Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
статья на тему

Клюева Ирина Даниловна

Происходящая в настоящий момент реформа общего образования Российской Федерации связана с введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС). ФГОС общего образования был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2009 г., ФГОС основного общего образования — в 2010 г., ФГОС среднего общего образования — в 2012 г. ФГОС — это рамочный нормативный документ, который определяет три вида требований к основной образовательной программе образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию: требования к структуре программы, требования к результатам освоения программы — предметным, метапредметным и личностным, требования к условиям реализации программы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД В  ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С УМК О.В. АФАНАСЬЕВОЙ, И.В. МИХЕЕВОЙ «RAINBOW ENGLISH» С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Происходящая в настоящий момент реформа общего образования Российской Федерации связана с введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС). ФГОС общего образования был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2009 г., ФГОС основного общего образования — в 2010 г., ФГОС среднего общего образования — в 2012 г. ФГОС — это рамочный нормативный документ, который определяет три вида требований к основной образовательной программе образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию: требования к структуре программы, требования к результатам освоения программы — предметным, метапредметным и личностным, требования к условиям реализации программы. 

Цели профессиональной (педагогической) деятельности:

освоение в полной мере искусству управления учебно-воспитательным процессом; активное повышение самообразования, повышение профессиональной и педагогической компетентности и как учителя-предметника, и как классного руководителя.

В приведенной ниже таблице отражается структура моей педагогической работы с целью оптимизации учебного процесса:

ё

Моя педагогическая деятельность многофункциональна:

  1. Повысить мотивации учащихся к изучению английского языка
  2. Развить творческого мышления, связной речи учащихся
  3. Создать оптимальных условий для развития каждого школьника

 Исходя из поставленных целей, реализую следующие задачи:

  1. Обеспечение базового уровня знаний по предмету через внедрение современных технологий
  2. Обеспечение индивидуального развития детей через дифференцированное обучение
  3. Выстраивание индивидуальной траектории педагогической деятельности с учётом уровня обученности, воспитанности и личностного развития учащихся через метод группового обучения
  4. Систематизация и обобщение нужной методической и лингвистической информации
  5. Применение современных методических технологий на уроках и во внеурочной деятельности с целью повышения мотивации учащихся к изучению предмета «английский язык»

Для достижения обозначенной цели я являюсь постоянным участником методических семинаров, посвященных современным аспектам образования; стажируюсь на курсах повышения квалификации, провожу корректировку в собственной педагогической деятельности, уделяю большое вниманию чтению педагогической и специализированной литературы.

Учебно-педагогическая деятельность невозможна без обращения к педагогическому опыту посредством использования СМИ, педагогических изданий, периодической литературы («Учительская газета», «Иностранные языки в школе», журнал «English», «Педагогика и психология». При подготовке  уроков используются материалы сайтов: «Busy Teacher», «All Things Grammar», «FlashCard», «The Internet TESL Journal».

Целью моего обращения к этим средствам информации является ознакомление с передовым отечественным и зарубежным педагогическим опытом практики обучения, воспитания и образования, т.е. с организованным целенаправленным педагогическим процессом и его результатами, находящими свое отражение в качестве личности учащегося.

Но что значит изучить, понять сущность передового педагогического опыта? Вопрос непрост.

Мне представляются наиболее бесспорными и важными следующие моменты:

- Новизна и оригинальность в деятельности педагога. Этот признак может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон учебно-воспитательной работы.

- Высокая результативность педагогического труда: высокое качество знаний, существенные сдвиги в уровне воспитанности, в общем, и специальном развитии учащихся.

- Методическая система, которая представляет научно-обоснованную модель (парадигму) усовершенствованного процесса обучения и воспитания.

- Стабильность и эффективность опыта, при котором положительные результаты удерживаются на протяжении достаточно длительного времени.

