самоанализ
статья на тему

самоанализ педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz2.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

     В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Главной  задачей  российской  образовательной политики в условиях модернизации образования является достижение такого уровня, который  соответствовал бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.  Современному обществу требуются «хорошо образованные люди, с широким кругозором, инициативные, умеющие принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».

 Целью моей профессиональной деятельности является воспитание гражданственности  и патриотизма, воспитание личности думающей, активной, развивающейся, во многом самоопределяющейся.

Это согласуется с целями деятельности образовательного учреждения и целями процесса обучения в целом -  создание образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования и формирующей у обучающихся комплекс ключевых компетенций, обеспечивающих социальную успешность, развитие творческих способностей, профессиональное самоопределение, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.

 В условиях становления информационного общества, развития демократии, важности успешной социализации школьника первостепенными задачами своей профессиональной деятельности считаю:

  • формирование учебных универсальных действий у учащихся;
  • изучение и внедрение новых подходов в обучение и воспитание;
  • укрепление связи с родителями и общественностью для повышения качества совместного воспитания;
  • совершенствование речи обучающихся, их коммуникативных навыков;
  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую   информацию;
  • овладение нормами русского речевого этикета;
  • освоение систематизированных знаний по предмету, элементов философско-исторических и методологических знаний в историческом процессе.

Считаю необходимым акцентировать внимание на важности, значимости приобретения учащимися культуроведческой, языковой и лингвистической компетенций. Отмечу особую познавательную ценность предметов гуманитарного цикла.

    Современный этап развития общества ставит новые, более сложные задачи в образовании, требующие долгой кропотливой работы при их решении. Педагогическая проблема «Создание ситуации успешности для каждого ребенка в школе», над которой я работаю, является для меня одной из актуальных на современном этапе развития педагогической теории и практики. Опираясь на данную тему, ставлю перед собой задачу решения  таких проблем, как:

1. Проблема организации предпрофильного обучения. Для решения этой проблемы была предложена ранняя пропедевтика предпрофильных курсов, позволяющая снизить вероятность неправильного выбора профиля в старшей школе.  Передо мной стала проблема выбора направления работы в гуманитарных  подгруппах. Я разработала программу элективного курса   «От слова – к тексту, от текста – к слову», «Лексическое богатство русского языка», «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку». Также мною была разработана образовательная программа «Этикет». Программы рассмотрены  на заседаниях МО и методических советов школы и утверждены на заседаниях педсоветов.

К настоящему времени я решила проблему отбора необходимого учебно-методического материала. Предстоит его систематизировать, обобщить накопленный опыт работы. Ставлю задачей своей деятельности в будущем продолжить работу по разработке программ элективного курса гуманитарного направления, накоплению и обобщению материала.

По данной теме выступала на заседании ММО учителей русского языка и литературы.

 2. Проблема организации деятельности с детьми, обладающими высоким уровнем интеллекта.

Данная проблема решается созданием системы дополнительных индивидуальных  занятий с обучающимися и программ дополнительного образования, участием в творческих конкурсах по предмету.

 Мною составлялись  задания школьных олимпиад по русскому языку и литературе.  Являюсь членом комиссии по проведению и проверке олимпиад школьного и муниципального этапов. Готовлю детей к олимпиадам разного уровня, в том числе и дистанционным. В течение всего учебного года провожу дополнительные занятия с учащимися, обладающими высоким уровнем интеллекта по русскому языку и литературе, в том числе и с целью подготовки к ГИА и ЕГЭ. Дифференцированные  задания на уроке позволяют создать ситуацию успешности для всех учащихся.

 Выступала на заседании педагогического совета школы по теме «Работа с одаренными детьми» (2009г.).  Принимала участие в  работе  сетевого форума  «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы, перспективы»  (в рамках курсов).

3. Проблема повышения успеваемости.

