Участие в инновационной или экспериментальной деятельности
проект по теме

Зубрилина Наталья Анатольевна

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obmen_opyta.doc66.5 КБ
Файл vypusknaya_belevich_a.docx765.63 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МОТИВА

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ

ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

Современный этап развития специального образования в России можно назвать переходным от традиционного обучения к личностно-ориентированному подходу. Основной акцент в системе специального образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умение работать с информацией.

Переход на новый метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых образовательных технологий. Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, определенного ФГОС, использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения.

В соответствии с образовательной программой коррекционной школы – интерната г. Нефтеюганска на период 2012 - 2015 г. нами была разработана и апробирована рабочая программа по предмету «География». Данная программа ориентирована на формирование познавательного мотива у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью посредством применения проектного метода обучения на уроках географии.

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике, что особенно необходимо детям с интеллектуальной недостаточностью.

Использование проектного метода обучения на уроках географии способствует формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью познавательного мотива. География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое  значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор обучающихся об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся. Более того, географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

Проектная деятельность учащихся сориентирована на решение географических задач. Такая деятельность предусматривает процесс планирования, решения и моделирования географической ситуации на определенной территории на основе разнообразных источников информации, общих и специальных умений обучающихся. 

В результате изучения предмета, предусмотренного учебным планом, у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться, адаптироваться в меняющейся жизненной обстановке.

В процессе работы, на уроках географии обучающиеся выполняют все виды проектов (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий). Так как, наиболее простыми в исполнении являются информационные и творческие проекты, то именно с них мы и начинаем знакомство в 6 классе. В начале года ребятам рассказывается о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, этапы работы, как можно оформить результат работы над проектом и предлагается им сделать творческий проект - например, «Сезонные изменения в природе». Обучающиеся должны уяснить что, сезонное изменение - это действие, которое соответствует определенному времени года. Вместе составляем план исследования (приметы осени; изучить как в древности предсказывали погоду; собрать приметы по темам: здоровье, человек, природа; составить «Народный календарь»; смоделировать схему причинно – следственных связей). Готовый проект ребята оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Когда проекты готовы, назначается день защиты и ребята представляют их, и мы вспоминаем пройденный материал. Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения.

Конечно, проект, выполненный шестиклассником не претендует на звание исследовательского, но в процессе работы ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Данный процесс способствует формированию познавательного мотива. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект научно-исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

В старших классах выполняем проекты, которые выбирают школьники по своим интересам: «Происхождение человека», «Стихийные природные явления» и др. Данное научно-практическое направление дополняет и углубляет знания по предмету и происходит приобщение к исследовательской деятельности. Особенно школьников привлекают проекты, связанные с изучением родного края. Старшеклассники с большим желанием оформляют стенды с презентацией проекта «Нефтеюганск – наш город», «Наш край самый красивый», знакомят учащихся младших классов с результатами своей деятельности.

Таким образом, проект является продуктом межпредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.

Нами были разработаны критерии оценивания проектной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Уровень общей успеваемости, по результатам внутриучережденческого контроля составил 100%. Качество обученности школьников с интеллектуальной недостаточностью составляет на протяжении трех лет обучения 45% - 46%- 47% (на примере 8 класса за 2015-2016гг). Использование метода проекта стимулирует познавательную активность, все школьники с интеллектуальной недостаточностью проявляют старательность, заинтересованность при планировании и выполнения заданий.

Таким образом, мы видим, что ожидаемые результаты и  результаты промежуточной диагностики показывают повышение уровня развития познавательного мотива у школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках географии посредством применения проектного метода обучения.



Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Выпускная квалификационная работа

Тема: Технология выращивания перца в закрытом грунте

Выполнила:

Белевич Альбина

обучающаяся 12 класса

Проверила:

учитель Н.А. Зубрилина

2017-2018 учебный год

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..……….... 3

1 Биологические особенности ……………………………………………………..…. 4

2. Технология выращивания перца……………………………………………………  5

2.1. Почва…………………………………………………………………………..……  5

2.2. Выбор сорта перца…………………………………………………………………. 5

2.2. Посев семян на рассаду …………………………………………………………… 5

2.3. Посев семян на рассаду …………………………………………………………… 6

2.4. Уход за рассадой …………………………………………………………………... 7

2.5.Высаживание рассады в грунт ……………………………………………………. 8

2.6.Уход за взрослым растением перца. ……………………………………………… 9

2.7.Защита от болезней и повреждений ……………………………………………....11

Заключение…………………………………………………………………………….. 18

Список используемой литературы и интернет-источники…………………………. 19

Введение

Одной из излюбленных овощных культур, возделываемых в сельском хозяйстве  является культура перца сладкого, содержащего большое количество витамина С, каротина, сахаров, витаминов РР, Вб, В12 и других биологически активных веществ, обладают превосходными кулинарными качествами.Перец

Перец сладкий как поливитаминный продукт применяется в лечебном питании и малокровии, цинге, упадке сил, авитаминоза, возбуждении аппетита, стимуляции пищеварения. Сок перца способствует укреплению ногтей и волос, улучшению работы сальных желез и слезных протоков, в смеси с морковным соком очищает кожу от пятен.