Методическое объединение учителей английского языка МАОУ "СОШ №2 с УИОП" уже 5 лет работает по программе нового учебно-методического комплекса О.В.Афанасьевой «Rainbow English». На мой  взгляд, данный УМК содержит интересный подход к традиционным проблемам современного общества, широкое использует современные педагогические технологии, в частности, широко применяется организация проектной деятельности на уроках английского языка согласно требованиям ФГОС к проведению современного урока. За истекшие учебные годы я являлась слушателем обучающегося семинара «Новое ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку в 2016 и 2020». Подготовка учащихся к письменной и устной частям ЕГЭ по английскому языку в 2015-2016 учебном году», проходившем в рамках «Ассоциации учителей иностранных языков и выпускников обменных программ Республики Бурятия «Глобус» на базе МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ» (14.03.2016). В целях успешного и быстрого освоения нового УМК О.В.Афанасьевой «Rainbow English», участвовала в работе семинара «Современный урок английского языка в рамках ФГОС(Подготовка к ЕГЭ и ГИА средствами УМК «Rainbow English»)», на базе БРИОП(02.04.2015г.). Успешно освоила дополнительную профессиональную программу в ГАУ ДПО РБ «Современные требования к организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС ООО» (21.03.16-30.03.16). С целью повышения профессиональных компетенций мною были пройдены методические курсы по линии «Baikal English Languages Teachers’ Association (BELTA) English Language Office, Embassy of the United States of America, Russia»: English Language Fellow Patricia Naccarato and Michael Gatto’s Workshops on the English Language Teaching Methodology, 31.03 – 1.04, 2017; English Language Officer Jerrold Frank and English Language Specialist Crystal Bock’s English Language Teaching Methodology Workshops, 22.06 – 24.06. 2017; ГАУД ПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики»: Центр независимой оценки качества образования и образовательного аудита «Легион», г. Ростов-на-Дону, 18-19.10.2018.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА ПЕРИОД С 2013-2014 УЧЕБНОГО ГОДА ПО 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД ВЫПУСКНИКОВ 11 «Б» КЛАССА В ГРУППЕ КЛЮЕВОЙ И.Д.

  • ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 11 «Б» КЛАССА
  1. Батомункуева Виктория
  2. Батомункуева Сэлмэг
  3. Галтаева Галина
  4. Гончиков Доржо
  5. Жигжитжапов Бато
  6. Зимирева Ксения
  7. Сампилова Светлана
  8. Сидоренко Варвара
  9. Суюнда Яна
  10. Тарбаев Булат
  11. Хаташкеева Вероника
  12. Чалых Яна
  13. Шилин Роман
  14. Яковлев Максим

Группа состоит из 14 человек из них 9 девочек и 5 мальчиков. Отношения между учащимися доброжелательные, бесконфликтные. С учителем также налажен контакт.

Уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции по результатам срезовых работ в 11 классе «4,2». Успеваемость в группе 100%. Домашнее задание выполняется регулярно. Учащиеся дисциплинированы. Около 60% учащихся обладают хорошо сформированными знаниями, умениями и навыками, хорошо воспринимают учебный материал, обладают сформированными навыками самостоятельной работы, могут свободно работать и выполнять задания на повышенном уровне сложности.  7% учащихся из группы имеют слабые знания и умения. Они с трудом воспринимают учебный материал, плохо работают самостоятельно. Остальные учащиеся, примерно 33% имеют сформированные ЗУН на базовом уровне. Они воспринимают учебный материал и выполняют задания на базовом уровне сложности, могут работать самостоятельно, но только под руководством учителя.

Следует отметить, что почти все учащиеся работоспособны, на уроках активны, работают с интересом и желанием. Могут провести рефлексию. На уроках применимы любые методы контроля: устные (опрос, устная контрольная работа), письменные: самостоятельные работы, тесты разных видов, аудирование. Однако все работы следует дифференцировать. Задания должны быть разного уровня сложности. Применимы различные формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, самоконтроль, комбинированный.

Для группы характерна высокая способность – работать с текстовой информацией различного характера, критически отбирать, воспринимать информацию из разных источников, анализировать и обобщать ее, использовать в собственных высказываниях.

Учащиеся хорошо эрудированны и успешно применяют знания по другим предметам для решения коммуникативной задачи на уроке иностранного языка. Это обстоятельство позволяет использовать английский язык при изучении других школьных предметов, а также в самообразовательных целях в интересующих их областях знаний и сферах человеческой деятельности (включая и их профессиональную ориентацию).

Учащиеся активно участвуют в образовательных проектах и конкурсах по иностранному языку. В работе с группой приветствуется дифференцированный подход.

Виды речевой деятельности

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Аудирование

31,25%

43,75%

50%

62,5%

81,25%

Говорение

12,5%

31,25%

37,5%

50%

68,75%

Чтение

43,75%

56,25%

75%

81,25%

100%

Письмо

18,75%

31,25%

43,75%

50%

62,5%

Как следует из данной таблицы, качество знаний по аудированию в данной группе за 5 лет обучения возрос на 50%, по говорению и чтению этот показатель возрос на 56,25%, по письму – на 43,75%. Если данный период обучения взять за 100%, то динамику сформированности учебных знаний и умений по видам речевой деятельности можно представить в следующих диаграммах:

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 11 «Б» КЛАССА В ГРУППЕ

КЛЮЕВОЙ И.Д.

