания урока и самостоятельной работы;

г) формирование самоорганизации детей с помощью самостоятельно выполненных работ.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:

урок - семинар ,урок – лекция,  урок – беседа, урок – практикум, урок – экскурсия, урок – исследование, урок – игра, урок - КВН ,урок – защита проекта, урок – диспут, урок – конференция, урок - театрализованное представление, урок – маскарад, урок – путешествие, урок – зачет.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.

Можно сделать вывод, что каждый из перечисленных  уроков эффективен в процессе активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы, так как при использовании данных методов у учащихся возникает интерес к изучению предмета.  Ученик поймет  без труда только ту тему, которая ему интересна. Используя на уроке игру для закрепления или групповую форму работы, а в старших классах семинары или диспуты, я уверена, что учитель добьется успеха в изучении новой темы, нежели проведёт урок в традиционной форме.

 Нетрадиционные жанры сочинений как способ пробуждения интереса к предмету

Школьное сочинение – сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников. Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. По тому, что и как пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношение к жизни. Необходимо также отметить, что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления. В процессе работы над сочинением формируется речевая компетенция, т.е. знание принципов отбора языковых средств для порождения высказывания .

В современной методике существуют различные жанры школьных сочинений. По тематике (содержанию) различаются сочинения на литературную, лингвистическую и свободную тему; по источнику информации – сочинения на основе жизненного опыта, просмотренных телепередач; по объему – сочинения – миниатюры, этюды, изложения. В соответствии с типами речи выделяются сочинения – повествования, сочинения – описания, сочинения – рассуждения.

Наиболее распространенными жанрами школьных сочинений является небольшие по объему творческие работы: зарисовка, этюд, миниатюра. Они оперативны, экономичны, могут использоваться чаще, чем работы большого объема, и поэтому их обучающий эффект следует учитывать в широкой практике. Кроме того, в последнее время становятся популярными сочинения в жанре рецензии, эссе, отзыва, репортажа, интервью, путевых заметок, дневниковых записей, писем, юмористических рассказов и др. Специфику жанра часто определяет и пафос сочинения, т.е. эмоциональный настрой, создаваемый сочинением.

Многое интересных приемов в работе над сочинением уже сложилось в современной методике. Так, привлекает внимание прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини – сочинение. При его написании учитывается ход мысли ученика, внесшего в текст первое предложение, затем – ученика, который с учетом первого предложения составил последующее предложение и т.д. Здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. По завершении работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается.

Интересной представляется творческая работа, написанная по первой строке Мастера. Учащимся может предлагаться не только первая строка, но и последующие несколько предложений или какой-то другой отрывок. Здесь важна востребованность взгляда школьников на тему, затронутую писателем. По завершении такой работы сочинения прочитываются, после чего ребята знакомятся с аналогичным фрагментом из произведения писателя. На фоне собственных работ становится очевиднее индивидуальное своеобразие текста Мастера, что следует подчеркнуть в анализе специально.

В школьной практике используется также сочинение по данному началу. К такой работе необходимо написать продолжение.

К сожалению, большинство учащихся в последнее время признаются, что они затрудняются в написании творческих работ, особенно сочинений. У них не воспитана потребность воплощать свои мысли в художественные образы. Нередко они связывают свое отрицательное отношение к сочинению с невозможностью открыто, правдиво высказать свое мнение по тем или иным вопросам, так как учитель авторитарно определяет ход рассуждения, подавляет самостоятельность мысли. В связи с этим сочинение из творческой работы превращается в заурядную и трафаретную форму проверки знаний. Учитель принимает элементарное воспроизведение текста, а творческий уровень работы, владение художественным словом зачастую не учитываются.

В целях предупреждения однотипности работ учащихся целесообразно обращать их к нетрадиционным формам сочинения. Одной из таких забытых форм является ведение дневника. Учащимся на примерах поясняется, что человек фиксирует в дневнике пережитое, чтобы возвратиться к нему потом, в счастливые или грустные минуты жизни, чтобы лучше разобраться в себе, в своих чувствах. К сожалению, современные люди в своем большинстве утратили привычку ведения дневника. Думается, что целесообразно вернуться к такой форме творческих работ учащихся.