Из плодов перца вырабатывают широкий ассортимент консервов, баклажаны резанные со сладким перцем, перец фаршированный овощами в томатном соусе. Во многих странах из сушёных плодов перца сладкого готовят в больших количествах порошок называемый паприкой и представляющий витаминный концентрат содержащий более 1000мг аскорбиновой кислоты на 100 грамм массы перца. Летучие эфирные масла (0,1-1,2%) на сухое вещество придают плодам перца соответствующий аромат.

Всеми любимый сладкий перец, как и его горькие собратья, родом из Центральной и Южной Америки, из местностей не просто теплых, но близких к экватору. Поэтому изначально весьма неохотно приживался в суровом климате России. Однако, правильная технология выращивания сладкого перца, начиная из южных областей, сделала свое дело.

В перце содержатся витамины А, С, Р, Е, В1, В2, В3, а также различные минералы и микроэлементы.И сейчас без этого вкуснейшего и ценнейшего плода невозможно представить себе стол любого европейца, от болгарина до россиянина.

Действительно, не только вкус и аромат, но и огромное количество полезных компонентов делает этот продукт безусловным лидером среди прочих овощных культур.

Провитамин А, витамины С, Р, Е, В1, В2, В3, микроэлементы, каротин, аскорбиновая кислота, эфирные масла и многие другие полезности сладкого перца заставляют задуматься о том, чтобы наличие на нашем столе этого прекрасного плода не зависело от возможностей рынка или магазина.

Вырастить сладкий перец самому — задача вполне осуществимая. Этим давно занимаются тысячи огородников по всей России. Главное, чтобы выращивание было правильным.

  1. Биологические особенности перцаhttp://chudoogorod.ru/wp-content/uploads/2012/06/perec-gl.jpg

Биологически перец – многолетнее растение, но возделывается обычно как однолетнее. Если на зиму его перенести в теплое помещении, он продолжит свое развитие и плодоношение. Корневая система перца стержневого типа, обильно ветвящаяся, с большим количеством боковых и придаточных корней. Основная масса коней расположена в верхнем слое почвы. Наиболее интенсивно корни растут до начала образования плодов, затем их рост постепенно снижается. На торфянистых тепличных грунтах, а также при пересадке рассады, корневая система перца сильно разветвляется и приближается к мочковатой, располагаясь на глубине 20-30 см. На рост корневой системы также влияет смена микроклимата, влажность почвы, слабая освещенность и другие факторы. Восстановительная способность корневой системы у перца слабая, поэтому рассаду лучше выращивать без пикировки.Стебель перца травянистый, в нижней части происходит одревеснение. Каждый побег заканчивается образованием одного – двух плодов. Два-три побега продолжения образуется из пазух нижележащих листьев. Побеги перца очень хрупкие, поэтому при уходе за растениями и сборе урожая необходимо быть предельно осторожным и стараться не повредить растение. Растения различаются по характеру роста и ветвления стебля. Формы с ограниченным (детерминантным) ростом после образования 2-3 побегов прекращают рост. К ним относятся скороспелые сорта. Формы с неограниченным (индетерминантным) ростом продолжают расти до конца вегетации. В зависимости от особенностей стебля выделяют три формы растений:

  • штамбовые – одностебельные, ветвятся только у вершины главного стебля;
  • полуштамбовые – в нижней части главного стебля образуют 1-3 коротких побега;
  • кустистые — главный стебель ветвиться от самого основания, длина боковых побегов больше половины высоты куста.

Цветки у перца обоеполые, чаще образуют по одному на каждый боковой ветви. Общее число цветков на одном растении за период вегетации достигает 15-100 штук и более. В зависимости от сорта и условий выращивания перец зацветает через 40-60 дней после появления всходов. Цветки раскрываются в первой половине дня: в солнечную погоду — с 6 до 10 часов утра, в –Перец – факультативный (частичный) самоопылитель. Если на вашем участке много насекомых, то часто наблюдается перекрестное опыление растений. Высадка рядом сладких и острых сортов перца приводит к переопылению, а случае попадания пыльцы перца острого на цветок сладкого, вкус плода будет острым. Поэтому совместное выращивание сладких и острых сортов нежелательно.Плод перца 2-3-гнездная ложная ягода, которая состоит из околоплодника (мякоти) и разросшейся плаценты с семенами. Форма плода самая разнообразная: шаровидная, конусовидная, кубовидная, призмовидная. Масса плода изменяется в пределах от 0,5 до 150-200г и более. Длина плода варьирует от 1 до 30 см, диаметр может достигать 10-11 см. Окраска плодов перца самая разнообразная: в фазе технической спелости она бывает светло-зеленая, зеленая, темно-зеленая, молочно-белая, фиолетовая, в фазе биологической спелости –красная(с различными оттенками), желтая, оранжевая, коричневая. Семена плоскоокруглые, вытянутые, светло-желтые. Диаметр от 0,18 до 0,4 см и более, масса 100 штук семян от 4 до 6г. Семена сохраняют всхожесть 2-3 года.

2.Технология выращивания перца

2.1. Почва.