 Данная проблема решается на уроках и во внеурочное время путем создания эмоциональной творческой атмосферы активности, позволяющей вовлечь в работу всех учащихся, использованием  разнообразных средств и методов обучения, организацией продуманной системы контроля диагностики обучения.  Свою профессиональную деятельность направляю на адаптацию к потребностям каждого ребенка, индивидуализацию обучения и воспитания, внедрение культуросообразного подхода, обеспечивающего морально-психологическую комфортность обучающегося в образовательном процессе.

Нужно отметить, что в условиях снижения общего уровня культуры обучающихся, данная проблема остается актуальной.

Удалось добиться 100% успеваемости,  ГИА по русскому языку в новой форме учащиеся сдают на достаточно высоком уровне,  однако на этом не стоит останавливаться и необходимо постоянно работать над повышением качества знаний воспитанников.

4. Проблема развития творческих способностей.

В условиях глобализации не уменьшается, не исчезает, а, наоборот, актуализируется задача воспитания разносторонне развитой, открытой всему новому, коммуникабельной личности. Поэтому необходимо акцентировать внимание на проблеме развития креативности и творческих способностей учащихся.

 С этой целью  стараюсь лучше узнать учеников, их внутренний мир, молодёжные проблемы вообще, чтобы не только пробудить интерес к русскому языку и литературе, но и воспитать желание активной, ответственной деятельности в жизни. Активно применяю в своей деятельности интерактивные методы и приемы  обучения, которые не только помогают активизировать познавательную мотивацию учащихся, но и заставляют их творчески, креативно мыслить. Конкретное решение проблемы – применение  творческих заданий на уроках, участие в конкурсах разного уровня, создание «банка» творческих работ учащихся.

5. Проблема духовной деградации молодого поколения -  одна из важнейших проблем современного мира. Проведенная мною диагностика изучения ценностных ориентаций выявила недостаточную зрелость личности ученика. Все это привело к необходимости построить работу  по формированию духовно-нравственной личности. Это легло в основу моей педагогической деятельности. Так появилась тема по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы».

Благодаря внедрению в практику проекта «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы», повысилась познавательная и творческая активность учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Они учатся находить нравственное решение жизненных проблем.

Одним из итогов стал групповой проект «Духовно-нравственное формирование личности учащихся :  «А главное все-таки: люби и люби свое отечество!»

6. Инновации в содержании образования поставили передо мной новый вопрос: как построить урок, который бы решал основные задачи обучения и воспитания без давления, нажима, подчиняясь единственно детскому принципу восприятия мира - «хочу всё знать»? Ответ был найден в применении на уроках современных образовательных технологий. Мое кредо: «Стань творцом, и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребенка».  На сегодняшний день в многообразии новейших технологий можно запутаться. Поэтому поставила перед собой цель изучить, рассмотреть, найти оптимальные для моей практики.  С этим приняла  участие во Всероссийской педагогической видеоконференции по теме «Использование современных образовательных технологий», организованной порталом zavuch.info.ru,  в обсуждении вопроса «Какие современные технологии наиболее эффективны в достижении образовательных результатов обучения и почему?» сетевой конференции.   Освещала данную проблему на заседаниях ММО и РМО учителей русского языка и литературы.

7.Проблема обученности и качества знаний на итоговой аттестации в форме  ЕГЭ и ГИА  в последнее время стоит очень остро. Все большее число обучающихся хотят получить «хорошо» и «отлично» на экзамене.

С целью подготовки к ЕГЭ и ГИА  мною были разработаны и внедрены в практику программы элективных и факультативных курсов: «Готовимся к экзамену», «ГИА: курс подготовки к экзамену в новой форме», программа  ИГЗ в 8 классе «Русский язык». В 2010 году выступала по теме «Из опыта подготовки к ЕГЭ и ГИА» на заседании ММО, а опыт работы по теме  «Пути повышения эффективности подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку» был обобщен на заседании РМО учителей русского языка и литературы  в 2011 году. Полезный материал по подготовке к ЕГЭ и ГИА нахожу на сайте http://uchimcauchitca.blogspot.ru  (По уши в ГИА и ЕГЭ)

 При 100% обученности  качество знаний по ГИА по русскому языку в 9 классе составило: 2009/10 г.- 85,7% (районный  показатель – 82,7%); 2010/11г. – 50% ( районный – 59,9%); 2011/12г.- 100% (районный – 79,64%).  