После анализа образца дневниковой записи учащимся могут быть предложены темы для составления дневника каких–либо литературных персонажей. Выполнение такой творческой работы помогает учащимся «приблизить» к себе героя, почувствовать его переживания, не понятые при поверхностном чтении.

При обучении такой форме сочинения следует предупредить о необходимости сохранения колорита речи героя, атмосферы эпохи. Такая работа дает представление не только о знании текста, понимании сложности и противоречивости характера персонажа, но и просто учит вести дневник, помогает преодолеть страх перед белым листом бумаги.

В наше время сплошной телефонизации отходит в прошлое и жанр письма [5]. Его полезно возвращать, как и дневники. Письмо – полузабытое искусство, очень интересная форма творческой работы. Можно практиковать письма-обращения к какому-нибудь персонажу, письма-признания таланта какого-то человека, воображаемые письма одного героя другому.

Эпистолярный жанр, бесспорно, не из легких. Он должен отвечать определенным требованиям. Общеизвестны слова Цицерона: «Письма – это беседы с отсутствующими друзьями». Все в них имеет значение: и дата, ибо она должна соответствовать реальному ходу событий, и языковые средства, которые помогут воссоздать нравственные идеалы, духовную жизнь героев. Пишущий должен хорошо представить себе характер персонажа, привычки, образ мыслей и манеру говорить.

Использование подобных творческих заданий позволяет педагогу затронуть и этическую сторону воспитания, то есть обратить внимание на то, что письмо, как правило, характеризует не только адресата, но и адресанта. Особенность формулировки тем требует от учащихся составления письма по воображению на основе текста произведения. Оно ставит пишущего в позицию героя, позволяет ему глубже осмыслить духовный мир персонажа.

Описанные виды творческих работ учащихся принадлежат к числу недостаточно разработанных, но, вместе с тем, побуждающих учащихся к самостоятельной работе на уроке, активизирующих учебную деятельность.

Применение компьютера на уроках русского языка как способ активизации деятельности учащихся

Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний.

      Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников.

     В своей педагогической практике использую следующие виды ИКТ:

  1. мультимедийные презентации;
  2. интегрированный продукт «КМ-школа»;
  3. цифровые образовательные ресурсы (тренажеры по русскому языку).

     «КМ-школа» представляет собой информационный интегрированный продукт для средней школы, созданный на основе Интернет-технологий. База знаний – система электронных учебных ресурсов – является ключевым компонентом продукта и включает в себя:

  1. готовые мультимедиауроки, а также средства для разработки своих уроков;
  2. банк тестовых заданий;
  3. медиатеки по предметам школьной программы: иллюстрации, анимации, 3D-объекты, видео- и аудиофрагменты, схемы, таблицы и т.д.;
  4. универсальную библиотеку Кирилла и Мефодия (статьи, толковые словари и т.п.);
  5. электронную библиотеку полнотекстовых произведений;
  6. электронную коллекцию популярной и классической музыки.

     В 2008 г. я прошла курсы подготовки учителей «Использование ИПП  в профессиональной деятельности учителя», организованные при МРИО. Использую следующие возможности данного продукта в своей педагогической деятельности: фрагменты готовых уроков, отдельные информационные объекты, а также самостоятельные разработки («Правописание безударных личных окончаний глаголов», «Путешествие в страну Морфемику», «Урок- исследование существительного «доброта», «Имя Существительное как часть речи», уроки по произведениям  М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н. Толстого и др.)

     Создавая мультимедийные презентации, я опираюсь на следующий алгоритм работы:

  1. Определяю цель и задачи применения презентации на уроке (*структурирование сложного теоретического материала, выстраивание визуального ряда в рамках урока по культуре изучаемой эпохи, организация итогового повторения и т.д.).
  2. Произвожу подбор и преобразование материала в зависимости от целей и задач применения на уроке (выстраивание схем, подбор карт, репродукций, и др.).
  3. Разрабатываю структуру занятия, группирую материал через слайды в соответствии с ходом и задачами урока, возрастом учащихся.

Чаще использую презентации на уроках литературы, где обращение к информационным технологиям существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки.

     Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках филологического цикла может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера («Репетитор по русскому языку» или ресурсы «КМ-школы»), с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.) 