Перец особенно требователен к структуре и плодородию почвы. Он хорошо растет и плодоносит на легких, обладающих хорошей структурой почвах, богатых гумусом, содержащих питательные вещества в легко­доступной форме. Поэтому на малоплодородных почвах всегда практикуют обильное внесение органических и минеральных удобрений. Растения перца очень быстро и сильно реагируют на удобрение.Перец очень плохо растёт и плодоносит на тяжелых глинистых холодных почвах с высоким уровнем грунтовых вод. До начала плодообразования, когда корневая система еще недостаточно мощная, перец нуждается в повышенных дозах фосфорных удобрений, ускоряющих развитие и формирование генеративных органов, а также рост и развитие корневой системы.Наибольшая требовательность к азоту проявляется в период до цветения и при формировании и созревании плодов, когда в случае недостатка этого элемента питания наблюдается отмирание нижних листьев.Критический период в потреблении калия — от завязывания плодов и до конца их созревания. Растение перца относительно равномерно нуждается в кальции на протяжении всей жизни.К магнию перец требователен практически в течение всей вегетации. Сильный дефицит этого элемента в почве вызывает отмирание листьев и в конечном итоге снижение урожая и ухудшение его качества.

2.2. Выбор сорта перца

В советские 80-е годы основным поставщиком сладкого перца была Болгария, поэтому и называли его болгарским. В отечественном сельском хозяйстве эта культура была представлена в основном молдавским сортом Гогошары. Плоды этого перца были небольшие, зеленые и не слишком вкусные, но семена на рынке можно было легко купить.Со временем, благодаря стремительно растущей популярности сладкого перца, многообразие сортов значительно увеличилось и стало доступным для широких масс огородников.

Любой уважающий себя огородник имел на своем участке целый набор перцев: от низкорослого «Вини-Пуха» с крупными мясистыми плодами до трехъярусного «Здоровья» с мелкими, но многочисленными перчиками. Сюда же входили: «Подарок Молдовы» — приносящий стабильный и обильный урожай очень сладких плодов, «Калифорнийское чудо» — имеющий темно-красные перцы огромных размеров, «Ласточка», «Нежность», «Мираж» — чьи плоды можно снимать и заготавливать на зиму, не дожидаясь полного созревания.

Усилиями селекционеров явились на свет новые поколения сортов сладкого перца: «Галатея», «Пигмалион», «Звезда Востока», «Ромео и Джульетта», «Сладкий банан» и другие.Для употребления перца в свежем виде идеально подходят толстостенные и крупноплодные сорта: «Вини-Пух», «Подарок Молдовы», «Калифорнийское чудо». Для разнообразной консервации рекомендуются сорта более мелкие: «Тополин», «Снегирек», «Купец».Плоды новых сортов, таких как «Князь Игорь», «Галатея», «Сладкий банан» и других из этой серии, нельзя перерабатывать недозрелыми.Для выращивания в стеклянных и пленочных теплицах предназначены такие «молодые» сорта, как: «Пламенный», «Белая ночь», «Питон», «Веснушка». На открытом грунте и в пленочных укрытиях отлично приживаются: «Добряк», «Леро», «Флорида». Все эти перцы очень неприхотливы и гарантируют неплохой урожай даже в условиях севера, при пониженном режиме температуры и питания.

Для проведения практической работы мы выбрали сорт перца  «Питон». Гибрид как сладкий и интенсивно плодоносящий. Перчик сорта Питон внешне очень похож на острый перец, но имеет сладкую мякоть.Перец раннеспелый, от появления всходов до плодоношения проходит около 115 — 125 дней. Высота полураскидистого среднеоблиственного растения доходит до 1,4 м. Форма плодов — хоботовидная, их длина — до 27 см, средняя масса — 60 г. Стенки толщиной всего в 3 мм. Окраска плодов сначала зелёная, затем красная. Плоды вкусные, имеющие почти такой же аромат, как у других сладких перцев. В них абсолютно нет горечи. Их можно употреблять в любой фазе зрелости как свежими, так и для приготовления блюд Недостатком считается тонкий слой мякоти и плотное наполнение плода семенами. Они мягкие у зелёных плодов и немного более жёсткие у красных. Перец, как и другие культуры семейства пасленовых, выращивается через рассаду.Перец "Питон"

2.3. Посев семян на рассаду

Сладкий перец — культура теплолюбивая, поэтому технология выращивания перца для гарантированного вызревания плодов предусматривает рассадный способ. Семена сладкого перца сохраняют способность к всхожести 3-4 года. Когда закладывать семена для получения рассады? Это предопределяется датой ее предполагаемой высадки в грунт. Обычно всходы сладкого перца появляются на 7-17 день. Высаживать рассаду необходимо в фазе бутонизации, это обязательное условие для получения раннего урожая. Время прихода в эту фазу от появления первого ростка у разных сортов сладкого перца составляет от 60 до 70 дней. Учитывая все это, дата посева семян, исходя из будущих условий произрастания сладкого перца, может быть определена: для зимних теплиц — в самом начале декабря, для теплиц весенних с обогревом — это февраль, для весенних теплиц без обогрева — март, для высаживания в открытый грунт — конец марта-начало апреля. Подготовку семян перца  к посадке на рассаду мы начали 5 февраля 2017-2018 учебного года.