К сожалению, наша школа с  2011 года выполняет программу только начального общего и  основного общего обучения, но дети, продолжая учиться в других образовательных учреждениях, подтверждают свои знания по русскому языку на ЕГЭ.

Создание  условий для формирования гражданского самосознания, развитие личностного потенциала каждого обучающегося на основе профессионального самоопределения, развитие имеющихся способностей, создание  пространства для социальных практик обучающихся и приобщение их к общественно значимым делам, создание условий для устойчивой мотивации на самореализацию в условиях сельского социума, готовности к осознанному выбору профессии, специальности, создание условий для развития самостоятельности и творческих способностей обучающихся посредством проектной и исследовательской деятельности, создание  условий  для формирования индивидуального образовательного маршрута -

основные задачи программы развития нашей школы. Моя профессиональная деятельность направлена на исполнение мероприятий по их реализации. Совместно с коллегами по методическому объединению я планирую урочную и внеурочную деятельность, учитывая потребности и интересы педагогов, обучающихся и всего образовательного учреждения.

     Как учитель русского языка и литературы, стараюсь обучать ребят своему предмету на высоком профессиональном уровне с тем, чтобы они овладели языком как средством общения и средством дальнейшего образования через всю жизнь.

     Работая над реализацией общеобразовательной программы, своей задачей считаю обеспечение условий для сохранения здоровья школьников.

Атмосфера, которую я создаю на уроке, оказывает влияние на моих воспитанников, поэтому в первую очередь слежу за своим эмоциональным состоянием, настроением и даже мыслями, ведь они порождают соответствующие ответные реакции, действия и эмоции у детей. Учитывая медицинские показания, формулирую образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие цели урока, провожу физкультминутки.

   В 2009-2013гг, как руководитель ММО и ШМО, я принимала и принимаю участие в обсуждении и реализации программы развития школы, являюсь аналитиком творческой группы, проводящей мониторинг по направлению  «Состояние преподавания в ОУ». Основная цель деятельности группы - диагностика и оценка деятельности учителя, планирование оказания ему помощи по повышению профессионального мастерства.

Ввиду высокой значимости использования технологий дистанционного обучения в учебном процессе для удовлетворения образовательных потребностей учащихся при освоении ими образовательных программ, руководителем школы я введена в группу педагогических работников, обеспечивающих и реализующих ДО.

В течение нескольких лет являюсь членом экспертной группы по проведению олимпиад школьного и муниципального  этапов.

В условиях перехода на новые ФГОС посчитала необходимым повысить свою компетентность в этом вопросе. Поэтому приняла участие во Всероссийской видеоконференции «Новые образовательные стандарты: проблемы реализации»

    2010 г. – член рабочей группы организаторско- методического сопровождения процесса перехода общеобразовательного учреждения на ФГОС начального общего образования; 2011г. – член рабочей группы по введению новых ФГОС общего образования; 2012г. – ответственный организатор на ЕГЭ.  

 Считаю свой педагогический потенциал востребованным на разном уровне.

Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Повысить интерес к предмету и активность ребенка, создать условия, в которых каждый ребенок будет чувствовать свою успешность на уроке и вне его,  невозможно без учета образовательных потребностей каждого ученика. Реализуя принципы личностно - ориентированной системы обучения, в каждом классе в начале, в середине и в конце учебного года провожу анкетирование, которое позволяет построить траекторию индивидуального развития каждого ученика, прогнозировать результаты обучения и воспитания.

Выявление потребностей требует анализа учебно-воспитательного процесса и дальнейшей его корректировки с учётом этих потребностей.

Выделяю следующие потребности обучающегося:

  • потребность получения качественного образования,
  • потребность получения профильного образования в старшем звене обучения,
  • потребность формирования речевой компетенции и развитие коммуникативных навыков в условиях снижения общего уровня культуры и дефицита общения.