     Следует отметить, что в применении информационных технологий, как считают многие методисты и учителя-предметники (*К.А.Кипа, И.Н.Черкасова), необходима систематичность. Использование ИКТ только в качестве   дополнительного технического средства обучения снижает их результативность. Однако считаю, что нельзя превращать  использование информационных технологий в самоцель, т.к. не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов филологического цикла. Применение данных технологий необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности.

   Дальнейшую работу в заданном направлении вижу в осмысления того, насколько целесообразно и эффективно информационные технологии используются на уроках; насколько они способствуют развитию личности учащегося, формированию у него познавательного интереса. Основой для мониторинга могут служить наблюдения за ходом учебного процесса, результаты различных видов работ, анкетирование учащихся.

Заключение

Таким образом, вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

                                                               

                                                                      Литература

Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М.: Проспект, 2003. – 242 с.

Ли В.Е. Применение компьютера на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 116–125.

Лунева Л.П. Нетрадиционные жанры сочинений как способ пробуждения интереса к предмету // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 53–58.

Псарёва С.А. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету «Русский язык». – М.: Просвещение-АСТ, 2003. – 320 с.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1980. – 268 с.

Ульянова Е.В. Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания поискового и творческого характера // Русский язык в школе. – №5. – 2001. С. 18.

Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 226 с.

Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 278 с.

Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. – М.: Педагогика,

Приложение

Игра «Умники и умницы». 5 класс

(урок обобщения и повторения изученного по теме «Лексика»).

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. жетончики,
  2. цветная бумага,
  3. грамоты,
  4. шапки из бумаги.

Литература для подготовки к уроку:

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов. – М.: Рус. Яз., 1989
  2. Степанова Мария Афанасьевна. Игра "Умники и умницы" в 5-м классе // festival.1september.ru/authors/104-344-133/
  3. Шаповалова О.А. Этимологический словарь русского языка. – Ростов н/Д: Феникс, 2008

ЦЕЛЬ: Формирование коммуникативной компетентности.

Задачи:

  1. Обобщение изученного о лексических единицах,
  2. Совершенствование употребления лексических единиц в устной и письменной речи;
  3. Повышение интереса учащихся к изучаемому предмету.

Урок проводится игра по принципу телевизионной передачи «Умники и умницы».

Ход урока:

Организационный момент: 

Объявление учащимся темы и целей урока (5 минут)

Предварительные вопросы:

I. Отборочный тур. (15 минут)

1. Что такое лексика? Лексикология? Лексикон?

2. Что такое лексическое значение слова?

3. Чем отличаются многозначные слова от однозначных?

4. Приведите примеры слов с переносным значением?

5. Какие слова называются омонимами? Приведите примеры.

6. Как называются такие пары слов как:

  1. зеленый лук – луг;
  2. плот – плод;
  3. поседел – посидел;
  4. поласкал – полоскал?

Как их различать? Составьте словосочетания.

7. Как называются такие слова:

  1. алый – красный;
  2. сплетница – традесканция,
  3. отважный – храбрый - мужественный

8. Подбери синонимы, антонимы к прилагательным:

  1. свежий журнал (новый – старый)
  2. свежее белье (чистое – грязное)
  3. свежий вечер (прохладный – теплый)
  4. свежие обои (новые – старые)

9. Какие слова называются антонимами? Что такое антонимы? Приведи примеры.

10. Как различить синонимы и многозначные слова?

11. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы?

12. Объясните, что значат выражения, приведенные ниже. Почему можно так говорить? Приведите собственные примеры.

Металл в людях: стальная воля, железная энергия, золотое сердце, медный лоб, свинцовые слезы.

13. Сколько у семи ослов ушей и хвостов? (У шеи хвостов)

Он же ребенок! (жеребёнок). Тише же ребята!

Ел старик хлеб с ухой (сухой).

14. Принято поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (Козьма Прутков) Как называются выделенные слова? (Омофоны)

15. Как называются слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению? (Ударение падает на выделенные гласные)

Село – село; кружки – кружки; пристань – пристань; полы – полы; мою – мою.

16.

Стелют на матрас меня,

Называюсь … (простыня)

17.

Я травянистое растенье
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

18.

Я сборник карт, от ударения
Зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас)

19. В каком слове сорок а? (Сорока)

20. В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон)

21. Чем кончается день и ночь? (Ь)

22. Что стоит посередине земли? (М)

23. Чем кончается лето и начинается осень? (Ь)

24.