В смесь добавляются (из расчета на 10 л): Для выбраковки опустили семена в слабый раствор поваренной соли. Те, что всплыли на поверхность — нежизнеспособны. Оставшиеся семена хорошо промыли водой, разложили на влажную материю из хлопка и оставили на сутки, периодически сбрызгивая из распылителя. Перед непосредственной высадкой, семена предварительно, на 24 часа, вымочили в растворе эпина. 1.        Рекомендуемый состав грунта:

50% — торф, 20% — дерен, 30% — перепревший навоз с опилками.

2.        30% — верховой торф, 10% — песок, 60% — низинный торф.

3.        60% — торф, 25% — перепревший навоз с опилками, 5% — песок, 10% — дерен.

Для нейтрализации кислотности используется известь, доломитовая мука: из расчета — 2 ст. ложки на 1 ведро грунта. Может быть использована древесная зола пол стакана на ведро,

•        суперфосфат — 10 г;

•        сернокислый калий — 8 г;

•        аммиачная селитра или мочевина — 6 г;

•        микроэлементы.

Подготовленные семена закладывали в горшочки с грунтом и торфяные горшочки. Глубина закладки — 1 см. Сверху засыпали питательной смесью и немного уплотняли. Горшочки накрывали полиэтиленовой пленкой и убирали в место с постоянной температурой 23-27°С.После появления ростков пленку убирали, а температуру понизили до 16-18°С.

  1. Уход за рассадой.

При приобретении семян дорогих заграничных сортов следует учитывать, что эти семена, как правило, долго хранятся, прежде чем попасть на наш рынок.

Рассада болезненно переносят недостаток и избыток влаги. Поэтому поливать растения необходимо часто, но не слишком обильно. Достаточно 3-5 л воды на 1 м². Влажность почвы должна поддерживаться в пределах 70-85 %. Для полива необходимо использовать только теплую воду.Лучше всего поливать растения прямо под корень, полив дождеванием не годится. Время для полива стоит выбирать утреннее.После полива растения почву под кустиками необходимо осторожно разрыхлить.Оптимальный температурный режим для хорошего роста саженцев: днем — 25-28°С, ночью — 18-20°С. Почва должна быть не менее 20-22°С.Саженцы сладкого перца не любят как недостатка, так и избытка влаги, поэтому необходимо поддерживать оптимальный режим полива. Грунт в горшочках должен быть постоянно влажным, но не залитым.

Сладкий перец не любит пикировку. Опытные огородники советуют: саженцы необходимо пересаживать из малой емкости с землей в более просторную методом перевалки, то есть с комочком земли, не нарушая корневую систему.

Саженцам сладкого перца до 60-ти дней не требуется дополнительнаядосветка, их вполне «устраивает» короткий световой день.

Молодые растения сладкого перца очень «любят покушать». Поэтому, уже начиная с появления пары листьев, необходимо использовать подкормку. Это может быть раствор из 10 г селитры аммиачной, полтаблетки микроудобрений, 30 г суперфосфата и 15 г калия сернокислого на 10 л воды. Осуществляется подкормка в 3 приема. Интервал — 10-12 дней.

Передерживать рассаду не рекомендуется. Если высеять семена слишком рано, то растения в горшках перерастают, у них начинается завязь нижних плодов. Это приводит к истощению «молодых организмов», поэтому в дальнейшем, при пересадке в грунт, растения хуже приживаются и медленнее плодоносят.

Уход за рассадой проходил в соответствие с изученной технологией.

  1. Высаживание рассады в грунт

Готовить рассаду к высадке в грунт начинают за 2-3 недели. Молодые побеги «закаливают»: ужесточается температурный режим (днем — 20-22°С, ночью — 16-18°С). Кроме того, ограничивают полив.Перед самой посадкой саженцы, наоборот, поливаются обильно.При пересадке в грунт качественная рассада должна быть в фазе бутонизации, то есть иметь формирующиеся цветовые бутоны. Стебель должен быть крепким и достаточно высоким, не менее 20 см, с 6-10 листьями.Высаживая рассаду в грунт, необходимо учитывать, что при температуре воздуха ниже 15-13°С рост растений значительно замедляется, а при 10°С и ниже — прекращается совсем. Поэтому важно сразу обеспечить температурную защиту саженцев, используя пленочное укрытие.Опытные огородники советуют высаживать рассаду сладкого перца в грунт во второй половине дня.Почвы для сладкого перца должны быть песчано-глинистыми, рыхлыми, содержащие в себе минеральные удобрения.Саженцы сладкого перца высаживаются на ровную грядку. Расстояние между стеблями растений в ряду — 30-40 см, между рядами должно быть не менее 50 см, для комфортного доступа к растениям.

В теплицах без обогрева и открытом грунте саженцы высаживаются с густотой 5 растений на 1 м², в теплицах с обогревом густота может быть меньше — 3-5 растений на 1 м².

Внимание! У сладкого перца на стебле не образовываются дополнительные корни, поэтому окучивать при посадке стебель не следует.

Выбирая место для выращивания сладкого перца, можно использовать грядку из-под огурцов, моркови, капусты или лука.Не следует размещать рядом со сладким перцем картофель и помидоры. И уж совсем противопоказано высаживать неподалеку от сладкого перца саженцы его острого собрата. Иначе, в результате переопыления, вместо сладкого перца получится новый сорт горького.