Личностные результаты

Учащиеся самостоятельно ставят и решают личностно-значимые коммуникативные задачи, при этом адекватно используют имеющиеся речевые и неречевые средства, соблюдая речевой этикет, что способствует развитию познавательных мотивов и мотивирует к изучению английского языка в будущем.

Метапредметные результаты

Деятельностный характер освоения содержания учебно-методического комплекса УМК “Rainbow English” способствовует к достижению метапредметных результатов, то есть к формированию универсальных учебных действий (УУД). Учащиеся ставят перед собой задачи, планируют свою деятельность, осуществляют рефлексию при сравнении планируемого и полученного результатов, они структурируют полученные знания, анализируют объекты с целью выделения существенных признаков и синтезируют информацию, самостоятельно выстраивая целое на основе имеющихся компонентов. Учащиеся овладевают монологической и диалогической формами речи, учатся  инициативному сотрудничеству речевых партнеров при сборе и обсуждении информации, управлению своим речевым поведением.

Предметные результаты

Основными предметными результатами являются: формирование иноязычных коммуникативных умений в говорении, чтении, письме и письменной речи и аудировании; приобретение учащимися знаний о фонетической, лексической, грамматической и орфографической сторонах речи и навыков оперирования данными знаниями; знакомство с общими сведениями о странах изучаемого языка. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения практических работ.



Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО УМК О.В. АФАНАСЬЕВОЙ, И.В. МИХЕЕВОЙ «RAINBOW ENGLISH»

Хочу поделиться своими мыслями относительно того как можно оптимизировать учебно-воспитательный процесс в условиях современной школы с применением методических технологий, заложенных в основе учебно-методического комплекса О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Rainbow English».

Все рабочие программы отдельных учебных предметов и курсов строятся по единой схеме:

1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики данного учебного предмета (курса), дается общая характеристика учебного предмета (курса), описывается его место в учебном плане, указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения его содержания;

2) структура и краткое содержание учебного предмета (курса);

3) тематическое планирование изучения учебного предмета (курса) в виде таблицы с характеристикой основных видов деятельности учащихся;

4) учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

В соответствии с программой УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Rainbow English» были составлены рабочие программы и календарно-тематическое планирование в соответствии с почасовой нагрузкой (3 часа в неделю) для начальной школы, а затем для средней и старшей школы.

 Приоритетным направлением в обучении английскому языку является дифференциация и индивидуализация обучения. Сам принцип организации учебного материала способствует осуществлению главного педагогического принципа – коммуникативности в учебном процессе. Каждый Unit представляет ситуацию, которая формируется из микроситуаций (Sections). Языковая и речевая компетенции реализуются за счет накопления вокабуляра и освоения необходимых в заданных учебных ситуациях грамматических структур. Мне лично импонирует наличие аудитивного материала, мотивирующего учащихся к изучению английского языка. Положительным моментом считаю также градацию учебных заданий по степени сложности, реализующая принцип индивидуализации при обучении иностранным языкам. По параллели начальных классов при формировании произносительных и аудитивных навыков пристальное внимание уделялось артикуляции звуков, дифференциации звуков, не имеющих аналогов в родной речи, интонационному оформлению речевых образцов, формированию лексических и грамматических навыков, быстроте и точности их воспроизводства в микродиалогах при аудировании и в речевых упражнениях.

      При освоении лексического материала особую трудность для учащихся начальных классов представляет освоение орфографических навыков, а также употребление существительных «uncountable» с глаголом to be и количественных прилагательных.

      Учащиеся 2-4 классов испытывают определенные трудности в усвоении грамматических явлений, не имеющих аналогов в родной речи (семантизация времен  Simple/Continuous, употребление вспомогательных глаголов в вопросительных структурах).

      Основной задачей в начальной школе в области чтения является формирование навыков самостоятельной работы с учебным текстом (со словарем, с целью извлечения общей и полной информации из прочитанного. Особое внимание уделялось развитию техники чтения у учащихся как показателя сформированности речемоторных алгоритмов и вокабуляра.

      Формирование навыков и умения в письменной речи осуществлялось в процессе реализации УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Rainbow English» (задания учебника и рабочей тетради: тренировочные упражнения и творческие задания).

      Речевая деятельность учащихся начальных классов в большей степени зависит от коррекции психофизиологических особенностей детей (здоровье ребенка, общий уровень развития способностей, уровень интереса к предмету, ведущие мотивы жизнедеятельности), их жизненного опыта и бытовых условий, а также от индивидуальных способностей детей к изучению предмета «английский язык»(имитация, догадка, подстановка, использование, выделение главной мысли, изложение, готовность к сотрудничеству).