    Личностно-ориентированная технология, применяемая мною в педагогической деятельности, противопоставляет авторитарному подходу к ребенку в традиционной технологии  атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создает условия для творчества и самоактуализации личности.

    Ставлю задачей создание продуманной, четкой и вместе с тем гибкой системы организации учебно-воспитательного процесса. Для этого использую разнообразные методы:

-  объяснительно-иллюстративный (при создании проблемной ситуации, чтобы вызвать интерес у учащихся,  подготовить их к восприятию темы, раскрыть сущность проблемы);

  • репродуктивный (в современной школе использование этого метода необходимо, т.к. он развивает память, логику, речь)
  • творческий (способен раскрыть креативность  ребенка)
  • диалогический

 и формы обучения: уроки объяснения нового материала, закрепления, обобщения и повторения, контроля, работы над ошибками, развития речи, комбинированные, викторины, олимпиады, уроки-концерты и др.

Провожу уроки различных типов: уроки - исследования, семинары, тренинги, деловые и ролевые игры, диспуты, уроки - путешествия, интегрированные уроки и др.  Осуществляю постоянный контроль степени усвоения учебного материала: провожу тесты, контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, работы в формате ЕГЭ, ГИА  и др.  С этой целью использую средства ИКТ, программу MyTestX.  Изучаю дополнительную специальную литературу по предмету, в том числе и через образовательные сайты  сети Интернета.

    Использую различные формы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования учебно-познавательной деятельности, методы контроля и диагностики.

    Проведенное анкетирование свидетельствует о достаточно высоком уровне комфортности воспитанников на уроках русского языка и литературы в классах, где я работаю. Более 50% обучающихся оценили уровень комфортности выше среднего, а 26% считают его нормальным.

Каждое учебное занятие строю с учетом индивидуальных особенностей и познавательных интересов обучающихся того класса, где он проводится:  для девятиклассников, способных к осмыслению и анализу, готовится больше заданий тестового характера, им интересны логические задачи. Пятиклассники, в свою очередь, очень любят работать в группах или в парах, им свойственен дух соперничества. Используемые мной методики технологии проектного обучения и технологии развития критического мышления позволяют организовывать обучение в разных режимах работы - парном, командном, групповом - с обязательным обсуждением результатов работы, совместным планированием учебной деятельности на ближайший период, прогнозированием ожидаемых результатов.

     Решаю проблему эффективного использования своего времени и времени детей на уроках и вне занятий. С этой целью планирую свою деятельность: составляю календарно-тематическое планирование, рабочий план, план-конспект урока. В условиях скорого перехода на новые ФГОС основного образования, начала работу над разработкой технологической карты урока.

    Планирование помогает отобрать материал, наиболее полно раскрывающий тему, соразмерять учебную нагрузку, четко выделить этапы урока, организовать дифференцированную работу, подобрать разноуровневые задания, определить степень усвоения материала, продумать контроль проведения мониторинга.

 В основу своей работы ставлю деятельностный подход и развивающее обучение, одним из ключевых понятий которых являются УУД. Это позволяет мне обеспечить возможность ученику осуществить учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты обучения.  В своей работе я использую современные педагогические технологии: модульного обучения, проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.  Проектирую уроки в  ИОС.

- Технология модульного обучения  содействует развитию самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.  Обучающийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю.

-   Технология проблемного обучения позволяет активизировать учебный процесс. Стараюсь почти на каждом уроке ставить проблемные задачи. (Например, «Александр Чацкий – победитель или побежденный?», «Проблема выбора в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»).

- Обеспечение процессов самопознания, самореализации личности достигается путем организации уроков согласно требованиям технологии критического мышления, каждый прием которой имеет своей целью раскрыть творческий потенциал обучаемых.