Необходимо помнить, что сладкий перец очень любит не только тепло, но и солнечный свет. Идеальным вариантом выращивания сладкого перца является нахождение растений на солнце полный световой день.Для обеспечения нормальной теплоты грунта необходимо обеспечить подпочвенный обогрев. Если это невозможно, можно на 30-50 см приподнять грядки. Необходимо продумать защиту грядок от сильного ветра и сквозняков, которых сладкий перец совершенно не выносит.

На этапе моей практической работы пересадку перца  провела в соответствие с изученными рекомендациями.

  1. Уход за взрослым растением перца.

Первые несколько дней после посадки перец выглядит слегка вялым, его рост замедляется. Но после укоренения и акклиматизации, растение формирует мощный стебель. При этом он нуждается в регулярном уходе, который заключается в своевременном поливе и в прополке грунта вокруг стебля.У пересаженных перцев весьма хороший аппетит. Со временем он только увеличивается. Поэтому подкормка растений актуальна на протяжении всего времени их роста. Питанием для сладкого перца являются органические удобрения. Первый раз перцы подкармливаются через 10-12 дней после высаживания в грунт. Начиная с 14-15 дня, подкормка проводится 4-5 раз в неделю.Лучше всего использовать подкормки поочередно. Период бутонизации требует увеличения азотных удобрений, период плодообразования — фосфорных.Во время вегетации очень эффективны подкормки раствором кальциевой селитры с концентрацией 0,2 %, которые повышают содержание в почве кальция. Это предотвращает процесс вершинного гниения плодов. Производится такая подкормка некорневым способом.На фото - полив болгарского перца, our-villa.ru

Признаки недостатка минеральных веществ

1.        Если листья перцев скручиваются, а их края засыхают, это говорит о недостатке калия.

2.        Матовость и серый оттенок листьев указывают, что перец надо подкормить азотными удобрениями.

3.        При дефиците фосфора листья снизу приобретают фиолетовый цвет, они направлены вверх, более плотно прижимаясь к стеблю.

4.        Мраморные крапинки на листве говорит о недостатке магния.

5.        Если в почве избыток азота, перец начнёт сбрасывать листья и завязь.Фото серой гнили болгарского перца, ogorodsadovod.com

Растения сладкого перца обязательно подвергаются формировке. В теплицах с обогревом штамб обрабатывается следующим образом: удаляются боковые побеги, пасынки, листья до первого разветвления, в котором удаляется коронный цветок. Остается 2 скелетных побега.По мере роста стеблей, при каждом новом разветвлении, сильный побег оставляется для продолжения роста, а слабый прищипывается. Стебли подвязываются к шпалере, каждый — отдельно. Подвязанные стебли подкручиваются регулярно. Примерно за 6 недель до конца вегетационного периода у всех скелетных побегов прищипываются верхушки.В период вегетации растениям несколько раз производится обрезка: удаляются затененные ветви снизу от главной развилки. Обычно это делается 1-2 раза в неделю, после уборки созревших плодов. При этом производится обработка почвы. Все это значительно ускоряет завязь новых плодов.

Цветки сладкого перца способны как к перекрестному, так и самоопылению. Пыльца их достаточно тяжелая, поэтому переносится в основном насекомыми. Чтобы «помочь» перцам опылиться, в теплицах, где количество насекомых невелико, необходимо периодически несильно встряхивать шпалеру.Вид перца с дефицитом минеральных веществ

После того как стебель перца достигнет высоты 25–30 см, его верхушку защипывают. Это способствует развитию боковых побегов. Из них оставляют несколько первых, а остальные удаляют.Удаляют центральный цветок, стимулируя более обильное цветение и завязывание плодов.

  1. Защита от болезней и повреждений

Сладкий перец, как и другие растения, подвержен различным заболеваниям.Необходимо обезопасить растения от возможных болезней, иначе на хороший урожай рассчитывать не приходится.На фото - солнечные ожоги перца, floweryvale.ru

 Неплохо зарекомендовали себя такие профилактические препараты, как «Триходермин» и «Алирин», раствором которых рекомендуется поливать растения под корень, согласно инструкции применения.В качестве профилактического средства от вирусных заболеваний растений, применяется простое, доступное и безопасное средство — обезжиренное молоко, которым рекомендуется обрабатывать сладкий перец в период вегетации, особенно в первой его половине.Чтобы защитить перец от сорняков и сохранять влагу в открытом грунте, необходимо предварительно замульчировать почву темной пленкой.Для защиты растений от ветра на открытой местности можно чередовать перец с кукурузой или бобовыми культурами.

 Болезни перца и защита от них

Наиболее распространенными и вредоносными болезнями перца в стране являются: инфекционное увядание, столбур, макроспориоз, бактериальная пятнистость, вирусные болезни и др. Вирусные болезни, особенно мозаика перца – широко распространены в открытом и закрытом грунте.

ВТМ – вирус табачной мозаики.

Заражение ВТМ наиболее заметно в ювелирный период развития растений. Наблюдается меньшее число закладываемых порядков ветвления, зачатки цветков у вирусных растений мельче. Количество плодов меньше, чем у здоровых. К концу вегетации высота растений, пораженных ВТМ, составляет 60 – 70 % в сравнении со здоровыми, а общая площадь листьев у больных растений уменьшается в 2 раза.