Я все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (Мир)

25. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

Какой город летает? (Орёл)

26.

В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я – планка для черчения,
И, наконец, порою
В шеренгу все построю. (Линейка)

Состязания на дорожках (15 минут)

II. Состязания на красной дорожке (нельзя ни разу ошибаться). Варианты заданий:

  1. Укажи значение омонимов брак, град, ключ.
  2. Сколько раз встречаем звук з в предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе
  3. Назовите слова, в которых звук обозначался бы двумя буквами, а буква – звуками. (Конь, яма)
  4. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?

III. Состязания на зеленой дорожке (можно ошибаться 2 раза). Варианты заданий:

  1. Дай толкование словосочетаний подбором синонимов: правду резать, резать по живому, резать в глаза.
  2. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?
  3. В названии какого дня недели есть удвоенный согласный?
  4. Каким ключом нельзя открыть дверь?

IV. Состязания на желтой дорожке (допустима 1 ошибка). Варианты заданий:

  1. Укажи значение омонимов мир, свет, среда.
  2. Укажите, сколько раз встречается звук т в предложении: Документ подписан директором.
  3. Как можно превратить слово мел – в темное мелкое место, угол – в топливо, шест – в число?
  4. Сколько звуков в словах июль, пою?

Заключительная часть урока:

Определение победителей, подведение итогов урока, результативно-оценочная деятельность. Рефлексия урока учащимися.

Урок развития речи: "В гостях у Слова"

(Урок-путешествие по страницам лингвистических словарей). 6 класс

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с многообразием лингвистических словарей, научить пользоваться лингвистическими словарями; повысить интерес учащихся к изучаемому предмету - русскому языку.

Литература для подготовки к уроку:

1. Волина В.В., Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь. М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

2. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.

3. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание,1995.

3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 1991.

4. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М.: Прозерпина, 1994.

Действующие лица: Учебник русского языка, Этимологический словарь, Орфографический словарь, Фразеологический словарь, Словообразовательный словарь, ученик. (В роли словарей выступают ученики. В руках они держат тот словарь, от имени которого говорят)

Ход урока:

Организационный момент: Сообщение учащимся темы и целей урока (2 минуты)

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие, но путешествие необычное! Мы побываем в гостях …у Слова! Сопровождать нас будут лингвистические Словари. Наверное, услышав слово “Словари”, вы подумаете: “Ах, как скучно!” Но посмотрите-ка одну историю. Возможно,  она вам знакома.

Ученики разыгрывают сценку из «Ералаша» (3 минуты)

В метро ехал человек, увлеченно читая какую-то книгу. Время от времени он удивленно восклицал:

– Неужели?!

– Вот это да!!

– Гм…

– Так-так…

– Точно!

– Изумительно!

– Не может быть!!!

За ним долго наблюдал сидевший рядом пассажир. В конце концов, не выдержав, заинтригованный сосед спросил:

– Какую книгу вы читаете?

Человек показал ему обложку книги. Это был…Орфографический словарь.

Представление словарей (10 минут)

Учебник русского языка: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на удивительную встречу. Сейчас сюда войдут герои торжества. Давайте поприветствуем Орфографический словарь!

Орфографический словарь: А мы друг друга знаем. Не правда ли, вам часто приходится обращаться за помощью ко мне, когда вы не знаете, как написать трудное слово? Ответьте-ка мне, как пишется слово “крокодил”? Правильно. Но все-таки не забывайте проверять написанное по Орфографическому словарю.

Учебник: Вы знаете, как правильно писать слово “крокодил”, но, я уверен, не знаете, как произошло это слово. Не унывайте, о происхождении этого слова вам расскажет наш следующий гость – Этимологический словарь!

Этимологический словарь: Здравствуйте, друзья! Вас интересует слово “крокодил”? Поищем ответ. Древние русские люди заимствовали это слово из греческого языка, в котором “крокодилиус” обозначало следующее: “kroke” – галька, песок, а “drilos” – дождевой червь.

Учебник: А вот и Фразеологический словарь! Проходите, вы как раз вовремя! Наверное, вы тоже расскажете что-нибудь интересное?