-  Для эффективного использования времени детей и своего, как педагога, на уроке и во внеурочное время я реализую современные информационно-коммуникационные технологии. На уроках и вне их вместе с детьми работаем с текстовыми документами, электронными таблицами Excel,  Google Apps(в том числе и для  оценивания достижения учащихся, систематизации данных, составления отчетов), создаем презентации, работаем с системой управления базой данных (электронный дневник, журнал). Электронные библиотеки, тренажеры, учебники, различные мультимедийные средства позволяют не только эффективно использовать время на уроке, но и, прежде всего, помогают построить интересный, результативный образовательный процесс. Принимаем участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах. Интерактивные методы обучения: метод опережающего обучения, метод моделирования (с опорой на алгоритм действия), виртуальные уроки и литературные экскурсии, урок-презентацию, урок-практикум, урок-семинар, урок-зачет, проблемную лекцию и пр., а также интерактивные приемы обучения: мозговой штурм, игровое моделирование, групповая работа и работа в парах, взаимопроверка с последующим анализом результатов, индивидуальные консультации, синквейн, эссе и др.  Эффективному использованию времени на уроке и вне его способствует  применение  интерактивной доски Elite Panaboard.  Прошла обучение по теме «Эффективное использование интерактивной доски Elite Panaboard в образовательном процессе». Разнообразные приемы работы с доской позволяют  повысить познавательную мотивацию ученика, сконцентрировать внимание учителя сразу на индивидуальной работе с учащимися и групповой. Мною разработаны некоторые дидактические материалы для уроков русского языка и литературы с использованием ИД. Ставлю перед собой цель создать «банк»  авторских дидактических материалов и уроков  в условиях применения ИД. Использую ЭОР ((http://eor-np.ru/, http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru, http://www.eorhelp.ru/), а также  являюсь автором ЭОР по русскому языку  (http://learningapps.org/login.php).

    Выбор технологий и приемов обучения происходит с учетом индивидуально-возрастных, психологических особенностей обучающихся, а также профиля обучения. Использование современных технологий и приемов обучения направлено прежде всего на повышение качества образования и развитие образовательной мотивации школьников, формирование и преобразование комфортной развивающей образовательной среды, в которой каждый ученик существует как активный субъект образовательного процесса, то есть на формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

    Грамотно выстроить  педагогический  процесс невозможно без  УМК. В современной педагогической практике  назрела необходимость использования новых УМК. Стараюсь изучить разные.  С этой целью не только самостоятельно ищу материал в сети Интернет, но и общаюсь в сетевых сообществах учителей русского языка и литературы. Также приняла участие в областном семинаре «Федеральные государственные стандарты и научно-методические подходы в преподавании русского языка и литературы».  Выступила на заседании РМО учителей русского языка и литературы с темой «О реализации современных подходов к преподаванию литературы при использовании новых УМК».

   

       Взаимодействие с обучающимися я пытаюсь выстраивать на принципах педагогики сотрудничества, два субъекта одного процесса  (учитель-ученик) должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, ни один из них не должен стать над другим.

     Сотрудническая деятельность дает широкие возможности для проявления индивидуальности каждого обучающегося: собственной инициативы, коллективной поддержки и оценки своей инициативы.

    В результате проведения уроков в сотрудничестве у обучающихся повышается уровень эрудированности, активности, развивается речь, исчезает боязнь выступления перед публикой.

    Анализируя свою профессиональную деятельность, я пришла к выводу о действенности и эффективности общения и обучения на основе увлеченной совместной творческой деятельности.

    Тесный контакт с классными руководителями, психологом дает мне возможность отслеживать психологическое составляющее каждого ребенка, учитывать особенности аудитории, применять полученные данные  для организации рациональной учебной деятельности. Часто использую форму работы в группах постоянного и переменного состава. Группа учащихся с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимающихся вместе, будет чувствовать себя более комфортно. Групповая работа позволяет, с одной стороны, полностью реализовать свои способности успешным обучающимся, а с другой стороны, дает возможность включиться в творческую работу более слабым ученикам. Она требует от них не возвышаться, прислушиваться друг к другу, принимать нужную точку зрения, строить высказывания так, чтобы слушателям было все понятно, то есть развивать коммуникативные способности обучающихся. В детях формируется эмпатия, способность ставить себя на место другого.

     На уроке и во внеклассной деятельности используются способы мотивации обучающихся, например: поощрение индивидуальных достижений ребенка, оценки, призовые места, благодарности, грамоты, заметка в стенгазете об отличившихся ребятах, рефлексия и пр.