На листовой пластинке можно видеть симптомы заражения: от слабой мозаики до сильной желто – зеленой мозаичности. Часто появляются хлорозно - некрозные пятна. В случае сильного заражения наблюдается и некроз стебля, который может привести к гибели растений чувствительных сортов. На плодах болезнь проявляется в виде продолговатых отмерших тканей и деформаций. Плоды зараженных растений мелкие. Всхожесть семян с растений, пораженных ВТМ, на 30 % ниже, чем со здоровых растений. Распространение вируса происходит механическим путем через семена.

Меры борьбы:

Уничтожение источников заражения: дезинфекция почвы, уничтожение сорных растений, дезинфекция оборудования и средств производства. Протравливание семян перед посевом. Браковка и уничтожение больных растений.

Черная бактериальная пятнистость перца.

На листьях сначала появляются темно – зеленые, потом бледно – бурые водянистые пятна круглой или звездчатой формы с темно – бурой кромкой. Середина пятен позже засыхает, становится белой, часто разрывается. Больные растения сбрасывают листья, оголяются и отстают в развитии. Характерная пятнистость может появиться и на стебле. Возбудитель распространяется семенами и почвой. Он проникает через дыхательные отверстия в листья, через раны – в плоды. Для эпидемии нужна теплая, дождливая погода.

Меры борьбы:

Строгое соблюдение севооборота. Уборка и уничтожение растительных остатков. Дезинфекция грунта. Предпосевная обработка семян.

Слизистый бактериоз перца.

На плоде со стороны чашелистика появляется светло-бурая мокрая гниль, которая быстро переходит и на здоровые ткани. Кожица плода остается целой, внутренняя мясистая ткань расплывается. Жидкость из распавшихся тканей собирается в нижней части плода. Зараженный плод отделяется от плодоножки. Молодые плоды опадают вместе с плодоножкой. В случае сильного заражения болезнь переходит на стебель. Возбудитель болезни зимует в зараженной почве. Заражение происходит только через повреждения. С упавших, гнилых плодов болезнь переносится водой и насекомыми.

Меры борьбы:

Соблюдение севооборота. Уборка и уничтожение больных плодов и остатков растений. Дезинфекция грунта.

Черная плесень перца (гогошаров).

Плоды снаружи обычно не имеют симптомов поражения, только на разрезе видно, что плод покрыт серовато – черным плесневым слоем. Семяносцы и семена темно – бурые от гнили. Внутренняя стенка плода покрывается черными пятнами и в более развитой стадии болезни начинает загнивать. Переносится болезнь семенами и растительными остатками.

Меры борьбы:Соблюдение севооборота. Уборка и уничтожение больных плодов и остатков растений. Протравление семян перед посевом.

Серая гниль (ботритис).

Паразитирует на всех частях растений в любое время года. На ослабленных растениях и, прежде всего на отмерших его частях развиваются сероватые пятна, которые потом становятся темно – серыми, покрытыми спорами. Споры быстро распространяются воздушными потоками и при уходе за растениями. Созревшие плоды особенно быстро и сильно поражаются грибом. Сначала появляются беловатые крупные пятна, приобретающие затем коричневато – черную окраску с красновато – коричневыми краями. Благоприятными условиями для развития болезни являются относительная влажность (90%) и температура воздуха (+ 25 – 20ºС), рассеянный свет. Поэтому серая гниль наиболее вредоносна в загущенных посадках, особенно под пленочными укрытиями, а также при хранении плодов.

Меры борьбы:

Соблюдение севооборота. Оптимальная густота стояния растений и оптимальная влажность воздуха в теплицах. Удаление и уничтожение зараженных растений и плодов.

Фитофтороз

Фитофтороз - самое вредоносное заболевание, причиняет ущерб перцу в защищенном грунте и открытом грунте. Поражает зеленые плоды, листья и стебли. Первоначально появляется на листьях картофеля, а потом инфекция переходит на перец. На нижней стороне листьев образуется беловатый налет, на верхней стороне несколько позднее появляются бурые пятна. На плодах образуются подкожные бурые расплывчатые пятна, которые увеличиваются в размерах и охватывают весь плод. Пораженный плод становиться твердым, с развитием болезни размягчается. Развитие болезни продолжается и при дозаривании плодов. Фитофтороз особенно сильно распространяется в дождливую погоду и при колебании ночных и дневных температур (появляется роса). Возбудитель болезни сохраняется в клубнях картофеля и в растительных остатках перца. Споры при наличии мелких капелек влаги прорастают в течение 4 – 5 ч; влажность воздуха ниже 75 %; температура воздуха + 13 – 18ºС.

Меры борьбы:

Соблюдать севооборот с размещением перца на полях, удаленных от картофеля. Посев проводить только продезинфицированными семенами. Опрыскивать растения фунгицидами при обнаружении первых признаков болезни, повторно при благоприятных для развития патогенна условиях.

Столбур (столбурное увядание).

