Модель технологии Тренировочная комната
материал на тему

Мусина Светлана Динаровна

модель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_tehnologii_trenirovochnaya_komnata.docx160.72 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ технологии «Тренировочная комната по обучению сопровождаемому проживанию инвалидов»

(для выпускников Психоневрологического интерната)

Актуальность

Одной из важных и актуальных проблем, стоящих практически перед каждым домом-интернатом, детским домом, психоневрологическим интернатом, является проблема подготовки его выпускников к самостоятельной жизни в социуме.

Вхождение выпускников интернатов, домов-интернатов, детских домов  в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями, такими как, обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие.

Поэтому для обобщения и систематизации знаний, развития навыков практической деятельности в вопросах социальной реабилитации/абилитации инвалидов специалистами учреждений применяются различные технологии. Одной из таких технологий является инновационная технология «Тренировочная комната для людей с особенностями развития».

Тренировочная комната (ТК) – это особая технология, которая создает специальную обучающую среду для социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации граждан с различными видами ограничений жизнедеятельности.    

I. Целевая группа

Дееспособные инвалиды трудоспособного возраста с психическими заболеваниями в стадии стойкой ремиссии.

 

II. Цель и задачи

Цель технологии ТК - создание условий для подготовки к самостоятельной жизни, социальной адаптации получателей социальных услуг (ПСУ) с ограниченными возможностями здоровья и успешной интеграции в общество.

Задачи технологии:

  1. Оборудование ТК (кухонная зона с бытовой электроплитой, раковиной, кухонной мебелью, холодильником, стиральной машиной);
  2. Сформировать/восстановить у ПСУ навыки социально-бытовой ориентированности, самообслуживания;
  3. Выработка навыка распоряжаться денежными средствами, планировать по стоимости покупки, накапливать необходимую денежную сумму;
  4. Закрепление навыков пользования общественным транспортом, посещения магазинов, парикмахерской, оказание себе доврачебной помощи, обращение к врачу.

Формы работы

Формы организаций мероприятий (занятий) могут быть комбинированны-ми, теоретическими, практическими (тренировочными), диагностическими: бесе-да, объяснение, показ, повторение, тренировка, деловая игра, ролевая игра и др.

Формы организации деятельности получателей социальных услуг (индивидуальные, групповые): практическое занятие, игра, тренинг, мозговой штурм, группы взаимоподдержки, обмен опытом, группы восстановления умений, выполнение плана работы и др.

Методы работы (словесные, наглядные, практические)

1.        Управленческие (административные): объяснение, диагностиро-вание, планирование, прогнозирование, инструктирование, информирование, координирование, анализ и др.

2.        Социально-педагогические: наблюдение, объяснение, диалог, расс-каз, иллюстрация, убеждение, внушение, поощрение, формирование перспективы, задание, упражнение, тренировка, повторение, ситуации успеха, ролевая игра, деловая игра, анализ документов, самоанализ, рефлексия и др.

3.        Социально-психологические: консультирование, тестирование, интервьюирование, биологической обратной связи, самоанализ, рефлексия и др.

4.        Социально-медицинские: наблюдение, консультирование, диагностика, объяснение, демонстрация и др.

5.        Исследовательские (опрос, анализ, анкетирование, собеседование), организационные (планирование деятельности, метод решения проблемной ситуации, информирование), практические (разъяснение, выполнение плана деятельности, обмен опытом, поощрение и др.).

III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ  

Тренировочная комната предназначена для получателей социальных услуг, которые соответствуют определенным критериям:  

- группа инвалидности   II, III гр.;

- трудоспособный  возраст;

- дееспособный;

- с легкой степенью умственного нарушения (психическое заболевание в стадии стойкой ремиссии), без поведенческих рецидивов, без необходимости постоянно поддерживать лечение (психофармакотерапия);

- желание участвовать в технологии ТК;

-наличие жилья (возможность после реабилитации/абилитации переезда в жилье);  

-отсутствие медицинских противопоказаний (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 апреля 2015 г. № 216н);

-высокий реабилитационный потенциал ПСУ (наличие способности к обучению).

Для участия в проекте ТК важно пройти через подготовительный этап в психоневрологическом интернате: посещение занятий в кабинете оккупациональной терапии (при необходимости), участие в реализации индивидуальной программы по жизнеустройству в течение года.

1. Этапы реализации программы

1 этап – организационный

-организационно-методические мероприятия по внедрению программы: организационные совещания, технические учебы, круглые столы;

-укрепление материально-технической базы и оснащение тренировочной квартиры;

-диагностика востребованности услуг ТК среди получателей социальных услуг;

-диагностика уровня сформированности социальных навыков у ПСУ целевой группы.

2 этап  - практический

-предоставление услуг по социально-средовой, социально-психологической, трудовой, коммуникативной, социально-культурной реабилитации, социально-бытовой адаптации;

-диагностика: сформированности компетенций ПСУ; уровня психоэмоционального состояния ПСУ;

-контроль качества предоставления социальных услуг;

-проведение корректирующих и предупреждающих действий.