Считаю уровень познавательного интереса обучающихся на моих уроках достаточно высоким:

  1. Дети проявляют высокую активность на уроках.
  2. Воспитанники с интересом работают с дополнительными материалами (источниками, художественной и научной литературы, ресурсами Интернета).
  3. Обучающиеся посещают занятия элективного курса, что является показателем востребованности предмета и интереса воспитанников, занятия по программе дополнительного образования «Культура общения»
  4. Мои ученики активно участвуют в муниципальных и областных конкурсах и олимпиадах и добиваются хороших результатов, участвуют в проведении Недели русского языка и литературы (выпускают предметные газеты, участвуют в конкурсах чтецов и юных поэтов, викторинах).
  5. Дистанционные олимпиады, конкурсы по предмету тоже вызывают интерес учащихся.

     Познавательный интерес к урокам литературы я поддерживаю с помощью психологического принципа: «Математика ум в порядок приводит, а литература - душу». Все мои воспитанники сознательно читают как предусмотренные программой классические произведения, так и рекомендуемую мной литературу XX века.

Исходя из основной идеи программы развития  школы о важности выявления и совершенствования способности воспитанников, создания полноценной школы для различных социальных категорий обучающихся, стремлюсь обеспечить удовлетворение образовательных потребностей отдельных обучающихся через занятия на уроках и во внеурочное время, сочетание различных форм учебной деятельности (нетрадиционные уроки, групповая и индивидуальная работа со сменой заданий, творческие задания и др.).

   Дифференцированный подход в обучении позволяет выявить воспитанников с отличающимися возможностями и склонностями. Это даёт возможность создать образовательное поле вокруг каждого обучающегося.

     Для меня важно решить проблему разумного соотношения учебной и общественной нагрузки таким образом, чтобы сформировать индивида, способного позиционировать себя в современном обществе. Считаю важным фактором успешности учебного процесса создание ситуации успеха, а также

владение учащимися навыками самоопределения, самокоррекции и самоконтроля. Каждому обучающемуся предоставляю возможность получить индивидуальную консультацию.

В работе как с одаренными детьми, так и обучающимися с  отличающимися возможностями я руководствуюсь также принципом личностно ориентированного обучения. И у тех, и у других стараюсь  выработать личностно-осмысленное отношение к изучаемому материалу, иными словами,  помогаю каждому обучающемуся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала. Задания на дом тоже варьируются. Дети имеют право выбрать посильное и интересное для себя задание, выполнить его в устной или письменной форме, создать собственное задание и текст. Могут выполнять задание в электронном виде (www.dnevnik.ru; виртуальный кабинет в Learningapps.org)

Вместе с тем, когда это необходимо, трансформирую учебную информацию в соответствии с индивидуальными потребностями обучающегося; планирую задания и виды работ, ориентируясь на интеллектуальные и творческие возможности каждого воспитанника, т.е. руководствуюсь принципом «адресного выполнения», при котором любой ученик чувствует себя успешным.

Активизация познавательной деятельности учащихся, осуществление личностного подхода, повышение технологичности уроков позволили достигнуть следующих учебных достижений по русскому языку в 2010/11 учебном году - качество – 59,4%, обученность - 100; в 2011/12 - качество – 61,5%, обученность - 100%; в 2012/13 - качество - 62%. обученность - 100%; по литературе в 2010/11 уч.году - качество – 81,3%. обученность - 100%; в 2011/12 - качество – 85,7%, оученность - 100%; в 2012/13 - качество – 64,3%, обученность - 100%.

На итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА в 9 классе результаты следующие: 2009/10 уч. год - качество – 85,7%, обученность 100%: 2010/11 - качество - 50%. обученность - 100%. 2011/12 - качество - 100%. обученность - 100%.