Возбудитель заболевания – микоплазмоподобные организмы. Листья приобретают хлоротичность, гофрированность, мельчают, закручиваются вверх, увядают и опадают. Междоузлия укорачиваются, поэтому растения выглядят низкорослыми. Плоды мелкие, жесткие. На корнях столбурных растений образуются трещины, внутренние ткани древесневеют и приобретают коричневый цвет, наблюдаются стойкие признаки увядания. Растения приобретают хлоротичную окраску и засыхают.

Меры борьбы:

Соблюдение севооборота, пространственная изоляция между пасленовыми культурами. Уничтожение больных растений и сорняков.

Вершинная гниль плодов

Физиологическое (неинфекционное) заболевание, чаще всего поражающее плоды перца в теплицах. На поле встречается редко и только в голы с сухим летом и на легких песчаных почвах.развивается при неблагоприятных для роста растений условиях – высокой температуре, недостатке влаги и питательных веществ, особенно кальция. Поражаются только зеленые плоды, которые затем быстро созревают. На вершине плода или вблизи нее появляется небольшое водянистое пятно, затем оно быстро увеличивается в размере, темнеет, иногда охватывает половину плода. Пораженная вершина плода становиться сухой, покрывается темным налетом. В некоторых случаях внешне болезнь не проявляется, лишь на срезе плода обнаруживается побурение внутренних органов. Вторая форма - бактериальная. На вершине плода появляется водянистее, затем буреющее пятно. Пораженная ткань размягчается и загнивает. Плод превращается в бурую, бесструктурную массу со специфическим запахом. Развивается в жаркую погоду.

Меры борьбы:

Очень важно соблюдение севооборота. Перец можно возвращать на прежнее место не ранее, чем через три года. Перед посевом семена обрабатывают 0,2 %-ным раствором медного купороса или 0,5 %-ным марганцовокислого калия. Семена в этих растворах выдерживают в течение 24 часов, просушивают и протравливают препаратом ТМТД или фентиурамом и высевают. Со временем образования плодов регулярный, но умеренный полив растений и хорошая вентиляция в теплице. Регулярные поливы в период завязывания и роста плодов.

Вертициллезное увядание.

Проявляется в трех формах: отдельные участки листьев приобретают светло – зеленую окраску и постепенно теряют тургор, пораженная ткань буреет и листья опадают; при второй форме пораженные растения постепенно увядают, но листья не теряют окраски, края у них частично закручиваются вверх; третья форма увядания выражается в скоротечной гибели всего растения, при этом оно буреет и усыхает. Общим признаком для всех форм увядания является побурение сосудов, которые обнаруживаются при косом срезе стебля. Вредоносность болезней увядания очень высокая – потери урожая достигают 45 %.

Меры борьбы:

Севооборот, правильная агротехника, удаление больных растений и послеуборочных остатков, дезинфекция почвы.

Антракноз.

Корни растений покрываются бурыми пятнами. На листьях появляются желтоватые пятна, а на плодах, в первую очередь соприкасающихся с почвой, крупные коричневые пятна. В центре пятен нередко образуются желтовато-розовые споры. Антракноз причиняет ущерб особенно в сырую погоду и при хранении плодов.

Меры борьбы:

Дезинфекция тепличного грунта. Уничтожение больных растений. Агротехнические мероприятия, способствующие лучшему росту и развитию растений, а также образованию дополнительных корней.

Вредные насекомые и защита от них

Колорадский жук

Повреждает листья, реже черешки, стебли и цветки перца. На листьях выедает дыры, иногда объедает их полностью. Жук размером 9 – 12 мм, яйцевидной формы, сверху выпуклой, окраска желто – бурая, на подкрыльях 10 черных полос. Зимуют жуки в почве на глубине 15 – 23 см. В конце мая – начале июня жуки покидают места зимовки. Взрослые жуки могут жить 12 – 14 месяцев. В теплые солнечные дни способны перелетать на расстояние до 10 км. Личинки очень прожорливы. 10 личинок на одном кусте могут уничтожить 10 – 20 % листовой поверхности. В зависимости от климатических условий в год развивается одно – два поколения вредителя.

Меры борьбы:

Глубокая вспашка осенью; ручной сбор с последующим уничтожением; опрыскивание инсектицидами в период вегетации. Первую обработку проводят в период массового выхода перезимовавших жуков, вторую - при появлении личинок.

Оранжерейная, или персиковая тля.

Мелкое (0,3 – 0,6мм) сосущее насекомое темно – или светло – зеленой окраски. Живет на нижней стороне листа, питается соком растений. Особенно быстро размножается в тепличных условиях. В средней и северной зонах преимущественно вредит в теплицах. Заселяет листья и побеги, цветки и стебли растений перца. В результате повреждений листья скручиваются, замедляется рост растений, плоды недоразвиваются. Тля является переносчиком вирусных болезней.

Меры борьбы:

Уничтожение сорняков вокруг теплиц и парников. При появлении тли растения опрыскивают ядохимикатами. Эффективен биологический метод борьбы. В этих целях используют хищника тли – галлицу, афидимизу. Раскладывают 1 – 3 кокона на 1 м2 2 – 3 раза с 2 – 4 –недельным интервалом.

Клещи

Паутинный и ржавый (бурый) клещи встречаются большими колониями, заселяют листья и плоды перца. Листья приобретают бронзовый цвет и засыхают, а на плодах образуется пробковая ткань, кожура трескается. В условиях теплицы при низкой влажности воздуха скапливаются на нижней поверхности листа.