3 этап  - аналитический

-продолжение работы с целевой группой, закрепление положительных результатов;

- анализ результатов программы;

- корректирование ее мероприятий;

-выявление резервов и определение способов оптимизации деятельности.

ТК включена в структуру БУ «Психоневрологический интернат», эргономично оборудованный модуль в кабинете оккупациональной терапии (Блок Д).

Услуги в ТК предоставляются получателям социальных услуг бесплатно и на условиях частичной или полной оплаты в соответствии с законодательством автономного округа.

Курс обучения в ТК может быть разным, в зависимости от потребностей получателей социальных услуг. От 4 месяцев до 1 года. Режим работы ТК - с 8.00 до 17.00. Кадровое обеспечение ТК: 1 социальный работник.

Социальная реабилитация в тренировочной квартире предусматривает работу по 3-м направлениям:

- самообслуживание

- ведение домашнего хозяйства

- социальное взаимодействие.

Получатели социальных услуг обучаются навыкам самообслуживания, составления домашнего бюджета, ведения домашнего хозяйства, осуществления различных платежей (оплаты покупок в магазинах, онлайн-платежи и др.), организации собственного досуга.

2. Эргономические особенности организации ТК

ТК должен представлять собой жилое помещение, соответствующее принципам организации эргономического пространства, так как она может использоваться как среда обитания для инвалидов и граждан с различными ограничениями жизнедеятельности. Она должна быть оснащена различными специальными приспособлениями и оборудованием, адаптированной мебелью, бытовыми приборами и специализированным рабочим местом, отвечающими потребностям инвалидов.

Кухонная мебель, должна быть доступной для лиц с различными ограничениями жизнедеятельности (специально изготовленной мебель, приспособленная для пользования инвалидами-колясочниками), оснащена холодильником, электрической варочной поверхностью, духовым шкафом, стиральной машиной.

Кухонный стол должен иметь регулируемую высоту, что позволяет им пользоваться инвалиду в кресле-коляске или в специальном рабочем кресле (стуле).

Шкафы (напольный, навесной) необходимо оборудовать раздвижными дверцами, удобными широко захватными ручками-рычагами, неглубокими полками, имеющими большую площадь для свободного размещения кухонной утвари: сковородок, кастрюль, тарелок, кружек.

Мойка должна быть оборудована удобными рычажными кранами, оснащена щетками (на присосках) для мытья посуды, приспособлениями для чистки овощей.

Стол обеденный модифицированный необходимо дополнить специальной посудой.

Для всей мебели следует подбирать такие типы фурнитуры, пользование которыми осуществляется простым нажатием. Диапазон высот установки оборудования для инвалидов на кресле-коляске должен находиться в пределах 0,4-1,4 м.

На кухне должны быть:

  • вспомогательные средства для приготовления пищи и напитков (средства для взвешивания и измерения, резки, рубки, чистки продуктов, бытовые электрические машины и др.);
  • вспомогательные средства для ведения домашнего хозяйства (совки, щетки, губки, пылесосы, вакуумные очистители, половые швабры и др.);
  • вспомогательные средства для открывания бутылок, банок, для захвата и удержания, держатели щеток, хваталки;
  • вспомогательные средства для помощи в еде и питье (термосы, чайники, специальные дозаторы сыпучих продуктов, специальные ножевые изделия, специальные кружки и стаканы, чашки и блюдца, подносы, нажимные резаки и др.).

Кухня в ТК Г-образной конфигурации с соблюдением норм «рабочего треугольника» (рабочая поверхность - мойка-электрическая варочная панель) и расположением обеденной группы (стол и стулья) в центре.image14image15image16

Такое расположение позволяет передвигаться по кухне гражданам с различными ограничениями, в том числе и на кресле-коляске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике в 10 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме « Параметры воздуха в классной комнате и оценка его санитарно-гигиенического состояния».

          На предыдущих уроках мы познакомились с основными параметрами состояния идеального газа. Получили уравнение Менделеева – Клапейрона , в котором все макроскопи...

Презентация по технологии "Исследовательская деятельность учащихся при выполнении проекта "Моя комната - мой мир"

В этой презентации представлен проект ученицы на тему "Моя комната-мой мир"...

Проектирование комнаты подростка на ПК средствами программы Презентаций MS PowerPoint в курсе "Технологии ведения дома" 6 класс.

В Презентации представляется методическая разработка  использования  возможностей ПК и стандартного набора программв арсенале школьного компьютерного класса (MS PowerPoint)  – для проек...

Презентация для 5 класса по технологии "Комната для сестрёнки".

Презентация для 5 класса по технологии "Комната для сестрёнки"....

«Применение инновационных педагогических технологий тренировочных занятиях по волейболу как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».

Принимаю участие в инновационной деятельности учреждения и разработал методическую разработку тренировочного занятия по волейболу с использованием инновационных педагогических технологий по теме: &laq...