Формирование коммуникативных навыков у воспитанников в процессе реализации программы по дополнительной образовательной деятельности «Будущее начинается сегодня»
презентация к уроку по теме

Тростянский Сергей Александрович

Одним из  эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков, имеющих большое значение для психологического развития и эмоционального состояния воспитанников социально-реабилитационного центра , является их  участие в дополнительной образовательной деятельности. В нашем центре разработана программа под названием «Будущее начинается сегодня», педагогическая целесообразность которой направлена на общее  развитие и социализацию воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnyh_navykov.docx39.85 КБ
Файл doklad_o_kommunikativnosti.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной

защиты населения «Социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних» Алексеевского района

 

 

 

Доклад на тему:

 

 

Формирование коммуникативных навыков у воспитанников в процессе реализации программы по дополнительной образовательной деятельности «Будущее начинается сегодня»

Тростянский С.А.

Воспитатель: «СРЦдН»

с. Советское

Формирование коммуникативных навыков у воспитанников в процессе реализации программы по дополнительной образовательной деятельности «Будущее начинается сегодня».(Слайд №1)

В современном обществе отмечается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Это констатируют специалисты различных областей: психологи, медики, логопеды, педагоги. В наш Центр поступают воспитанники с разными нарушениями развития: с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Воспитанники имеют множество ограничений в различных сферах деятельности, в том числе коммуникативной (Слайд №2). Дети лишены широких контактов, возможности получать социальный опыт от других. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: воспитанники в основном малоразговорчивы с педагогом и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, агрессивностью, обидчивостью. Поэтому развитие коммуникативных навыков является актуальным для данной категории детей (Слайд №3). Одним из  эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков, имеющих большое значение для психологического развития и эмоционального состояния воспитанников, является их  участие в дополнительной образовательной деятельности. В нашем центре разработана программа под названием «Будущее начинается сегодня» (Слайд №4). Педагогическая целесообразность данной программы направлена на общее  развитие и социализацию воспитанников.

Программный материал  разделён на  6  модулей, направленность которых вытекает из названия.

Модуль 1 (45 часов)«Здоровый образ жизни» (ЗОЖ)

Модуль 2 ( 25 часов) «Основы безопасности жизнедеятельности»

Модуль 3 ( 60 часов ) «Семья »

Модуль 4 « Россия – Родина моя » (60 часов)

Модуль 5 ( 50 часов) « В здоровом теле – здоровый дух!»

Модуль 6 (48 часов) « Азбука нравственности»

Последовательность и  нагрузка  занятий  зависит  от  уровня  знаний   и  умений  ребёнка,  от  его  реабилитационного  потенциала.  Поэтому  последовательность  и  объём  освоения  детьми  отдельных  модулей  и  программы  в  целом  для  каждого  воспитанника,  поступающего  на  реабилитацию,  определяется  индивидуально. Срок  освоения данной   программы, которая имеет социально – педагогическую  направленность,    рассчитан  на  6  месяцев  реабилитации,  включающих  в  себя  по 12  занятий  в  неделю. (Слайд №5)

 Обучение  происходит в различных формах: в свободной деятельности детей, на прогулках, на занятиях. Организация занятий позволяет вести систематическую и последовательную работу по обучению(Слайд №6). Постепенно детям предлагаются занятия —как теоретического так и практического обучения(Слайд №7).

 Педагоги нашего центра стараются учитывать возможности каждого ребенка и находить возможности по-разному обогащать занятия(Слайд №8). В процессе занятий осуществляется умственное воспитание детей: решение и закрепление представлений об окружающем мире, активность и глубина восприятия. Во время занятий по дополнительной образовательной программе  у детей  развивается речь: увеличивается объем словаря, совершенствуется грамматический строй речи, воспитанники учатся слушать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения. Моделируя в занятиях поступки и взаимоотношения людей, можно влиять на поведение воспитанников, усвоение ими нравственных правил. В занятиях через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до воспитанника некоторые нормы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Участвуя в коллективных занятиях, воспитанники учатся подчинять свои действия логике сюжета, организовывать свое поведение, контактировать с другими детьми. Использование разнообразных форм и подходов к подготовке  занятий  дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей, повышает их социальную активность, развивает коммуникативные навыки, что наглядно показывает динамика развития коммуникативности воспитанников (Приложение 2) в процессе освоения программы  по анкете предложенной психологом  Б.А.Федоришиным  (Приложение 1) (Слайд №9). Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации. Таким образом, внедрение в реабилитационный и воспитательный процесс модулей-занятий  являются одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка. Модули- занятия это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством занятий, мы стараемся учить детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.  