В своей практике я предпочитаю использовать следующие методы оценки деятельности обучающихся:

  • с целью проверки степени усвоения изученного материала - устный опрос;
  • с целью поддержки познавательной активности - выставление поурочного балла;
  • с целью проверки знаний всех воспитанников - письменный опрос;
  • с целью проверки и оценки качества усвоения знаний обучающимися - контрольные работы:
  • с целью ежедневного контроля - проверка домашней работы.

Каждый метод преследует вполне конкретную цель.

    Полученный результат (оценка) позволяет мне своевременно менять технологии, формы, методы и способы обучения с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и своевременно информировать родителей об успеваемости по предмету.  Чаще обращаюсь к работе в микрогруппае, использую метод взаимопроверки, самопроверки. Организации объективной проверки знаний на основе личностного подхода помогает использование тестовых заданий. Часто вовлекаю самих учащихся в процесс обучения - прошу подготовить диктант или задания для других учащихся, использую взаимоконтроль при проверке заданий. Это помогает ребятам работать на уроках с большей отдачей. Результаты оценивания учебной деятельности являются основанием планирования образовательного процесса и прогнозирования его развития.

    Но сегодня, в соответствии с ФГОС, мы должны оценивать у школьников не только предметные результаты, но и метапредметные. Таким образом, учитель современной школы поставлен перед необходимостью научиться оценивать не конечный результат, а способы деятельности учащегося.  На сайте  сообщества учителей Intel Education Galaxy я изучила  современные методы  и инструменты оценивания, например,  формирующее оценивание, основанное на использовании критериальных таблиц  Google (https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=4855)

Это разнообразные оценочные листы, контрольные списки, формы взаимооценивания и пр.  Можно самостоятельно разрабатывать разнообразные диаграммы, таблицы, графики и схемы оценивания. Эти средства используются для планирования и контроля результатов, для организации учебного взаимодействия, для организации обратной связи от учеников.  Прошла курсы квалификации  «Технология подготовки урока в современной  информационной образовательной среде», на которых тоже  узнала о возможности электронного оценивания, например,  с помощью аккунта на http://learningapps.org/login.php.  Также я  веду электронные журналы и электронные дневники учащихся (www.dnevnik.ru)  Но в дальнейшем  хотелось бы  пройти повышение квалификации по теме «Современный методы и средства оценивания деятельности учащихся с использованием ИКТ».

   Одним из популярных средств оценивания является электронное портфолио ученика.  В настоящий момент мы работаем над созданием электронного портфолио.   Но, к сожалению, не все учащиеся имеют компьютеры и выход в Интернет, что является существенной преградой использования  многих форм электронного оценивания.  Над этой задачей необходимо работать.

   В классах, где я работаю, царит нормальная рабочая атмосфера. Я стараюсь строить свою работу таким образом, чтобы решать не только проблемы успеваемости, повышения качества знаний, но и обеспечить комфортность, положительный эмоциональный настрой на занятиях.

     Анализ анкетирования показал, что обучающиеся высоко оценивают когнитивный, эмоциональный и волевой аспекты моей деятельности на уроках. Стараюсь поддерживать сплоченность класса, объективность оценки деятельности. Первостепенными своими задачами считаю воспитание сознательного, добросовестного отношения к учебе, формирование нравственных принципов, культуры общения, толерантности, подготовку обучающихся к успешной сдаче экзаменов.

     На уроках я создаю и поддерживаю обстановку сотрудничества, основанную на взаимном доверии и уважении, а также

  • формирую этические навыки, обеспечивающие способность детей слушать других и принимать во внимание мнение других;
  • умение работать в коллективе;
  • корректно выражать свое мнение как в устной, так и в письменной форме, анализировать ответы сверстников;
  • способствую повышению у детей уровня развития эмпатии и личностной рефлексии.

    Перечисленные мною факторы обеспечивают создание на уроке благоприятной психологической атмосферы с целью плодотворной организации образовательного процесса и эффективного использования времени на уроке.

     

     В своей профессиональной деятельности стремлюсь осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Являясь классным руководителем, регулярно провожу родительские собрания, которые посвящены актуальным

проблемам воспитания и обучения учащихся, по мере необходимости индивидуально беседую с родителями. Также посещаю родительские собрания в тех классах, где преподаю. Об учебных достижениях воспитанников сообщаю записью в дневнике, объявляю благодарность. С родителями поддерживаю постоянный контакт.