Фразеологический словарь: Конечно, расскажу, с удовольствием! Известно ли вам выражение “крокодиловы слезы”? Плачут ли на самом деле крокодилы? По утверждению современных шведских ученых, крокодилы плачут, но не от “избытка чувств”, а от избытка солей, которые скапливаются у них в организме и выходят через протоки, расположенные у самых глаз. Это выражение употребляется в значении “лицемерное покаяние или жалость, притворное сожаление, сострадание”. Возникло это выражение из древнего поверья, будто бы крокодил перед тем, как съесть свою жертву, плачет, Рассказывают также, будто крокодил приманивает людей, подражая детскому плачу.

Этимологический словарь:. Позвольте мне открыть вам еще одну лингвистическую тайну. Верите ли, друзья, что слова “соль” и “сладкий”, такие разные по вкусу, имеют один и тот же исторический корень! А это действительно так. Говоря о слове “сладкий”, я хочу удивить вас! Сладкий – это значит…соленый, в этимологическом плане, конечно. Это странно только на первый взгляд. Ведь древнерусская форма этого слова была “солодкий”, на слух оно ближе к “соли”. В древние времена люди знали единственную приправу для сдабривания пищи – соль. Сладкого, не считая меда да некоторых плодов, люди не пробовали, и “солодкое” – соленое – было для них самым “ вкусным”. Время шло. Разнообразнее становилась еда, появлялись новые вкусовые ощущения, узнал человек и прелесть сладкого. И вот старое слово “солодкий”, которым, как упоминалось, русские люди определяли самое вкусное, было перенесено на новое приятное вкусовое свойство. Удивительные вещи происходят в русском языке, не так ли?

Фразеологический словарь: Добавлю, что есть и фразеологизм со словом “соль”. Например, “пересолить”, “ уйти не солоно хлебавши”. Послушайте и мою историю. На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить ее приходилось издалека, а дороги были плохие и налог на соль высокий. Сейчас мы, приготовляя пищу, солим ее. Не так делали в старину. Тогда варили без соли, а солили пищу уже за столом. Часто хозяин солил пищу своей рукой. Порой он так старался выразить свое почтение какому-нибудь гостю, что пересаливал. А гостю, сидевшему в дальнем конце стола, соли иногда не доставалось вовсе. Значит, одному пересаливали, а другой уходил не солоно хлебавши. Сейчас слово “пересолить”, кроме своего прямого значения, означает “перестараться”, а “уйти не солоно хлебавши” – “остаться неудовлетворенным, не получить того, на что рассчитывал”.

Орфографический словарь: Очень интересная история! Ну, слово “соль” вы напишете правильно, а вот в слове “сладкий” можете ошибиться. Давайте-ка проверим себя!

Учебник: Я еще не представлял вам гостя, который скромно ожидает своей очереди. Это Словообразовательный словарь. Проходите, уважаемый, присоединяйтесь к нашему путешествию по страницам лингвистических словарей!
Словообразовательный словарь: Я могу рассказать о том, с помощью каких морфем образуются новые слова, какие способы образования есть в русском языке, и научить вас разбирать слова по составу. А вы можете отметить морфемы в слове “крокодил”? А в слове “ крокодильчик”? А без моей подсказки вы определите способ образования данного слова? Молодцы, ребята! Давайте-ка теперь образуем однокоренные слова! Можно взять слово “соль”! Смотрите!

Соль —> соленый —> солененький

Соль —> солить —> засолить —> засолка —> засолочный

Кстати, от одного слова можно образовать очень большое количество слов! Например, от числительного “два” образовано 265 слов! А “родственников” у этого слова еще больше – 547! Попробуем их посчитать. Я объявляю аукцион слов, которые в своем составе имеют корень слова “два”. Но, к сожалению, от слова “крокодил” (как показывает “Школьный словообразовательный словарь русского языка”) можно образовать всего 4 слова! Подскажите, каких? (Крокодильчик, крокодилов, крокодилий, крокодиловый).

Ученик: Помогите, братцы, в науке разобраться! (5 минут)

Я прилагаю все старанья,
Хочу понять правописанье,
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление!
Летят на ветк
и воробьи,
Чтоб обсудить дела свои.
Сидят на ветк
е воробьи…
Сидят на
Е, летят на И.