      Выводы: в целях реализации коммуникативной компетенции в условиях начальной школы считаю целесообразным продолжить:

  • тесное сотрудничество с классными руководителями
  • творческое сотрудничество с психологом школы
  • продолжить индивидуальные консультации с родителями
  • планировать уроки с учетом дифференцированных заданий
  • отслеживать «методические новинки» в печатных изданиях и через интернет

      В последующие годы поэтапно происходило освоение УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Rainbow English» (V – IX классы). В пределах, определенных Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и Примерной программой по английскому языку, на моих уроках происходила реализация общей концепции современного образования. Основой учебно-воспитательного процесса является урок, поэтому при планировании главное внимание уделялось реализации коммуникативной компетенции через основные ее составляющие:

Языковая компетенция (Произносительная, лексическая и грамматическая стороны речи на английском языке, а также овладение графикой и орфографией);

Речевая компетенция (Ситуативность в говорении, аудировании, чтении и письменной речи, исходя из его коммуникативной ценности, воспитательной значимости, соответствия возрастным особенностям, жизненному опыту и интересам учащихся);

Социокультурная компетенция (Усвоение определенного набора социо-культурных знаний о странах изучаемого языка и умений использовать их в процессе иноязычного общения, а также умений представлять свою страну и ее культуру);

Учебно-познавательная и компенсаторная компетенции (Общие и специальные учебные умения, которые формируются в процессе изучения английского языка, а также вариативность преодоления речевых трудностей в общении с использованием уже известных языковых и нелингвистических средств).

      Развитие умений учащихся компенсирует недостаток знаний и умений в английском языке за счет языковой догадки, переспроса, перефраз, жестов и мимики способствует повышению самооценки детей и более естественной коммуникации в заданных учебных ситуациях и в реальных обстоятельствах. На своих уроках я показываю видеоклипы и считаю что это один из оптимальных способов сделать общение на английском языке целесообразным и привлекательным для детей подросткового и юношеского возраста. На своих уроках особое внимание я уделяю расширению метапредметных знаний и  умений, особенно умению пользоваться справочной литературой и самостоятельно получать дополнительную информацию по заданной теме (это могут быть тестовые задания в режиме online, выполнение заданий с элементами проекта, сбор информации по страноведению, информационные сообщения о политических, социальных и культурных событиях в Бурятии , РФ и в мире). Для расширения общего кругозора учащихся, знакомства с реалиями и традициями англоязычных стран и их значение в развитии общечеловеческой культуры я проводила обзорные беседы с учащимися в соответствии с их возрастными потребностями (“Nursery Rhymes for Kids”, “Alice in Wonderland”, “The Tales by Oscar Wilde”, “Ivanhoe” by Walter Scott, The British Museum. “Surrealism”, “Forsyte Saga” by John Golsworthy, “The Land of Hope and Glory. The Modern Russia”, “The British Political Satire”. George Orwell, “Animal Farm: A Fairy Story”, “The Roots of Rock Music”, “The Iron Lady – Margaret Thatcher”)

Согласно программе развития школы в основаниях разработки условий для формирования и развития ключевых компетенций лежат следующие принципы: принцип открытости образовательной среды, принцип свободы выбора, принцип гуманизации, принцип педагогической поддержки, принцип природосообразности, принцип непрерывности образования, принцип вариативности, принцип сочетания инновационности и стабильности, принцип демократичности уклада школы социального воспитания. Данные принципы перекликаются с принципами личностно ориентированного подхода, который, учитывая запросы общества и времени, считаю более приемлемым в своей педагогической деятельности.

На данный момент преподаю английский язык в начальной, средней и старшей школе.


ГРАФИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ КЛЮЕВОЙ И.Д. ЗА ПЕРИОД С 2013-2014 УЧЕБНОГО ГОДА ПО 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (МОЦОКО) В ГРУППАХ КЛЮЕВОЙ И.Д. ЗА 2013-2018 УЧ. ГОДЫ

Протокол проведения контрольной работы в 8-х классах по английскому языку МАОУ «СОШ №2 с УИОП г. Улан-Удэ». 25.11.2015

Классы

Кол-во по списку

Кол-во по факту

Успеваемость

Качество в %

Ср.балл

26

20

100%

55%

3,6б

26

23

100%

69,50%

3,6б

25

24

100%

66,60%

3,7б

ИТОГ                77

67

100%

63,7б

3,6б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...