В работе с родителями я руководствуюсь принципом «Родитель ребенка не твой ученик, а советчик и единомышленник», поэтому мои отношения с родителями обучающихся 9 класса можно охарактеризовать как тесное сотрудничество.

Успешное развитие в школе образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей как воспитанников, так и их родителей, дает мне возможность учитывать мнение родителей и откликаться на их запросы в плане подготовки обучающихся к продолжению образования в высшей школе.

Родители принимают активное участие в жизни класса и школы: входят в состав Управляющего совета школы, в Совет отцов, посещают уроки и классные часы, помогают организовывать различные праздники, принимают участие в спортивных мероприятиях, принимают участие в рейдах по предупреждению асоциального поведения среди несовершеннолетних.

Считаю коллектив, в котором я работаю с 1992 года, высокопрофессиональным, сплоченным, объединенным общими целями воспитания личности, востребованной обществом.

    Психологическая атмосфера в коллективе благожелательная. С коллегами поддерживаю деловые отношения. Придерживаюсь демократического стиля общения. Считаю себя неконфликтным человеком, ровным и доброжелательным. Целеустремленна, решительна, стремлюсь развивать лидерские качества. Среди коллег у меня есть близкие подруги, которые помогут в трудную минуту и разделят радость успеха.

Очень дорожу доверительными отношениями со своими коллегами.

Стала победителем областного конкурса общественного признания «Народный учитель Тамбовской области – 2010»

В целях самообразования регулярно работаю с методической литературой по предметам (в том числе и на образовательных сайтах), знакомлюсь с новинками периодических и электронных изданий, участвую в сетевых образовательных форумах, дистанционных видеоконференциях. Это помогает обмениваться опытом с коллегами в ходе педагогических советов, семинаров.

Уровень педагогического мастерства повышала на курсах повышения квалификации по программе «Формирование филологической компетенции при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе» (2010г.), «Применение ПСПО и электронных дневников в деятельности ОУ» (2011г.), «Федеральные государственные образовательные стандарты и научно-методические подходы в преподавании русского языка и литературы» (2013г.), «Проектирование образовательного процесса по русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС» (2013г.),  «Технология подготовки урока в современной  информационной образовательной среде» (2013г.)

     С целью повышения квалификации, распространения опыта, решения проблем воспитания учащихся выступаю на заседаниях РМО, ММО. общешкольных родительских собраниях, участвую в работе педагогических конференций, круглых столов по проблемам образования, есть публикации работ в СМИ, сайтах Интернета, стараюсь участвовать в конкурсах профессионального мастерства, что позволяет оценить собственные возможности, проанализировать свою педагогическую деятельность с целью выявления пробелов в работе.

    Любая деятельность сопряжена с определенными трудностями, а педагогическая – тем более. В первую очередь следует отметить снижение общего образовательного уровня обучающихся. Иногда кажется, что не хватает научных знаний (все знать невозможно). Но эти трудности для меня являются стимулом творческого самосовершенствования в решении педагогических задач.

   Трудности социального характера  требуют в первую очередь разработки комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие учащихся, формирование их индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим реалиям, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания. Все это вызывает необходимость продолжения работы по расширению и усовершенствованию форм и методов социальной поддержки и защиты учащихся в образовательном пространстве.

В межаттестационный период я планирую разработать программу дополнительного образования по литературе для учащихся 7-8 классов с целью активизации познавательной деятельности; привлечь учащихся к научно-исследовательской деятельности; работать над повышением уровня качества знаний; совершенствовать профессиональные навыки и мастерство;

продолжать работу по накоплению и систематизации материала для опубликования на личном сайте.; создание «банка» данных для работы с интерактивной доской, продолжить работу над созданием ЭОР.

Своеобразным эпиграфом к своей работе ставлю слова Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя математики.

Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога...

Самоанализ педагогической работы

Метод проектов на уроках культуры родного края и во внеурочной деятельности...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...