Приложение 1

Анкета для оценки коммуникативных и организаторских

склонностей (КОС)

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Лист ответов

Фамилия, имя, отчество_________________________________________________
______________________________________________________________________
Дата___________________________ Возраст _______________________________


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40


Дешифратор

Склонности

О                    Т                    В
положительные

Е                    Т                    Ы
отрицательные

Коммуникативные

Вопросы 1-го столбца

Вопросы 3-го столбца

Организаторские

Вопросы 2-го столбца

Вопросы 4-го столбца


ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ
СКЛОННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ

     Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей на этапах первичной профконсультации тщательно анализируются данные внеучебной и внешкольной деятельности, а также используется анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей, предложенная Б.А.Федоришиным.
     Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.
     Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию: "Вам нужно ответить на все предложенные вопросы и отвечайте так: если Ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же Ваш ответ отрицателен (Вы не согласны )- поставьте минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда Вы запишите свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов".


Обработка результатов


  1. Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.
  2. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам

pic

  1. Качественная оценка дается при сопоставлении полученных коэффициентов со шкальными оценками:

Кк

Ко

Шкальная оценка

0,10 - 0,45

0,20 - 0,55

1

0,45 - 0,55

0,56 - 0,65

2

0,56 - 0,65

0,66 - 0,70

3

0,66 - 0,75

0,71 - 0,80

4

0,75 - 1,00

0,81 - 1,00

5

  1. При анализе полученных результатов необходимо учитывать параметры:
  2. Испытуемые, получившие оценку 1 характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
  3. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои новые знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
  4. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления комм. и орг. склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных организаторских склонностей.
  5. Испытуемые, получившие оценку 4 относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят новых друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
  6. Испытуемые, получившие оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности.

Приложение 2

Уровень развития коммуникативных способностей воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, проходящих обучение по программе дополнительного образования «Будущее начинается сегодня»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативных навыков у воспитанников в процессе реализации программы по дополнительной образовательной деятельности «Будущее начинается сегодня».

Слайд 4

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Будущее начинается сегодня» Модуль 1 (45 часов)«Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) Модуль 2 ( 25 часов) «Основы безопасности жизнедеятельности» Модуль 3 ( 60 часов ) «Семья » Модуль 4 « Россия – Родина моя » (60 часов) Модуль 5 ( 50 часов) « В здоровом теле – здоровый дух!» Модуль 6 (48 часов) « Азбука нравственности»

Слайд 5

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Средства индивидуальной защиты»

Слайд 6

СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ

Слайд 7

Конкурс рисунков «счастливое детство»

Слайд 8

«проводы зимы»

Слайд 9

динамика развития коммуникативных способностей воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, проходящих обучение по программе дополнительного образования «Будущее начинается сегодня»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час семьи «Формирование коммуникативных навыков у воспитанников».

Комплекс упражнений  для развития речи  у воспитанников детского - дома...

Доклад "Формирование качеств творческой личности школьника в процессе реализации программы воспитательной работы класса"

Представлен опыт работы классного руководителя 5 класса по формированию качеств творческой личности школьников в процессе реализации воспитательной программы. Рассматриваются основные направления восп...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ»

Разработка представляет собой дополнительную общеобразовательную программу, которая содержит поурочные планы занятий оздоровительной гимнастики у-шу согласно возрасту воспитанников и году обучения....

Программа деятельности личностного самоопределения "Будущее начинается сегодня"

Программа деятельности личностного самоопределения "Будущее начинается сегодня"...