Меры борьбы:

Термическая обработка грунта. Опрыскивание ядохимикатами. Эффективен биологический метод (использование хищного клеща фитосейулюса).

Белокрылка

Мелкое (1 – 2 мм), быстро летающее насекомое белого цвета. Поражает почти все виды растений в защищенном грунте. Вредят растениям личинки, нимфы и взрослые особи, питающиеся их соком. На липких веществах, которые они выделяют, развиваются сажистые грибы. В защищенном грунте дает 10 – 12 поколений. Отродившиеся личинки присасываются к нижней стороне листа.

Меры борьбы:

Дезинфекция теплиц после последнего сбора плодов; не высаживать зараженную рассаду или другие растения; не заносить на одежде, инвентаре; химические меры борьбы (актелик, амбуш, изотрин), эффективен биологический метод (ашерсония, энкарзия),

Совки (огородная, хлопковая, подгрызающая и др.)

Поражают растение гусеницы, которые объедают листья, стебли и даже плоды. Поврежденные растения перца внезапно увядают и засыхают. Чаще причиняет вред в открытом грунте. Гусеницы живут и питаются на растениях 15 – 20 дней. В средней полосе повреждения гусеницами стеблей перца отмечается в начале – середине июня, обычно вскоре после высадки растений в грунт.

Меры борьбы:

Подкормка растений минеральными удобрениями, окучивание растений возможно выше, присыпая землю к стеблям; уничтожение сорняков; осенняя и весенняя перекопка участка. Может быть применен биологический метод путем выпуска трихограммы в количестве до 100 тыс. шт. на 1 га.

Слизни голые.

Наносят вред растениям в пленочных парниках, где грунт, слишком увлаженный, в открытом грунте во влажные годы повреждают растения перца. Слизни выедают в листьях и плодах крупные дыры, иногда съедая их целиком. Наиболее активны слизни вечером и ночью.

Меры борьбы:

Хорошо проветривать парники, не Переувлажнять грунт. Уничтожать на участке сорняки и послеуборочные остатки. Не размещать перец вблизи земляники. Опылять почву известью в смеси с табачной пылью.

Заключение

Посадка и уход за перцем включают в себя несколько простых процедур, тщательное и аккуратное выполнение которых позволит получить хороший урожай.

В первую очередь нужно получить рассаду перца. Ее можно вырастить самостоятельно из семян или купить в садоводческом магазине уже взрослую и окрепшую рассаду. В первом случае, о выращивании растения следует задуматься заблаговременно, что бы рассада достигла нужных размеров к моменту высадки в открытый грунт. Второй способ более легкий и быстрый. К тому же, покупая уже готовую рассаду, вы обезопасите себя от лишних переживаний по поводу всхожести семян.

После посадки молодых ростков перцу нужно обеспечить хороший полив. Следите за температурой воды, она должны быть теплой. Если вы будете использовать для полива растения холодную воду, то вероятнее всего что перец даст урожай позднее ожидаемых сроков. Во время особенно жаркой погоды перец следует поливать чаще.

Посадка и уход за перцем не возможны без благоприятных погодных условий. При низких температурах растение медленно растет, а высокая температура пагубно влияет на молодые цветки и завязи растения, которые попросту опадают.

Перец нуждается в подкормке, которую следует проводить несколько раз за время роста, особенно важно это делать когда на перце образуются цветы. В качестве удобрений для перца отлично подходит мочевина и навозная жижа.

В течение всего роста перца необходимо разрыхлять хорошо подсохшую землю у основания растения. Так же к основной почве можно подсыпать дополнительную почвенную смесь.

Литература и интернет-источники:

  1. Большая книга садовода и огородника (О. Ганичкина) [2007, Справочное пособие, PDF);

  1. Библия садовода и огородника (Дэвид Г. Хессайон) [2014, Сад и огород» энциклопедический словарь издательство Эксмо 2010 г.;

  1. Толковый словарь садовода-любителя. Основные термины  И. И. Муронец, Е. М. Муронец, [2005, «АСТ, Астрель, Ермак», г.Издательство Москва;

  1. http://chudoogorod.ru/ogorod/biologicheskie-osobennosti-perca.html

  1. http://sadyrad.ru/sitemap.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в инновационной и экспериментальной деятельности

В разделе представлены документы, подтверждающие участие педагога в инновационной и экспериментальной деятельности, в апробации новых оценочных моделей....

Участие в инновационной и экспериментальной деятельности

В разделе представлены документы, подтверждающие участие в инновационной деятельности....

Участие в инновационной или экспериментальной деятельности

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу шко...

Участие в инновационной и экспериментальной деятельности

В разделе представлены документы, подтверждающие участие педагога в инновационной и экспериментальной деятельности на базе МБОУ СОШ №4 г.Ханты-МансийскаПроект Банка России «Обучение основам фина...

Участие в инновационной или экспериментальной деятельности

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу шко...

Участие в инновационной или экспериментальной деятельности

Инновационная деятельность связана с использованием современных образовательных технологий (проектные, здоровьесберегающие, игровые, карточки PECS, обучение глобальному чтению, СУ-Джок терапия, сказка...