Учебник: Нужно срочно помочь, помогите, ребята!

Ученик:

Посмотрите, что вчера
Получил по почте я!
Как ни бился, ни старался,
Отгадать не догадался. (Показывает “Таинственную грамоту”)

Учебник: Помогите, ребята, прочитать эту грамоту, и вы узнаете, что забыл Забывалкин, собираясь в школу! Догадаться можно по спрятанным буквам русского алфавита!

ПNZVORРТFQФЕSЛЬD (портфель)

QLTEZNTIQPAДZWИZ (тетради)

УZWЧLNGЕNБНSVИКИ (учебники)

WДНЕRFВNSWJНVИКG (дневник)

RWSPWNУVFЧКZVАFR (ручка)

КNGАZРАNНFДZАYШR (карандаш)

РNVFЕЗRWИGFНКSZАS (резинка)

SWQ ПNЕНSQZАRWVЛL (пенал)

Вам поможет смекалка и наблюдательность.

Фразеологический словарь: Я предлагаю поиграть в игру “ Фразеологический зверинец”! Вы должны назвать животное по его определению: (3 минуты)

Голоден как … (волк)

Хитер как … (лиса)

Труслив как …(заяц)

Здоров как … (бык)

Изворотлив как … (уж)

Надут как … (индюк)

Нем как … (рыба)

Грязен как … (свинья)

Упрям как … (осел)

Болтлив как … (сорока)

Колюч как … (еж)

Орфографический словарь: Я хочу узнать, кто из вас самый грамотный! Игра называется “Кто дольше продержит мелок”. Самый смелый из вас пусть берет мелок и пишет под диктовку слова. Как только он ошибется, пусть выходит следующий. И так до тех пор, пока не будет выявлен грамотей! Он должен без ошибок написать как можно больше слов. Начали! (Предлагаются слова для диктанта: вермишель, винегрет, балкон, когда-нибудь, парашют, территория, велосипед, мандарин, апельсин, дискуссия, сверстник, искусство, президент, аквалангист, калитка и другие по усмотрению учителя.) – 10 минут

Словообразовательный словарь: Со словами можно поиграть в грамматическую арифметику. Поиграем?

Череп – п + муха = (черемуха)

Чистый – ый + тело – о = (чистотел)

Часть-ь + ушко – о + а = (частушка)

Фразеологический словарь: Отгадайте и мои загадки.

1. Чем > нас, тем < веса. (Дырки на одежде.)

2. Бывают ли ноги у газеты, книги? (Почему же тогда говорят : держал книгу вверх ногами?)

Учитель: Вот и подходит к концу наше путешествие по страницам лингвистических словарей. Давайте попрощаемся с нашими гостями, но вы знайте, что наши верные помощники – словари – готовы прийти на выручку в любую минуту. Мы будем ждать с ними встречи на уроках русского языка.

А на прощанье расшифруйте наше пожеланье! (5 минут)

1-4,1-2,2-1,2-2,2-3,1-4,2-1,2-4,2-1,

1-5,2-1,1-7,1-3,1-7,2-1,

2-4,2-5,1-1,2-7,2-3,1-8,1-6

1-1,2-5,1-1,2-8,1-6,2-6

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

А

Е

Ч

Л

И

О

В

К

Ц

Р

У

М

Н

С

Т

З

(Ответ: В человеке цени не красоту, а разум.)

Заключительная часть урока:

Подведение итогов: 5 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом объединении классных руководителей на тему: «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания»

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно ...

Доклад на методическом объединении воспитателей "Условия оптимизации развития познавательной активности детей с нарушением слуха"

Проблема активизации познавательной деятельности детей с нарушением слуха на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного...

Доклад на методическое объединение "Родник" - "Профессионально-нраственные качества личности педагога".

В докладе "Профессионально-нравственные качества личности педагога" рассматривается каким должен быть современный педагог, какими качествами должен обладать....

Доклад на методическом объединении школы.

Тема доклада: "Профилактика правильной осанки"....

Развитие творческих способностей и формирование познавательного интереса учащихся. Доклад на методическом объединении.

Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому пред­мету и к самому процессу умственного труда способствует такая органи­зация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятель­но...

Доклад на методическое объединение

Итоги проектной деятельности в старших классах...